СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Ф. Шопена

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настроить на знакомство с многогранным миром композитора.Познакомить учащихся с творчеством композитора.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Ф. Шопена»

Урок музыки в 6-м классе по теме:

"Фридерик Шопен – величайший мелодист мира"

Цели:

 Формировать знания о романтизме, как музыкальном направлении; о

представлениях данного направления.

 Развивать представления о танцевальном жанре.

 Повышать уровень музыкальной культурой учащихся.

 Продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф.

Шопена.

 Развивать певческие способности учащихся.

Технические средства: магнитофон, кассета с музыкой Ф. Шопена,

музыкальный инструмент.

Приемы: беседа, слушание музыки, творческие задания, исполнение

песенного материала, использование наглядного материала.

Ход урока

- Всем добрый день. Я приглашаю вас на свой урок и прежде чем начать, я

хотела бы обратить внимание вот на этот листок.

- Весь сегодняшний материал у меня изложен в таблице. Слушая меня, вы

вносите ответы в таблицу, а в конце урока мы ее вместе и проверим.

Вопрос Ответ

1. Национальность Поляк (без ответа)

2. Семья Мать, отец, 3 сестры

3. Первый учитель (фортепиано) Войцех Живный

4. Первое сочинение, выступление В 7 лет, полонез

5. Кем стал Великим композитором, музыкантом

6. Танец - шествие Полонез

7. Веселый польский танец Мазурка

8. Инструментальная пьеса, Ноктюрн

2

лирического характера

- Всем отличного настроения от услышанной на уроке музыки.

Звучит ноктюрн (фа минор) Ф. Шопена

Слайды 1-6

Учитель: Ребята, сейчас прозвучало произведение гениального польского

композитора Фридерика Шопена. Слайд 7

- Открыли словарики и записали Фридерик Шопен (1810-1849гг.)- польский

композитор.

- Какую словесную характеристику вы дадите произведению.

+ спокойная, мелодичная, лирическая, напевная.

- Какой инструмент вы услышали?

+

- Совершенно верно, Шопен ограничивал свое творчество рамками

фортепианной музыки, т.е сочинял свои произведения только для

фортепиано.

- А как называется только, что прозвучавшее произведение?

+Ноктюрн. – Кто даст определение ноктюрну? +

- В своих сочинениях Шопен воспевал душу своего народа, создавал

прекрасные мелодии и танцы.

- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных

композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты.

Фридерик Шопен появился на свет вблизи Варшавы в деревне Желязова

Воля в семье эмигранта из Франции Николая Шопена и полячки Юстины

Кжижановской. Слайд 8

У Фридерика Шопена были 3сестры. Слайд 9

Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем,

привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям

современников, она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное

3

образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и

любила петь.

С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. Слайд 10

А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным

музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал

инструмент. Фридерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая

сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального

вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту,

чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький

композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез.

Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку

оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика

назвали гением.

В то же время Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту

Войцеху Живному. Слайд 11

Мальчик со всей серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с

учебой в школе. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста

12 лет, Войцех Живный отказался обучать Фридерика дальше, сказав, что

больше ничего не может ему дать.

Слайд 12 В шестнадцать лет Шопен был принят в Варшавскую

консерваторию, по окончании которой, в 1829г. директор консерватории –

Юзеф Эльснер, сделал следующую запись: «Удивительные способности.

Музыкальный гений».

Слайд 13 Слава о Фридерике Шопене как о замечательном исполнителе уже

пошла по Варшаве, неудивительно, что у мальчика появились влиятельные

покровители, которые открыли ему дверь в высшее общество. Там он сразу

становится своим: современники описывали его как молодого человека

исключительно приятной наружности, с отменным чувством юмора и острым

на язык, который с первых слов при знакомстве может расположить к себе

собеседника.

В то время Шопен много путешествует по Европе, посещает концерты

знаменитых музыкантов, что способствует определению его личного

музыкального стиля.

- Фридерик Шопен – величайший мелодист мира.

- Он жил в трудную, но интересную эпоху.

- Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре,

как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.

4

- Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

- Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное

настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.

- По словам Ференца Листа, слово “жаль” - окрашивает все творения Шопена

то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.

- Одно из замечательных свойств музыки – ее доходчивость, она словно бы

идет от “сердца к сердцу”.

Слайд 14 - 30-40 г. – самые плодотворные. Это пора создания наиболее

значительных произведений танцевальной музыки.

Фридериком Шопеном было создано около 100 произведений танцевального

характера: Слайд 15 мазурки, Слайд 16 полонезы и конечно же вальс.

Стихотворение (фрагмент).

…Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным… (Александр Блок)

- Певучесть, мелодичность, протяженность, трехдольность в сочетании с

непрерывностью “кружащегося” ритма – заставляют нас поверить, что это

вальс. Эту музыку нужно слушать.

Слайд 17 Звучит Вальс №10

- Какая музыка по характеру? +

Обобщение: именно в танцевальной музыке Шопена выражен музыкальный

стиль композитора, представленного как “поющей”, “говорящей” мелодикой.

- С 1829 года начинается период активных гастролей Шопена. Он планировал

немного задержаться в Калише, потом отправиться в Берлин, Дрезден, Вену,

ну и напоследок проехаться по городам Италии и Франции. В 1830 году он

навсегда покидает родную Польшу, и на родину возвратиться ему уже не

суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на

протяжении всей жизни, и завещать ей свое тоскующее

сердце.

5

О вспыхнувшем в Варшаве восстании Шопен узнал, будучи в Австрии, и

тут же принял решение отправиться на родину.. Остановило его письмо

отца, который считал, что долг сына служить родине своим искусством. И

Шопен остался в Вене, а потом поехал в Париж, где и прожил до конца

своей недолгой жизни.

Слайд 18 Известие о падении польской столицы стало для него большим

ударом. Под впечатлением от этого страшного события он создал свои

лучшие трагические творения - «Революционный этюд», прелюдию d-moll, и

финальные прелюдии op.28.

- Вашему вниманию я предлагаю послушать Этюд 12 Революционный

- Ребята, давайте вместе решим какие чувствами преобладали у Ф.Шопена

при создании Этюда? Какая музыка по характеру?

+ смятение, борьба, решительность,

- Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню

композитора-романтика Роберта Шумана на слова Родионова - “Вечерняя

звезда”. Слайд 19

Хочу заметить, что Фридирик Шопен и Роберт Шуман были одногодками и

творили в одно время. Их обоих по праву считают композиторами –

романтиками. И именно Шуман сказал про Шопена: « Снимите шляпы,

господа, перед нами Гений!»

- Итак, перед нами слова уже знакомой нам песни «Вечерняя звезда»

Текст песни:

I куплет.

Далекий мой друг, твой радостный свет

Мне с неба приносит вечерний привет.

II куплет.

Люблю я тебя, всем сердцем люблю,

И луч твой волшебный я жадно ловлю.

III куплет.

И где б ни был я, всегда передо мной

Ласкающий свет твой, твой луч золотой.

IV куплет.

О, как бы хотел я вместе с тобой

Сиять над землею вечерей звездой.

Итог:

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

6

 Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне

“Вечерняя звезда”.

 Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

 Любимый инструмент Шопена.

 О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?

 Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.

Шопена?

- Слайд 20 Похоронен Шопен в Париже, на кладбище Пер Лашез.

17 октября 1849 года

- Слайд 21 А это - Костел Святого Креста в Варшаве где хранится

сердце Шопена

Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню.

Шопена Сердце. Тишина полна биеньем сердца этого доныне…

Слайд 22 Фридерик Шопен - величайший польский композитор, на весь

мир прославивший музыку своего народа. Все свои мысли, чувства,

переживания он выразил в своем творчестве, в своей музыке.

Творчество Шопена–это огромный мир необыкновенной красоты.

Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент –

фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы,

распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений.

Шопен превратил многие исконно народные танцы в вид музыкального

искусства, написав много произведений в ритме мазурки, вальса или

полонеза. Так что, нам остается только последовать совету Шумана и

снять перед ним шляпы.

- Слайд 23 Спасибо за урок! - До новых встреч!

В музыке направление романтизма сложилось в 18220 годы, развитие его

заняло весь 19 век. Композиторы- романтики старались с помощью муз.

средств выразить глубину и богатство внутреннего мира чел


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!