Урок музыки в 6-м классе по теме:
"Фридерик Шопен – величайший мелодист мира"
Цели:
Формировать знания о романтизме, как музыкальном направлении; о
представлениях данного направления.
Развивать представления о танцевальном жанре.
Повышать уровень музыкальной культурой учащихся.
Продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф.
Шопена.
Развивать певческие способности учащихся.
Технические средства: магнитофон, кассета с музыкой Ф. Шопена,
музыкальный инструмент.
Приемы: беседа, слушание музыки, творческие задания, исполнение
песенного материала, использование наглядного материала.
Ход урока
- Всем добрый день. Я приглашаю вас на свой урок и прежде чем начать, я
хотела бы обратить внимание вот на этот листок.
- Весь сегодняшний материал у меня изложен в таблице. Слушая меня, вы
вносите ответы в таблицу, а в конце урока мы ее вместе и проверим.
Вопрос Ответ
1. Национальность Поляк (без ответа)
2. Семья Мать, отец, 3 сестры
3. Первый учитель (фортепиано) Войцех Живный
4. Первое сочинение, выступление В 7 лет, полонез
5. Кем стал Великим композитором, музыкантом
6. Танец - шествие Полонез
7. Веселый польский танец Мазурка
8. Инструментальная пьеса, Ноктюрн
2
лирического характера
- Всем отличного настроения от услышанной на уроке музыки.
Звучит ноктюрн (фа минор) Ф. Шопена
Слайды 1-6
Учитель: Ребята, сейчас прозвучало произведение гениального польского
композитора Фридерика Шопена. Слайд 7
- Открыли словарики и записали Фридерик Шопен (1810-1849гг.)- польский
композитор.
- Какую словесную характеристику вы дадите произведению.
+ спокойная, мелодичная, лирическая, напевная.
- Какой инструмент вы услышали?
+
- Совершенно верно, Шопен ограничивал свое творчество рамками
фортепианной музыки, т.е сочинял свои произведения только для
фортепиано.
- А как называется только, что прозвучавшее произведение?
+Ноктюрн. – Кто даст определение ноктюрну? +
- В своих сочинениях Шопен воспевал душу своего народа, создавал
прекрасные мелодии и танцы.
- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных
композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты.
Фридерик Шопен появился на свет вблизи Варшавы в деревне Желязова
Воля в семье эмигранта из Франции Николая Шопена и полячки Юстины
Кжижановской. Слайд 8
У Фридерика Шопена были 3сестры. Слайд 9
Мать будущего композитора стала для него первым музыкальным учителем,
привившим мальчику вкус к прекрасному. По воспоминаниям
современников, она происходила из родовитой семьи, получила прекрасное
3
образование, знала французский язык, имела прекрасный голос, умела и
любила петь.
С самого детства о Шопене говорили как о маленьком чуде. Слайд 10
А многие и вовсе сравнивали его с Моцартом, ведь он обладал идеальным
музыкальным слухом, мастерски импровизировал и тонко чувствовал
инструмент. Фридерик всегда был эмоционален, мог расплакаться, слушая
сосредоточенную мелодию, берущую за душу. В порыве музыкального
вдохновения он среди ночи вскакивал с постели и бежал к инструменту,
чтобы сыграть приснившийся ему фрагмент. В возрасте семи лет маленький
композитор сочинил свое первое произведение – небольшой полонез.
Новость об этом даже попала в выпуск варшавской газеты, где музыку
оценили как профессиональную работу талантливого мастера, а мальчика
назвали гением.
В то же время Шопена отдали учиться к выдающемуся чешскому пианисту
Войцеху Живному. Слайд 11
Мальчик со всей серьезностью приступил к занятиям, хотя совмещал их с
учебой в школе. Его успехи были столь велики, что, когда он достиг возраста
12 лет, Войцех Живный отказался обучать Фридерика дальше, сказав, что
больше ничего не может ему дать.
Слайд 12 В шестнадцать лет Шопен был принят в Варшавскую
консерваторию, по окончании которой, в 1829г. директор консерватории –
Юзеф Эльснер, сделал следующую запись: «Удивительные способности.
Музыкальный гений».
Слайд 13 Слава о Фридерике Шопене как о замечательном исполнителе уже
пошла по Варшаве, неудивительно, что у мальчика появились влиятельные
покровители, которые открыли ему дверь в высшее общество. Там он сразу
становится своим: современники описывали его как молодого человека
исключительно приятной наружности, с отменным чувством юмора и острым
на язык, который с первых слов при знакомстве может расположить к себе
собеседника.
В то время Шопен много путешествует по Европе, посещает концерты
знаменитых музыкантов, что способствует определению его личного
музыкального стиля.
- Фридерик Шопен – величайший мелодист мира.
- Он жил в трудную, но интересную эпоху.
- Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре,
как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.
4
- Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.
- Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное
настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.
- По словам Ференца Листа, слово “жаль” - окрашивает все творения Шопена
то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.
- Одно из замечательных свойств музыки – ее доходчивость, она словно бы
идет от “сердца к сердцу”.
Слайд 14 - 30-40 г. – самые плодотворные. Это пора создания наиболее
значительных произведений танцевальной музыки.
Фридериком Шопеном было создано около 100 произведений танцевального
характера: Слайд 15 мазурки, Слайд 16 полонезы и конечно же вальс.
Стихотворение (фрагмент).
…Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным… (Александр Блок)
- Певучесть, мелодичность, протяженность, трехдольность в сочетании с
непрерывностью “кружащегося” ритма – заставляют нас поверить, что это
вальс. Эту музыку нужно слушать.
Слайд 17 Звучит Вальс №10
- Какая музыка по характеру? +
Обобщение: именно в танцевальной музыке Шопена выражен музыкальный
стиль композитора, представленного как “поющей”, “говорящей” мелодикой.
- С 1829 года начинается период активных гастролей Шопена. Он планировал
немного задержаться в Калише, потом отправиться в Берлин, Дрезден, Вену,
ну и напоследок проехаться по городам Италии и Франции. В 1830 году он
навсегда покидает родную Польшу, и на родину возвратиться ему уже не
суждено. Ему ничего не остается, как хранить любовь к своей стране на
протяжении всей жизни, и завещать ей свое тоскующее
сердце.
5
О вспыхнувшем в Варшаве восстании Шопен узнал, будучи в Австрии, и
тут же принял решение отправиться на родину.. Остановило его письмо
отца, который считал, что долг сына служить родине своим искусством. И
Шопен остался в Вене, а потом поехал в Париж, где и прожил до конца
своей недолгой жизни.
Слайд 18 Известие о падении польской столицы стало для него большим
ударом. Под впечатлением от этого страшного события он создал свои
лучшие трагические творения - «Революционный этюд», прелюдию d-moll, и
финальные прелюдии op.28.
- Вашему вниманию я предлагаю послушать Этюд 12 Революционный
- Ребята, давайте вместе решим какие чувствами преобладали у Ф.Шопена
при создании Этюда? Какая музыка по характеру?
+ смятение, борьба, решительность,
- Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню
композитора-романтика Роберта Шумана на слова Родионова - “Вечерняя
звезда”. Слайд 19
Хочу заметить, что Фридирик Шопен и Роберт Шуман были одногодками и
творили в одно время. Их обоих по праву считают композиторами –
романтиками. И именно Шуман сказал про Шопена: « Снимите шляпы,
господа, перед нами Гений!»
- Итак, перед нами слова уже знакомой нам песни «Вечерняя звезда»
Текст песни:
I куплет.
Далекий мой друг, твой радостный свет
Мне с неба приносит вечерний привет.
II куплет.
Люблю я тебя, всем сердцем люблю,
И луч твой волшебный я жадно ловлю.
III куплет.
И где б ни был я, всегда передо мной
Ласкающий свет твой, твой луч золотой.
IV куплет.
О, как бы хотел я вместе с тобой
Сиять над землею вечерей звездой.
Итог:
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).
6
Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне
“Вечерняя звезда”.
Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
Любимый инструмент Шопена.
О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.
Шопена?
- Слайд 20 Похоронен Шопен в Париже, на кладбище Пер Лашез.
17 октября 1849 года
- Слайд 21 А это - Костел Святого Креста в Варшаве где хранится
сердце Шопена
Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню.
Шопена Сердце. Тишина полна биеньем сердца этого доныне…
Слайд 22 Фридерик Шопен - величайший польский композитор, на весь
мир прославивший музыку своего народа. Все свои мысли, чувства,
переживания он выразил в своем творчестве, в своей музыке.
Творчество Шопена–это огромный мир необыкновенной красоты.
Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент –
фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы,
распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений.
Шопен превратил многие исконно народные танцы в вид музыкального
искусства, написав много произведений в ритме мазурки, вальса или
полонеза. Так что, нам остается только последовать совету Шумана и
снять перед ним шляпы.
- Слайд 23 Спасибо за урок! - До новых встреч!
В музыке направление романтизма сложилось в 18220 годы, развитие его
заняло весь 19 век. Композиторы- романтики старались с помощью муз.
средств выразить глубину и богатство внутреннего мира чел