Организационный этап | Приветственное слово учителя Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Слушают и эмоционально настраиваются на занятие | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: владеть способами самоконтроля |
Мотивационно-целевой этап | Учитель предлагает прослушать притчу: «Одно селение располагалось в горах, где тёк родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом…………Как-то раз в селение пришёл человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его слишком тонкую шею и смеялись над ним. Когда незнакомец потерял терпение, то вскрикнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите. Вы ведь просто уродки! …..А вы смеётесь над моей худой шеей! Женщины ещё сильней расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения. И убедить их в своём уродстве было невозможно» Вопрос к классу: «Как вы поняли смысл этой притчи?» Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. Учитель подводит учеников к теме урока | Слушают, анализируют, отвечают на вопросы, обсуждают тему урока и вместе с учителем планируют дальнейшие действия | Личностные: Формируется ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом Коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражают себя (свою точку зрения); Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения; планируют работу; анализируют текстовую информацию, обобщают, систематизируют. Познавательные: с учётом предложенной задачи выявляют закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях. |
Введение в новый материал | Учитель обобщает всё, сказанное учениками и предлагает подробно изучить тему. На первом этапе втягивает класс в беседу: 1.Почему человек не может выжить в одиночку? 2. Зачем люди объединяются в группы? 3. Как вы думаете, по какому принципу они объединяются? 4.Можно ли входить в разные группы одновременно? Можете ли вы дать определение, что такое группа? | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Работа по теме урока | Перед учениками ставит задачу: проанализировать материал по теме, используя учебник. Делит класс на группы. Организует разделение в группах обязанностей. Предлагает для начала всем прочитать страницы 58-61. Следующий этап: переложить материал в схему (структура группы, виды групп) | Делятся на группы. Организуют с помощью учителя исследование материала и выполнение кластера. Готовятся к защите своих работ | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока,. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; задают вопросы, необходимые для организации собственной самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Закрепление материала, изученного в группах | Учитель помогает проанализировать работу в группах и предлагает выполнить задание на закрепление. Раздаёт тест из 5 вопросов. Предлагает в течение 2-3 минут ответить на вопросы и следом-взаимопроверка с выставлением оценок друг другу Тест: 1.Найдите слово (понятие), обобщающее перечисленные термины: горожане, филателисты, рабочие, мужчины, китайцы. 1)толпа 2)народ 3)группа 4) класс 2. Найдите корректное окончание предложения. В постоянно существующих группах 1) не бывает лидеров 2) членство может быть только формальным (официальным) 3) люди всегда лично знакомы друг с другом 4) создаются групповые нормы 3. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Семья — это 1)малая группа 2) досуговая группа 3) профессиональная группа 4) большая группа 4. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа. 1) Светлана и Максим зарегистрировали брак. 2) Семилетнего Костю записали в 1-й класс. 3) Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде. 4) Маша пригласила подруг на день рождения. 5. Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных. Народ — это __________ (большая, случайная, редкая) группа людей. Каждый народ отличается от других народов __________ (цветом кожи, традициями, в профессиональном отношении). Историческая память — знания о прошлом — __________ (объединяет народ, не влияет на жизнь народа, не имеет значения для будущего народа). 6. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Членом какой-либо группы человек становится с момента рождения. 2) Социальные группы бывают официальные и личные. 3) Санкции — это наказания. 4) Лидерство в группе может быть формальное или неформальное. 5) Молодёжь — это профессиональная группа. | Ученики вместе с учителем дискутируют, нужны ли человеку группы и чем они важны. Выполняют предложенный тест. Принимают участие во взаимопроверке | Познавательные: делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования Регулятивные: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; |
Рефлексия | Предлагает ученикам продолжить предложение: Я сегодня узнал…….. Особенно мне понравилось… Хочу пожелать одноклассникам….. | Продолжают фразы | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; сформированность навыков рефлексии; освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Подведение итогов урока | Контрольные вопросы: 1. Зачем люди объединяются в группы? – Какие группы людей ты знаешь? – Какие дела может совершать группа? Заключительное слово учителя со словами поощрения за проведённую работу. Выставление отметок с комментариями учителя (оценки уже выставлены при проведении взаимопроверки) | Осмысливают изученное. Проводят заключительный самоанализ своей работы | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |