СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие подходы к подготовке и проведению современного урока.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Творческие подходы к подготовке и проведению современного урока.»

Творческие подходы к разработке и проведению современного урока.

Из опыта работы Мазжилкиной О.А.

Сегодня образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей школьников. Содержание школьной программы по химии способствует запоминанию материала, но не развивает творческую мыслительную деятельность учащихся. Поэтому стремлюсь применять инновационные методики, повышающие мотивацию и уверенность учащихся в своих силах, создающие положительные эмоции и интерес к процессу познания. К инновациям относят метод интеграции. Интегра́ция — процесс объединения частей в целое. Интеграция может осуществляться на следующих уровнях: умений и навыков наблюдения; интегрированных уроков (создаются условия для использования заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы); умений и навыков работы с информацией по истории. Интеграция позволяет оптимизировать учебный процесс и обеспечить его наибольшую эффективность и результативность.

Работа с информацией из истории может быть эффективна при изучении только определенных тем школьного курса химии. Например, при изучении темы «Алкадиены.Каучики» в 10 классе учащиеся познакомились с каучуком как исходным сырьём для получения важнейшего в народном хозяйстве такого материала как резина. Возник проблемный вопрос «Что такое каучук?». О нём ничего не сказано в учебнике. И тогда для удовлетворения познавательного интереса учащиеся обратились к интернету, где нашли информацию: «Высокомолекулярный углеводород (C5H8)n, цис-полимер изопрена[1]; содержится в млечном соке (латексегевеи[1]кок-сагыза (многолетнего травянистого растения рода Одуванчик) и других каучуконосных растений[1].

Каучук открыт де ла Кондамином в Кито (Эквадор) в 1751 году. Растворим в углеводородах и их производных (бензинебензолехлороформесероуглероде и т. д.); в водеспиртеацетоне натуральный каучук практически не набухает и не растворяется. Уже при комнатной температуре натуральный каучук присоединяет кислород, происходит окислительная деструкция (старение каучука), при этом уменьшается его прочность и эластичность. При температуре выше 200 °C натуральный каучук разлагается с образованием низкомолекулярных углеводородов.

При взаимодействии натурального каучука с серой, хлористой серой, органическими пероксидами (вулканизация) происходит соединение через атомы серы длинных макромолекулярных связей с образованием сетчатых структур. Это придаёт каучуку высокую эластичность в широком интервале температур[1].

Натуральный каучук перерабатывают в резину. В сыром виде применяют не более 1 % добываемого натурального каучука (резиновый клей). Более 60 % натурального каучука используют для изготовления автомобильных шин. В промышленных масштабах натуральный каучук производится в Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Таиланде, Бразилии и КНР».

Далее нашли информацию о модных плащах 19 века макинтошах, посмотрели, как выглядели мужские и женские варианты одежды.

Найденная информация, была более интересна, и необходима чем сухие формулы.

На повышение уровня активности учащихся влияет включение в учебный процесс проблемных ситуаций, опора на познавательные интеллектуальные потребности. Основной психологический элемент – познавательный интерес.

Например, при изучении темы «Элекролиты» в 9 классе на этапе актуализации знаний повторили, что такое кислоты. Далее предлагаю дать определение кислот, но уже как электролитов. В классах, где есть мальчики- водители спрашиваю: «Где применяются электролиты в технике?» т.е. связь с жизнью способствует активному познанию.

Каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности.

Продумываю "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет у учеников эмоции - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это использование на уроке занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, открытие йода парадоксальный факт: «Есть две версии легенды о том, как это случилось, и в обеих принял участие кот. Согласно первой на завод забрёл кот, а рабочие погнались за ним. Убегая от преследователей, кот опрокинул сосуд с серной кислотой на остатки соды от выработки селитры. Из получившейся смеси выделились густые фиолетовые пары.

Вторая версия – более распространённая – говорит о том, что кот принадлежал самому Бернару Куртуа. Учёный держал на лабораторном столе две колбы: одну – с серной кислотой, вторую – с раствором золы морских водорослей в этиловом спирте. Котик, любивший гулять по столу, столкнул их на пол. Колбы разбились, жидкости смешались, а Куртуа увидел сине-фиолетовый пар.

Именно из-за цвета пара йод и получил такое название – от греческого «фиалковый».

  Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении:

- Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

- Составление опорных конспектов;

«СВОЯ ОПОРА»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят.

Затем учащиеся объясняют друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«РЕСТАВРАТОР»

Учащиеся восстанавливают текстовый намеренно «поврежденный» преподавателем.

- Индивидуализация домашнего задания; 

- Организация исследовательского эксперимента;

- Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

- Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Использование поэзии и художественной литературы позволяет

рассмотреть иные химические явления, физические и химические

свойства различных веществ и их применение в другом, неожиданном

для учащихся ракурсе. А это вызывает интерес у учащихся к

изучаемой теме, помогает создать на уроке ту особую эмоциональную

атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету.

Кроме того, использование художественной литературы предоставляет немалые возможности для эстетического воспитания школьников на уроке.

Часто использую пословицы и поговорки:

Повторение – мать учения.

Грамоте учиться -всегда пригодиться.

Ученье и труд вместе идут.

Тяжело в учении легко в бою.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Эпиграфы к уроку, Например урок коррекции знаний в 8 классе

Дорога к знанию?

Ну что ж, её легко понять,

Ответить можно сразу,

Вы ошибаетесь и ошибаетесь опять,

Но ….меньше, меньше,

Меньше с каждым разом.

Стихи по теме урока, например на этапе вхождения в тему урока:

Я - газ легчайший и бесцветный,

Нерастворимый и безвредный,

Соединяясь с кислородом

Я для питья даю вам воду.

Высказывания учёных, например, для создания мотивации на этапе актуализации знаний в 8 классе по теме «Предмет химия. Роль химии в жизни человека» приводила слова писателя- фантаста Айзека Азимова: «Химия- это смерть, упакованная в банки и коробки».

Для контроля результата учебной деятельности использую


«Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и

продолжается другим учащимся. Прием применим в случае,

когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«Программируемый ответ»

Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.


Чтобы добиться высокого результата в обучении, стремлюсь научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!