Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Учебно-методическая разработка занятия
Учебная дисциплина «Биология»
Тема «Клеточное ядро. Наследственный аппарат клетки. Строение и функции хромосом»
Тип занятия: комбинированный урок
Курс: 1
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Количество учебных часов: 2
1. Актуальность темы
В связи с тем, что в структуре общей заболеваемости в настоящее время на первый план выступают наследственные болезни, возрастает роль и значение биологических знаний, изучающих явление наследственности.
Изучение хромосом и кариотипа в целом необходимо в будущем для правильного понимания и усвоения курса генетики человека с основами медицинской генетики. Без знания нормального кариотипа человека нельзя правильно представить себе хромосомные и геномные мутации, возникновение наследственных болезней.
2. Цели занятия
а) Образовательные (обучающие) цели
Знать:
- строение ядерного аппарата эукариот;
- особенности организации наследственного вещества в клетках человека;
- химический состав хромосом;
- строение хромосом. Типы и виды хромосом.
Уметь:
- владеть терминологией темы;
- идентифицировать хромосомы в метафазной пластинке;
- анализировать, оценивать и обобщать сведения.
б) Развивающие цели:
- развитие познавательных способностей и активности студентов;
- формировать у студентов приёмы самостоятельного изучения нового материала.
в) Воспитательная:
- способствовать развитию творческого отношения к профессиональной деятельности.
2.1 Формирование общих компетенций: ОК 1- ОК 9; ОК 13
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
3. Содержание темы занятия
План
1. Структурные компоненты клеточного ядра;
2. Особенности строения ядерной оболочки;
3. Ядрышки, их значение;
4. Хроматин, его значение;
5. Химический состав хромосом;
6. Уровень организации наследственного материала эукариот;
7. Денверская и парижская классификации хромосом;
8. Структура и типы метафазных хромосом;
9. Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение;
10. Понятие о кариотипе, гомологичных хромосомах, аутосомах, половых хромосомах;
11. Кариотип человека, его характеристика.
4. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап 1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка учебных целей и мотивация занятия. | Проверяют готовность рабочего места к занятию. Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «Строение клетки» Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания. | Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих. Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление проблем через организацию индивидуального письменного опроса по карточкам. Фронтальный опрос. Оценивание результата. Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы. | Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Презентация по теме занятия (Приложение 2). Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»
| 3' 15'- 20' |
II | Основной этап План изложения теоретического материала: - Структурные компоненты клеточного ядра; - Особенности строения ядерной оболочки; - Ядрышки, их значение; - Хроматин, его значение; - Химический состав хромосом; - Уровень организации наследственного материала эукариот; - Структура и типы метафазных хромосом; - Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение; - Понятие о кариотипе, гомологичных хромосомах, аутосомах, половых хромосомах; - Кариотип человека, его характеристика; - Денверская и парижская классификации хромосом. | Делают обоснование по заданным вопросам. Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.
Выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради | Демонстрация слайдов. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Координация и оценка рассуждений обучающихся.
Обеспечивает закрепление полученных знаний. Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Слайд «Структурно-логическая схема строение ядра» Слайды: «Наследственный аппарат клетки»; «Химический состав хромосом»; «Уровни спирализации хроматина»; «Хромосомы – носители наследственной информации»; «Строение хромосом»; «Типы хромосом. (Денверская классификация) различают по расположению центромеры»; «Парижская классификация хромосом (дифференциальная окраска)»; «Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом»; «Клетки, отличающиеся по набору хромосом»; «Виды хромосом»; «Кариотип человека». | 60' |
III | Заключительный этап 1. Резюме урока, общие выводы 2. Контроль усвоения знаний 3. Рефлексия результатов обучения: - подведение итогов занятия: - ответы на возможные вопросы - отмечаются лучшие обучающиеся. 4.Домашнее задание. 5.Задание к самостоятельной работе | Отвечают на вопросы конечного уровня знаний. Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы. | Организует работу по закреплению первичных знаний. Проведение фронтального опроса по изученной теме. Оценивание ответов. Оценка учебного занятия преподавателем. Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по самостоятельной работе. Объявляет задания. | Вопросы конечного уровня знаний (прилагаются). Биология: учебник для студ. учреждений СПО / [Н.В. Чебышев, Г. Г. Гринева, и др.]; Самостоятельная работа: 1. Составить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра». «Охарактеризовать виды хромосом». 2. Заполнение словаря биологических терминов. | 5' 1-3' |
5. Конспект изучаемой темы (прилагается)
6. Материалы методического обеспечения занятия:
6.1. Материалы контроля домашнего задания:
А) карточки с биологическим диктантом;
Б) карточки с индивидуальными заданиями.
6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):
а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:
- Назовите вещества, входящие в состав хромосом?
- Сколько половых хромосом содержится в хромосомном наборе человека?
- Какое число хромосом в кариотипе женщины?
- Что такое гаплоидный и диплоидный набор хромосом?
- Развитие, каких признаков контролируют половые хромосомы, аутосомы?
б) иллюстрированный материал:
Слайд «Структурно-логическая схема строение ядра».
Слайды: «Наследственный аппарат клетки»;
«Химический состав хромосом»;
«Уровни спирализации хроматина»;
«Хромосомы – носители наследственной информации»;
«Строение хромосом»;
«Типы хромосом. (Денверская классификация)»;
«Парижская классификация хромосом (дифференциальная окраска)»;
«Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом»;
«Клетки, отличающиеся по набору хромосом»;
«Виды хромосом»;
«Кариотип человека».
6. 3. Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:
а) презентация занятия (прилагается);
6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа
Вопросы конечного уровня знаний:
- перечислите составные части ядерного аппарата эукариот;
- какие структуры ядра обусловливают его функции?
- что такое хроматин?
- какие типы хромосом существуют?
- что такое кариотип?
- охарактеризуйте аутосомы и гетехромосомы;
- дайте определение диплоидному и гаплоидному набору хромосом.
6. 5. Материалы к самостоятельной работе обучающихся по теме занятия
а) внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:
Задание 1. Заполнить структурно-логическую схему «Структурные компоненты ядра»
Структурные компоненты ядра
Ядерная – Кариоплазма –
оболочка
Наружная Внутренняя Ядрышко –
мембрана – мембрана –
Функция – Хроматин –
Поры (строение; функции)
Функции ядерной оболочки: Эухроматин Гетерохроматин
- …………
- …………
Функция хроматина –
- ……….
- ……….
Задание 2. Заполнение словаря биологических терминов.
7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
[Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, Г. С. Гузикова и др.]; под редакцией академика Чебышева. – 9-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ [В. М. Константинов, А. Г. Резанов, Е. О. Фадеева; под ред. В. М.
Константинова. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия»,
2014. 320 с.
3. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.Ф. Никитина. - СПб.: СпецЛит, 2008. - 494с
4. Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе: базовый уровень / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. В. Иванова. – М. : Просвещение, 2014. – 127 с.
Дополнительная:
1. Беляев Д.К. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. /Д.К.Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. – 304с.
2. Биология. В 2-х книгах. / Под редакцией профессора В.Н. Ярыгина. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов медицинских специальностей. М: «Высшая школа». 2001.
3. Гребенник Л.А. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов /Л.А. Гребеник и др. Под ред. В.П. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 283с.
4. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие /авт-сост. Т.А.Козлова, В.С. Кумченко. – 7-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2005. – 234с.
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. Для средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия (совместно с ВШ)». 2001.
Интернет-ресурсы
1. Методическая служба. Электронные ресурсы по биологии
http://metodist.lbz.ru/iumk/biology/er.php
2. Мультиурок сайты учителей https://multiurok.ru/biogen/
3. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября http://bio.1september.ru
4. Презентации по биологии http://mirbiologii.ru/
5. Вся биология – современная биология, научные обзоры, новости науки
http://www.sbio.info/