СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество А.А. Ахматовой. Поэма "Реквием"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке отражена  краткая информация о творчестве А. Ахматовой. Материал представлен в виде брошюры с тестовым заданием.

Просмотр содержимого документа
«Творчество А.А. Ахматовой. Поэма "Реквием"»


ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ


Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.


Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!


Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"


Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.


***********************************



Сжала руки под тёмной вуалью...

"Отчего ты сегодня бледна?"

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.


Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.


Задыхаясь, я крикнула: "Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру."

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: "Не стой на ветру".



РЕКВИЕМ



ПОСВЯЩЕНИЕ


Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор. И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.


Март 1940












«Мне голос был...»

Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции.

«Все расхищено, предано, продано»

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей и мудрую новизну жизни.

4. Стихи о поэтическом мастерстве

«Тайны ремесла» -так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.



Рождение стиха происходит не по пове­лению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.






только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда...




Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка

жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает

в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость

такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении:

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар...

Это - теплый подоконник

Под черниговоской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки:

...И я не знавала жесточе беды.

Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него... умираю.


Жанровое своеобразие


Жанровые признаки

Поэма

Стихотворный цикл

«Реквием» написан от первого

лица — поэтессы и лирической

героини одновременно.

Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое

В «Реквием» вошли стихотворения,

написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный

лирический сюжет

Поэма-цикл

Поэма-цикл, собранный авторский цикл — лиро-эпическое

сочинение, обладающее цельностью


Триединство лирической героини «Реквиема»

Реальная женщина в определенной исторической эпохе, переживающая трагедию ареста сына. Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.). Обыденность речи в сочетании с предельным переживанием

создает драматический эффект

Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины). Формируется за счет апелляции к историческому прошлому (стрелецкие женки и т. п.), к фольклору. Разговор в очереди, описанный во вступлении, показывает, что горе лирической героини (и самой

Ахматовой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения

Образ Богоматери, возникающий в результате обобщения,

символизации и обращения к библейским («вечным») мотивам. Наиболее ярко образ лирической героини-богоматери проявляется в 10-м стихотворении — «Распятие».

Выражение внутренней жизни через внешние формы, недосказанность,

ассоциативные смыслы создают предельное ,напряжение:

«Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел»

Разделение лирической героини на три ипостаси является условным, в тексте же наблюдается их сращение, сближение, обращаемость




ТЕСТ
по творчеству А. А. Ахматовой.


1. В русле какого литературно направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой? (в молодости)

1. футуризм 2. акмеизм

3. имажинизм 4. супрематизм


2.В какие годы создавалась поэма «Реквием»?

1. 1917-1930 2. 1935-1940

3. 1959-1961 4. 1938-1958


3. Укажите, какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»?

1. Магдалина 2. Иосиф

3. Иов 4. Суламифь


4.В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А.Ахматова?

  1. 1. народу-победителю 2. народному страданию

  2. 3. Себе 4. новой власти


5.Укажите, в чем состоит своеобразие композиции поэмы «Реквием».

1. использован прием обратной экспозиции

2. художественное обрамление

3. эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями

4. отсутствует завязка и развязка действия

  1. 6.Сколько стихотворений вошло в состав поэмы «Реквием»?

1.8 2. 10 3. 15 4. 6


7. В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:

  1. Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

  2. Как поэт, понявший и принявший революцию.


8. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

  1. “Четки”. 3. “Вечер”.

  2. “Лебединый стан”. 4. “Белая стая”.


Дайте краткий ответ

В1. Как называется цикл стихов Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве

___________________________________________

В2. Что означает слово «реквием»

________________________________________________________________


В3. От какого лица написана поэма «Реквием»

________________________________________________________________


В4. В каком произведении в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет?

__________________________________________________________________


В5. Из какого произведения А.А.Ахматовой эти строки:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

____________________________________________________________




С1. Какие события, происходящие в России и в личной жизни, отразила А.Ахматова?































































































Анна

Андреевна

Ахматова

(1889-1966)









А. А. АХМАТОВА


Основные темы лирики

1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка

Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты».


2. Любовная лирика



Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

Книги «Вечер», «Четки», «Белая стая»

В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.

«Хочешь знать, как все это было?»

Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.

«Смятение»

Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.

«Небывалая осень построила купол...»

В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и

многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.

3. Стихи о Родине

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.


Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

«Молитва»

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

5. Реквием

  • Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов.

  • Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю -всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов...

♦ По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтиче­ской и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.


Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem

aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный дай им, Господи

») — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.

Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, Ахматова же боится забыть происходящее — забыть «и в смерти блаженной.


Время создания

Время

создания

стихотворений,

вошедших

в основной

корпус

цикла поэмы

1935–1940 гг.

1935

Первое стихотворение поэмы —

«Уводили тебя на рассвете…»

1938

II и IV из десяти стихотворений

основного корпуса цикла-поэмы

и первая часть Х стихотворения —«Распятие»

1939

Стихотворения III, V, VI, VII. Приговор,

VIII. К смерти

1940

Посвящение, вторая часть Х стихотворения

— «Распятие», эпилог

1957

Время написания прозаического

«Вместо предисловия»

1961

Создание стихотворения «Так не

зря мы вместе бедовали...», из которого взят эпиграф к поэме


Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.


Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.


Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

********************************************

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.


Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид".


Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух













. ТЕСТ
по творчеству А. А. Ахматовой.


1. В русле какого литературно направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой? (в молодости)

1. футуризм 2. акмеизм

3. имажинизм 4. супрематизм


2.В какие годы создавалась поэма «Реквием»?

1. 1917-1930 2. 1935-1940

3. 1959-1961 4. 1938-1958


3. Укажите, какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»?

1. Магдалина 2. Иосиф

3. Иов 4. Суламифь


4.В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А.Ахматова?

  1. 1. народу-победителю 2. народному страданию

  2. 3. Себе 4. новой власти


5.Укажите, в чем состоит своеобразие композиции поэмы «Реквием».

1. использован прием обратной экспозиции

2. художественное обрамление

3. эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями

4. отсутствует завязка и развязка действия

  1. 6.Сколько стихотворений вошло в состав поэмы «Реквием»?

1.8 2. 10 3. 15 4. 6


7. В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила:

  1. Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной.

  2. Как поэт, понявший и принявший революцию.


8. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

  1. “Четки”. 3. “Вечер”.

  2. “Лебединый стан”. 4. “Белая стая”.


Дайте краткий ответ

В1. Как называется цикл стихов Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве

___________________________________________

В2. Что означает слово «реквием»

________________________________________________________________


В3. От какого лица написана поэма «Реквием»

________________________________________________________________


В4. В каком произведении в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет?

__________________________________________________________________


В5. Из какого произведения А.А.Ахматовой эти строки:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

____________________________________________________________




С1. Какие события, происходящие в России и в личной жизни, отразила А.Ахматова?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!