Исследование . Творчество В.В Набокова в зарубежном литературоведении
Тематика: Литература
Автор работы: Березникова Марина Николаевна
Учреждение: МОУ Лицей 12
Должность: учитель русского языка и литературы
Оглавление
Введение
Особенности идиостиля В. В. Набокова.
Другие берега»: черты автобиографизма и элементы творческого воображения.
Память как центральный мотив в романе «Другие берега».
Заключение
Литература
Введение
В отечественной литературе В. В. Набоков занимает особое место. Связано это не только с тем, что он в настоящее время признан одним из самых влиятельных художников слова 20 века, но и с тем, что его литературный гений с равной мощью и успехом воплотился не только в русской культуре, но и в культуре американской.
Оказавшись в силу исторических событий ещё в молодом возрасте за пределами России и создав основной массив своих величайших творений, проживая вдали от Родины, автор не утратил живой связи с ней до конца своих дней. Вынужденная разлука с Отчизной, языком и культурой остро переживались литератором все долгие годы его пребывания за рубежом. Возможно именно по этой причине особую концептуальную значимость и очевидный личностный смысл приобретает в авторской картине мира мотив памяти. Полученный в детские и отроческие годы запас ярких жизненных впечатлений, зафиксировавшись в душе Набокова как некий земной Эдем, после художественно отобразится во многих произведениях писателя, но наиболее полное воплощение получит, реализовавшись в мотиве памяти, в автобиографическом романе «Другие берега» (1953-1954).
При выборе темы и содержания проекта ведущим мотивом в создании стала его актуальность. Актуальность настоящего исследования обусловлена растущим в последние годы интересом к творческому наследию В. В. Набокова вообще, произведениям автора, содержащим элементы автобиографизма — в частности. В связи с этим, объект моего исследования – роман В. Набокова «Другие берега», предметом же его стало выявление роли мотива памяти в названном произведении. Целью данного исследования явилось стремление выявить, каким образом реализован мотив памяти в романе В. В. Набокова «Другие берега». Для решения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач:
- рассмотрение некоторых теоретических работ, посвящённых творчеству В. В. Набокова;
- анализ текста романа «Другие берега»;
- выявление на основе анализа научной литературы и собственной исследовательской рефлексии той роли, каковую мотив памяти выполняет в произведении «Другие берега». Перед началом исследования мной была выдвинута гипотеза, согласно которой мотив памяти является одним из центральных в романе В. В. Набокова, обладает характером автобиографизма и несёт личностную значимость в авторской картине мира писателя. В процессе обоснования выдвинутой гипотезы для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: изучение и обобщение литературы, анализ текста, синтез на основе анализа текста и научной литературы. Проект адресован учащимся старших классов. Практическая значимость его обусловлена возможностью использования на уроках литературы в 11 классе общеобразовательной школы. Особый интерес, как представляется, данный проект может иметь для обучающихся в специализированных классах с гуманитарным уклоном.
Этапы работы
Подготовительный
Задумка проекта, возникшей гипотезе, поставленной цели и способе выполнения проекта.
Подготовка необходимых ресурсов для воплощения проекта.
Основной
Решение поставленных задач
Достижение цели исследования
Заключительный
Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы
Формулировка на основе этого собственного вывода
Проверка готовой работы
Особенности идиостиля В. В. Набокова
Уже будучи профессором, читая лекцию американским студентам по западноевропейской литературе, Набоков решил обсудить со слушателями понятие «реальность». С этой целью он предложил представить студентам трёх людей, находящихся на природе, а после поразмышлять, что же в понимании каждого из них в данных условиях будет реальностью? Для одного из них, жителя мегаполиса, оказавшегося в отпуске, реальностью будут считаться различные деревья, названий которых он, скорее всего и не знает, какие-то животные и растения. Для второго человека, являющегося профессиональным исследователем, биологом или ботаником, реальностью станет понятная и интересная ему жизнь конкретных растений и животных, восприятие же городского жителя покажется учёному в этом случае крайне неопределённым, «размытым». Для третьего человека, родившегося и выросшего в условиях этого пейзажа, не только каждое растение, но даже тень от него, любые мельчайшие детали окружающего, связанные в его душе и памяти с собственной жизнью и личными переживаниями, как раз и будут подлинной реальностью .
Таким образом, профессор Набоков подвёл студентов к мысли о том, что каждый человек создаёт свою собственную реальность, основанную на его знаниях, пережитых впечатлениях и событиях, на своей индивидуальной картине мира, а это значит, что потенциальное количество «реальностей» и во всяком ином случае будет зависеть от числа воспринимающих её людей.
Одной из главных характеристик идиостиля В. Набокова, обусловливающих, с одной стороны, трудность восприятия его произведений, но с другой — дающей возможность читателю увидеть изображаемый «объект» с разных точек зрения, является то, что «в мире Набокова нет реальности вообще, а есть множество субъективных образов реальности, зависящих от степени приближения к объекту восприятия и от большей или меньшей меры специализации этого восприятия» .
По причине того, что одной из главных особенностей индивидуального стиля Набокова является множественность точек зрения, трудно говорить о наличии в его произведениях явных черт автобиографизма. И хотя людям, знакомым с биографией писателя, а после читающим им созданное, наличие черт автобиографизма, прямых перекличек с событиями его жизни очевидно, сам литератор постоянно настаивал на недопустимости отождествления его героев с ним самим. Неприятие прямой автобиографичности в творчестве формировало и ещё одну специфическую черту набоковского идиостиля — отсутствие сопереживания читателя какому-либо герою, что нашло выражение в частотном использовании автором таких стилевых приёмов как ирония и пародия. Как только в сюжете того или иного набоковского творения намечаются признаки жизнеподобия или намёки на эпизоды его личной биографии, автор виртуозно включает в повествовательную ткань эти «снижающие» приёмы. Исключением здесь, конечно, является роман «Другие берега», который, по признанию самого литератора, имеет автобиографический характер. Ещё одной авторской особенностью стилевой манеры В. Набокова можно назвать то, что не ограничивая себя в выборе тем для своих сюжетов: трудный быт русской эмиграции («Машенька»), хроника преступления («Отчаяние»), метафизика литературного творчества («Дар»), нелепость законов в тоталитарном государстве («Приглашение на казнь»), писатель сосредоточивает своё внимание на вопросы: смысле человеческого бытия, границах познания, условности восприятия .
Именно потому, что несмотря на разнообразие тематики и сюжетных ходов, В. Набоков в качестве главного объекта своей творческой рефлексии выбирает экзистенциальные вопросы, все его произведения являются чем-то вроде составляющих единого художественного целого. Любое произведение писателя, вне зависимости от жанра и года создания, будучи сюжетно завершённым и композиционно независимым, оказавшись рассмотренным в контексте всего творчества автора, словно бы взаимодействует со всеми другими, дополняя семантически и художественно всё написанное автором. Таким образом, создаётся главная «инвариантная» черта набоковского идиостиля — метатекстовость.
«Другие берега»: черты автобиографизма и элементы творческого воображения
Категории «память» и «воображение» признаются большинством исследователей В. Набокова центральными в его творчестве; своего рода «семантическими доминантами» его художественного мира. В автобиографическом романе «Другие берега» эти две смысловые доминанты набоковского художественного мира теснейшим образом взаимосвязаны, переплетены. Впрочем, это неудивительно, если вспомнить, что сам писатель утверждал, что «воображение — это форма памяти». Если попытаться дать более развёрнутое толкование, то, опираясь на слова самого автора можно, вероятно, сказать, что в понимании В. Набокова творческое воображение представляет собой нечто вроде творчески переосмысленного и затем воплощённого в эстетически значимой форме процесс памяти. Одной из главных характеристик памяти как сознательного процесса, отличающего её от механического непроизвольного запоминания психологи называют личностное отношение человека к воспроизводимому (вспоминаемому). В «Других берегах» личностное отношение к воспроизводимым событиям, событиям уже далёкого прошлого создаёт особую пространственно-временную организацию повествования. Если быть точными, то стоит отметить, что времени в традиционном его понимании, времени как линейно разворачивающегося процесса в произведении нет. Настоящее, прошлое и будущее сосуществуют в едином процессе; границы между «временами» размыты. И вдумчивый читатель, «входя» в художественное пространство романа, вскоре обнаруживает его многослойность, отправляясь вместе с повествователем, его памятью и воображением в увлекательное путешествие, в чудесный мир, где, в силу размытости в нём временных рамок, нет смерти, а всё некогда чудесно случившееся продолжает быть, все дорогие и любимые продолжают жить.
В плане композиции роман «Другие берега» представляет собой совокупность новелл, вполне способных существовать и самостоятельно в силу своей смысловой завершённости и конкретной тематической отнесённости. Это либо темы, раскрывающие определённые образы, — отца, матери, Тамары, гувернантки-француженки, либо темы, раскрывающие эмоциональные переживания героя в связи с личным творческим становлением; либо темы, пронизанные ностальгически-лирической нотой и рассказывающие о приятных сердцу героя воспоминаниях усадебного быта (Рождествено, Выра, Батово).
Т. Н. Белова при этом замечает то, что было высказано мной выше, говоря, что «события и переживания лирического героя представлены не хроникально-линейно, а в сопряжении весьма удалённых временных и пространственных пластов, когда в памяти героя-рассказчика возникают чёткие ассоциативные связи» . И вот именно здесь, в момент включения ассоциативных связей в процессе воспоминания о прошлых событиях, включается творческое воображение в повествовательную ткань романа, создавая очередной, сугубо набоковский «тематический узор». В качестве ярких примеров из текста, где память и воспоминание причудливо и нерасторжимо слиты, можно привести эпизод со спичками, представленный автором в первой главе «Других берегов», повествующий о том, как генерал А. Н. Куропаткин в 1904 году демонстрирует пятилетнему герою фокус со спичками. Но, как указывает Т. Н. Белова, «в комментариях М. Маликовой отмечено, что после Февральской революции А. Н. Куропаткин был арестован, затем освобождён Временным правительством. В мае 1917 года вышел в отставку и до конца своих дней (умер в 1925 году) жил у себя в имении в Псковской области». Получается, что здесь мы видим пример того, как, вспоминая о реальном человеке, игравшем в жизни автора определённую роль, он посредством творческого воображения создаёт вымышленную историю.
Кинематографичность, которую некоторые исследователи обнаруживают в романном творчестве В. Набокова [белова], как раз и есть эта самая факт документализма, основанного на работе памяти и художественности, основанной на действии творческого воображения литератора.
Память как центральный мотив в романе «Другие берега»
То, что мотив памяти является одним из главных, системообразующих в романе «Другие берега», можно было не доказывать специально, сославшись лишь на жанровую принадлежность произведения — роман-АВТОБИОГРАФИЯ, с лёгкой руки критики точно обозначенная «хроникой утраченного времени». Однако поскольку основной целью моей работы является намерение доказать этот факт примерами из самого текста, обратимся к нему.
Восстанавливая в процессе развития сюжета воспоминания детства, автор обнаруживает, пребывая в дне сегодняшнем, знаки будущего. Перед читателем предстаёт картина: отец, боготворимый героем, рассказывает ему, совсем ещё малышу, об уникальном экземпляре бабочки Vanessa, пойманном им в 1883 году, то есть за много лет до создания «Других берегов». Затем сам герой-повествователь сообщает об испытанном им счастье в момент поимки им самим прекраснейшей бабочки махаона, но потом к его досаде упущенной — упорхнувшей в открытое окно. А далее перед читателем возникает тот самый специфически набоковский тематический узор, зарождающийся в месте взаимодействия памяти и воображения автора: отца давно нет в живых, но бабочка его, преодолевая границы пространства-времени, продолжает свой полёт, продвигаясь на восток, паря над тундрой, тайгой, за Урал, через Якутск, после — на Аляску, затем — на юг вдоль Скалистых гор, где спустя сорок лет (!) герой, став взрослым, ловит эту «вневременную» бабочку! Выявленная здесь закономерность подтверждается и работами литературоведов. Так Н. С. Степанова, характеризуя художественный метод В. Набокова, говорит, что он «заключается в исследовании прошлого, оставшегося в воспоминаниях и документальных свидетельствах, в поисках того, что он называет тайными темами, узорами судьбы; однажды обнаруженная тема прослеживается на протяжении многих лет, а к финалу все найденные тематические линии гармонично сплетаются» .
Известный литературовед, профессор Б. Аверин называет В. Набокова «гением тотального воспоминания» . Интерпретировать данное определение можно, вероятно, по-разному. Я полагаю, что в контексте моей темы это лучшее определение мастеру, для которого мотив памяти в творчестве вообще, в анализируемом романе «Другие берега» — в частности, был одним из центральных.
Заключение
Подводя итог моему исследованию, представляется возможным сделать следующие выводы:
- анализ научной литературы показывает, что большинством учёных, занимающихся творчеством В. Набокова, признаётся, что главной характеристикой идиостиля писателя является метатекстовость — будучи разнообразными по тематике, все произведения автора, при попытке гипотетического включения их в единый художественный образ, предстают как неотъемлемые части единого целого, а главные вопросы, волновавшие литератора вне зависимости от специфики сюжета также остаются одними и теми же и носят философский характер;
- попытка осмыслить проанализированные исследования, привела к осознанию, что с позиции многих литературоведов и литературных критиков, центральными, системообразующими мотивами всех произведений В. Набокова являются мотивы памяти и воображения;
- работа с текстом романа-автобиографии позволила нам заключить, что и в данном произведении названные мотивы предстают в неразрывном единстве;
- однако мотив памяти в силу жанровой специфики «Других берегов» и содержания самого текста, считаю центральным в этом романе-автобиографии, в этих мемуарах.
Таким образом, мою гипотезу относительно того, что мотив памяти является центральным в романе «Другие берега», считаю полностью доказанной.
Литература:
Аверин Б. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова // Звезда, 1999. — № 4.
Агеносов В. В. Русская литература XX века: В 2 ч. Ч. 2. — М.: Дрофа, 2002. — 512 с.
Белова Т. Н. Художественное и документальное в мемуарных романах В. Набокова «Другие берега» и «Память, говори» // Филология и культура, 2012. — № 4 (30). — С. 77-80.
Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. — М.: Издательство Независимая Газета, 1998. — 512 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.
Степанова Н. С. Воспоминания и память в русских романах В. Набокова // Знание, понимание, умение, 2011. — № 2. — С. 162-166.