Конспект урока ИЗО 7 класс
Тема: «Ты – архитектор!»
Замысел архитектурного проекта и его осуществление. (2 часа).
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели:
- формировать представление о единстве эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека;
- учить видеть природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку макета;
- развивать конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой.
Планируемые образовательные результаты
Предметные УУД:
- пользоваться необходимой информацией;
- совершенствовать навыки коллективной работы над объемно-пространственной композицией;
- реализовать в макете свое чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
- выдвигать версии образовательно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.
Регулятивные:
- определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;
- планировать деятельность, излагать свое мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Коммуникативные:
- организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями;
- самостоятельно сравнивать объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам;
- излагать свое мнение в диалоге.
Личностные УУД:
- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
- понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- иметь мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Современные образовательные технологии и методики
Проблемное обучение.
Личностно-ориентированное обучение.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Технология проектной деятельности.
Технология групповой деятельности.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага, картон, карандаш, ножницы, клей, нож для бумаги, краски, кисточки.
Наглядно-демонстрационный материал
Презентация учителя: «Ты – архитектор».
Презентации учащихся: «Античность», «Романский стиль», «Готический стиль», «Классицизм. Русская усадьба», «Современный город».
Основные понятия и термины
Конструктивные элементы. Несущие конструкции – опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части – балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство.
Организационная структура (сценарий урока)
Организационный момент. (Первый урок).
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Учитель читает стихотворение, направленное на раскрытие темы урока.
Колонны, портики и шпили –
Архитектура разных стилей.
Соборы, здания, проспекты –
Всплеск мысли, зодчества проекты.
Кариатиды и атланты –
Следы застывшего таланта.
В полете замершие звуки.
Плоды строительной науки,
Волшебных снов изображенье,
Свободной мысли выраженье.
В сердцах людских разбудит чувство:
Благоговение, блаженство,
Непостижимость совершенства.
Фантазии людской полет
В шедеврах каменных живет.
URL: http://text-master.ru/prof/1-pn-oct-architect.html
- Я думаю, что это стихотворение наиболее точно отображает нашу предстоящую деятельность. Сегодня каждый из вас сможет почувствовать себя представителем самой удивительной профессии! Сегодня каждый из вас – архитектор (ответ учеников)!
Учащиеся слушают учителя, ставят перед собой цель.
Форма работы – фронтальная.
Повторение понятий «архитектура» и «художественные стили», «ландшафт», «архитектурные элементы здания», «интерьер и вещь», «мода».
Просмотр презентации «Ты – архитектор».
Учитель организует эвристическую беседу в процессе просмотра презентации:
- На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое архитектура и стили (слайды 1, 2).
- Мы изучили особенности стилей и по отличительным элементам можем судить о них.
- Беломраморная красота, соразмерность элементов, колонны, портики.
(Античность - ответ учеников) Слайд 3.
- Мощные стены, башни, суровая выразительность и грубоватая каменная кладка. (Романский стиль – ответ учеников) Слайд 4.
- Устремленность к верху, изящность, обилие декоративных элементов.
(Готика – ответ учеников) Слайд 5.
- Возврат к эпохе античности, совершенство и гармония, удивительное разнообразие композиционных приемов.
(Возрождение (Ренессанс) – ответ учеников) Слайд 6.
- Перенасыщенность элементами, витиеватость, пышность.
(Барокко – ответ учеников) Слайд 6.
- Строгость, упорядоченность, уравновешенность форм, симметрия.
(Классицизм – ответ учеников) Слайд 7.
- Парящая красота сверкающих куполов, светлый и строгий облик.
(Православные храмы – ответ учеников) Слайд 8.
- Благородная сдержанная красота, окруженная парками.
(Русская усадьба – ответ учеников) Слайд 9.
- Полет дизайнерской фантазии, принципы асимметрии и динамического равновесия, (Современная архитектура – ответ учеников) Слайд 10.
которая опирается на достижения стилей ампир, эклектика (смешение стилей), модерн (поиск новых форм) и постмодерн.
Поиск нового, необыкновенного – это свойство творческой мысли, использующей новейшие технические возможности.
Архитектура взаимосвязана с природным или искусственным ландшафтом.
Ландшафтная архитектура – создание садов, парков и бульваров.
Английский парк свободно вписывается в уже существующую природную среду.
Французский парк организован не по воле своенравной и неуправляемой природы, а по геометрически выверенному плану архитектора.
Русская усадьба полна своеобразной поэзии и красоты.
В японских садах существуют особые места для раздумий и молитв – Сады камней. Слайды 11, 12.
- Во все времена малые архитектурные формы являются украшениями и делают улицы удобными для людей: скульптуры, фонтаны, фонари, киоски, скамейки.
По изображениям на слайдах учащиеся дают ответ, к какому стилю относится каждый из предметов.
- Вещь и интерьер в каждую историческую эпоху имеют свое лицо. Слайд 14.
- Художественные произведения тоже имеют свои отличительные особенности, по которым мы можем определить период их создания. Слайд 15.
- Многовековая история создания одежды зависела от технических возможностей каждого периода развития человечества: от простых накладных форм (хитоны, туники, плащи Древней Греции) до сложнейших фасонов, изготавливаемых с помощью современной швейной техники. Слайд 16.
Архитекту́рный маке́т (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города.
Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов. Слайд 17.
Макеты помогают архитекторам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующим или перспективным архитектурным проектом.
Творческая практическая деятельность.
Завершение работы над макетом архитектурного сооружения в выбранном стиле.
Групповая творческая практическая работа.
Сбор макетов архитектурных сооружений из заранее заготовленных на предыдущих занятиях деталей.
- Природный ландшафт (водоемы, возвышенности, растения).
- Здания (вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения: стены, опоры, столбы, колонны; горизонтальные части, несомые: балки, перекрытия, крыша; лестницы).
- Малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари и т.д.); мосты, дороги.
Каждый член команды выполняет свою часть работы в соответствии с общей стилистикой согласно эскизу.
При выполнении работы не забывайте о трёх основных свойствах архитектуры, которые выделил древнеримский теоретик искусства Витрувий:
польза, прочность, красота. Слайд 19.
Защита проектов. (Второй урок).
- Итогом изучения тем разделов «Город и человек», «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» стала работа над проектами (групповое домашнее задание, выполняемое в течение четверти).
- Вам было предложено по выбранному стилю создать образ времени по плану: стиль времени, использование ландшафта, экстерьер и интерьер, произведения искусства и мода. Проект включает в себя презентацию, реферат и макет архитектурного сооружения в выбранном стиле, завершенный на первом уроке.
Каждая группа учащихся представляет свою презентацию по выбранному стилю с демонстрацией макета архитектурного сооружения:
- Античность.
- Романский стиль.
- Готика.
- Русская усадьба.
- Современный город.
5. Итоги урока.
- Какой стиль вам больше близок? Почему?
- Достаточно ли знаний, полученных на уроке, для того, чтобы хорошо разбираться в архитектурных стилях?
- Сложна ли профессия – архитектор?
- С какими еще профессиями мы познакомились при изучении тем «Архитектура», «Ландшафт», «Вещи», «Художественные произведения», «Мода»? Надеюсь, полученные знания помогут вам в жизни узнавать встречающиеся образы по стилям.
- Какое впечатление произвел на вас урок? Слайд 21.
Чтите науки, любите искусство,
Без сожаленья беритесь за труд.
Дети, тогда благородные чувства
В вас благодатную почву найдут!
Благодарю за работу.
Творческих вам успехов! Слайд 25.
Интернет-ресурсы
- Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Режим доступа: http://www.artsait.ru
- Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru.
- Каталог музеев России. – Режим доступа: http://www.museum.ru.
- Музей архитектуры им. А.В.Щусева. – Режим доступа: http://www.muar.ru.
Литература
- Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М. Неменского - М.: Посвещение, 2013.
- Изобразительное искусство. 8 класс: рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова. Линия УМК под ред. Б.М. Неменского/авт.-сост. И.Н. Клочкова. – Волгоград: Учитель, 2015.
- Метод учебного проектирования в образовательном учреждении: пособие для учителей и студ. пед. вузов. / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Методы проектирования./ Дж.К.Джонсон. – М., 1986.
- Программы общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Л. А. Неменская. – М.: Просвещение, 2011.
- Энциклопедический словарь юного художника./ Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
7