СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по теме "Клеточное ядро. Наследственный аппарат клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка комбинированного урока по теме "Клеточное ядро. Наследственный аппарат клетки"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по теме "Клеточное ядро. Наследственный аппарат клетки"»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



Учебно-методическая разработка занятия


Учебная дисциплина «Биология»


Тема «Клеточное ядро. Наследственный аппарат клетки. Строение и функции хромосом»


Тип занятия: комбинированный урок


Курс: 1


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело


Количество учебных часов: 2


1. Актуальность темы

В связи с тем, что в структуре общей заболеваемости в настоящее время на первый план выступают наследственные болезни, возрастает роль и значение биологических знаний, изучающих явление наследственности.

Изучение хромосом и кариотипа в целом необходимо в будущем для правильного понимания и усвоения курса генетики человека с основами медицинской генетики. Без знания нормального кариотипа человека нельзя правильно представить себе хромосомные и геномные мутации, возникновение наследственных болезней.


2. Цели занятия

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

- строение ядерного аппарата эукариот;

- особенности организации наследственного вещества в клетках человека;

- химический состав хромосом;

- строение хромосом. Типы и виды хромосом.

Уметь:

- владеть терминологией темы;

- идентифицировать хромосомы в метафазной пластинке;

- анализировать, оценивать и обобщать сведения.

б) Развивающие цели:

- развитие познавательных способностей и активности студентов;

- формировать у студентов приёмы самостоятельного изучения нового материала.

в) Воспитательная:

- способствовать развитию творческого отношения к профессиональной деятельности.


2.1 Формирование общих компетенций: ОК 1- ОК 9; ОК 13

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.


3. Содержание темы занятия

План

1. Структурные компоненты клеточного ядра;

2. Особенности строения ядерной оболочки;

3. Ядрышки, их значение;

4. Хроматин, его значение;

5. Химический состав хромосом;

6. Уровень организации наследственного материала эукариот;

7. Денверская и парижская классификации хромосом;

8. Структура и типы метафазных хромосом;

9. Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение;

10. Понятие о кариотипе, гомологичных хромосомах, аутосомах, половых хромосомах;

11. Кариотип человека, его характеристика.

4. Организационно-деятельностная структура занятия


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала

2. Проверка домашнего задания







3. Постановка учебных целей и мотивация занятия.


Проверяют готовность рабочего места к занятию.


Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «Строение клетки»




Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.



Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.

Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление проблем через организацию индивидуального письменного опроса по карточкам. Фронтальный опрос.

Оценивание результата.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.










Презентация по теме занятия (Приложение 2).

Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»


3'



15'- 20'


II

Основной этап

План изложения теоретического материала:

- Структурные компоненты клеточного ядра;

- Особенности строения ядерной оболочки;

- Ядрышки, их значение;

- Хроматин, его значение;

- Химический состав хромосом;

- Уровень организации наследственного материала эукариот;

- Структура и типы метафазных хромосом;

- Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение;

- Понятие о кариотипе, гомологичных хромосомах, аутосомах, половых хромосомах;

- Кариотип человека, его характеристика;

- Денверская и парижская классификации хромосом.








Делают обоснование по заданным вопросам.


Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.





Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради




Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Координация и оценка рассуждений обучающихся.


Обеспечивает закрепление полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.

Слайд «Структурно-логическая схема строение ядра»

Слайды: «Наследственный аппарат клетки»;

«Химический состав хромосом»;

«Уровни спирализации хроматина»;

«Хромосомы –

носители наследственной информации»;

«Строение хромосом»;

«Типы хромосом. (Денверская классификация)

различают по расположению центромеры»;

«Парижская классификация хромосом (дифференциальная окраска)»;

«Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом»;

«Клетки, отличающиеся по набору хромосом»;

«Виды хромосом»;

«Кариотип человека».

60'




















III

Заключительный этап
1. Резюме урока, общие выводы

2. Контроль усвоения знаний


3. Рефлексия результатов обучения:
- подведение итогов занятия:
- ответы на возможные
вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся.

4.Домашнее задание.

5.Задание к самостоятельной работе




Отвечают на вопросы конечного уровня знаний.








Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.





Организует работу по закреплению первичных знаний.
Проведение фронтального опроса по изученной теме.

Оценивание ответов.


Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

Проводит инструктаж по самостоятельной работе.

Объявляет задания.


Вопросы конечного уровня знаний (прилагаются).








Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.];

Самостоятельная работа:

1. Составить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра». «Охарактеризовать виды хромосом».

2. Заполнение словаря биологических терминов.

5'




1-3'

5. Конспект изучаемой темы (прилагается)


6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) карточки с биологическим диктантом;

Б) карточки с индивидуальными заданиями.

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- Назовите вещества, входящие в состав хромосом?

- Сколько половых хромосом содержится в хромосомном наборе человека?

- Какое число хромосом в кариотипе женщины?

- Что такое гаплоидный и диплоидный набор хромосом?

- Развитие, каких признаков контролируют половые хромосомы, аутосомы?

б) иллюстрированный материал:

Слайд «Структурно-логическая схема строение ядра».

Слайды: «Наследственный аппарат клетки»;

«Химический состав хромосом»;

«Уровни спирализации хроматина»;

«Хромосомы – носители наследственной информации»;

«Строение хромосом»;

«Типы хромосом. (Денверская классификация)»;

«Парижская классификация хромосом (дифференциальная окраска)»;

«Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом»;

«Клетки, отличающиеся по набору хромосом»;

«Виды хромосом»;

«Кариотип человека».

6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа

Вопросы конечного уровня знаний:

- перечислите составные части ядерного аппарата эукариот;

- какие структуры ядра обусловливают его функции?

- что такое хроматин?

- какие типы хромосом существуют?

- что такое кариотип?

- охарактеризуйте аутосомы и гетехромосомы;

- дайте определение диплоидному и гаплоидному набору хромосом.

6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия

а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра»














Структурные компоненты ядра



Ядерная – Кариоплазма –

оболочка



Наружная Внутренняя Ядрышко –

мембрана – мембрана –

Функция – Хроматин –

Поры (строение; функции)



Функции ядерной оболочки: Эухроматин Гетерохроматин

- …………

- …………

Функция хроматина –

- ……….

- ……….



Задание 2. Заполнение словаря биологических терминов.



7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.





ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /

[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.

Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,

2014. 320 с.

3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с

4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.



Дополнительная:

1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.

2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.

3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.

4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.

5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.


Интернет-ресурсы

1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии

http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php

2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/

3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru

4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/

5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки

http://www.sbio.info/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!