- какие окончания у имен прилагательных женского рода, единственного числа в творительном и винительном падежах
-рассказывать на какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода, единственного числа в творительном и винительном падежах
-рассказывать какие окончания у имен прилагательных женского рода, единственного числа в творительном и винительном падежах
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Очень надеюсь, что он будет для вас познавательным и интересным. Посмотрите на доску. Вы видите цитату великого русского писателя А.Н. Толстого. Прочитайте ее. Спрашивает одного ученика Молодец, спасибо. Скажите, как вы думаете, о чем это высказывание? Кто как еще думает? Очень хорошо! Значит русский язык надо изучать, чтобы быть грамотными и в совершенстве владеть своей речью. Тогда давайте сегодня продолжим знакомиться с этой наукой! | Приветствуют учителя. Читает вслух цитату для всего класса Неграмотный человек мыслит неграмотно и портит свой язык | Ф | Интерактивная доска (презентация, слайд 1) | | | - строят несложные цепочки логических рассуждений (П); - отвечают на вопросы учителя (К); - воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К). | - формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Обобщение знаний; Развитие мыслительных операций; Фиксация затруднений; | Словесный (беседа, рассуждение ) | Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке? Верно, молодец. Какие существуют падежи? -молодцы. Сегодня нам предстоит рассмотреть, как склоняются имена прилагательные в двух падежах. А что бы узнать какие это падежи, я предлагаю вам взглянуть на доску и выполнить задание. В двух строчках вам нужно выбрать одно лишнее словосочетание, прилагательное в котором отличается по падежу от остальных. Какое словосочетание лишнее в первой строчке? -почему? -совершенно верно. А во второй? -очень хорошо! Молодцы! | Отвечают по поднятой руке. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. -именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. -золотой рыбкой -оно в творительном падеже, а все остальные в родительном. -лишнее – злую лису. Это словосочетание в винительном падеже, а остальные в именительном. | Ф | | Учительский контроль (беседа) | -определяют падежи имен прилагательных | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); | |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | Постановка темы, цели урока и плана работы | Словесный (беседа, рассуждение), наглядный | -итак, ребята, вы уже догадались как же будет звучать тема нашего урока? -верно! Вы совершенно правы. Сегодня мы продолжим изучать падежи имен прилагательных. Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? Какая будет наша цель? -молодцы. -для нашего урока нужен план. Я для вас подготовила план, но все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить и расставить пункты в нужном порядке. -что будет первым пунктом в нашем плане? -молодцы! Какой следующий пункт? -очень хорошо, третий пункт какой у нас будет? -молодцы. И последний? -очень хорошо, молодцы. Давайте еще раз теперь посмотрим, что у нас получилось. - Повторить ранее изученное про деление многозначных чисел на однозначное, выполнить задания по теме, выполнить самостоятельную работу и подвести итоги и закрепить знания. Такой у нас будет план и по нему мы будем работать. | -винительный и творительный падежи имен прилагательных -познакомиться с творительным и винительным падежами имен прилагательных (в женском роде и единственном числе). -Повторить ранее изученное про склонение имен прилагательных -узнать про творительный и винительный падежи имён прилагательных -Выполнить самостоятельную работу - Подвести итоги и закрепить знания | Ф | Интерактивная доска Слайд презентации 3-6 | | | П: - умение строить цепочки логических рассуждений Р: - умение формулировать цель; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Реализация построенного проекта | Закрепление имеющихся знаний и их дополнение на основе беседы, рассказа обучающимися информации и выполнение заданий | Словесный (беседа, рассуждение, рассказ), наглядный | Откройте учебники на странице 34. Давайте рассмотрим схему. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода единственного числа в винительном падеже? Какие у этих прилагательных окончания? Прочитайте примеры, приведенные в учебнике. Молодец. Спасибо. Теперь давайте посмотрим на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода единственного числа в творительном падеже. Какие у этих имен прилагательных окончания? -очень хорошо. Молодцы. Давайте теперь прочитаем какие тут примеры. -молодцы. Теперь давайте выполним с вами упражнение 72. Откройте тетради. От прошлой работы отступаем 2 строчки. Записываем число и классная работа. Упражнение 72. Прочитайте задание. Что нужно сделать? -итак, вам нужно списать, вставляя пропущенные буквы в окончаниях прилагательных. -заканчиваем, ребята. Давайте проверим, что у вас получилось. По одному читаем предложение и говорим, какое окончание у вас получилось и какой это падеж. Слушает ответы учеников, исправляет ошибки, если есть. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь давайте поработаем устно. Посмотрите чуть ниже, на упражнение 73. Кто хочет прочитать громко и выразительно? Спрашивает одного из учеников, желающих ответить. -спасибо, молодец. Красиво звучит, правда? А давайте теперь выделенные окончания заменим на окончание –ой. Кто прочитает еще раз, но заменив окончания? Спрашивает одного из учеников, желающих ответить. Спасибо. Скажите, ребята, что-то изменилось? Стихотворение звучит всё так же? Я с вами полностью согласна. Так для чего же автор использовал такие окончания, которые были изначально? -очень хорошо, молодцы. Посмотрите на страницу 35. «Обратите внимание». Кто прочитает громко, что там написано? Спрашивает одного из учеников, желающих ответить. -молодец, спасибо. | -какую? -ую, -юю -алую ленту, утреннюю зарю Отвечают на вопрос какой? -ой, -ей и -ою, -ею Алой лентой Утреннею зарёю -952:8, 4015:5, 7224:8, 8820:9. -119. -803 -прочитайте. Объясните написание пропущенных букв в окончаниях имен прилагательных. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Приступают к выполнению Заканчивают выполнение Читают, выполняют проверку. Читает стихотворение в учебнике. Читает стихотворение в учебнике. Нет! Теперь оно звучит по-другому, уже не так красиво. -для рифмы, красивого звучания. Читает текст. | Ф И | Интерактивная доска (презентация, видео) | Учительский контроль (беседа) | Работают с учебником, определяют падежи имен прилагательных, определяют окончания имен прилагательных | -понимают и принимают предложенные способы решения учебной задачи (Р); - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - ориентируются в материале учебника и находят нужную информацию по заданию учителя (П); - применяют имеющиеся знания при решении учебной задачи (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепление имеющихся знаний | Словесный (беседа, рассуждение, объяснение), практический | -а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в парах и выполнить задания на листочках. Вам нужно будет прочитать все словосочетания и выписать в колонки из словосочетаний только те прилагательные, которые в винительном и творительном падежах. -перед тем, как начать работать скажите, какие есть правила работы в парах? -совершенно верно, молодцы. -есть у кого-то вопросы как выполнять задание? Кому-то непонятно? Если есть вопросы, не бойтесь поднять руку и спросить. Я объясню еще раз. -если больше вопросов нет, можете приступать к выполнению. -так, еще полминутки вам подумать и проверить, заканчивайте. -давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие слова вы выписали в столбик с творительным падежом? -всё правильно, молодцы! А какие слова вы выписали в столбик с винительным падежом? -поднимите руку, у кого всё так же и нет ни одной ошибки. -молодцы! Тем, у кого есть ошибки, нужно поработать еще над этой темой, разобрать те моменты, что вам были непонятны. | -нужно друг друга слушать, уважать чужое мнение, не перебивать, работать вместе, помогать друг другу. Работают в парах, обсуждают. Отвечают по поднятой руке. Маленькой, белой, холодной Красивую, пушистую, золотую | П Ф | | Учительский контроль (беседа) | | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Физкультминутка | | | Вы, наверное, уже устали, ребята? Давайте с вами встанем и немного разомнемся! Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки) | Встают Повторяют движения за учителем | Ф | | | | | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление нового навыка. Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону. | Словесный (объяснение), практический, наглядный | -а сейчас вам нужно будет поработать самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки, на них будут задания только по той теме, что мы сегодня изучали. Сильных затруднений у вас это вызвать не должно. -у вас будет два варианта. Лучше не списывать друг у друга, иначе ошибок может оказаться больше, чем могло бы быть. Задание читайте внимательно, и так же внимательно выполняйте сами задания, чтобы не допустить глупых ошибок. -задания выполняем в этих же листочках. -когда вы закончите – положите руки на парту, поднимите голову, чтобы я видела, что вы готовы. На выполнение задания у вас несколько минут, можете приступать к выполнению. -итак, ребята, заканчиваем. Посмотрите на доску и проверьте правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листами с заданиями, возьмите простой карандаш и проверьте работу своего соседа по парте на наличие ошибок. Тот, кто был один, проверяет свою работу самостоятельно. Поставьте ту оценку своему соседу по парте, которую он заслужил. Если нет ошибок – 5 Если 1 или 2 ошибки – это 4 Если ошибок 3-4 – это 3 Если ошибок больше – это 2. | | Ф И | 6 | само-кон-троль (само-про-верка по эта-лону). | | Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи. П: строить несложные цепочки логических рассуждений; | понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и Выявление границы применимости нового знания, и использование его в системе изученных ранее знаний. Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | Итак, наш урок понемногу подходит к концу. -давайте вспомним, что же сегодня вы узнали. -на какие вопросы отвечают имена прилагательные в ед. числе женском роде в винительном и творительном падежах? -какие у них окончания? -молодцы. Какое из окончаний в творительном падеже не используется в обычной речи? -молодцы. Очень хорошо. | Отвечают по поднятой руке по одному. -на вопросы какой и какую -т.п.: ой ей, ою ею В.п.: ую юю -ою ею | Ф | | Учительский контроль (беседа) | | П: объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании |
Домашнее задание | Представление домашнего задания обучающимся на закрепление и объяснение по его выполнению | Словесный (объяснение), наглядный | Итак, ребята, откройте учебники на странице 35, выполните упражнение 75. Посмотрите внимательно на задание, прочитайте его и, если у вас появятся какие-то вопросы, задавайте их, не бойтесь. Вижу, что вопросов у вас не возникло. Тогда закройте дневники, учебники и тетради. Отложите их на край стола. | | Ф | | | | | |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный (беседа), практический | Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока? А какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Правильно, молодец. Вы достигли ее? Отлично! Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить. Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я узнал…? Всем спасибо за ваши ответы! Я хочу сегодня похвалить ребят, которые работали сегодня очень активно. Я думаю, что сегодня вы очень хорошо поработали, а если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы, то вы можете подойти после урока, мы их обязательно разберем! Всем спасибо, до свидания! | -винительный и творительный падеж имен прилагательных - -да. Дополняют предложения, рассказывают что узнали | Ф | | Самоконтроль | | - понимают и принимают учебную задачу (Р); - осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р); - отвечают на вопросы учителя (К). | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |