СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие "Прокариоты"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие расчитано для детей 10-11 лет, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе "Основы биотехнологии и молекулярной биологии".

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие "Прокариоты"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития

детей города Димитровграда Ульяновской области»









Направление:

«Интеграция основного и дополнительного образования»

Учебно-методическое пособие

«Прокариоты»





Автор: Кузнецова Елена Павловна

педагог дополнительного образования

МБУДО ЦДОИРД

Тел. 89176192672

lenku1966@yandex.ru




Димитровград 2024


Актуальность:

Развитие и широкое использование современных биотехнологий в медицине, пищевой, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики является определяющим для устойчивого социально-экономического развития страны, повышения качества жизни населения.

Разработанное данное учебно-методическое пособие поможет приобрести учащимся 10-11 лет знания в области биотехнологии и молекулярной биологии, а также сформировать у обучающихся представление о профессиональной деятельности в данных сферах.

Цель: дать представление обучающихся о клеточной организации живой природы, познакомить их с многообразием, особенностями строения, метаболизма, размножения прокариот.

Задачи:

  1. образовательная: познакомить обучающихся с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека

  2. развивающая: развивать познавательные интересы и кругозор обучающихся, развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умение выделять главное, сравнивать, анализировать

  3. воспитательная: формирование ответственности, аккуратности, здорового образа жизни. а также социальной коммуникации.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный рассказ, опыт, репродуктивный метод, самостоятельная работа, творческая работа, игра.

Оборудование:

  1. Напечатанные предложения вредной и полезной деятельности бактерий

  2. Раздаточный дидактический материал:

Карточки «Эволюция от бактерии к человеку»

рисунок «Строение прокариотической клетки»

рисунок «Внутреннее строение человека»

  1. Настенные плакаты «Почётная грамота бактериям», «Разыскиваются опасные преступники бактерии.

  2. Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)

  3. Листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин для выполнения творческого задания

  4. Мультимедиа, презентация

Форма контроля обсуждение, наблюдение, работа с карточками, тестирование, анализ выполнения практической, творческой работы и опытов.

Содержательная часть

Эволюция от бактерии к человеку

4 млрд. лет назад, когда наша Земля остыла до 100 градусов, первыми живыми организмами, заселившими Землю стали бактерии. Это были бактерии в виде одной клетки без ядра, которым не нужен был кислород. Кислорода на Земле в то время не было. Безъядерные одноклеточные бактерии называются прокариотами.

Прошло 2 млрд. лет, накопилось небольшое количество кислорода, которое выделяли некоторые бактерии и появились одноклеточные бактерии с ядром. Они называются эукариотами.

Прошло ещё 1 млрд. лет и появились первые многоклеточные организмы. Дальше членистоногие, рыбы, амфибии, рептилии, млекопитающие, птицы, человек.

Задание: Обучающимся раздаются карточки с изображением объектов живой природы. (Приложение № 1) Предлагается встать друг за другом, изображая путь эволюции. Потом предлагается встать в соответствии временных отрезков.

Кто же такие бактерии?

Бактерии — очень маленькие живые существа. Увидеть обычным глазом их нельзя, но можно рассмотреть в микроскоп. Бактерии бывают разной формы. И по форме их разделяют на шаровидные, палочковидные и извитые.

 Рассмотрим строение прокариот на примере бактериальной клетки.

Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой. Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится плазматическая мембрана. В цитоплазме располагаются органоиды- рибосомы, включения, а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.

У многих бактерий имеются органоиды движения – жгутики, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.

Как уже было сказано, у прокариот нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом, состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.

Задание: Раскрасить клетку бактерии (Приложение № 2)

Как вы думаете, все бактерии вредны для человека?

- Есть и полезные бактерии, которые необходимы для нас с вами. Существуют особые, пищевые бактерии, которые нужны, чтобы получить из молока сметану или кефир.  Некоторые бактерии «участвуют» в производстве лекарств. Вот, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидобактерии и лактобактерии. Они помогают привести в порядок наше пищеварение. 

- А где же живут бактерии, как вы думаете? Оказывается, бактерии повсюду: в воздухе, которым мы дышим- особенно много бактерий скапливается там, где плохо проветривается; в земле; в грязной воде; в пище, которую мы едим. Очень много бактерий на грязных овощах и фруктах. Бактерии даже находятся на одежде, особенно грязной! На любых предметах, до которых мы дотрагиваемся, можно найти бактерии. Очень много бактерий скапливается в местах общественного пользования: в транспорте, на ручках дверей, на поручнях. Много бактерий на грязной коже. Что может с нами произойти, если бактерии проникнут в организм? Да, мы можем заболеть. Такие бактерии называются болезнетворными микробами.

Опыт 1: пригласить 3-4 человек. Первый пачкает свою руку в муке, потом здоровается со вторым, второй с третьим…Показывают свою ладошку всем детям.

 Вот так и микробы: были у одного человека, а потом сразу у 4-х. Если такими руками взять и съесть яблоко, то микробы оказываются внутри человека и там начинают быстро размножаться и расти, то есть один микроб производит множество таких же микробов. Как вы думаете, где активнее всего будут размножаться микробы?

В организме человека. Мы с вами, оказывается, идеальный дом для микробов. Для микробов там много еды, влаги, тепла. Они очень хорошо чувствуют себя в организме человека.

Практическая работа

1.Слепите из кусочка пластилина шарик. Вот так выглядит микроб. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разрежьте стекой на 2 части. Покажите, как у вас получилось? Получилось 2 микроба, но вот они подросли. Добавьте пластилин, как будто ваши микробы выросли. А что теперь с ними произойдет? Правильно, каждый микроб делится пополам. Вот видите, что происходит.

Посмотрите на бактерии и слепите из пластилина стафилококк, стрептококк, энтерококк, кишечную палочку, лакто и бифидобактерии. Распределите бактерии в организме человека. (Приложение № 3)

Задание: Распределить деятельность бактерий на 2 плаката «Почётная грамота бактериям», «Разыскиваются опасные преступники бактерии».

Деятельность бактерий:

-помогают в распаде органических останков животных и растений, создавая плодородную почву;

-бактерии вызывают опасные инфекции: бутулизм, дифтирию, столбняк;

-используются человеком в пищевой промышленности – для приготовления сыров, кисломолочных продуктов, теста и многого другого;

-играют роль в пищеварении и усвоении питательных веществ;

-выделяют яды, которые приводят к интоксикации;

-используются для производства антибиотиков;

-бактерии используются для производства важных белков, таких как инсулин;

-портят продукты питания;

-вызывают коррозию металлов;

-портят бумагу, дерево;

-используются в качестве средства диагностики рака, диабета и других заболеваний;

-участвуют в укреплении иммунной системы, снижении уровня холестерина и предотвращении грибковых инфекций;

-используются для ликвидации разливов нефти, ядерных отходов, а также способны обнаруживать загрязнения и разлагать сточные воды.

Задание: Заполнить тест (Приложение № 4)

Оценка результативности занятий блока «Прокариоты».

При оценке усвоения материала применяются следующие методы диагностирования: обсуждение, наблюдение, работа с карточками, тестирование, анализ выполнения практической, творческой работы и опытов.

Уровень знаний, умений и навыков

Низкий

Средний

Высокий

Имеет слабое представление о клеточной организации живой природы, о многообразии, особенностях строения, размножения прокариот. Обучающийся испытывает затруднения при работе с оборудованием, проведением опыта, практической и творческой работы.

Не проявляет интерес к изучению естественнонаучных дисциплин.

2-3 правильных ответов теста «Прокариоты».


Имеет элементарные знания о клеточной организации живой природы, о многообразии, особенностях строения, размножения прокариот. Обучающийся работает с оборудованием, проводит опыт, практическую работу с помощью педагога.

Проявляет интерес к изучению естественнонаучных дисциплин. С помощью педагога выстраивает

дискуссионное выступление.

4-5 правильных ответов теста «Прокариоты».


Имеет общие знания о клеточной организации живой природы, о многообразии, особенностях строения, размножения прокариот. Обучающийся работает с оборудованием, проводит опыт, практическую работу самостоятельно.

Проявляет интерес к изучению естественнонаучных дисциплин. Самостоятельно выстраивает

дискуссионное выступление.

6 правильных ответов теста «Прокариоты».



Список литературы

Литература для педагога:

  1. Беккер М.Е. Введение в биотехнологию - Рига: Пищевая промышленность, 1978 - 231 с.

  2. Биотехнология: Учебное пособие для ВУЗов. В 8 кн. / Под ред. Н.С.Егорова.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Лаборатория знаний,
    2019.

  4. Микробиология: 10 – 11 классы: методическое пособие.- М.: Вентана –Граф, 2012. – 64 с. – (Библиотека элективных курсов).

  5. Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие// Библиотека элективных курсов/ Е.А.Никишова – М.: Вентана-Граф, 2009.

  6. Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.- ил. (Библиотека элективных курсов).

  7. Шевелуха В.С. и др. Сельскохозяйственная биотехнология. М.: Высшая школа, 2003.

  8. Якупов Т.Р. Молекулярная биотехнология: учебник для вузов / Т.Р.Якупов, Т.Х.Фаизов. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 160 с.


Литература для обучающихся:

  1. Беккер М.Е. Введение в биотехнологию - Рига: Пищевая промышленность, 2006.

  2. Шапиро Я.С. Микробиология: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Я.С.Шапиро. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.- ил. (Библиотека элективных курсов).

  3. Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие// Библиотека элективных курсов/ Е.А.Никишова – М.: Вентана-Граф, 2009.


Перечень интернет-ресурсов

https://wika.tutoronline.ru/biologiya-prirodovedenie/class/5/osnovnye-svedeniya-o-roli-bakterij-v-zhizni-lyudej

Приложение № 1


Карточки «Эволюция от бактерии к человеку»


прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Паук


Рыба

Рак

Динозавр



Лягушка



Черепаха

Саблезубый тигр

Птица

Обезьяна

Человек





Приложение № 2

Строение прокариотической клетки

Приложение № 3

Внутреннее строение человека

Приложение № 4

Тест «Прокариоты»

Вопрос № 1. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и подчеркните их.

1) Отсутствие в ней оформленного ядра

2) Наличие цитоплазмы

3) Наличие клеточной мембраны

4) Наличие митохондрий

5) Наличие эндоплазматической сети

Вопрос № 2. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи, относят к группе

1) прокариот

2) эукариот

Вопрос № 3. Клетку бактерии относят к группе прокариот, так как она не содержит (подчеркните)

1) органоидов движения

2) клеточной оболочки

3) многих органоидов и ядра

4) плазматической мембраны

Вопрос № 4. Перечислите из каких частей состоит прокариотическая клетка

1)

2)

3)

4)

Вопрос № 5. Подчеркни, к прокариотическим организмам относят

1) бактерии

2) вирусы

3) простейшие

Вопрос № 6. Подчеркни, прокариоты – это …

а) крупные по размеру многоклеточные структуры, не содержащие органелл

б) небольшие клетки с цитоплазматической ДНК, характеризующиеся отсутствием органелл

в) небольшие клетки, окруженные ригидной клеточной стенкой, характеризующиеся отсутствием органелл и наличием ДНК в цитоплазме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!