ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. *********************************** Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". РЕКВИЕМ ПОСВЯЩЕНИЕ Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними "каторжные норы" И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней. По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор. И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... шатается... одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный мой привет. Март 1940 «Мне голос был...» | Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции. | «Все расхищено, предано, продано» | Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей и мудрую новизну жизни. | 4. Стихи о поэтическом мастерстве «Тайны ремесла» -так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве.
Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его. только почувствовать его. | Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда... | Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении: | Это - выжимки бессонниц, Это - свеч кривых нагар, Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар... Это - теплый подоконник Под черниговоской луной, Это - пчелы, это - донник, Это - пыль, и мрак, и зной. | Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят, не даются в руки: | ...И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы К какому-то крайнему краю, А я без него... умираю. | Жанровое своеобразие Жанровые признаки | Поэма | Стихотворный цикл | «Реквием» написан от первого лица — поэтессы и лирической героини одновременно. Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое | В «Реквием» вошли стихотворения, написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный лирический сюжет | Поэма-цикл | Поэма-цикл, собранный авторский цикл — лиро-эпическое сочинение, обладающее цельностью | Триединство лирической героини «Реквиема» Реальная женщина в определенной исторической эпохе, переживающая трагедию ареста сына. Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.). Обыденность речи в сочетании с предельным переживанием создает драматический эффект | Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины). Формируется за счет апелляции к историческому прошлому (стрелецкие женки и т. п.), к фольклору. Разговор в очереди, описанный во вступлении, показывает, что горе лирической героини (и самой Ахматовой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения | Образ Богоматери, возникающий в результате обобщения, символизации и обращения к библейским («вечным») мотивам. Наиболее ярко образ лирической героини-богоматери проявляется в 10-м стихотворении — «Распятие». Выражение внутренней жизни через внешние формы, недосказанность, ассоциативные смыслы создают предельное ,напряжение: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел» | Разделение лирической героини на три ипостаси является условным, в тексте же наблюдается их сращение, сближение, обращаемость | ТЕСТ по творчеству А. А. Ахматовой. 1. В русле какого литературно направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой? (в молодости) 1. футуризм 2. акмеизм 3. имажинизм 4. супрематизм 2.В какие годы создавалась поэма «Реквием»? 1. 1917-1930 2. 1935-1940 3. 1959-1961 4. 1938-1958 3. Укажите, какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»? 1. Магдалина 2. Иосиф 3. Иов 4. Суламифь 4.В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А.Ахматова? 1. народу-победителю 2. народному страданию 3. Себе 4. новой власти 5.Укажите, в чем состоит своеобразие композиции поэмы «Реквием». 1. использован прием обратной экспозиции 2. художественное обрамление 3. эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями 4. отсутствует завязка и развязка действия 6.Сколько стихотворений вошло в состав поэмы «Реквием»? 1.8 2. 10 3. 15 4. 6 7. В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила: Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной. Как поэт, понявший и принявший революцию. 8. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее): “Четки”. 3. “Вечер”. “Лебединый стан”. 4. “Белая стая”. Дайте краткий ответ В1. Как называется цикл стихов Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве ___________________________________________ В2. Что означает слово «реквием» ________________________________________________________________ В3. От какого лица написана поэма «Реквием» ________________________________________________________________ В4. В каком произведении в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет? __________________________________________________________________ В5. Из какого произведения А.А.Ахматовой эти строки: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. ____________________________________________________________ С1. Какие события, происходящие в России и в личной жизни, отразила А.Ахматова? |
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) А. А. АХМАТОВА Основные темы лирики 1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты». 2. Любовная лирика
Название стихотворения | Его содержание и художественные особенности | Книги «Вечер», «Четки», «Белая стая» | В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль. | «Хочешь знать, как все это было?» | Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви. | «Смятение» | Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет. | «Небывалая осень построила купол...» | В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной. | 3. Стихи о Родине Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию. Название стихотворения | Его содержание и художественные особенности | «Молитва» | Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет. | 5. Реквием Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов. Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю -всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов... ♦ По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа. Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный дай им, Господи ») — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, Ахматова же боится забыть происходящее — забыть «и в смерти блаженной. Время создания Время создания стихотворений, вошедших в основной корпус цикла поэмы — 1935–1940 гг. | 1935 | Первое стихотворение поэмы — «Уводили тебя на рассвете…» | 1938 | II и IV из десяти стихотворений основного корпуса цикла-поэмы и первая часть Х стихотворения —«Распятие» | 1939 | Стихотворения III, V, VI, VII. Приговор, VIII. К смерти | 1940 | Посвящение, вторая часть Х стихотворения — «Распятие», эпилог | 1957 | Время написания прозаического «Вместо предисловия» | 1961 | Создание стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали...», из которого взят эпиграф к поэме | Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. ******************************************** Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух . ТЕСТ по творчеству А. А. Ахматовой. 1. В русле какого литературно направления развивалось поэтическое мастерство Ахматовой? (в молодости) 1. футуризм 2. акмеизм 3. имажинизм 4. супрематизм 2.В какие годы создавалась поэма «Реквием»? 1. 1917-1930 2. 1935-1940 3. 1959-1961 4. 1938-1958 3. Укажите, какое библейское имя фигурирует в «Реквиеме»? 1. Магдалина 2. Иосиф 3. Иов 4. Суламифь 4.В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А.Ахматова? 1. народу-победителю 2. народному страданию 3. Себе 4. новой власти 5.Укажите, в чем состоит своеобразие композиции поэмы «Реквием». 1. использован прием обратной экспозиции 2. художественное обрамление 3. эпическое повествование прерывается лирическими отступлениями 4. отсутствует завязка и развязка действия 6.Сколько стихотворений вошло в состав поэмы «Реквием»? 1.8 2. 10 3. 15 4. 6 7. В стихотворении “Мне голос был” (1917) А. Ахматова выступила: Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной. Как поэт, понявший и принявший революцию. 8. Лирика А. Ахматовой, особенно в ее первых книгах, почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее): “Четки”. 3. “Вечер”. “Лебединый стан”. 4. “Белая стая”. Дайте краткий ответ В1. Как называется цикл стихов Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве ___________________________________________ В2. Что означает слово «реквием» ________________________________________________________________ В3. От какого лица написана поэма «Реквием» ________________________________________________________________ В4. В каком произведении в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет? __________________________________________________________________ В5. Из какого произведения А.А.Ахматовой эти строки: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. ____________________________________________________________ С1. Какие события, происходящие в России и в личной жизни, отразила А.Ахматова? |