СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа по теме «Употребление деепричастий в речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – познакомиться с особенностями употребления деепричастий в  речи.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа по теме «Употребление деепричастий в речи»»

Лабораторная работа

по теме «Употребление деепричастий в речи»

Цель – познакомиться с особенностями употребления деепричастий в речи.


Вариант 1

Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией. Вместо пропусков вставьте необходимые слова.

Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_1, где цифра обозначает порядковый № работы. (всего лабораторных работ две, в соответствии с основными темами курса русского языка 7 класса).

С помощью деепричастий мы понимаем, какое действие является основным, а какое добавочным. Деепричастие может отвечать не только на вопросы «как?», «каким образом?», но и на вопросы: ________________________________. Деепричастный оборот в предложении не употребляется без _________________________. Глагол и деепричастие обозначают действие одного ______________________________. Деепричастия и деепричастный оборот обладают выразительностью, благодаря чему широко используются в книжной речи и, в частности, в языке художественной литературы. В разговорной речи не используются.

Часть 1

1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_ rab_ Name_1.

2. Прочитайте текст и выполните задания к нему в созданном документе (см. п. 1) или тетради.

  1. В спокойной воде, будто в чуть(1) потемневшем от времени(2) зеркале, отражалась чайка. (2) Она неслась над рекой(3 не двигая крыльями(4) и, казалось, любовалась отражением своего плавного и величавого полета.    (3) Маленький буксирный катеришко, весь чумазый от копоти, словно ком снега, катил перед собой пенный вал.

 (4) И вдруг(5) выбравшись на берег(6) мы увидели на песке(7) какого-то смешного дядьку. (5) Он сидел перед маленьким зеркальцем(8) по-турецки сложив ноги(9) и брился. (6) Побрившись(10) он смыл с лица остатки пены и вытащил из рюкзака диковинную трубку. (7) Она была сделана в виде человеческой головы с крючковатым носом и остренькой бородой. 

(8) Ходил незнакомец по пляжу, словно дикарь: в набедренной повязке из двух тряпочек, спереди и сзади. (9) На вид ему было, лет двадцать пять-двадцать семь.

(10) Мы стали на него поглядывать. (11) Вскоре он подсел к нам.
  (12)  – Ну как, сеньоры, облучаемся? – улыбнувшись, спросил он.
    (13) – Да вроде бы, – ответил я.
 (14)  – А простите за любопытство, вы из Москвы или здешние?
    (15) – Из Москвы, - ответил Лешка. (16) – А вы откуда?
   (17) – Я здешний. (18)У меня тут дворец, – улыбнувшись, сказал незнакомец. (19) –Вон видите, он стоит на том берегу, окруженный олеандровыми рощами?

(20) На той стороне реки мы увидели только одну-единственную копну сена, окруженную кустами ивняка. (По И. Дику)


  1. На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Заполните данную ниже таблицу, вставив нужный знак препинания в соответствующую ячейку.

Таблица 1

№ пропущенного знака

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

Ответ












  1. Какое название отражает главную мысль текста?

1) Полёт чайки

2) Странный незнакомец

3) Трубка мира

4) Коварный обманщик

Ответ_________________________

  1. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?

  1. слова с уменьшительным суффиксом – катеришко

  2. слова, употребляемые в ироничном смысле – сеньоры

  3. сравнения – из Москвы или здешние

  4. эпитет – диковинная трубка

Ответ_________________________

  1. Выпишите из предложений 1-4 деепричастия совершенного вида

Ответ_________________________

  1. Из предложений 5-7 выпишите страдательное причастие.

Ответ_________________________

  1. Среди предложений 5-12 найдите предложение (-я) с деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ_________________________


Часть 2

  1. Используя материал учебников, дополните Таблицу 2 примерами.

Таблица 2

Функции деепричастия в речи

Пример

Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.


Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное м второстепенное, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями.


Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожала бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий.


Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым.



Подведение итогов

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

1




2




Вывод: выполняя эту работу, я узнал(-а) ____________________________________ ___________________________________________________________________________

научился (-лась) ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант 2

Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.

Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_2, где цифра обозначает порядковый № работы. (всего лабораторных работ одна, в соответствии с основными темами курса русского языка 7 класса).

С помощью деепричастий мы понимаем, какое действие является основным, а какое добавочным. Деепричастие может отвечать не только на вопросы «как?», «каким образом?», но и на вопросы: ________________________________. Деепричастный оборот в предложении не употребляется без _________________________. Глагол и деепричастие обозначают действие одного ______________________________. Деепричастия и деепричастный оборот обладают выразительностью, благодаря чему широко используются в книжной речи и, в частности, в языке художественной литературы. В разговорной речи не используются.


Часть 1

    1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_ rab_ Name_1.

    2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Наша самостоятельная жизнь началась ранним дождливым утром, когда мы(1) промокшие до нитки(2) вылезли после ночи из шалаша(3) и пытались разжечь костер.

(2) Спички и дрова были мокрыми. (3) Единственная надежда была у нас найти в золе хоть одну маленькую искорку.

(4) Осторожно тоненькой палочкой мы стали разгребать глиноподобную золу. (5) И вскоре под толстым пластом на конце обгоревшего сучка мы обнаружили маленький розовый огонёчек. (6) Под нашими губами он то ярко разгорался, то мерк и никак не хотел переходить на сухой мох (4) найденный в шалаше.

(7) Наконец микроскопическая искорка поползла по одной из ниточек мха(5) и перескочила на соседнюю.

(8) — Теперь я… один! — вдруг еле слышно скомандовал Владимир Сергеевич(6) и(7) вытянув губы(8) стал дуть на мох.

(9) Розовые ниточки все больше и больше расползались по сторонам(9)и в руках у Владимира Сергеевича вскоре очутилось огненное гнездышко с выгоревшей серединкой.

(10) — Ух, спасены! — вздохнул он и(10) положив «гнездо» на землю, прикрыл его новым мхом, иголками и листьями. (11) И вдруг над всей кучкой, словно над маленьким чумом, заколебался едкий дымок.

(12) Вскоре мы разложили большой костер, для того чтобы обогреться, и маленький — для кастрюли с водой.

(13)Умывшись на роднике, мы сели завтракать, то есть выпили по стакану горячей воды с брусничным листом. (По И. Дику)

    1. На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Заполните данную ниже таблицу, вставив нужный знак препинания в соответствующую ячейку.

Таблица 1

№ пропущенного знака

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

Ответ












    1. Какое название отражает главную мысль текста?

1) Покорители горных вершин

2) Лесной пожар

3) Чай из брусничного листа

4) Борьба за огонь

Ответ_________________________

    1. Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?

  1. фразеологизм – промокшие до нитки

  2. метафора – огненное гнездышко

  3. сравнение – по одной из ниточек мха

  4. эпитет – микроскопическая искорка

Ответ_________________________

  1. Выпишите из предложений 4-6 страдательное причастие.

Ответ_________________________

  1. Из предложений 10-13 выпишите возвратное деепричастие.

Ответ_________________________

  1. Среди предложений 4-9 найдите предложение (-я) с деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ_________________________


Часть 2

  1. Используя материал учебников, дополните Таблицу 2 примерами.

Таблица 2

Функции деепричастия в речи

Пример

Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.


Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное м второстепенное, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями.


Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожала бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий.


Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым.



Подведение итогов

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

1




2




Вывод: выполняя эту работу, я узнал(-а) ____________________________________ ___________________________________________________________________________

научился (-лась) ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!