СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени"»

Двадцать третье января.  Классная работа.  Сложноподчиненные предложения и их виды

Двадцать третье января. Классная работа.

Сложноподчиненные предложения и их виды

Цель урока: Познакомиться с теоретическими сведениями об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени Задачи урока: - сформировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; - выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; - проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА. - развивать устную и письменную речь учащихся, - воспитывать интерес к русскому языку и литературе, - воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность в целом.

Цель урока:

Познакомиться с теоретическими сведениями об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени

Задачи урока:

- сформировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность в целом.

Подготовка к ОГЭ В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. (Л.Н.Толстой. Детство)

Подготовка к ОГЭ

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

Проверяем 1 - шапочке (какой?), из-под которой виднеются редкие седые волосы - СПП с придаточным определительным; 2 - столика (какого?),на котором стоит кружок - СПП с придаточным определительным; 3 - парикмахером, бросавшим тень - обособленное определение, выраженное причастным оборотом; 4 - в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке -БСП; 5-8 - лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке - однородные подлежащие; 9 - чинно, аккуратно - однородные обстоятельства; 10 - лежит так (как?), что по одному этому порядку можно заключить - СПП с придаточным образа действия; 11 - можно заключить (что?), что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна - СПП с придаточным изъяснительным

Проверяем

1 - шапочке (какой?), из-под которой виднеются редкие седые волосы - СПП с придаточным определительным;

2 - столика (какого?),на котором стоит кружок - СПП с придаточным определительным;

3 - парикмахером, бросавшим тень - обособленное определение, выраженное причастным оборотом;

4 - в одной руке он держит книгу, другая покоится на ручке -БСП;

5-8 - лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке - однородные подлежащие;

9 - чинно, аккуратно - однородные обстоятельства;

10 - лежит так (как?), что по одному этому порядку можно заключить - СПП с придаточным образа действия;

11 - можно заключить (что?), что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна - СПП с придаточным изъяснительным

Повторение о сложном предложении

Повторение о сложном предложении

Составьте схемы и определите виды придаточных предложений   1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. 2.Я читала, что бессмертны души. 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. 5.Не место красит человека, а человек место.

Составьте схемы и определите виды придаточных предложений

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

2.Я читала, что бессмертны души.

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

5.Не место красит человека, а человек место.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. […человеку какому?], (который...) - Придаточное определительное . 2.Я читала, что бессмертны души.[…читала что?], (что...) - Придаточное изъяснительное . 3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. [Дом какой?, (в котором...),...] - Придаточное определительное. 4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.[…предчувствовало что?], (что...) - Придаточное изъяснительное . 5.Не место красит человека, а человек место. […],а […] - Сложносочиненное предложение.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. […человеку какому?], (который...) - Придаточное определительное .

2.Я читала, что бессмертны души.[…читала что?], (что...) - Придаточное изъяснительное .

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. [Дом какой?, (в котором...),...] - Придаточное определительное.

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.[…предчувствовало что?], (что...) - Придаточное изъяснительное .

5.Не место красит человека, а человек место. […],а […] - Сложносочиненное предложение.

Запишите предложения, найдите ГО, определите главную часть, задайте вопрос к придаточной   1.Уже смеркалось, когда мы приехали домой.  2.С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.  3.Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят, крепким с сладким сном.

Запишите предложения, найдите ГО, определите главную часть, задайте вопрос к придаточной

1.Уже смеркалось, когда мы приехали домой.

2.С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

3.Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят, крепким с сладким сном.

- На что указывают эти придаточные? - На какие вопросы отвечают? - С помощью чего такое придаточное прикрепляется к главному? - К чему относится? - Где может находиться? - Как называется такое придаточное?

- На что указывают эти придаточные?

- На какие вопросы отвечают?

- С помощью чего такое придаточное прикрепляется к главному?

- К чему относится?

- Где может находиться?

- Как называется такое придаточное?

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени: - указывает на время того, о чем говорится в главной части; - отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?; - прикрепляется к главной части союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор, как только (в главной части могут быть указательные слова как, тогда); - относится ко всей главной части; - может находиться до, после, внутри главной части

Придаточное времени:

- указывает на время того, о чем говорится в главной части;

- отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?;

- прикрепляется к главной части союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор, как только (в главной части могут быть указательные слова как, тогда);

- относится ко всей главной части;

- может находиться до, после, внутри главной части

Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность. 1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел. 2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело. 3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. 4. Свободною иди дорогой, которою влечет тебя свободный ум. 5.  Там, где кончалась чаща, белели березы. 6. Я стал припоминать, приходил ли он в течение дня.

Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.

4. Свободною иди дорогой, которою влечет тебя свободный ум.

5.  Там, где кончалась чаща, белели березы.

6. Я стал припоминать, приходил ли он в течение дня.

Определите предложение, построенное по следующей схеме:   [… (…) …]

Определите предложение, построенное по следующей схеме:

[… (…) …]

Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.  1. (Пока…), […]. 2. […], (как только…). 3. […], (до тех пор пока…). 4. [… ,(когда…), …].

Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

1. (Пока…), […].

2. […], (как только…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… ,(когда…), …].

Работа в парах по карточкам

Работа в парах по карточкам

Работа в парах по карточкам Перепишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте союз, союзные слова, главное слово, от которого нужно поставить вопрос, и составьтесхему предложения. Определите вид СПП. Карточка № 1  Наш поход  закончился в ущелье, в котором был расположен палаточный лагерь . Карточка № 2   Меня тревожила  мысль , что я  не успею на последний автобус.

Работа в парах по карточкам

Перепишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте союз, союзные слова, главное слово, от которого нужно поставить вопрос, и составьтесхему предложения. Определите вид СПП.

Карточка № 1

Наш поход закончился в ущелье, в котором был расположен палаточный лагерь .

Карточка № 2

Меня тревожила мысль , что я не успею на последний автобус.

Работа в парах по карточкам Перепишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте союз, союзные слова, поставьте вопрос, и составьте схему предложения. Карточка № 3  (Когда летнее солнышко  пригреет ), [красна ягодка в саду созреет ].  (С тех пор как Илья  устроился на завод), [заботы о Мухтаре взял на себя его брат ].  [На лесной поляне было светло и тепло ], (пока горел костер ).

Работа в парах по карточкам

Перепишите предложение, подчеркните главные члены предложения, обозначьте союз, союзные слова, поставьте вопрос, и составьте схему предложения.

Карточка № 3

(Когда летнее солнышко пригреет ), [красна ягодка в саду созреет ].

(С тех пор как Илья устроился на завод), [заботы о Мухтаре взял на себя его брат ].

[На лесной поляне было светло и тепло ], (пока горел костер ).

Подведем итоги Придаточное времени:  - указывает на ... - отвечает на вопросы ... - прикрепляется к главной части ... - относится к... - может находиться ...

Подведем итоги

Придаточное времени:

- указывает на ...

- отвечает на вопросы ...

- прикрепляется к главной части ...

- относится к...

- может находиться ...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!