СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по бисероплетению 10-14 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по бисероплетению 10-14 лет»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШУМО,

протокол от 30.08.2023 №1

Руководитель ШУМО

__________/А.В.Анисимов /


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_______/Е.В.Кобзева /

«30» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №5»

___________/О.Н.Шнюкова/

«31» августа 2023г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРЕВЛЕННОСТИ

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЛЕТЕНИЕ БИСЕРОМ»

Срок реализации: 1 год

Возраст: 11-14 лет




Мартынова Анастасия Михайловна,

учитель технологии




Северодвинск

2023-2024



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: -художественная.

Одна из основных особенностей развития современного общества состоит в том, чтобы воспитать активных, самостоятельных, инициативных, творческих людей. Развитие творческой личности было и остаётся важной задачей в обучении и воспитании. Активировать у учащихся личные творческие возможности, вырабатывая индивидуальный стиль каждого и потребность в творческом подходе к созданию нового, нестандартного продукта деятельности. В процесс обучения серьёзное внимание уделяется выработке у детей культуры труда, умению правильно обращаться с инструментами на занятии, соблюдение техники безопасности.

Актуальность программы заключается в том, что ее освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребенка, учит отличать истинно художественные произведения декоративно-прикладного искусства от предметов низкого художественного уровня.

Новизна и Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии у обучающихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления сувениров, изделий для оформления интерьера и т.п. Программа нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение воспитанника такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техники плетения доступные для детей 10-14 лет.

Адресат программы:

Программа является модифицированной. Комплексность программы заключается в обучении детей разным техникам бисероплетения, как декоративно-прикладного творчества. Организация учебного процесса определяет условия эврической среды, где учитываются возможности детей и возраст детей. В группе могут находится учащиеся с 10-14 лет, вариативность помогает распределить уровень нагрузки и сложность выполнения.

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы:1 год –68 часов.

Формы проведения занятий: групповая форма; реализация индивидуального подхода, тематические занятия; экспедиционная деятельность; исследовательская деятельность; посещение лекториев по истории и культуре

Режим занятий: Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 1 часу

Особенности организации учебного процесса: использование игровых технологий (дидактические игры, по конкретным темам; личностно-ориентированное обучение; педагогического сотрудничества; диалоговое обучение)

Цель программы: Развитие творческого самоопределения детей среднего школьного возраста через занятия декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

  1. Образовательные

  • Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения

  • Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения

  • Освоение техники бисероплетения.

  • Обучение экономно использовать материалы

  1. Воспитательные

  • Воспитание интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца

  • Воспитание взаимопомощи при выполнении работы,

  • Воспитание основ культуры труда.

  • Воспитание эстетического и художественного вкуса.


  1. Развивающие

  • Развитие моторных навыков,

  • Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей


Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учетом учебных стандартов в системе дополнительного образования детей.









Содержание общеобразовательной программы включает следующие разделы:

1.Актуализация знаний о бисероплетении 9 часов

2. Объемное плетение 4 часа

3. Новый год 20 часа

4. Морское дно 10 часов

5. Украшения из бисера 19 часов

6. Французская Мимоза 6 часов

Промежуточная аттестация реализуются с помощью выставки и показательных выступлений













Тематическое планирование


Раздел, тема урока


Актуализация знаний о бисероплетении

1

Повтор знаний о параллельном плетении. Изготовление примерной работы в технике параллельное плетение

2

Повтор знаний о параллельном плетении. Изготовление примерной работы в технике параллельное плетение

3

Повтор знаний о петельном плетении. Изготовление примерной работы в технике петельном плетение

5

Повтор знаний о игольчатом плетении. Изготовление примерной работы в технике игольчатое плетение

6

Повтор знаний о игольчатом плетении. Изготовление примерной работы в технике игольчатое плетение

7

Составление общений композиции с использованием разных техник бисероплетения

8

Повтор знаний о монастырском плетении. Изготовление примерной работы в технике монастырское плетение

9

Повтор знаний о монастырском плетении. Изготовление примерной работы в технике монастырское плетение


Объемное плетение

10

Изготовление объемной работы параллельного плетения из бисера «Елочка»

11

Изготовление объемной работы параллельного плетения из бисера «Елочка»

12

Изготовление объемной работы параллельного плетения из бисера «Земляничка »

13

Изготовление объемной работы параллельного плетения из бисера «Земляничка»


Новый год

14

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Ёлочка»

15

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Снеговик»

16

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Снеговик»

17

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Мешок с подарками »

18

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Мешок с подарками »

19

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Звезда»

20

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Звезда»

21

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Сани »

22

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Сани »

23

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Подарки»

24

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Подарки»

25

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Олень»

26

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Олень»

27

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Олень»

28

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Дед мороз»

28

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Дед мороз»

30

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Снегурочка»

31

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Снегурочка»

32

Создание композиции в технике монастырского плетения «С новым годом»

33

Изготовление серёжек в технике монастырского плетения из бисера «Снежинки »

34

Изготовление серёжек в технике монастырского плетения из бисера «Снежинки »

35

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Символ наступающего года»

36

Изготовление работы в технике монастырского плетения из бисера «Символ наступающего года»


Морское дно

35

Изготовление работы из бисера «Рыба клоун»

36

Изготовление работы из бисера «Щука»

37

Изготовление работы из бисера «Кит»

38

Изготовление работы из бисера «Морская звезда»

39

Изготовление работы из бисера «Золотая рыбка»

40

Изготовление работы из бисера «Водоросли»

41

Изготовление работы из бисера «Дельфин»

42

Изготовление работы из бисера «Рыба меч»

43

Подготовка работ к композиции

44

Сборка работ к композиции «Морское дно»


Украшения из бисера

45

Изготовление колец в технике монастырское плетение « Рыбка»

46

Изготовление колец в технике монастырское плетение « Рыбка»

47

Изготовление колец из проволоки на тему «Арбуз»

48

Изготовление кольце в технике крестик

49

Изготовление кольца «Радужный Смайл»

50

Изготовление кольца «Радужный Смайл»

51

Изготовление кольца «Радужный Смайл»

52

Изготовление кольца «Единорог»

53

Изготовление кольца «Единорог»

54

Изготовление кольца «Единорог»

55

Изготовление кольца «Медведь»

56

Изготовление кольца «Медведь»

57

Изготовление кольца «Медведь»

58

Изготовление кольца «Инопланетянин»

59

Изготовление кольца «Инопланетянин»

60

Изготовление кольца «Инопланетянин»

61

Изготовление кольца « Розовый Череп»

62

Изготовление кольца «Розовый Череп»

63

Изготовление кольца «Розовый Череп»


Французская мимоза

64

Изготовление мимозы из бисера в технике французское плетение

65

Изготовление мимозы из бисера в технике французское плетение

66

Изготовление мимозы из бисера в технике французское плетение

67

Сбор всех лепестков в одну «Мимозу»

68

ПА по всей программе









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение площадью не менее 2м. кв на ребёнка, в котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы, хорошее освещение верхнее и разностороннее освещение. В кабинете должно быть достаточное количество парт и стульев, для нормальной работы.

Информационное обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественное плетение из бисера»; план учебно-воспитательной работы на учебный год, методическая литература, экспедиционные фотоматериалы, эскизы этнографических предметов, каталоги выставок по декоративно-прикладному искусству, технологические карты изготовления бисерных работ; комплект дидактических заданий и образцов, инструкции по технике безопасности.

Учитывая специфику работы детей и колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности. Важной частью работы с детьми, является диагностика знаний, умений и навыков, с помощью тестирования.


Заключение

История декоративных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с разнообразными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, бисерного украшения, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Опыт моей работы показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой-то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет, но только в том случае, если это ему интересно.


Методическая работа Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер, проектированная доска, проектор

  2. Шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий

  3. Столы, стулья,

  4. Ножницы, для каждого ученика

  5. Игры, игольницы

  6. Станки для бисероплетения, на каждого ученика

  7. Нитки швейные

  8. Белая бумага А4

  9. Цветные карандаши, фломастеры, мелки

  10. Бисер (разноцветный, круглый, стеклярус, овальные, квадратные)

  11. Бусины (Разноцветный, разноразмерные)

  12. Ёмкости для бисера

  13. Проволока (0.2мм, 0.3мм, 0.5 мм, 0.8мм)

  14. Леска (0.2мм, 0.3мм, 0.5 мм, 0.8мм)

  15. Цветной картон, белый картон

  16. Цветная бумага, белая бумага

  17. Акварельные краски

  18. Кисти для рисования(белка)

  19. Клей-карандаш, клей ПВА


В кабинете выполнять и расширять:

  1. Выставку работ детей

  2. Образцы со схематическими рисунками

  3. Образцы практических работ

  4. Журналы и книги

  5. Пополнение папки накопления материалов

  6. Сформировать банк дидактического и раздаточного материала


Планируемые результаты:

Должен знать:

  1. Владеть навыками об используемых материалах и инструментах

  2. Виды техник плетение из бисера

  3. Технологическую последовательность создания какого-либо изделия из бисера разного вида сложности

  4. Основные направления в бисероплетение

  5. Законы композиционного построения

  6. Понятия «Композиция», «Эскиз»

  7. -название изученных материалов и инструментов, их назначение;

  8. -правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  9. -правила планирования и организации труда.


Должен уметь:

  1. Использовать в декоративном оформлении бисерные изделия

  2. Составлять технологическую последовательность создания различного уровня сложности изделия

  3. Закреплять проволоку

  4. Ориентироваться в многообразии бисерного мира

  5. Самостоятельно создавать элементы композиции

  6. Владеть навыками работы с разными видами техник бисероплетения

  7. В процессе обучения стоить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

  8. Уметь находить выход в спорных и проблемных ситуациях при решении поставленных задач.

  9. Самостоятельно рисовать схемы бисерных изделий

  10. Оформлять выставочные работы

  11. Совмещать несколько техник плетения в одном изделии

  12. -соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления в образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.Приказ Министерства образования и науки в РФ от 9 января 2014 года №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 года Министерство образования и науки РФ.


Для педагога:

  1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004.

  2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

  3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

  4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

  7. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  9. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

  10. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).

  13. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

  14. Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

  15. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.

  16.   Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г.

  17. Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004

  18. Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г

  19. Педагогика. Харламова И.Ф.Гардарики" 1999 г.

  20. Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

  21. Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. 7.Практическое пособие. Слободяник Н.П.

  22. Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

  23. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004 г


Для обучающихся:

  1. Ануфриева М.Я. « Поделки из бисера»: Издательство «Культура и традиции», 2000

  2. Божко Людмила «Декоративно-прикладное искусство», изд. Мартин, Москва-2006

  3. Лындина Ю.С. «Игрушечки из бисера»: Издательство «Культура и традиции», Москва, 2006

  4. Лындина Ю.С. Бисероплетение на станке: Издательство «Культура и традиции», Москва , 2010

  5. Данкевич Е.В. Цветы из бисера, Москва, 2013

  6. Петрунькина, А. С. «Фенечки из бисера». Санкт-Петербург «Кристалл». 1998. Базулина, Л. В., Новикова, И. В. «Бисер». Ярославль: Академия развития. 2007.

  7. Романова, Л. В. «Магия бисера». Ростов-на-Дону: Феникс. 2005.

  8. Белов, Н. В. «Фигурки из бисера». Минск: «Харвест». 2007.

  9. Магина,М. Ю. «Цветы, букеты и композиции из бисера».Санкт-Петербург «Нева» 2008

  10. Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г.

  11. Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г.

  12. Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г

  13. Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

  14. Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.

  15. Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

  16. Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!