СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - исследовательская работа на тему: «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволил прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дала возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Просмотр содержимого документа
«Учебно - исследовательская работа на тему: «Ландшафтный дизайн пришкольного участка»»

30


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Воробьёвский центр развития творчества детей и юношества»

МКОУ «Лещановская СОШ» Воробьёвского района


Номинация:

«Ландшафтный дизайн и садово-парковое обустройство территорий»

Учебно - исследовательская работа

ТЕМА:


«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»




Выполнила:

Очеретяная Алена Сергеевна

11 класс

Руководитель:

Медведева Людмила Ивановна

Консультант:

Дурова Людмила Васильевна




2017г

Оглавление:



I. Введение………………………………………….……………………..…..3

II. Основная часть

2.1.Описание объекта исследований……………………….….. …………. 6 2.2. Основы ландшафтного дизайна…………………………….……..….....6 2.3. Флора пришкольного участка………………………………………...…7

2.4. Газоны……………………………………………………...……….…….7

2.5. Виды цветников...........................................................................................7

2.6. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях………………………………………………….8

III. Практическая часть

3.1. Этапы реализации проекта…………………………..……………..……9-14

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории……….………………………………………..……14

IV. Заключение………………………………................................................15-16

V.Список литературы…………………………...……………………………...17

VI.Приложения…………………………………………………………….18-26





С тех пор как человек пахать обрел уменье,

Украсить дом и двор он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

Жак Делиль


  1. Введение

«Театр начинается с вешалки, а школа – с ее двора. Когда в школе чисто и уютно, а школьному двору позавидует любой человек, тогда и учиться интереснее», - с уверенностью сказала директор нашей школы . И согласны с ней все учителя и ученики школы.
Что же в нашей школе такого необыкновенного? Лучше конечно на такую красоту самому взглянуть. Но и рассказывать о ней одно удовольствие. На ярко зеленом газоне школьного двора красуются разноцветные клумбы. Каких цветов тут только нет! Астры, бархатцы, петунии, королевские лилии, даже кусты роскошных роз еще не совсем отцвели и радуют глаз своими бордовыми цветами. На территории школьного двора гармонично сочетаются посадки деревьев и кустарников, декоративных трав и цветов. Удивительно, но факт – ни профессиональные дизайнеры, ни садовники ребятам не помогали – всю эту красоту они создали сами.
  Здание нашей школы расположено с севера на юг, поэтому цветочно-декоративные растения по всему периметру школьного двора.  Вокруг всего пришкольного участка растут декоративные кустарники  и плодово-ягодные деревья. Все растения высаживали с учётом приспособленности  к разным  срокам цветения и созревания плодов, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые.



Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам территории школы и повысить социальную активность населения.

Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволил прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дала возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Цель исследования: выяснить влияние создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школы.

Задачи исследования:

  1. выяснить мнение учащихся школы, родителей и учителей о необходимости благоустройства пришкольной территории;

  2. изучить  экологическое состояние пришкольной территории;

  3. познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;

  4. усовершенствовать дизайн – проект школьного двора;

  5. провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна школы.

Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

Место исследования: пришкольная территория МКОУ «Лещановская СОШ»

Методы исследования:

  • социологический опрос;

  • анализ научно - популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;

  • исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);

  • практическая деятельность.

Ожидаемые результаты

Краткосрочные результаты:

  1. Анализ результатов социологического опроса учителей, учащихся, родителей.

  2. Получение сведений о состоянии дендрофлоры в микрорайоне школы путем анализа паспорта зеленых насаждений.

  3. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.

  4. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.

Долгосрочные результаты:

        1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.

        2. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.

        3. Формирование навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.

        4. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.

5. В перспективе оборудовать альпийскую горку, обустроить фонтан, создать сухой ручей с мостиком.



II. Основная часть.

2.1Описание объекта исследования.

На территории  нашей школы находятся клумбы, которые расположены рядом со школой. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы не всегда имеют привлекательный вид. Клумбы находятся на солнечной стороне и поэтому в летнее время им не хватает влаги. Было решено провести исследование состава почвы и мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка.

Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

2.2. Основы ландшафтного дизайна.

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни. [1]

В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.

Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. [1] Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.

2.3. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.

Красота это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Летом, в 2017 году я отдыхала в лагере, где нас обучали ландшафтному дизайну. Мне очень понравилось, и я предложила изменить оформление пришкольного участка.

Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного парка.

Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Характер парковых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.

2.4. Газоны.

Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий  фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов. На восточной и южной стороне нашу школу окружают газоны с хвойными растениями. (Приложение 1)

2.5. Виды цветников.

Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры. [1] (Приложение 2)

2.6. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.

Элементы ландшафтного дизайна можно с успехом применять в учебно-познавательных целях. Например, создание Дарвиновской площадки позволяет проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях. Этнографический уголок - важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников.

(Приложение 3)









III. Практическая часть.

3.1. Этапы реализации проекта.

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы,  была проведена работа по       выявлению наиболее важной из них -  художественное оформление школьного двора. В апреле 2015 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся. Учащиеся классов принесли цветы, и определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:

-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

-обновление дендрологического участка территории;

-восстановление травяного покрова территории;

-организация поддержания чистоты и порядка на территории;

  Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса учащихся школы, учителей и родителей на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы. Было опрошено 48 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория станет намного привлекательнее и чище, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем.

(Приложение 4)

Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну.
     Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – вертикальное озеленение, красивые клумбы, газоны. (Приложение 5 )

«Результаты исследования кислотности и качественного состава почвы пришкольной территории»

Для того чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, исследовали следующие показатели: количество перегноя, количество воды; механический состав; водопроницаемость; воздухопроницаемость; кислотность почв.

  1. методика исследования содержания в почве перегноя и воды.1

С глубины 15-20см взяли образец почвы весом100г, рассыпали тонким слоем на листе фанеры. Оставили на 3-5 часов на солнце. После просыхания взвесили, потом в фарфоровой чашке прокаливали до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесили. Так определили количество перегноя и воды. Перегноя – 20%, воды – 30%

2. методика исследования механического состава почвы

Название

почвы

Определение на

ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы.

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При разрезании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

супесчаная

ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При разрезании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая

Мажется, песчинки едва прощупываются

скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании кольцо лопается

поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из очень прочных комочков

глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску»,которая при сгибе не ломается

Поверхность слегка блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

3.Исследование почвы на воздухопроницаемость2

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. воздух необходим корням растений , как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых подтверждений. (Приложение 6)

Исследование почвы на водопроницаемость.

Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в мм водного столба, проходящего через единицу площади поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Качинского. Опыты проводились со резами почвы в стеклянных цилиндрах высотой 50см, поэтому результаты приблизительны:

Водопроницаемость мм водного столба в первый час впитывания

оценка

Свыше 1000

Провальная

1000-500

Излишне высокая

500-100

Наилучшая

100-70

Хорошая

70-30

Удовлетворительная

Менее 30

Неудовлетворительная

(Приложение 7)

4.Исследоваие кислотности почвы

Кислотность почвы участка, прилегающего к школе , определялась следующим образом.

В пробирке к 3-4 г почвы приливали 4-5см хлористого калия, после чего взбалтывали смесь в течение 3-4 минут, затем отстаивали. После того как раствор посветлел, брали пипеткой 1см этого раствора , помещали в фарфоровое блюдце и приливали 1-2капли индикатора – лакмуса. Пользуясь цветной шкалой, устанавливаем кислотность в выбранных образцах. (Приложение 8)

Определение кислотности почвы по составу растительного покрова.3

Кислотность почвы

Состав растений

Кислые почвы

Белоус торчащий, щавель малый, Иван-да-марья, хвощ полевой, подорожник средний, вероника дубравная, вероника длиннолистая, пикульник красный, торица полевая, лютик едкий, мята полевая, поповник, лютик ползучий

Слабокислые и нейтральные почвы

Ромашка пахучая , пырей ползучий, клевер луговой, клевер ползучий, бодяк обыкновенный, вьюнок полевой

  1. Определение плодородия почвы по ее цвету и продуктивности растений.

Цвет

плодородие

Черная

Гумусная, плодородная

Темно-серая

среднегумусная, среднеплодородная

Серая

малогумусная, малоплодородная



Вывод: Почва супесчаная, воздухопроницаема водопроницаемость излишне высокая, кислая, темно-серая. Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра. Были спилены погибшие деревья, выкорчеван старый сад и засажены новые плодовые деревья. Силами учащихся активизирована работа по созданию «Экологической тропы», что создаст благоприятные условия для улучшения учебно-познавательной деятельности школьников. [4]

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Проведен сбор информации и опрос школьников , родителей и учителей для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;
3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники,
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
5. Исследована кислотность и качественный состав почв пришкольной территории;

6. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

7.. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся

8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб;
9.. Будет посажена рассада для посадки многолетних цветов
10. Проведен конкурс эскизов пришкольной территории

11. Окрашены спортивные объекты на территории школы;

IV. Заключение.

В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира.

Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.

На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные линейки и спортивные соревнования.

  В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.

Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.

Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Практические рекомендации:

  1. Продолжить научно - исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории (кислотности почвы, освещенности, состояние дендрофлоры);

  2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;

  3. Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории;

  4. Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий;

  5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории.

  6. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.











Список литературы:

  1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.

  3. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

  4. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие. БелГУ, 2007, с.98

  5. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru,

  6. www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.




















VI.Приложения:

Приложение 1

Школьный

Газон























Приложение 2

Школьные клумбы



























Приложение 3


Дарвиновская площадка
























Приложение 4

Диаграмма 1.«Результаты социологического опроса учеников на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории».

























Приложение 5

Конкурс эскизов






Приложение 6

Методика исследования содержания в почве




Приложение 7

Исследование на водопроницаемость




Приложение 8

Исследование кислоты почвы

1[4]

2[4]

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!