Тема научно-исследовательской работы:
«Война в судьбе моей семьи»
Выполнила: Жукова Елизавета Романовна, 4 «В» класс
МБОУ СОШ № 103
Руководитель: Кретинина Кристина Владимировна
Актуальность
Проходят годы, история идет вперед, оставляя позади
важные даты и моменты в жизни каждого из нас,
в жизни стран и народов. Но есть события, которые
навсегда останутся в памяти миллионов людей, события,
перевернувшие ход жизни каждой семьи в нашей
стране – это Великая Отечественная война.
Прошло почти 75 лет , но мы бережно храним память
о победе, о тех, кто защищал свою родину.
Великая Отечественная война – это страшная трагедия
XX века, унесшая жизни миллионов людей, оставившая
незалеченные раны в сердцах каждого из нас.
Цель работы – сохранение памяти о проявленном в годы Великой Отечественной войны героизме, отваге, патриотизме через призму преемственности семейных традиций .
Задачи работы:
- Изучить историю Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Познакомиться и научиться пользоваться различными источниками информации, увековечивающими память о ВОВ (архивами, банками данных, официальными источниками сети Интернет, личным семейным архивом);
- Сформировать основы нравственного отношения к истории своей Родины, ВОВ через историю своей семьи.
- Сохранить и увековечить память о герое военных лет своей семьи, используя компетенции в сфере информационных технологий.
Великая отечественная война
(22.06.1941 – 09.05.1945) – ключевая и решающая часть Второй мировой войны.
Ключевые участники Второй мировой войны
Во Второй мировой войне участвовало 62 из 74 существовавших на тот момент независимых государств. Ключевые крупнейшие коалиции:
Страны «оси» (нацистский блок): Германия, Италия, Япония, Венгрия, Болгария, Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия.
Ключевые страны антигитлеровской коалиции: Великобритания, Франция, СССР, США, Нидерланды, Китай, Греция, Норвегия, Бельгия, Дания, Бразилия, Мексика.
Этапы Великой отечественной войны
1 этап: 22 июня 1941 - 18 ноября 1942 гг.
Прорвавшись через западные границы немецкие войска продвигались внутрь страны для захвата Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новгорода, но главной целью фашистов была Москва. 8 сентября 1941 года началась военная блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня. В результате войска СССР смогли приостановить наступление немцев. План "Барбаросса" провалился.
2 этап: 1942-1943 гг.
Центральным событием этого периода стала величайшая в истории Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 гг.). Целью немцев был захват Сталинграда, большой излучины Дона и волгодонского перешейка. В ходе битвы было уничтожено более 50 армий, корпусов и дивизий врагов, истреблено около 2 тысяч танков, 3 тысяч самолетов и 70 тысяч автомобилей, существенно ослабла немецкая авиация.
3 этап: 1943-1945 гг.
Из обороны Красная Армия постепенно переходит в наступление, двигаясь в сторону Берлина. Разгорается партизанская война, в ходе которой образуется 6200 отрядов партизан, пытающихся самостоятельно бороться с врагом. Были разработаны и приведены в действие Белорусская, Прибалтийская, Будапештская операции. В результате в мае 1945 года Германией было официально признано поражение.
Потери военнослужащих во Второй мировой и Великой Отечественной войнах
8,7 млн
военных
СССР
Страны Европы + США
СССР
Германия
Потери гражданского населения во Второй мировой и Великой Отечественной войнах
более 10 млн
мирного
населения
Польша
СССР
Германия
Страны Европы + США
Данные о погибших военнослужащих в Великой Отечественной войне
Возраст
Число мобилизованных
17-20 лет
21-25 лет
% погибших
1 560 300 чел.
1 907 000 чел.
18%
Итого от 17 до 25 лет
22 %
3 467 300 чел.
26-30 лет
1 517 000 чел.
40%
31-35 лет
36-40 лет
1 430 300 чел.
17,5 %
1 040 200 чел.
16,5 %
41-45 лет
46-50 лет
12 %
693 500 чел.
433 400 чел.
8 %
51 год и старше
5%
86 700 чел.
Всего
8 668 400 чел.
1 %
100%
Общее число погибших (военных и гражданских) составляет порядка 27 млн человек
«Сколько лет уж прошло, с той поры,
Как горела земля под ногами,
Многих нет ветеранов войны,
Но, мы помним о них, они с нами.
И, листая альбомы в семье,
Вдруг заметит нечаянно кто-то,
Притаилась война в уголке,
В пожелтевшем от времени фото…»
Сергей Глотов (25.10.1925 – 06.03.1945)
И так его история ……
Глотов Сергей Савельевич родился в 1925 году 25 октября в поселке Козловском бывшего Абрамовского района (сегодня Таловский). Первый сын Глотовых Савелия Сидоровича и Марфы Александровны, работающих в колхозе «Свой труд».
Семья Глотовых (1937 год)
Слева направо: мать Марфа Александровна, Николай, Иван, Михаил, Сергей, отец Савелий Сидорович,
на руках Раиса, Любовь)
Сергей в 1932 году в возрасте семи лет пошел в неполную среднюю школу Козловского поселка. Ему очень нравилось учиться, и учился он хорошо. Об этом говорит его свидетельство об окончании школы с отличными оценками.
Закончив семь классов, в 1939 году Сергей поступил в Верхне-Озерский сельскохозяйственный техникум.
1943 год. Выпускники техникума
(Сергей, первый во втором ряду)
Выпускные экзамены Сергей сдавал досрочно, так как весной 1943 года он был призван в Красную Армию. Абрамовский Районный военный комиссариат направил его в военное минометно-артелерийское училище в город Моршанск Тамбовской области.
После окончания училища в ноябре 1944 года Глотов Сергей был направлен на фронт.
В свои 19 лет он был командиром минометного взвода 136 гвардейского стрелкового полка 42 гвардейской дивизии.
Участвовал в Будапештской операции (ноябрь 1944 – февраль 1945 гг.), а также в боях на территории Чехословакии (сейчас территория Словакии)
в марте 1945 года.
Последнее письмо своим родным Глотов Сергей написал 25 января 1945 года, а 6 марта его не стало.
Вместо писем в семью пришла похоронка.
Похоронен в селе Виглаш Зволенского уезда, Чехословакия.
Информация из донесения о безвозвратных потерях личного состава 42-ой гвардейской дивизии
Книга памяти Воронежской области Таловского района
Памятник погибшим войнам в годы Великой Отечественной войне
в п. Козловский Таловского района
Здравствуйте дорогие!
Передаю тебе мамочка чистосердечный привет.
Передаю самые наилучшие пожелания Коле, Ване, Мише, Любе, Рае и Лидочке.
Желаю доброго в их жизни здоровья, всего хорошего в учебе и работе.
Пусть живут так, как им хочется.
Мама, если возможно, то пишите письма чернилами, а не карандашом.
Пока письма доходят, карандаш стирается, и я в них ничего не разбираю.
Мама, почему мало пишите о себе, о дорогих братиках и сестричках….
Пишите больше!
Как работа в колхозе?
Как жизнь?
Как дела?
Меня это все очень сильно интересует, потому что я очень долго не был
дома и очень сильно соскучился по вам всем!
Мамочка в своем письме ты писала, что я хоть и грамотный, но писем писать
не умею, не очень они у меня складные получаются. Что ж поделаешь…
Все, что не могу ярко описать письмом, обязательно передам при встрече.
За меня не беспокойтесь, у меня все хорошо.
Крепко целую всех. Ваш Сережа.
Посвящается памяти моего прадедушки,
Глотова Сергея Савельевича
Спасибо за внимание!