СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие по теме: «Охраняемые природные территории»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическое пособие по теме «Охраняемые природные территории» предназначено для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов 

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02. Основы экологии.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по теме: «Охраняемые природные территории»»

Министерство Образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет

(ГГТУ)

Промышленно-экономический колледж








Учебно-методическое пособие

по дисциплине ОП.02. Основы экологии

для обучающихся по профессии 16185 Оператор швейного оборудования


по теме: «Охраняемые природные территории»





















Орехово–Зуево

2022

УДК 502(075.3)

ББК 28.088л6я72







Рекомендовано к печати по решению предметно-цикловой комиссии профессионального цикла




Протокол № 3 от «10» ноября 2022 года



Автор-составитель: Литовская Л. Н. – преподаватель ПЭК ГГТУ

Рецензент: Столетова И. В.- методист ПЭК ГГТУ

























Содержание

Пояснительная записка

4

Требования к освоению знаний, умений

4

Методические указания по выполнению

5

Список использованных источников

16





















































Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по теме «Охраняемые природные территории» предназначено для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по профессии 16185 Оператор швейного оборудования.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.02. Основы экологии.

Целью учебно-методического пособия является оказание помощи обучающимся в изучении темы «Охраняемые природные территории».

Задачи:

  • закрепление и расширение знаний по теме: «Охраняемые природные территории»;

  • освоение умений необходимых для. решения простейших экологических задач.

Данное пособие поможет обучающемуся работать в индивидуальном темпе, правильно планируя свое время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая ему усвоить весь необходимый объём знаний.

Методическое пособие включает в себя требования к освоению знаний и умений, теоретический материал содержащий основные сведения по теме, иллюстрационный материал, глоссарий.


Требования к освоению знаний, умений

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

должен знать:

  • направления использования и охраны окружающей среды;

  • экологические проблемы;

  • использование природных ресурсов.








Методические указания по выполнению:

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Выделите главное.

  3. Законспектируйте материал.

  4. Изучив основные понятия темы, выполните предложенные задания.


«ООПТ …это наше искупление перед

ограбленной и разрушаемой природой и

угнетенной биосферой, надежда на

лучшее будущее»

В.В. Дежкин, 1999 г.


В 2022 году заповедная система России отмечает 105-лет.

Точкой отсчета в становлении Заповедного дела в России считается создание первого государственного заповедника. - Баргузинского соболиного - учрежденного Правительством России 29 декабря 1916 г. (11 января 1917 по новому стилю) на восточном берегу Байкала.Сегодня в России существует тысячи особо охраняемых природных территорий разных категорий и уровней общей площадью несколько миллионов гектар. Основу системы ООПТ федерального значения составляют государственные природные заповедники и национальные парки.

Благодаря им на земле ещё остались нетронутые уголки дикой природы, сотрудники которых прилагают все усилия, чтобы сберечь животный и растительный мир; охраняют вверенные им территории, защищая их от браконьеров.

В стране существуют более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых (с учётом морских акваторий) превышает 200 млн га, что составляет 11,9 % от площади территории России.

Федеральное значение имеют 232 ООПТ. Основу отечественной заповедной системы составляют природные заповедники и национальные парки. Сегодня в России создано 103 государственных природных заповедника, 50 национальных парков, 59 государственных природных заказника и 17 памятников природы федерального значения.

Заповедники России получили заслуженное признание в мире как уникальные лаборатории в природе и хранители огромных пространств не преобразованных земель, первичных экологических систем.

это уголки природы России (земли, воды и воздуха над ними), к оторые особо охраняются – строже, чем другие. Они созданы, чтобы сохранять и изучать дикую природу. Животные здесь хозяева! Приехать к ним в гости можно только по специальному разрешению. В национальных парках заповедные территории охраняются вместе с поселками и деревнями.







Значение охраняемых территорий

  • Основа стабильности окружающей среды: природа дает свежий воздух, чистую воду, плодородную почву.

  • Обеспечение экологической безопасности: предотвращение экстремальных природных явлений и катастроф.

  • Основа экономической стабильности: способствуют развитию экологического туризма, созданию рабочих мест, сохранению и воспроизводству видов растений и животных.

  • Повышение международного престижа страны.

  • Способствуют улучшению здоровья и повышению качества жизни населения.

  • Возрождение национальной культуры и воспитания патриотизма. Сохранение Российской природы – это, одновременно, и условие, и механизм возрождение культуры и патриотизма.

  • Сохранение национального природного и культурного достояния. Стратегическое значение ООПТ – сохранение всех форм жизни на Земле и уникальных объектов культурного наследия страны.

  • Научный ресурс: возможность исследования природных процессов и слежение за состоянием природы.

  • Распространение экологический знаний и формирование экологической культуры: заповедники и национальные парки являются центрами экологического просвещения

Заповедники и национальные парки России

  • Охраняемые территории арктических пустынь

Пример, заповедники: «Остров Врангеля», «Большой Арктический»,

НП «Русская Арктика», заказник «Земля Франца Иосифа».



  • Охраняемые территории тундры

Пример, заповедники: «Лапландский», «Таймырский», «Ненецкий», «Гыданский», НП «Берингия»


  • Заповедные территории лесотундры

Пример, заповедники «Путоранский», «Корякский»


  • Заповедные территории тайги

Пример, заповедники: «Олекминский», «Пинежский», «Центрально-сибирский», «Дарвинский», «Зейский», «Коловогривский лес».

  • Заповедные территории смешанных и широколиственных лесов

Пример, заповедники: «Центрально-Лесной», «Комсомольский», «Бастак», «Присурский», «Уссурийский», НП: «Смоленское Поозерье».


  • Заповедные территории лесостепи и степи

Пример, заповедники: «Воронежский», «Центрально-Черноземный», «Галичья гора», «Ростовский», «Даурский», «Белогорье», «Оренбургский».



  • Заповедные территори полупустыни и пустыни

Пример: заповедники «Черные земли», «Богдинско-Баскунчакский», «Дагестанский».



  • Заповедные территории субтропиков

Пример: НП «Сочинский», заповедник «Утриш»


  • Заповедные территории гор и высокогорий

Пример: заповедники «Сохондинский», «Алтайский», «Кавказский,

НП «Тункинский»



  • Заповедные территории водно-болотных угодий

Пример: НП «Смоленское Поозерье». заповедники «Хинганский», «Болоньский», «Ханкайский и др.


  • Заповедные морские территории

Заповедники: «ДВ Морской», «Командорский», «Ненецкий», НП «Шантарские острова».

Сивуч

Касатка

Калан

Задание №1 Дополнить предложения

Вставьте в пропущенные места слова, подходящие по смыслу:

1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - ___________________, ____________________, ____________________, _____________________.

2. _______________ - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

3. ______________________ - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

4. _______________________ – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.

5. _______________________ - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные ________________


Задание 2 Викторина: «Живые символы заповедной России»


Используя дополнительную литературу, ответьте на вопросы викторины:


1. Для охраны этого зверя специально был создан первый в России заповедник, символом которого он является. Россия единственный поставщик шкурок этого зверя на мировом рынке. Драгоценные шкурки до недавнего времени считались конвертируемой валютой и были в прямом смысле на вес золота. Ценность меха не утратила значение и сегодня. О каком животном идет речь?


2. Эти птицы – одни из самых крупных хищных птиц фауны России. В нашей стране встречается 4 вида. Все они занесены в Красную книгу России. Обитают по берегам морей, крупных озёр и рек. Основную долю в пище занимает рыба, поэтому наибольшая концентрация этих птиц отмечается в местах, богатых рыбой — на Дальнем Востоке и в низовьях Волги. Каково общее название этих птиц?


3. Эти красивые водоплавающие птицы - самые крупные из всех существующих в мире. Они не любят ходить по земле и передвигается преимущественно по воде. Имеют очень пышное и густое оперение, с большим количеством пуха. По количеству перьев – эта птица чемпион (около 25 тыс. перьев)! А еще эти птицы считаются символом долгой супружеской жизни и именно ими часто украшают свадебные столы. Назовите их.


4 . Это животное стало символом Заповедной России –всех ее заповедников и национальных парков. Именно этот зверь, охраняемый в большинстве особо охраняемых природных территориях – герой русских сказок и любимец современных россиян. Что это за зверь?


5. Расположение пятен на теле этого хищника является уникальным у каждого зверя, аналогично отпечаткам пальцев у людей. Данная особенность используется исследователями для определения особи.

По данным последнего учета в России обитает около 70 этих хищников и почти все они живут на самом юге Приморского края (на границе Кореи и Китая). Назовите это животное.



6 . В народе их прозвали пернатыми «кошками»: за бесшумный полет, способность видеть в темноте, острый слух и мгновенную реакцию. Назовите название этой птицы, ставшей символом национального парка «Мещерский»?


7 . Отношение к этим деревьям почти священное, потому что они не только очень красивы, стройны, пахучи, вечнозелены, но и растут на большей части территории России. А еще они являются символами многих заповедников и национальных парков России. О каких деревьях идет речь?


Критерии оценивания задания №1 Дополнить предложения


Содержание верного ответа и указания по оцениванию


Баллы

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10


Критерии оценивания задания №2 Викторина

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Ответ правильный, включает все названные элементы

2

В ответе допущена 1 или 2 ошибки

1

В ответе допущены более двух ошибок

0

Максимальный балл

14


Итоговая оценка: суммируются баллы задания №1 и задания №2

21-24 баллов – «отлично»

11-20 баллов – «хорошо»

6-10 баллов – «удовлетворительно»

Менее 6 баллов – «неудовлетворительно»



Список использованных источников


Литература:

  1. Данилов-Данильян, В. И. Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Митина, Б. М. Малашенков ; под редакцией В. И. Данилова-Данильяна. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9826-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452407

  2. Заповедные уголки России. Начальная школа / Cост. А. В. Цветков, К. Ю. Шатохина. - Москва: «ВАКО», 2016. (Школьный словарик).

  3. Кондратьева Е. В. Навстречу заповедному делу. //Сборник методических материалов по экологическому просвещению. г. Комсомольск-на-Амуре, 2010 г.

  4. Букварева, Е. Н. Территории природы. Система особо охраняемых природных территорий России и стратегия ее развития / Е. Н. Букварева, Н.Р. Данилина, В. В. Дежкин: Экоцентр «Заповедники», 2006 г.


Интернет-ресурсы:

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://window.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblioclub.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

3. Электронная библиотечная система «Юрайт» biblio-online.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/, свободный. – Загл. с экрана.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!