Учебные задачи по истории и обществознанию для формирования предметных, метапредметных и для формирования личностных результатов освоения образовательной программы по истории и обществознанию.
I. Учебные задания для формирования предметных результатов освоения образовательной программы по истории.
1.Расположите исторические события в хронологической последовательности:
А) мирный договор с Финляндией
Б) начало Второй мировой войны
В) договор Германии и СССР о дружбе и границе
Г) капитуляция Франции в войне с гитлеровской Германией
Д) начало советско-финляндской войны
2. Установите соответствие:
1) начало контрнаступления советских войск в районе Сталинграда А) 5 декабря 1941г.
2) начало контрнаступления Красной Армии в Курской битве Б) 19 ноября 1942г.
3) начало наступления советских войск в Белоруссии В) 12 июля 1943г.
4) Битва под Москвой Г) 23 июня 1944г.
3. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г.
Б) Первый таран в ночном воздушном бою произвёл советский лётчик ____________, сбивший на подступах к Москве вражеский бомбардировщик.
В) Крупнейшее танковое сражение произошло у ________________.
Пропущенные элементы:
1) Ялтинская (Крымская) 2) Н. Ф. Гастелло 3) станция Прохоровка 4) Московская
5) Тегеранская 6) В. В. Талалихин 7) разъезд Дубосеково 8) А.И. Покрышкин 9) Брест
4 . Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
3. Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
4.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся В.И. Чуйков.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
5. Установите соответствие между понятием и определением:
1. Житие А. Наследственное земельное владение на Руси
2. Ордынский выход Б. Грамота от хана на право княжения
3. Ярлык В. Ежегодные платежи дани Золотой Орде
4. Вотчина Г. Повествование о жизни святого
6. О каком сражении идет речь в отрывке из летописной повести? В чём его значение?
«Была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровию; русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей».
7. Сравните систему управления княжествами в период раздробленности с системой управления в период княжения в Киеве Владимира Мономаха. Изобразите схематически.
8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В. Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.
«Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надежнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».
9. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.
«Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы. В наших общих молитвах, в том «Отче наш», с которым я общался к творцу, слышалось из глубины души одна мольба – чтоб завтра же нам дали возможность сразиться с врагом, хотя бы пришлось умереть – только бы дальше не отступали. Наша гордость, гордость ещё не побеждённого солдата, была оскорблена и глубоко возмущена. Как! Мы отступали перед надменным врагом, а они всё глубже и глубже проникали в родные поля каждого из нас, всё ближе и ближе и никем не сдерживаемые подступали к самому сердцу нашего общего Отечества. К Москве, уже слышно было в рядах страшное слово – «измена». В отчаянии, озлобленные, шли под знамёнами, которые, по нашему мнению, постыдным отступлением были опозорены в глазах всего света».
10. Проанализируйте причины принятия христианства на Руси. Посчитайте, сколько времени прошло от крещения княгини Ольги до Крещения Руси.
11. Используя Интернет, подготовьте презентацию (экскурсию) по одному из городов – столиц отдельных русских земель.
12. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Монгольское нашествие на Русь». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с монгольским нашествием на Русские земли в XIII в.
13. Существует точка зрения, что Невская и Куликовская битва имели общие черты. Приведите две общие черты.
II. Учебные задания для формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы по истории и обществознанию.
1. Обучающимся предлагается в качестве домашнего задания найти описание конкретных исторических деятелей и все, что с ними связано (высказывания других людей, памятники в их честь и т.д.). Учащиеся делятся на группы и пользуясь своими материалами составляют общий портрет героя. Учитель определяет количество вопросов для группы (например, не более 10)
Князь.
По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всею Египетскою страною, по силе – с ветхозаветным судиею Самсоном, по уму – с царем Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с древним римским императором Веспасианом.
Выиграл он две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище.
Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел перевести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П. Д. Корин написал картину, С. С. Прокофьев вдохновеннейшую кантату, К. М. Симонов – поэму, С. М. Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 г. учрежден орден в России, а в 1942 году в Советском Союзе. Умер на 43-м году жизни.
Оценки:
Хан Батый: «правду говорили мне о нем: нет князя, нет равного», «Это враг опасный, сильный, умный».
Г. В. Вернадский, писатель и политический деятель: «... дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической и два подвига ... – его борьба с Западом и его смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия как источника посвятил политической силы русского народа».
В. Т. Пашуто, историк: «своей осторожной, осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Он родоначальник политики московских князей, политики возрождения России».
2. Задание «Работа с документом».
Учащимся, сидящим парами, предлагается изучить высказывания и ответить на вопросы.
Борис Годунов.
1. Прочитайте отрывки из сочинений историков и ответьте на вопросы.
Историк С. Ф. Платонов
«… Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу… между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и терпеливым.
Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы и казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие и строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и учил показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал не кровею, а ссылками, казнил по сыску и суду; а государевы опалы, постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием»
В. О. Ключевский о Царе Борисе.
«…Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, – привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.»
Вопросы и задания:
1.Как характеризует Годунова историк Платонов?
2.Найдите в тексте слова, характеризующие дворец при Борисе.
3.Как авторы характеризуют политику, проводимую Борисом Годуновым?
4.Почему историк сравнивает время Грозного со временем Годунова?
5.Найдите в документах противоречия в характеристике Годунова.
3. Работа в группах. Прочитайте цитаты, в которых содержится информация о теориях происхождения государства. Определите имя мыслителя-теоретика, представителя той или иной теории происхождения государства, и дайте название теории. Результаты соотвествия внесите в таблицу.
А) «Все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу, стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».
Б) «Государство, будучи формой общежития граждан, – не единственная его форма. Другие формы – семья и селение. Они предшествуют государству… Государство – энтелехия (сущность, способ сущсетвования) семьи и селения, энтелехия человека как гражданина».
В) «Господствующие индивиды приданных отношениях должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона».
Г) «Государство есть продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической».
Цитата | Мыслитель | Название теории |
А | | |
Б | | |
В | | |
Г | | |
1 2 3 4
4. Решите правовую задачу.
После смерти гражданина Васильева осталось завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей: 22-летняя дочь и 15-летний сын. Также у него осталась 73-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде.
1. Назовите отрасль права и нормативно-правовой акт, регулирующий данный вид правоотношений.
2. Какое решение может принять суд? Приведите не менее трёх аргументов.
5. Прочтите текст и выполните задания.
«Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.
Задания к тексту:
1.Какие достоинства рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые три достоинства.
2. Какие недостатки рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые пять недостатков.
3. Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры по сокращению безработицы.
4. Как налоговая политика государства связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества? Приведите три аргумента, используя текст и обществоведческие знания
6. Сделайте подборку из 5 фотографий о нашей стране, которые с Вашей точки зрения, показывают то, чем гордятся россияне. Объясните, почему вы выбрали каждую из этих фотографий. Заполните таблицу.
№ | Фотография | Причина выбора |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
7. Выполни работу в группе: подбери материал из СМИ о мерах, принимаемых государством для регулирования неравенства доходов в нашей стране, в частности на территории твоей области. Обсуди их с одноклассниками.
8. Вместе с одноклассниками узнай, кто из выпускников прошлых лет работает в интересующих тебя и других ребят областях. Расспросите, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются. Запишите их ответы и на этой основе оформите выставку «Какие труды, такие и плоды».
9. Работа в группах. Разработай с одноклассниками «Памятку покупателю», в которой поместите советы рациональному покупателю. В ней могут быть следующие разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности потребителя». В устном представлении группы обоснуйте разработанные вами рекомендации.
10. Подготовьте в классе выставку иллюстраций на тему «Памятники культуры моего края». Проведите в классе обсуждение следующей проблемы: «Что я могу сделать для сохранения памятников культуры?».
III. Учебные задания для формирования личностных результатов освоения образовательной программы по истории и обществознанию.
1. Работа с документом. Актуальны ли моральные нормы XII века для современного человека?
Обучающиеся делятся на группы по 4–5 человек и на основании документа В. Мономах «Поучение детям» выделяют моральные нормы, характерные для XII века и сравнивают с сегодняшним днем, одновременно заполняя таблицу. При выступлении устно аргументируют свой ответ на актуальность. Прослушав выступления всех групп, делаем общий вывод: «Актуальны ли моральные нормы XII века для современного человека?»
Документ:
«1. Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь. 2. В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. 3. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. 4. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. 5. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. 6. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. 7. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. 8. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.9. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. 10. Больного навестите, а покойника проводите, ибо все мы смертны.11. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. 12. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. 13. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамоту, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. 14. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. 15. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. 16. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…».
№ предложения в тексте | Моральные нормы, характерные для 12 века | Актуальность на сегодняшний день (да, нет) |
| | |
| | |
| | |
2. Работа с документом. Обучающимся необходимо обдумать и в убедительной форме представить аргументы, обосновывающих, почему одни нормы и обычаи положительны, а другие – отрицательны. Остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.
Какие нравы и обычаи славян, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.
Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах:
«Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
3. Напишите сочинение-размышление на тему «Советский человек на войне: исторические корни героизма и мужества»; «Великая Победа – одна на всех», используя информацию о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
4. Объясните название книги партизана П.П. Вершигоры «Люди с чистой совестью». Почему некоторые люди в годы Великой Отечественной войны переходили на сторону врага? Выскажите своё отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия предателей?
5. Расспросите родных и близких, прочитайте воспоминания современников о первых месяцах Великой Отечественной войны. Что было самым тяжёлым, страшным в эти дни? Что вызывает чувство гордости? Подготовьте сообщение на данную тему, при возможности используя сохранившиеся в вашей семье фотографии, документы, вещи военного времени.
6. Напишите рассказ: «Поход египетского войска в ___________________». От лица простого воина, или фараона, или вельможи, или жителя страны завоевания. Вам предоставляется право выбора, во-первых, страны завоевания, во-вторых, участника события. Попробуй высказать свое отношение к описываемому событию.
7. Совместно с родителями составьте бюджет своей семьи на месяц (неделю).
Доход | Расход |
Обязательные платежи | Питание | Промышленные товары | Культурно-досуговые услуги |
| | | |
Проанализируйте бюджет своей семьи и ответьте на вопросы.
1. Какие статьи расходов могут быть сокращены? Объясните, за счёт чего.
2. Какие статьи расходов могут быть увеличены?
3. Как можно увеличить доход семейного бюджета?
4. Какие наиболее эффективные способы экономии средств, используемые в вашей семье?
8. Составьте расписание своей деятельности на каникулах длительностью 7 дней.
1. После каникул подведите итоги. Всё ли вам удалось осуществить из запланированного? 2. От каких планов пришлось отказаться? Почему?
3. Какие выводы на будущее вы сделаете по результатам анализа выполнения плана.
9. Представь себе, что, окончив 9 класс, ты хочешь подработать. Составь объявление «Ищу работу», в которой укажи такие сведения о себе, которые помогут заинтересовать работодателя. Какие немаловажные для него качества у тебя пока отсутствуют?
10. Подготовьте в классе выставку иллюстраций (презентацию) на тему «Памятники культуры моего края». Проведите в классе обсуждение следующей проблемы: «Что я могу сделать для сохранения памятников культуры?».