СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа учащихся на уроке литературы на примере изучения повести А.С.Пушкина "Дубровски" в  классе

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа учащихся на уроках литературы»

«Творческая работа учащихся на уроках литературы»

(на примере изучения повести А С.Пушкина «Дубровский» в 7 классе)


Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. Литературное творчество, по мнению Л.С.Выготского, является самым характерным для школьного возраста.

Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.

Уверена, что для раскрытия творческого подхода учащихся к изучаемому произведению очень подходит игровая технология, которая представлена во многих видах, что позволяет по-разному организовать деятельность учащихся на уроке или дома в качестве домашнего задания.

Считаю, что произведения А.С.Пушкина, изучаемые в школе, являются прекрасным материалом для литературного творчества учащихся. Причем можно даже выследить некую преемственность, чтоб с каждым годом не только закрепить, но и расширить творческие возможности учащихся. Об особенностях творческого подхода при изучении прозаического произведения рассмотрим на примере повести «Дубровский», которая является промежуточным этапом: в 6-ом классе была «Метель» из «Повестей Белкина», а в 8-ом классе будет «Капитанская дочка». О творческом подходе при изучении повести «Метель» мы ранее уже говорили (о развитии речи учащихся через ролевую игру по повести «Метель»).

Итак, повесть «Дубровский» обычно читаем в 7-м классе национальной школы. Какие творческие работы возможны при изучении этого произведения?

Во-первых, всегда даю задание написать творческое сочинение, а именно письмо от имени литературного героя. В данном произведении такая творческая работа возможна после чтения первых глав, когда учащиеся уже знакомы с характерами, образом жизни главных героев.. В 5-6-м классах у учащихся уже был «опыт» написания писем. ( Понятно, что накануне письменной работы целесообразнее провести урок развития речи по написанию писем вообще и в 19 веке в частности, чтобы ученики могли иметь представление об эпистолярном жанре), поэтому они, как правило, без труда справляются с формальной стороной письма. В данном задании главная задача – понять настроение героя, его отношение к ситуации. Как и везде, после проверки писем надо обязательно провести разговор о проведенной работе, отметить частые ошибки и наиболее удачные места в «письмах», чтоб в будущем избежать типичных ошибок, ведь подобные работы предстоят и в старших классах.

Во-вторых, можно провести ролевую игру. В «Метели» жанром ролевой игры обычно является суд, где все герои, главные и второстепенные, отвечают на вопросы судьи. У каждого ученика свой герой, своя точка зрения. Возможны и другие формы ролевой игры.

В-третьих, обращаемся к такому простому виду творчества, как рисунок, иллюстрация по произведению.. Это только на первый взгляд рисунок кажется примитивным и непродуктивным. Учащиеся уже знают, что надо обязательно помнить о реалиях того времени, где живут герои произведений. Поэтому стараются учесть эти моменты при создании своего рисунка. Сюжет рисунка выбирается самим учеником, то есть ученик сам решает, какой фрагмент из произведения изобразить, или учитель сам диктует, кому какой фрагмент брать. В этом году в 7-м классе получилось интересно с рисунками: почти у каждого ученика была отдельная тема, не было повторов, что даже через рисунки мы собрали общую картину всего произведения. Конечно, обсудили слабые места и похвалили хорошие работы. Кстати, хороших работ было гораздо больше. По традиции каждый ученик показывает свою работу, рассказывает, из какого фрагмента взят сюжет, и отвечает на вопросы или замечания одноклассников. И в конце, когда уже показаны все рисунки, учитель ставит отметки, комментируя те или иные удачные или неудачные места. Необходимо отметить, что этот вид работы можно отнести к технологии проектного обучения: учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт ( материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, выполненный под контролем и при консультации учителя. Рисунки представлены в приложении №2.

Таким образом, можно по-разному организовать творческую деятельность учащихся на уроках литературы.

Итак, подробнее остановимся на создании литературного письма.


Литературное письмо как способ развития письменной речи учащихся

Эпистолярный жанр был весьма характерен для произведений XIX века. Письма служили не только средством передачи информации, но и способом характеристики героев. Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.

Самым известным письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину. Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу. Но это произведение Пушкина у нас еще впереди, а в среднем звене «эпистолярную историю»у нас «открывает» А.П.Чехов с рассказом «Ванька». Письмо Ваньки к деду раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя. Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата. Вместе с тем, финал рассказа открыт. Это символическое обобщение, которое показывает, что судьба Ваньки типична для того времени.

Обычно после чтения и обсуждения этого рассказа я предлагаю детям такую ситуацию: допустим, что письмо Ваньки дошло до деда и вам нужно написать ответное письмо от имени деда. Ребята с удовольствием пишут ответные письма, часто в этих письмах они обещают помочь внуку, забрать его обратно в деревню. Это в 5-м классе.

Следующим этапом данной работы является составление личного письма после чтения повести А.Пушкина «Метель» в 6-ом классе. В повести нет письма, но есть указание на то, что герои пишут: Марья Гавриловна накануне побега пишет письмо родителям и одной сентиментальной подруге (вариант для девочек), Владимир после той ночи с метелью тоже написал полусумасшедшее письмо родителям Маши перед отправкой в армию (вариант для мальчиков). Если в 5-м классе ученики пишут письмо-фантазию, то в 6-м классе должны понять характер своих героев и «соответствовать» ситуации. Ведь личные письма являются одним из главных средств характеристики героев. В письме автору необходимо представить характер в полном его развитии, показать глубинные стороны его характера. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.

В 7-ом классе у учеников, уже «умудренных опытом» написания писем от имени литературного героя, есть еще одна возможность «покрасоваться». И помогает в этом тоже любимый Пушкин. В повести «Дубровский» письмо есть: письмо старого Дубровского к Троекурову на его просьбу-приказ вернуться обратно к гостям. Это письмо поможет ученикам для создания собственного письма. Можно самим придумать ситуацию. Ситуация такая: Дефорж вскоре после приезда в дом Троекурова подвергается испытанию со стороны хозяина – попадает в комнату с медведем, где и убил зверя. Это событие ребята должны рассказать в форме письма от имени очевидцев-героев. Обычно здесь у учащихся бывает несколько вариантов: 1) письмо от имени самого Дефоржа о случившемся; 2) письмо от имени Троекурова; 3) дневниковая запись Маши Троекуровой. Понятно, что сам Пушкин ничего не говорил о переписке своих героев, но мы можем немножко пофантазировать, как будто эти герои могут кому-то писать личные письма. А вот кому писать, это уже фантазия самого ученика. Если трудно с адресатом письма, учитель может предложить несколько вариантов. От семиклассников уже требуются конкретные знания: понять характер героев по их поведению, в частности по их отношению к сложившейся ситуации - случай с медведем: а) показал храбрость и чувство собственного достоинства Дефоржа, который является всего лишь работником в доме; б) заставил Троекурова зауважать Дефоржа, ведь до этого мало кто имел смелость сказать против него слово; в) «открыл» глаза Маше Троекуровой, ведь она увидела совсем другого человека и впоследствии влюбилась в него. Обычно девочки выбирают Машу и с удовольствием пишут дневниковую запись о том, что увидели, и о своих новых «чувствах» к Дефоржу. Или придумывают себе подружку и пишут письмо, хотя мы знаем, что у Маши подруг не было. Но мало ли что.. Мальчики пишут письма от имени Дефоржа или от имени Троекурова. Обязательно на уроке читаем письма, указываем слабые места и хвалим сильные работы.

Примерные литературные письма, написанные учащимися, смотреть в приложении №1.


Фрагмент урока по развитию письменной речи учащихся

«Эпистолярный жанр в 19 веке» (6-7 классы)


Цель урока:

Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о многообразии риторических жанров (на примере письма), его особенностях, о языковом оформлении.

  2. Предложить учащимся познакомиться с отрывками писем выдающихся людей в качестве примера-образца написания письма.

  3. Уметь анализировать, сравнивать, выделять главное

  4. Воспитывать и развивать культуру написания письма.

Тип урока: развитие речи

Ход урока:

  • Рассказ учителя об эпистолярном жанре.

- В России письмо появилось в 8-9 веках, но грамотных людей было немного. Когда грамотных стало больше, когда появилась почтовая связь, письма разлетались по разным направлениям. Переписка стала основным способом общения на расстоянии. Писались письма к друзьям, возлюбленным, родным, коллегам и т.д. В связи с этим возник эпистолярный жанр – совокупность чьих-либо писем. От слова эпистола (греческий – послание). Например, есть эпистолярный жанр у Пушкина: его письма к друзьям, жене, которые представляют отдельный интерес у биографов, исследователей жизни и творчества великого поэта.

В переписке есть адресат – тот, кому адресовано письмо и адресант – тот, кто адресует письмо кому-либо. Любопытно, что в то время люди получали личные и деловые письма ежедневно по несколько писем сразу и тут же отвечали. Значит, уходило некоторое количество времени на написание писем. Заметим, что письмо пишется от руки и требует обдумывания и грамотности. Таким образом, эпистолярный жанр имеет свои определенные правила и законы. Обратимся к письму Пушкина к жене Н.Гончаровой и к друзьям

  • Чтение и обсуждение писем Пушкина к жене и друзьям ( обязательно нужно привести пример письма, чтоб дети могли ясно представить, каким было личное письмо во времена Пушкина)

«Милая женка, вот тебе подробная моя Одиссея. Ты помнишь, что от тебя уехал я в самую бурю. Приключения мои начались у Троицкого мосту. Нева так была высока, что мост стоял дыбом; веревка была протянута, и полиция не пускала экипажей. Чуть было не воротился я на Черную речку. Однако переправился через Неву выше и выехал из Петербурга. Погода была ужасная… Что-то было с вами, петербургскими жителями? Коли не утону в луже, подобно Анрепу, буду писать тебе из Яропольца. От тебя буду надеяться письма в Симбирске. Машу не балуй, а сама береги свое здоровье, не кокетничай 26-го. Кланяюсь и целую ручку с ермоловской нежностью Катерине Ивановне. Тебя целую крепко и всех вас благославляю: тебя, Машку и Сашку. Кланяйся Вяземскому, когда увидишь, скажи ему, что мне буря помешала с ним проститься и поговорить об альманахе, о котором буду хлопотать дорогою». 20 августа 1833 г. Из Торжка в Петербург.

О чем это письмо?

Как обращается Пушкин к адресату? Что их связывает?

Это личное или деловое письмо? Как догадались? Каково отношение Пушкина к адресату?

Какую структуру имеет письмо?

  • Разбор схемы личного письма на примере письма старого Дубровского к Троекурову ( «Дубровский»)

- Читаем письмо Дубровского к Троекурову.

  1. Кто адресат, кто адресант

  2. Какова композиция, структура

  3. Цель письма

  4. Вид письма

  5. Этикетные средства

  6. Языковые средства

  7. Как письмо характеризует героя

  • Анализ письма литературного героя по схеме

  • Подготовка к личному письму от имени героя. В зависимости от произведения готовим вопросы, помогающие ученикам понять настроение и характер героев, цели написания писем. Например, в повести «Дубровский» берем случай с медведем.

Герой

Отношение героя к случившемуся (из текста)

Характер героя, отношение к другим персонажам.

Дефорж

Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приблизился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.

-Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения.

1. Знал ли Дефорж о шутках Троекуров?

2.Почему он убил медведя? Как бы на его месте поступил другой человек? Как характеризует этот поступок Дефоржа?

3.Какие черты характера проявил Дефорж во время «испытания»?

4.Нравится ли вам его поступок?

5.Кому может написать письмо об этом случае Дефорж?

Троекуров Кирила Петрович

Кирила Петрович вошел, изумленный развязкой своей шутки. Хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет.

Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать.

1.Как и почему Троекуров испытывал людей? Как это его характеризует?

2.Как встретил француза Троекуров? Чем он ему не понравился в начале?

3.Чего хотел добиться Троекуров, испытав в «медвежьей комнате» молодого француза?

4.Удалась ли ему шутка? Почему он не наказал Дефоржа за убийство медведя?

5.Кк стал относиться Троекуров к Дефоржру после этого случая?

6. Кому может написать личное письмо Троекуров об этом случае?

Маша Троекурова

Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу.

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение..

1.Что узнали о Маше из первых глав?

2.Как отнеслась Маша к молодому французу?

3.Почему после этого случая она изменила свое отношение к нему? И в какую сторону?

4.Какого Дефоржа она увидела и с кем или с чем она может делиться своими эмоциями?

  • Рефлексия

  • Домашнее задание: написать письмо от имени героя о происшествии в «медвежьей комнате» («Дубровский»)





Таким образом, с помощью игровой технологии можно стимулировать творческую работу учащихся на уроках литературы. Чтобы понять характер героя, нужно внимательно читать литературное произведение. И быть внимательным к деталям. Все это пригодится в старших классах при чтении и изучении больших произведений. Самое главное: ученик, прирученный с малых лет к творческой деятельности, безболезненно справится с большими, трудными заданиями, каковыми, например, являются сочинения в старших классах.





Приложения

Приложение №1

Примеры сочинений

1.от кого: Дефоржа откуда:с.Покровское, Россия

кому: Пьеру куда:Париж, Франция

«Мой дорогой бесценный друг Пьер!

Как живете? Что нового произошло со времени моего отъезда?

Я расскажу о своем путешествии. Из Москвы я приехал в имение Покровское, которое принадлежит богатому русскому барину Троекурову. Именно он выписал меня для своего сына, чтоб я учил его французскому языку и другим наукам. Кроме сына, у Троекурова есть красивая взрослая дочь, ее зовут Маша.

Был вечер, я ходил по коридорам. И вдруг боковая дверь открылась, и двое слуг запирают меня в комнату. А там я увидел медведя, он фыркал и обнюхивал меня, потом встал на задние лапы и стал ходить, все ближе и ближе подходил ко мне. Я, недолго думая, взял из кармана тот маленький пистолет и выстрелил в ухо, медведь повалился. Потом дверь открылась и вошли люди, и сам Троекуров тоже. Он позвал Машу, которая стала переводить наш с ним разговор. Этот случай не на шутку разозлил меня: ведь медведь мог убить меня, если у меня не было пистолета. Потом я узнал, что это была шутка, которую часто разыгрывает хозяин. Но я не намерен терпеть любые шутки ни с чьей либо стороны. Даже если это шутит мой хозяин. После этого случая я мог бы даже уехать оттуда, но меня держит там Маша. Она мне очень нравится. И я рад, что она не похожа на своего капризного и злого отца.

Ну, на этом позвольте откланяться, скоро придут хозяева. Буду ждать письма от вас. Твой верный друг Дефорж» (Рожин Гоша)


2.Запись в дневнике Маши Троекуровой

«Дорогой дневник, кажется, я влюбилась в Дефоржа. Я даже сама не знаю, почему в него влюбилась. Ведь приличная дворянская девушка не должна интересоваться работниками в доме, но Дефорж сегодня был таким сильным, храбрым. Он убил медведя моего отца. Отец нисколько не рассердился и даже похвалил его за храбрость. Я видела храбрость Дефоржа в комнате с страшным медведем. Дефорж так спокойно отвечал моему отцу, он был таким красивым и отважным. Я все время думаю о нем. Неужели это любовь? Мне кажется, что да...» (Эверстова Катя)


Приложение №2

Рисунки учащихся 7-го класса по повести А.Пушкина «Дубровский»

Глава 1. В псарне (Кычкина Сандаара) Глава 8. Приезд Дефоржа (Каратаева Марианна)

Глава 8. Дефорж (Ноговицына Паша) Глава 8. Дефорж убил медведя (Иванов Максим)

Глава 8. Дефорж и медведь (Иванов Насим) Глава 17. Саша у дупла (Рожин Гоша)


Глава 17. Мальчики (Баишева Дайаана) Глава 17. Драка (Андросова Ксения)

Глава 17. Маша перед венчанием (Каратаева Аля) Глава 17. Маша (Эверстова Катя)

Глава 18. На дороге (Платонов Илья) Глава 18. Бой (Саввинов Гриша)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!