Тема: «Осень. Изменения в природе».
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период;
-дать представление о характерных признаках осени в неживой природе;
-расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, в жизни животных, в жизни людей;
- закрепить названия диких животных и их детёнышей, птиц, насекомых, названия осенних месяцев;
-развивать концентрацию внимания, формировать образное, творческое мышление, пространственную ориентировку;
- коррекция слухового и зрительного восприятия;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме, ПК, проектор, проекционный экран. Видеосюжет, аудиозаписи из серии «Времена года», учебник «Мир природы и человека», 2 кл., Н.Б.Матвеева.
Ход урока.
Оргмомент.
Артикуляционная гимнастика.
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришёл на грядку.
Тыква – вот, а вот – томат.
Здесь – капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Всё, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны
Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем —
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
О каком времени года говорится в загадке? (об осени)
- Назвать осенние месяцы.
Работа по теме урока
- Вы сейчас посмотрите на экран и после этого ответите на такой вопрос: «Какое это было время года?» А как вы догадались? (слайд)
- Главное изменение в природе с приходом осени - это то, что становится холоднее. (слайд)
Работа с учебником: с. 13 (рассмотреть картинки, найти признаки лета и осени)
- Осадки осенью – дождь. Это может быть как мелкий, моросящий дождь так и крупный с сильными порывами ветра. (слайд)
- С приходом осени листья на деревьях становятся разных цветов: желтые, красные, оранжевые. Осень как настоящий художник окрашивает их в разные цвета. (учебник с. 14-15)
- Подует ветер, и полетят листья на землю, покрывая ее разноцветным ковром. Это пора осени называется листопадом – листья падают. (учебник с. 13-14 «Золотой дождь»)
- В эту пору еще можно встретить некоторых насекомых, которые потом, когда становится холодно, исчезают. У них наступает спячка. Осенью нет растений, которые дают еду насекомым.
- А для кого едой служат насекомые?
- Для птиц. Именно те птицы, которые питаются насекомыми, покидают нас. Назовите их. Они улетают в теплые края. И называются перелетными.
- Но некоторые остаются с нами. Это – оседлые птицы. Им есть, что кушать.
Работа с картинками
- С приходом осени изменяется жизнь зверей. Кто-то готовит запасы на зиму.
- А медведь тоже готовит запасы, только их не видно. Они у него под шубой. Это – жир. Медведь к зиме становится очень толстым. Ведь всю зиму он спит.
- Шуба у зверей становится более плотной и пушистой. А некоторые даже меняют цвет. Кто? Почему?
- Заяц становится белым. Про него даже загадка есть – «зимой белый, а летом серый».
- Белка меняет рыжую шубку на серую шубу.
Физминутка
- Конечно же, с приходом осени меняется и наша жизнь. Начнем с одежды.
- Что мы носили летом? А теперь? Одежда стала более теплой.
- Когда идет дождь, что мы оденем и возьмем с собой? Резиновые сапоги и зонтик.
- Осень – время сбора урожая. Поспевают в огороде овощи, а в саду фрукты. А в связи с этим у человека разные осенние работы.
- Люди копают в огороде картошку, свеклу, морковку. Снимают с деревьев яблоки, груши, сливы. (слайд)
- В городе свои заботы. Привести в порядок улицы: собрать опавшую листву и сжечь ее, окопать кусты и деревья.
Закрепление.
- С.16 (рассмотреть схематичные картинки и назвать осенние месяцы)
Подведение итогов. Оценки.
-О каком времени года сегодня говорили? Назовите осенние месяцы. Что происходит с деревьями осенью? С насекомыми? Птицами?
Выставление оценок.