СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Гусли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что современная молодежь имеет весьма ограниченные знания о развитии гусельного искусства. Очень важно знать историю развития славянского инструмента с древнейших времен и до наших дней, ведь именно благодаря этому сохраняется непрерывная преемственность традиций русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Гусли"»

1


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская средняя общеобразовательная школа




Код регистрации





Номинация «Декоративно-прикладное творчество»


Технологический проект

«ГУСЛИ»




Выполнил:

учащийся 10 класса

Сергеев Михаил Алексеевич


Руководитель:

Щебетун Вячеслав Семёнович,

учитель технологии






с.Сарыбалык 2024



ОГЛАВЛЕНИЕ


1

Аннотация

3

2

Обоснование темы проекта. План работы по реализации проекта

4

3

Историческая справка

6

4

Теоретическое обоснование

7

5

Графика

7

6

Технологическая документация

8

7

Экономическое обоснование

9

8

Экологическое обоснование

10

9

Вывод

10

10

Презентация проекта (реклама)

11

11

Библиографический список

12

12

Приложение А.

13

13

Приложение Б. Фотоматериалы, иллюстрирующие технологическую последовательность выполнения изделий


14

14

Приложение В. Правила техники безопасности

16



















1. АННОТАЦИЯ


На современном этапе развития цивилизации, когда процессы глобализации затрагивают буквально все сферы жизни и деятельности человека, когда культуры сливаются, перенимают все больше нехарактерных для них черт, на первый план выходит сохранение русской самобытной культуры, в частности сохранение и передача будущему поколению традиций исполнительства на национальных инструментах. Изучение народных традиций становится необходимым при подготовке исполнителей, т.к. это связано с передачей духовного опыта, сконцентрированного в народном музыкальном искусстве. Знакомство с гуслями и воспитание интереса к их истории способствует формированию национального самосознания.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что современная молодежь имеет весьма ограниченные знания о развитии гусельного искусства. Очень важно знать историю развития славянского инструмента с древнейших времен и до наших дней, ведь именно благодаря этому сохраняется непрерывная преемственность традиций русского народа.



2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА


Мой младший брат, учащийся 3 класса, решил научиться играть на гуслях. Он вычитал, что играть на этом инструменте легче, чем на балалайке. Я ему не поверил, но просьбу брата, изготовить гусли, решил воплотить в жизнь.

Для начала я прочитал в интернете информацию о гуслях. Начиная с давних времён и по сей день, гусли были, есть и будут востребованы у фольклористов. Это поистине уникальный инструмент. Несмотря на простоту его изготовления он имеет много возможностей.

Проект, несомненно, привлечет к себе внимание учеников. Планируется охватить мастер-классами по обучению игре на гуслях.

Таким образом, проект может стать отправной точкой для создания творческого коллектива или подготовки сольных исполнителей для дальнейшего их участия в конкурсах и концертах села, района, края.

Цель:

  • Изготовить Гусли для младшего брата

Задачи:

  • Найти информацию о гуслях

  • Разработать эскиз, определиться с размерами

  • Подобрать доступный материал

Реализация проекта будет осуществляться в соответствии с приведенным ниже планом.

Таблица № 1

План работы по реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта

Сроки

Содержание

Участники

Результат

1

Выбор темы проекта


4 -9 сентября

Обдумывание, выбор темы проекта

Автор

Выбрана тема проекта

2

Подготовка материала

11 – 16 сентября

Подбор материала

Автор

Взятый в магазине ящик демонтирован до отдельных составляющих

3

Склеивание верхней деки, обработка наждачной бумагой

18 – 23 сентября

Склеивание между собой дощечек

Автор

Склеенную деку обработали наждачой бумагой

4

Пропаривание и изгибание заготовки

25 – 30 сентября

Горячей водой пропарили заготовку, придали нужную форму и высушили

Автор

Заготовка приняла нужную форму

5

Склеивание корпуса

2 – 7 октября

По всему периметру проклеили швы

Автор

Гусли приобрели нужную форму

6

Соединение верхней деки с корпусом

9 – 14 октября

Приклеили корпус с верхней декой

Автор

Гусли приобрели жёсткость

7

Сверливание отверстий

16 – 21 октября

Просверлили резонансное отверстие, для колков и для струнодержателя

Автор

Использовать шуруповёрт. Диаметр свёрл 10 см, 5мм

8

Выпиливание и приклеивание нижней дек

1 - 4 ноября

Из фанеры выпилили заготовку

Автор

Приклеили нижнюю деку к корпусу

9

Окрашивание морилкой

6 – 8 ноября

Окрасили несколько слоём морилкой

Автор

Цвет получился насыщенным

10

Подготовка колков, струн и планки под струны, скобы для струнодержателя

9 - 11

Сверление отверстий в болтах; расплести металлический трос длиной 1 м; согнуть гвоздь в виде скобы

Автор

Использовать сверлильный станок. Диаметр свёрл 2 и 3мм. Гвоздь 200 мм.

11

Лакирование

16 – 20 ноября

Покрыли несколькими слоями лака

Автор

На ощупь гусли стали гладкими

12

Окончательная сборка гуслей

21 ноября

Вкручиваем болты, натягиваем струны

Автор

Настроили гусли



3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Гусли – это старинный русский инструмент, который по праву причисляют к народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит от слова «гудеть», что вполне логично. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Гусляры высмеивали пороки власти и церкви, а это не всем нравилось. Поэтому гусли стали гонимы. Их отбирали, ломали, сжигали. Даже считалось грехом слушание гуслей.

Любые гусли состоят из корпуса, струнодержателей и струн. В корпусе различают несколько элементов: верхняя и нижняя дека, обечайка и резонаторное отверстие. На верхней деке располагаются подставка и порожек, они служат для равномерного натяжения струн и способствуют передаче звука в резонатор, притянуты струны колками и штифтами. Материал – древесина. Чаще всего это хвойные: ель, сосна, кедр, и др. Считается, что только в этом случае будет иметь место характерное, неповторимое звучание. Настройка инструмента происходит при помощи колков, которые установлены под углом для лучшего натяжения струн. В древности струны делали из жил, позже – из металла. С металлическими струнами гусли зазвучали и стали называться «звончатые».

Гусли в процессе своей эволюции претерпели значительные видоизменения. На сегодняшний день они делятся на четыре вида: крылообразные (крыловидные), шлемообразные, лировидные и стационарные, которые в свою очередь бывают двух типов : клавишные и щипковые. На разных видах гуслях используются различные приемы звукоизвлечения, такие, как щипок (пиццикато), арпеджио, бряцание, глиссандо, тремоло и другие.

У разных народов есть инструменты очень похожие по конструкции на гусли, но имеющие разные названия. В Литве - канклес, в Латвии – кокле, в Финляндии – кантеле. В Иране – сантур, в Армении – канон, в Китае – гуцинь.




4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Первоначально мною были рассмотрены представленные ниже варианты …

Вариант №1 Вариант №2 Вариант №3

Больше всего мне понравился вариант под №1. Это гусли крыловидной формы. Глядя на фотографию, можно сказать, что это двухкамерные гусли. Так как имеют несколько резонаторных отверстий. Я решил сделать однокамерные гусли. Что бы придать крыловидной форме более изысканный вид, я решил нижнюю часть немного изогнуть. Таким образом они получатся более изящными, лёгкими (рис 3). По цветовой гамме можно остановиться либо на цвете сосны или клёна. Размер до 60 сантиметров в длину, глубина 50 – 60 мм. Обычно такие размеры имеют деревянные ящики, которые используют для транспортировки ягод и фруктов от производителя до потребителя.

5. ГРАФИКА

Мною было нарисовано несколько эскизов. Я остановился на эскизе под рисунком №3.

Рисунок 1 рисунок 2 рисунок 3

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Для изготовления проектного изделия было использовано следующее оборудование и инструменты: верстак, ножовка, струбцины, шуруповёрт, сверлильный станок, тиски, ключ, пассатижи.

Таблица № 2

Технологическая карта изготовления гуслей

Наименование операции

Эскиз или рисунок

Оборудование, инструменты, материал

1

Демонтаж ящика

600


300

Гвоздодёр, пассатижи



2

Склеивание верхней деки

600


300


Клей (Титан), струбцины



3

Шлифование верхней и нижней деки

Дальнейшие размеры указаны в рабочем чертеже, приложение А

Наждачная бумага (№100, №500)

4

Пропаривание, сгибание заготовок для корпуса





Горячая вода, скотч, оправа

5

Склеивание корпуса и верхней деки





Клей (Титан), струбцины

6

Сверление резонансного отверстия, отверстий для колков и струнодержателя





Шуруповёрт, свёрла Ø5мм, Ø50мм

7

Склеивание нижней деки с корпусом





Клей (Титан), струбцины

8

Изготовление планки


20Х5Х5

9

Окрашивание морилкой и покрытие лаком


Морилка (цвет сосна), лак (НЦ-218), кисть (№18)

10

Настройка гуслей


Ключ на 8 мм

7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Таблица № 1

Примерный расчет полных затрат


Наименование материалов, инструментов и оборудования

Единица измерения

Кол-во

Цена за единицу измерения

Цена

Условия использования

1

Ящик от фруктов

Погонный метр

0,2 м

0 рублей

0 рублей

Бросовый материал

2

Фанера

Погонный метр

0,2 м

0 рублей

0 рублей

Остаток от мебели

3

Болты

штук

7

0 рублей

0 рублей

Остаток от мебели

4

Клей

грамм

300

100 рублей

100 рублей

Покупка

5

Струбцина

штук

4

350 рублей

1400 рублей

Безвозмездная аренда в школе

6

Ножовка

штук

1

250 рублей

250 рублей

Безвозмездная аренда в школе

7

Шуруповёрт

штук

1

1000 рублей

1000 рублей

Безвозмездная аренда в школе

8

Сверло

штук

1

40 рублей

40 рублей

Безвозмездная аренда в школе

9

Кисть

штук

1

50 рублей

50 рублей

Безвозмездная аренда в школе

10

Старый трос металлический

метр

1

0 рублей

0 рублей

Бросовый материал


Таблица № 2

Непосредственные финансовые затраты


Наименование материалов, инструментов и оборудования

Ед.измерения

Кол-во

Цена за ед.измерения

Стоимость

1

Клей

грамм

300 г

100 рублей

300 рублей


ИТОГО

300 рублей

8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ


При игре на гуслях надо учитывать, что струны металлические и можно наколоться об их края. Поэтому детям дошкольного возраста необходима дополнительная защита в местах, где струны крепятся к держателю и колкам. Следует учитывать, что струны могут лопнуть, поэтому при настройке гуслей, не наклоняться близко к ним. На рекомендуется играть людям с длинными ногтями, так как можно зацепиться за струну и обломать их.

При игре на гуслях человек испытывает удовольствие. Повышается настроение и на душе становится тепло и приятно. Создаётся комфорт и радость от того, что небольшой инструмент имеет большие возможности.


9. ВЫВОД

Для выполнения творческого проекта я поставил цель: изготовить гусли для моего младшего брата. Считаю, что это мне удалось. Были выполнены все задачи, которые я ставил перед собой и даже сверх того. Во время работы я узнал больше о культуре русского народа, его традициях. Оказывается, что на гуслях играли не только скоморохи да ряженые, но и воины. Игра на гуслях поднимали боевой дух защитников нашей родины, силу, выносливость.

Для реализации проекта мне не потребовался дорогостоящий материал. Начиная от корпуса гуслей и заканчивая струн, всё это бросовый материал, который можно найти в любом месте. Инструменты для изготовления гуслей, так же можно найти у отца в гараже, либо в школьной мастерской. Причём здесь не нужны особые станки или приспособления, достаточно иметь минимальный набор для работы с древесиной.

Так же во время работы я убедился, что при работе с морилкой, для того что бы получить насыщенный цвет гуслей, достаточно покрасить их несколькими слоями.

А ещё я получил большое удовольствие от своей работы.

9. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (РЕКЛАМА)



Про Россеюшку мою,

На гуслях песню я сложу.

Буду Русь я прославлять,

Мне она родная мать.


Русь святую защищать,

Велели мне отец и мать.

Нас ничем не запугать.

Да никому нас не сломать,





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Базлов, Г. Н. Русские гусли. История и мифология / Г. Н. Базлов. –

Тверь: Тверской государственный университет, 2012. – 155 с.

2. Мехнецов, М. А. Народная традиционная культура/ А. М. Мехнецов,

Е. А. Валевская, К. А. Мехнецова – С-П.: Нестор-история, 2014. –

220 с.

3. Фильм памяти В. В. Кричевского [Видеозапись] /

Псковский колледж искусств. – Псков, 2002.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B8

5. https://www.legato.su/articles/o-guslyah/



ПРИЛОЖЕНИЕ А



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Фотоматериалы, иллюстрирующие технологическую последовательность выполнения гуслей





ПРИЛОЖЕНИЕ В

Инструктаж по технике безопасности при ручной обработке древесины

До начала работы

1.      Правильно надеть спецодежду.

2.      Проверить наличие инвентаря  исправность верстака (зажимы, зажимные клинья).

3.      Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1.      Надежно закрепить обрабатываемый материал (древе­сину) в зажимах верстака.

2.      Пользоваться инструментом только по назначению, ис­правным, хорошо налаженным и наточенным.

4.      Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть ко­лодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные час­ти стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента долж­на быть удобной для работы.

5.      Технологические операции (пиление, долб­ление, сверление, соединение деталей) выполнять на верста­ке в установленных местах, используя приспособления, упо­ры и подкладные доски.

6.      Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7.      Не отвлекаться во время работы, следить за правиль­ными приемами работы.

9.      Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категори­чески запрещается.

10.  Во избежание травмирования необходимо:

а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуга­нок) деревянными клиньями;

г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

 

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать де­журному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимы (задний, передний) завинтить до установленного зазора (не более 2—5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.

Инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла

 Опасности в работе

1.      Травма рук при работе неисправным инструментом или при неправильном его удержании.

2.      Травма рук, лица или других частей тела при нарушении правил техники безопасности при рубке металла.

 

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду

2. При рубке металла надеть очки.

3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка).

4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установлен­ном учителем. В случае неисправности инструментов сооб­щить об этом учителю.

5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

 

Во время работы

1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.

2. Работу выполнять только исправными, хорошо нала­женными инструментами.

3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плот­но прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кер­нер, и др.) имели не сбитую поверхность;

г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттяну­тая его часть равнялась 60—70 мм;

д) при работе напильниками пальцы находились на по­верхности напильников.

4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверх­ности.

5. Не применять ключей, имеющих зев большего разме­ра, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

6. Слесарными инструментами пользоваться только, по их прямому назначению.

7. При резании металла ножницами придерживать отре­заемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

 

После окончания работы

1. Проверить состояние инструментов и в случае неис­правности их доложить учителю.

2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).

3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в спе­циальный ящик.

4. Положить инструменты в том порядке, который уста­новил учитель.

5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не за­жимать их плотно, оставлять зазор в 1—2 мм.

6. Привести себя в порядок.

7. Из мастерской выходить с разрешения учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!