Учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?», направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса/сост. О.С. Булатова. Камышлов : ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной деятельности. В данном пособии кратко изложены педагогические условия использования проектной деятельности, алгоритм проектной деятельности, основные требования к проекту и его оформлению (презентации), карта оценивания проекта, а также рекомендации родителям и обучающимся по проектированию и реализации метода проекта с учетом формирования патриотических чувств. Пособие имеет практико-ориентированную направленность.
Материалы пособия могут представить интерес для педагогов начальной школы, обучающихся и их родителей, а также студентов педагогических специальностей.
Рекомендации второклассникам и родителям по подготовке и реализации проекта «Кто такой патриот?»
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
| ФИО участника | Булатова О.С. |
| Тема проекта | Для детей: «Кто такой патриот?» Для учителя: Воспитательный проект «Кто такой патриот?» |
| Актуальность проекта | Патриотизм играет важную роль в жизни младшего школьного возраста. Патриотические чувства начинают формироваться еще в семье, но школа должна способствовать этим формированиям по средством учебной и внеучебной деятельности. |
| Объект исследования | Объект: патриотизм Предмет: формирование патриотических качеств, при изучении представителей малой Родины, которые являются патриотами. |
| Цель проекта | Для учителя: формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса, посредством создания проекта «Кто такой патриот?». Для ученика: Формирование знаний об понятии «патриот»; способствовать развитию патриотических качеств; воспитание значимости патриотических качеств. Для реализации цели необходимо выполнить ряд задач | Для учителя: | Для ученика: | способствовать формированию в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности в группах знаний о том кто такой патриот. | узнать о том кто такой патриот. | способствовать развитию исследовательских навыков | развивать исследовательские навыки | Воспитание чувства гордости к родному краю, месту, где живешь и где родился. | Проявление чувства гордости к родному краю, месту, где живешь и где родился. | |
| Тип проекта | По доминирующему методу (по содержанию): исследовательский; по количеству участников (по организационной форме): групповой; по продолжительности (по времени выполнения): краткосрочный. |
| Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание | Этап | Методы исследования | Оборудование | Подготовительный (беседа, направленная на обсуждение темы проекта, определение цели, задач, планирование своей последующей деятельности) | Анализ, синтез | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация | Теоретический (беседа о том кто такой патриот) | Анализ, синтез | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация, материалы для создания буклета (картон, цветные карандаши, фломастеры и т.д.) | Практический – исследование (внеурочное мероприятие, направленное на формирование знаний о том кто такой патриот.) | Наблюдение, анализ, синтез, обобщение | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация. | Аналитический (обсуждение результатов исследования, подведение итогов, определение плюсов и минусов проведенного исследования) | Анализ, синтез | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация | Презентационный (внеурочное занятие с родителями, направленное на представление результатов исследовательской деятельности) | Анализ, синтез | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация. | Рефлексивный (беседа, направленная на обсуждение итогов проекта, обмен впечатлениями, выделение положительных и отрицательных сторон, определение перспектив дальнейшего развития.) | Анализ, синтез | Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация. | |
| Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: формирование в процессе самостоятельной проектно-исследовательской деятельности в группах знаний о том кто такой патриот. Гипотеза исследования: предположим, что если изучать с детьми представителей их малой Родины, которые являются Защитниками Отечества и настоящими патриотами, то у обучающихся будут развиваться патриотические качества. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение. Оборудование для проведения исследования: компьютер, проектор, Ход исследования: Проект «Кто такой патриот?» Ход работы: Обсуждение вопроса, кто такой патриот. Анализ разных источников информации, такие как толковые словари Ушинского, Ожегова и интернет источники. Обсуждение качеств патриота. Систематизирование полученных данных в текст проекта. Выводы: Мы узнали кто такой патриот. Мы узнали, вспомнили и закрепили, какие бывают качества патриота. Мы узнали про людей нашей малой Родины, которые являются Защитниками Отечества и настоящими патриотами. |
| Продукт проекта | Книга «Патриоты нашего времени» |
| Перспектива проекта | Данный проект можно использовать на каких-нибудь мероприятиях, посвященных патриотизму. |
Этапы работы над проектом | Цель и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые патриотические чувства |
Погружение в проект | Цель: Подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи 1.Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; 2.Создание групп обучающихся для работы над проектом. | Оговаривает тему учебного проекта, предусмотренную содержанием рабочей программы. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Оговаривает специфику (условия) работы над проектом. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. 7.Формирует необходимые умения и навыки в ходе выполнения проекта | Обсуждают с учителем тему проекта. Осуществляют вживание в ситуацию. Принимают в составе группы решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель, задачи проекта. | · • любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; • гордость за его прошлое и настоящее; • осознание общности интересов граждан государства или членов нации; • готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; • стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
Планирование деятельности | Цель Пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи 1.Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; 2.Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; 3.Распределение задач (обязанностей) между членами группы. | 1.Предлагает обучающимся: организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; продумать возможные формы презентации результатов проекта; продумать критерии оценки результатов и процесса. различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. 2.Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. 3.Формирует необходимые умения и навыки в ходе выполнения проекта. | 1.Осуществляют разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; •анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта. 2.Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. 3.Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | • любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; • гордость за его прошлое и настоящее; • осознание общности интересов граждан государства или членов нации; • готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; • стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
Осуществлен ие деятельности по решению проблемы | Цель Разработка проекта. Задачи 1.Самостоятельн ая работа учащихся по своим групповым задачам проекта 2.Промежуточны е обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время. | 1.Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). 2.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Организует совместно с родителями обучающихся проведение экскурсий, бесед, часов общения, посещение библиотек, музеев для сбора дополнительной информации по теме учебного проекта. Контролирует соблюдение правил техники безопасности, правил поведения в общественных местах. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | 1.Осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ полученной информации. 2.Выполняют запланированны е действия самостоятельно, в группе или в комбинированно м режиме. 3.При необходимости консультируютс я с учителем (экспертом). 4.Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | •любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; •гордость за его прошлое и настоящее; •осознание общности интересов граждан государства или членов нации; •готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; •стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
Оформление проекта | Цель Структурировани е полученной информации и интеграции полученных знаний,умений, навыков. Задачи 1.Анализ и синтез данных. 2.Формулирован ие выводов. | 1.Продумывает идею оформления проекта, оговаривает ее и советуется с обучающимися. 2.Наблюдает, советует, направляет процесс оформления материалов проекта согласно требованиям, предъявляемым к оформлению. 3.Помогает в обеспечении проекта. Оказывают помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. Подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | 1.Принимают решение по оформлению проекта. 2.Оформляют проект согласно требования предъявляемым к оформлению, изготавливают продукт. 3.Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. 4.Проводят анализ достижений поставленной цели. 5.Делают выводы. | • любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; • гордость за его прошлое и настоящее; • осознание общности интересов граждан государства или членов нации; • готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; • стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
Презентация результатов | Цель Демонстрация материалов, представление результатов. Задачи 1.Подготовка презентационных материалов. 2.Подготовка публичного выступления. 3.Презентация проекта. | 1.Организует презентацию. 2.Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. 3.При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления проекта. 4.Репетирует с учениками предстоящую презентацию проектной деятельности. 5.Выступает в качестве эксперта. 6.Принимает отчет: •обобщает и резюмирует полученные результаты; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 1.Выбирают (предлагают) форму презентации. 2.Готовят презентацию. 3.При необходимости консультируютс я с учителем (экспертом), родителями. 4.Осуществляют защиту проекта. 5.Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: планировать и осуществлять работу; рефлексию деятельности и результата.; | •любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; •гордость за его прошлое и настоящее; •осознание общности интересов граждан государства или членов нации; •готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; •стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи Коллективное обсуждение результатов проекта. Самоанализ проектной деятельности | Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованн ые возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс. Оргнизует беседу по результатам отчета проектной деятельности. | Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев в ходе коллективного обсуждения, самоанализа. Определяют причины успехов и неудач. Делают обобщающие выводы по результатам представленного проекта | •любовь, преданность, привязанность к своему Отечеству, своему народу, родной земле, культурной среде; •гордость за его прошлое и настоящее; •осознание общности интересов граждан государства или членов нации; •готовность подчинять свои интересы, жертвовать чем – либо во имя Отечества; •стремление защищать интересы Родины и своего народа; готовность служить Родине и защищать ее от внешних и внутренних угроз |
виде.
Соблюдайте тишину во время выступления.
Слушайте внимательно выступающих, не перебивайте их.
Относитесь к говорящим уважительно, терпеливо.
Следите за речью говорящих, пытайтесь вникнуть в суть темы выступления.
Подчеркивайте заинтересованность в теме выступающих - взглядами, мимикой, жестами (кивками головой).
Поблагодарите выступающих за их выступление.
Задавайте вопросы по теме выступления корректно, четко, чтобы они были понятны выступающим.