СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа факультатива

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа факультатива»

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление по образованию Минского областного

исполнительного комитета

Учреждение образования «Солигорский государственный колледж»



УТВЕРЖДАЮ

Директор

учреждения образования

«Солигорский

государственный колледж»

____________Е.Н.Хамицевич

________________





УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВУ

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

профессионального компонента учебного плана
по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»,

для реализации образовательной программы среднего специального
образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста
со средним специальным образованием















Солигорск

2021

Автор:

Черевко Тамара Федоровна, Шляхова Татьяна Григорьевна преподаватели учреждения образования «Солигорский государственный колледж»




Учебная программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» рассмотрена на заседании цикловой комиссии общепрофессиональных дисциплин учреждения образования «Солигорский государственный колледж»

« » _________2021 г., протокол № « »




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» (далее – программа) включена в специальный цикл профессионального компонента учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием в дневной и заочной форме получения образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 13.08.2018 № 86 РБ ст.№ 842 Д/тип.

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь ОС РБ 2-01 01 01-2019, среднее специальное образование, специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование», квалификация «Воспитатель дошкольного образования», утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.03.2019 № 24.

Отличительной чертой современного дошкольного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования с учетом, прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребенка, его воспитании как свободной, целостной личности.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей. Условия жизни и будущее всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве им следует помочь раскрыться, чтобы проявить свою индивидуальность, одаренность. В последнее время стала актуальна проблема одаренности детей в дошкольном возрасте.

Программа по учебной дисциплине «Организация работы с одаренными детьми» освещает проблемы детской одаренности, раскрывает качества, присущие одаренному ребенку дошкольного возраста, принципы развития способностей и виды детской одаренности и ее диагностики, систему работы с детьми, имеющими признаки одаренности в учреждении дошкольного образования. Рассматривается влияние на формирование личности одаренного ребенка условий, созданных в здоровой, благополучной семье, а также - роль предметно-развивающей среды и индивидуального подхода к одаренному ребенку в учреждении дошкольного образования, роль педагогов и используемых ими форм и методов работы в образовательной системе.

Учебная дисциплина «Организация работы с одаренными детьми» взаимосвязана с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла «Психология», «Педагогика», частными методиками.

Цель программы – помочь будущим специалистам дошкольного образования осознать необходимость и особенности работы с детьми дошкольного возраста, имеющими признаки одаренности.



Задачи:

формирование представлений об особенностях детей, имеющих признаки одаренности;

формирование системы знаний о формах, содержании, и приемах работы с одаренными детьми;

знать на уровне представления:

основные нормативные документы, регламентирующие работу с одаренными детьми;

систему в работе учреждения дошкольного образования с детьми дошкольного возраста, имеющими признаки одаренности;

взаимодействие специалистов по развитию творческих способностей детей в работе учреждения дошкольного образования;

роль инновационных и информационных педагогических технологий в развитии одаренности

знать на уровне понимания:

качества присущие одаренному ребенку, виды одаренности.

методы выявления одаренности у детей;

условия развития одаренности у детей;

требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми;

особенности обучения одаренных детей;

формы организации и приемы обучения детей.

уметь:

проводить педагогическую диагностику способностей ребенка;

составить характеристику ребенка;

подбирать методы и приемы проведения занятий в соответствии с видом одаренности ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

создавать условия развития одаренности у детей в учреждении дошкольного образования;

консультировать родителей по вопросам развития одаренности детей.

Согласно учебному плану отводится 20 учебных часов на изучение данной дисциплины.

Программа содержит 4 блока, в которые входят теоретические и практические занятия, выполнение творческих заданий учащимися.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел, тема

Количество учебных часов дневная форма обучения

Всего

В том числе

практические

занятия

Введение

Современные тенденции развития образования в Беларуси, актуальность проблемы.

1



Раздел 1.Одаренность в дошкольном возрасте

3

1

    1. Сущность понятий «способность», «талант», «одаренность»

Многогранность одаренности, виды одаренности.

1


    1. Факторы развития одаренности.

Теории развития личности. Предпосылки развития одаренности детей дошкольного возраста.

1


    1. Качества присущие одаренному ребенку.

Психофизиологические особенности детей.

1

1

Раздел 2. Выявление одаренности детей дошкольного возраста

2


2.1. Требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми.

Профессиональные знания и умения.

Личностные качества.

1


2.2. Методы выявления одаренности детей.

Цели, принципы, этапы ранней диагностики.

Виды диагностики. Педагогическая диагностика: наблюдение, общение, игра, особые методы выявления.

1


Раздел 3. Одаренные дети в учреждении дошкольного образования

6

2

3.1. Система работы с детьми с признаками одаренности. Функции и взаимодействие специалистов дошкольного учреждения при организации работы с одаренными детьми.

1


3.2.План-программа «Сопровождение одаренного ребенка». Этапы программы. Структура плана-программы.

1


3.3. Особенности обучения одаренных детей в учреждении дошкольного образования. Роль современных образовательных технологий, методик в развитии одаренности.

2

1

3.4. Методика проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста (автор А.И.Савенков)

2

1

Раздел 4. Родители одаренных детей

1


4.1. Взаимодействие педагогов и родителей.

Цели и принципы работы с родителями. Оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей через различные формы и методы. Использование интерактивных методов в работе с семьей.


1



Итого

13

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Сформировать представления

и знания об «одаренности» и социальной необходимости развития личности на современном этапе

Современные тенденции развития образования в Беларуси, актуальность проблемы.


Включение в проблему одаренности детей в дошкольном возрасте


Раздел 1.Одаренность в дошкольном возрасте

Сформировать

знания о понятиях «способность», «талант», «одаренность», о классификации видов одаренности.


1.1.Сущность понятий «способность», «талант», «одаренность». Научное понимание одаренности.

Определение понятий «задатки», «способность», «талант», «одаренность». Ученые, исследователи о проблеме детской одаренности, краткая справка.

Многогранность одаренности, виды одаренности.

Критерии выделения видов одаренности: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (практическая, художественно-эстетическая, коммуникативная); степень сформированности (актуальная и потенциальная); форма проявлений (явная и скрытая); широта проявлений в различных видах деятельности (общая и специальная); особенности возрастного развития (ранняя и поздняя).

Раскрывает, различает и формулирует понятия «способность», «талант», «одаренность», различает виды одаренности.


Сформировать представления о факторах развития личности


1.2. Факторы развития одаренности.

Теории (биологизаторские, социологизаторские) развития личности. Предпосылки развития одаренности дошкольников.


Дифференцирует роль среды и наследственности в воспитания и развитии личности ребенка дошкольного возраста. Высказывает общее суждение о факторах развития.

Сформировать знания об особенностях личности

одаренного ребенка

Сформировать умение выделять типичные черты личности ребенка, имеющего признаки интеллектуальной, социальной, музыкальной, художественной, одаренности.

Практическое занятие

1.3. Качества присущие одаренному ребенку, первые проявления одаренности.

Образ ребенка с признаками одаренности, типичные черты одаренных детей.

Психофизиологические особенности детей: расположенность к творчеству, оптимизм, неуемная энергия, радость познания, наслаждение тем, что делает, познавательная потребность не насыщаема. Характеристика одаренного ребенка: любопытство, изобретательность, память в сочетании с ранним языковым развитием, фантазирование и сочинительство, реакция на несправедливость, чувствительность к юмору и т.д.

Интеллектуальная, социальная, музыкальная, художественная, психомоторная одаренности в дошкольном возрасте.

Знает качества, присущие одаренному ребенку, классифицирует виды одаренности.Определяет основные черты

ребенка имеющего признаки интеллектуальной, социальной, музыкальной или художественной, одаренности.


Раздел 2. Выявление одаренности детей дошкольного возраста

Сформировать знания о требованиях к личности педагога, работающего с одаренными детьми.

2.1.Требования к личности и качества необходимые педагогу, работающему с одаренными детьми.

Профессиональные знания и умения: ориентироваться в индивидуальных особенностях, рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию, повышение профессиональной компетентности в сфере изучения одаренности.

Личностные качества: доброжелательность и чуткость, высокий уровень интеллектуального развития, живой и активный характер, широкий круг интересов и умений и др.

Раскрывает понятия «Профессиональные знания и умения», «Личностные качества». Называет личностные качества, профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми.


Сформировать представление о специфике педагогической диагностики, этапах ранней диагностики.

2.2. Методы выявления одаренности детей, фиксация результатов.

Конкретные цели и принципы, этапы ранней диагностики.

Виды диагностики. Педагогическая диагностика: наблюдение, общение, игра, особые методы выявления.


Объясняет принципы проведения педагогической диагностики. Характеризует методы педагогической диагностики.


Раздел 3. Одаренные дети в учреждении дошкольного образования

Сформировать понятие о системе работы и функциях специалистов в работе с одаренным ребенком.

3.1. Система работы с детьми с признаками одаренности. Функции и взаимодействие специалистов учреждения дошкольного образования при организации работы с одаренными детьми.



Раскрывает систему работы с детьми, функции и особенности взаимодействия специалистов при организации работы с одаренными детьми.


Дать понятие о программе сопровождения одаренного ребенка.


3.2.План-программа «Сопровождение одаренного ребенка».

Структура плана-программы. Программы для ребенка, имеющего интеллектуальные, спортивные, музыкальные, творческие, технические способности.


Знает содержание плана-программы «Сопровождение одаренного ребенка».

Сформировать понятие о специфике обучения и воспитания одаренного ребенка.

Познакомить с разнообразием педагогических технологий, применяемых в работе с детьми, имеющими признаки одаренности.

3.3. Особенности обучения одаренных детей в дошкольном учреждении.

Цели и принципы обучения. Требования к содержанию, формам и приемам обучения. Технология работы с одаренными детьми.

Условия для выявления, обучения одаренных и талантливых детей в учреждении дошкольного образования: требования к предметно-развивающей среде, проведение мониторинга, индивидуальные занятия со специалистами, оказание помощи родителям, высокий профессионализм педагога, педагогическая поддержка.

Роль современных образовательных технологий, методик в развитии одаренности.

Раскрывает особенности обучения одаренных детей, знает требования к содержанию, формам, приемам обучения и воспитания.

Определяет возможности использования педагогических технологий в развитии одаренности.


Формировать представление о дифференцированном подходе к обучению

одаренных детей и актуальности исследовательской детей дошкольного возраста

3.4.Методика проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста (автор А.И.Савенков)

Подготовка материала, этапы тренировочных занятий, самостоятельные учебные исследования.


Владеет методикой проведения исследований с детьми старшего дошкольного возраста

Сформировать умение осуществлять подбор игр и упражнений в соответствии с конкретными способностями ребенка

Практическое занятие

Задания творческого характера по развитию речи, изобразительной деятельности, занимательной математике

Умеет подбирать игры и упражнения для развития способностей детей (художественных, познавательных и т.д.)

Формировать умение определять содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, приемы руководства ею.

Практическое занятие

Изучение материалов детских исследовательских работ.



Умеет определять содержание исследовательской работы детей дошкольного возраста , приемы руководства ею.

Формировать представления о роли родителей в развитии способностей ребенка.





Раздел 4. Родители одаренных детей

4.1.. Взаимодействие педагогов и родителей.

Цели и принципы работы с родителями. Оказание помощи родителям в развитии у детей талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.

Использование интерактивных методов в работе с семьей.

Главные задачи взрослых в развитии детей.


Знает актуальные проблемы семейного воспитания, особенности работы с родителями одаренных детей.






КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Отметка

в баллах

Показатели оценки

1(один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного

учебного материала, предъявленных в готовом виде

(фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний,

действий и т.д.)

2 (два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде. Осуществление соответствующих практических действий

3(три)

Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения). Осуществление умственных и практических действий по образцу

4(четыре)

Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие единичных существенных ошибок

5(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок

6 (шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок.

7(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

8(восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок.

9(девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного

учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)

10 (десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом. Применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)


Примечание. Отметка "0" (ноль) выставляется учащемуся при отсутствии ответа, а также при невыполнении учащимся учебной программы дисциплины (практики).


















ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ КАБИНЕТА



Наименование

Количество



Технические средства обучения


Технические устройства ( используется переносное оборудование)


Ноутбук

1

Мультимедийный проектор

1

Дидактическое обеспечение


Видеозаписи «Педагогические технологии и методики в работе с детьми дошкольного возраста»

3





Объемные средства обучения


Цветные счетные палочки Кюизенера

3

Логические блоки Дьенеша

3



Средства обучения для проведения практических занятий

Варианты тестовых заданий

комплект

Исследовательские работы детей дошкольного возраста

3

Средства защиты

Аптечка

1

Огнетушитель

1

Оборудование помещения

Доска классная

1

Стенд информационный

2

Стол для преподавателя

1

Стол для учащихся

15

Стул

30





ЛИТЕРАТУРА


Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. - М., 2004.

Дошкольное учреждение - семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: Примерная программа самообразования для педагогов и родителей / Авт.-сост.: Е. А. Панько, Т. В. Паздеева. - Мозырь: ОООИД «Белый Ветер», 2004.

Малахова, И.А.. Развитие личности Способность к творчеству, одаренность, талант.— Мн.: Бел. навука, 2002.



Коломинский, Я. Л., Панько Е. А., Романенко Л. Е. Теоретические основы образования художественно одаренных детей в условиях дошкольного учреждения // Адукацыя і культура. - 2005. - № 4. - С. 4-12.

Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б., Терских Е.А. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребёнка. – Ростов на/Д: Феникс, 2011. – 219.


Работа с одаренными детьми. Составитель О.А. Запотылок. – Мн.: Красико-Принт, 2006.


Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.


Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие - М.: Академия, 2000 - 232 с.


Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь: ОООИД «Белый Ветер», 2005.


Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. — М., 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!