Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление по образованию Минского областного
исполнительного комитета
Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения образования «Солигорский государственный колледж» ____________Е.Н.Хамицевич ________________ |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВУ
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
профессионального компонента учебного плана
по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»,
для реализации образовательной программы среднего специального
образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста
со средним специальным образованием
Солигорск
2021
Автор: | Черевко Тамара Федоровна, Шляхова Татьяна Григорьевна преподаватели учреждения образования «Солигорский государственный колледж» |
| |
Учебная программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» рассмотрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж»
« » _________2021 г., протокол № « »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» (далее – программа) включена в специальный цикл профессионального компонента учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием в дневной и заочной форме получения образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 № 86 РБ ст.№ 842 Д/тип.
Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь ОС РБ 2-01 01 01-2019, среднее специальное образование, специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель дошкольного образования», утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.03.2019 № 24.
Отличительной чертой современного дошкольного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования с учетом, прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребенка, его воспитании как свободной, целостной личности.
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Условия жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им следует помочь раскрыться, чтобы проявить свою индивидуальность, одаренность. В последнее время стала актуальна проблема одаренности детей в дошкольном возрасте.
Программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» освещает проблемы детской одаренности, раскрывает качества, присущие одаренному ребенку дошкольного возраста, принципы развития способностей и виды детской одаренности и ее диагностики, систему работы с детьми, имеющими признаки одаренности в учреждении дошкольного образования. Рассматривается влияние на формирование личности одаренного ребенка условий, созданных в здоровой, благополучной семье, а также - роль предметно-развивающей среды и индивидуального подхода к одаренному ребенку в учреждении дошкольного образования, роль педагогов и используемых ими форм и методов работы в образовательной системе.
Учебная дисциплина «Организация работы с одаренными детьми» взаимосвязана с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла «Психология», «Педагогика», частными методиками.
Цель программы – помочь будущим специалистам дошкольного образования осознать необходимость и особенности работы с детьми дошкольного возраста, имеющими признаки одаренности.
Задачи:
формирование представлений об особенностях детей, имеющих признаки одаренности;
формирование системы знаний о формах, содержании, и приемах работы с одаренными детьми;
знать на уровне представления:
основные нормативные документы, регламентирующие работу с одаренными детьми;
систему в работе учреждения дошкольного образования с детьми дошкольного возраста, имеющими признаки одаренности;
взаимодействие специалистов по развитию творческих способностей детей в работе учреждения дошкольного образования;
роль инновационных и информационных педагогических технологий в развитии одаренности
знать на уровне понимания:
качества присущие одаренному ребенку, виды одаренности.
методы выявления одаренности у детей;
условия развития одаренности у детей;
требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми;
особенности обучения одаренных детей;
формы организации и приемы обучения детей.
уметь:
проводить педагогическую диагностику способностей ребенка;
составить характеристику ребенка;
подбирать методы и приемы проведения занятий в соответствии с видом одаренности ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
создавать условия развития одаренности у детей в учреждении дошкольного образования;
консультировать родителей по вопросам развития одаренности детей.
Согласно учебному плану отводится 20 учебных часов на изучение данной дисциплины.
Программа содержит 4 блока, в которые входят теоретические и практические занятия, выполнение творческих заданий учащимися.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел, тема | Количество учебных часов дневная форма обучения |
Всего | В том числе практические занятия |
Введение Современные тенденции развития образования в Беларуси, актуальность проблемы. | 1 | |
Раздел 1.Одаренность в дошкольном возрасте | 3 | 1 |
Сущность понятий «способность», «талант», «одаренность» Многогранность одаренности, виды одаренности. | 1 | |
Факторы развития одаренности. Теории развития личности. Предпосылки развития одаренности детей дошкольного возраста. | 1 | |
Качества присущие одаренному ребенку. Психофизиологические особенности детей. | 1 | 1 |
Раздел 2. Выявление одаренности детей дошкольного возраста | 2 | |
2.1. Требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми. Профессиональные знания и умения. Личностные качества. | 1 | |
2.2. Методы выявления одаренности детей. Цели, принципы, этапы ранней диагностики. Виды диагностики. Педагогическая диагностика: наблюдение, общение, игра, особые методы выявления. | 1 | |
Раздел 3. Одаренные дети в учреждении дошкольного образования | 6 | 2 |
3.1. Система работы с детьми с признаками одаренности. Функции и взаимодействие специалистов дошкольного учреждения при организации работы с одаренными детьми. | 1 | |
3.2.План-программа «Сопровождение одаренного ребенка». Этапы программы. Структура плана-программы. | 1 | |
3.3. Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования. Роль современных образовательных технологий, методик в развитии одаренности. | 2 | 1 |
3.4. Методика проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста (автор А.И.Савенков) | 2 | 1 |
Раздел 4. Родители одаренных детей | 1 | |
4.1. Взаимодействие педагогов и родителей. Цели и принципы работы с родителями. Оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей через различные формы и методы. Использование интерактивных методов в работе с семьей. | 1 | |
Итого | 13 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Введение |
Сформировать представления и знания об «одаренности» и социальной необходимости развития личности на современном этапе | Современные тенденции развития образования в Беларуси, актуальность проблемы. | Включение в проблему одаренности детей в дошкольном возрасте |
Раздел 1.Одаренность в дошкольном возрасте |
Сформировать знания о понятиях «способность», «талант», «одаренность», о классификации видов одаренности. | 1.1.Сущность понятий «способность», «талант», «одаренность». Научное понимание одаренности. Определение понятий «задатки», «способность», «талант», «одаренность». Ученые, исследователи о проблеме детской одаренности, краткая справка. Многогранность одаренности, виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (практическая, художественно-эстетическая, коммуникативная); степень сформированности (актуальная и потенциальная); форма проявлений (явная и скрытая); широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная); особенности возрастного развития (ранняя и поздняя). | Раскрывает, различает и формулирует понятия «способность», «талант», «одаренность», различает виды одаренности. |
Сформировать представления о факторах развития личности | 1.2. Факторы развития одаренности. Теории (биологизаторские, социологизаторские) развития личности. Предпосылки развития одаренности дошкольников. | Дифференцирует роль среды и наследственности в воспитания и развитии личности ребенка дошкольного возраста. Высказывает общее суждение о факторах развития. |
Сформировать знания об особенностях личности одаренного ребенка Сформировать умение выделять типичные черты личности ребенка, имеющего признаки интеллектуальной, социальной, музыкальной, художественной, одаренности. | Практическое занятие 1.3. Качества присущие одаренному ребенку, первые проявления одаренности. Образ ребенка с признаками одаренности, типичные черты одаренных детей. Психофизиологические особенности детей: расположенность к творчеству, оптимизм, неуемная энергия, радость познания, наслаждение тем, что делает, познавательная потребность не насыщаема. Характеристика одаренного ребенка: любопытство, изобретательность, память в сочетании с ранним языковым развитием, фантазирование и сочинительство, реакция на несправедливость, чувствительность к юмору и т.д. Интеллектуальная, социальная, музыкальная, художественная, психомоторная одаренности в дошкольном возрасте. | Знает качества, присущие одаренному ребенку, классифицирует виды одаренности.Определяет основные черты ребенка имеющего признаки интеллектуальной, социальной, музыкальной или художественной, одаренности. |
Раздел 2. Выявление одаренности детей дошкольного возраста |
Сформировать знания о требованиях к личности педагога, работающего с одаренными детьми. | 2.1.Требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми. Профессиональные знания и умения: ориентироваться в индивидуальных особенностях, рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию, повышение профессиональной компетентности в сфере изучения одаренности. Личностные качества: доброжелательность и чуткость, высокий уровень интеллектуального развития, живой и активный характер, широкий круг интересов и умений и др. | Раскрывает понятия «Профессиональные знания и умения», «Личностные качества». Называет личностные качества, профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми. |
Сформировать представление о специфике педагогической диагностики, этапах ранней диагностики. | 2.2. Методы выявления одаренности детей, фиксация результатов. Конкретные цели и принципы, этапы ранней диагностики. Виды диагностики. Педагогическая диагностика: наблюдение, общение, игра, особые методы выявления. | Объясняет принципы проведения педагогической диагностики. Характеризует методы педагогической диагностики. |
Раздел 3. Одаренные дети в учреждении дошкольного образования |
Сформировать понятие о системе работы и функциях специалистов в работе с одаренным ребенком. | 3.1. Система работы с детьми с признаками одаренности. Функции и взаимодействие специалистов учреждения дошкольного образования при организации работы с одаренными детьми. | Раскрывает систему работы с детьми, функции и особенности взаимодействия специалистов при организации работы с одаренными детьми. |
Дать понятие о программе сопровождения одаренного ребенка. | 3.2.План-программа «Сопровождение одаренного ребенка». Структура плана-программы. Программы для ребенка, имеющего интеллектуальные, спортивные, музыкальные, творческие, технические способности. | Знает содержание плана-программы «Сопровождение одаренного ребенка». |
Сформировать понятие о специфике обучения и воспитания одаренного ребенка. Познакомить с разнообразием педагогических технологий, применяемых в работе с детьми, имеющими признаки одаренности. | 3.3. Особенности обучения одаренных детей в дошкольном учреждении. Цели и принципы обучения. Требования к содержанию, формам и приемам обучения. Технология работы с одаренными детьми. Условия для выявления, обучения одаренных и талантливых детей в учреждении дошкольного образования: требования к предметно-развивающей среде, проведение мониторинга, индивидуальные занятия со специалистами, оказание помощи родителям, высокий профессионализм педагога, педагогическая поддержка. Роль современных образовательных технологий, методик в развитии одаренности. | Раскрывает особенности обучения одаренных детей, знает требования к содержанию, формам, приемам обучения и воспитания. Определяет возможности использования педагогических технологий в развитии одаренности. |
Формировать представление о дифференцированном подходе к обучению одаренных детей и актуальности исследовательской детей дошкольного возраста | 3.4.Методика проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста (автор А.И.Савенков) Подготовка материала, этапы тренировочных занятий, самостоятельные учебные исследования. | Владеет методикой проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста |
Сформировать умение осуществлять подбор игр и упражнений в соответствии с конкретными способностями ребенка | Практическое занятие Задания творческого характера по развитию речи, изобразительной деятельности, занимательной математике | Умеет подбирать игры и упражнения для развития способностей детей (художественных, познавательных и т.д.) |
Формировать умение определять содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, приемы руководства ею. | Практическое занятие Изучение материалов детских исследовательских работ. | Умеет определять содержание исследовательской работы детей дошкольного возраста , приемы руководства ею. |
Формировать представления о роли родителей в развитии способностей ребенка. | Раздел 4. Родители одаренных детей 4.1.. Взаимодействие педагогов и родителей. Цели и принципы работы с родителями. Оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п. Использование интерактивных методов в работе с семьей. Главные задачи взрослых в развитии детей. | Знает актуальные проблемы семейного воспитания, особенности работы с родителями одаренных детей. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.) |
2 (два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде. Осуществление соответствующих практических действий |
3(три) | Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения). Осуществление умственных и практических действий по образцу |
4(четыре) | Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие единичных существенных ошибок |
5(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок. |
7(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок. |
8(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок. |
9(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий) |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом. Применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Примечание. Отметка "0" (ноль) выставляется учащемуся при отсутствии ответа, а также при невыполнении учащимся учебной программы дисциплины (практики).
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА
Наименование | Количество |
| |
Технические средства обучения |
|
Технические устройства ( используется переносное оборудование) | |
Ноутбук | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Дидактическое обеспечение | |
Видеозаписи «Педагогические технологии и методики в работе с детьми дошкольного возраста» | 3 |
| |
| |
Объемные средства обучения |
|
Цветные счетные палочки Кюизенера | 3 |
Логические блоки Дьенеша | 3 |
| |
Средства обучения для проведения практических занятий |
Варианты тестовых заданий | комплект |
Исследовательские работы детей дошкольного возраста | 3 |
Средства защиты |
Аптечка | 1 |
Огнетушитель | 1 |
Оборудование помещения |
Доска классная | 1 |
Стенд информационный | 2 |
Стол для преподавателя | 1 |
Стол для учащихся | 15 |
Стул | 30 |
ЛИТЕРАТУРА
Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. - М., 2004.
Дошкольное учреждение - семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей / Авт.-сост.: Е. А. Панько, Т. В. Паздеева. - Мозырь: ОООИД «Белый Ветер», 2004.
Малахова, И.А.. Развитие личности Способность к творчеству, одаренность, талант.— Мн.: Бел. навука, 2002.
Коломинский, Я. Л., Панько Е. А., Романенко Л. Е. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения // Адукацыя і культура. - 2005. - № 4. - С. 4-12.
Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребёнка. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 219.
Работа с одаренными детьми. Составитель О.А. Запотылок. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.
Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие - М.: Академия, 2000 - 232 с.
Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь: ОООИД «Белый Ветер», 2005.
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 2008.