Лабораторная работа
по теме «Употребление деепричастий в речи»
Цель – познакомиться с особенностями употребления деепричастий в речи.
Вариант 1
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией. Вместо пропусков вставьте необходимые слова.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_1, где цифра обозначает порядковый № работы. (всего лабораторных работ две, в соответствии с основными темами курса русского языка 7 класса). С помощью деепричастий мы понимаем, какое действие является основным, а какое добавочным. Деепричастие может отвечать не только на вопросы «как?», «каким образом?», но и на вопросы: ________________________________. Деепричастный оборот в предложении не употребляется без _________________________. Глагол и деепричастие обозначают действие одного ______________________________. Деепричастия и деепричастный оборот обладают выразительностью, благодаря чему широко используются в книжной речи и, в частности, в языке художественной литературы. В разговорной речи не используются. |
Часть 1
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_ rab_ Name_1.
2. Прочитайте текст и выполните задания к нему в созданном документе (см. п. 1) или тетради.
В спокойной воде, будто в чуть(1) потемневшем от времени(2) зеркале, отражалась чайка. (2) Она неслась над рекой(3 не двигая крыльями(4) и, казалось, любовалась отражением своего плавного и величавого полета. (3) Маленький буксирный катеришко, весь чумазый от копоти, словно ком снега, катил перед собой пенный вал.
(4) И вдруг(5) выбравшись на берег(6) мы увидели на песке(7) какого-то смешного дядьку. (5) Он сидел перед маленьким зеркальцем(8) по-турецки сложив ноги(9) и брился. (6) Побрившись(10) он смыл с лица остатки пены и вытащил из рюкзака диковинную трубку. (7) Она была сделана в виде человеческой головы с крючковатым носом и остренькой бородой.
(8) Ходил незнакомец по пляжу, словно дикарь: в набедренной повязке из двух тряпочек, спереди и сзади. (9) На вид ему было, лет двадцать пять-двадцать семь.
(10) Мы стали на него поглядывать. (11) Вскоре он подсел к нам.
(12) – Ну как, сеньоры, облучаемся? – улыбнувшись, спросил он.
(13) – Да вроде бы, – ответил я.
(14) – А простите за любопытство, вы из Москвы или здешние?
(15) – Из Москвы, - ответил Лешка. (16) – А вы откуда?
(17) – Я здешний. (18)У меня тут дворец, – улыбнувшись, сказал незнакомец. (19) –Вон видите, он стоит на том берегу, окруженный олеандровыми рощами?
(20) На той стороне реки мы увидели только одну-единственную копну сена, окруженную кустами ивняка. (По И. Дику)
На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Заполните данную ниже таблицу, вставив нужный знак препинания в соответствующую ячейку.
Таблица 1
№ пропущенного знака | (1) | (2) | (3) | (4) | (5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) |
Ответ | | | | | | | | | | |
Какое название отражает главную мысль текста?
1) Полёт чайки
2) Странный незнакомец
3) Трубка мира
4) Коварный обманщик
Ответ_________________________
Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
слова с уменьшительным суффиксом – катеришко
слова, употребляемые в ироничном смысле – сеньоры
сравнения – из Москвы или здешние
эпитет – диковинная трубка
Ответ_________________________
Выпишите из предложений 1-4 деепричастия совершенного вида
Ответ_________________________
Из предложений 5-7 выпишите страдательное причастие.
Ответ_________________________
Среди предложений 5-12 найдите предложение (-я) с деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ_________________________
Часть 2
Используя материал учебников, дополните Таблицу 2 примерами.
Таблица 2
Функции деепричастия в речи | Пример |
Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. | |
Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное м второстепенное, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. | |
Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожала бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. | |
Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым. | |
Подведение итогов
№ | Что делали? | Что наблюдали? | Оценка |
1 | | | |
2 | | | |
Вывод: выполняя эту работу, я узнал(-а) ____________________________________ ___________________________________________________________________________
научился (-лась) ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_rab_Name_2, где цифра обозначает порядковый № работы. (всего лабораторных работ одна, в соответствии с основными темами курса русского языка 7 класса). С помощью деепричастий мы понимаем, какое действие является основным, а какое добавочным. Деепричастие может отвечать не только на вопросы «как?», «каким образом?», но и на вопросы: ________________________________. Деепричастный оборот в предложении не употребляется без _________________________. Глагол и деепричастие обозначают действие одного ______________________________. Деепричастия и деепричастный оборот обладают выразительностью, благодаря чему широко используются в книжной речи и, в частности, в языке художественной литературы. В разговорной речи не используются. |
Часть 1
Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_ rab_ Name_1.
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
(1) Наша самостоятельная жизнь началась ранним дождливым утром, когда мы(1) промокшие до нитки(2) вылезли после ночи из шалаша(3) и пытались разжечь костер.
(2) Спички и дрова были мокрыми. (3) Единственная надежда была у нас найти в золе хоть одну маленькую искорку.
(4) Осторожно тоненькой палочкой мы стали разгребать глиноподобную золу. (5) И вскоре под толстым пластом на конце обгоревшего сучка мы обнаружили маленький розовый огонёчек. (6) Под нашими губами он то ярко разгорался, то мерк и никак не хотел переходить на сухой мох (4) найденный в шалаше.
(7) Наконец микроскопическая искорка поползла по одной из ниточек мха(5) и перескочила на соседнюю.
(8) — Теперь я… один! — вдруг еле слышно скомандовал Владимир Сергеевич(6) и(7) вытянув губы(8) стал дуть на мох.
(9) Розовые ниточки все больше и больше расползались по сторонам(9)и в руках у Владимира Сергеевича вскоре очутилось огненное гнездышко с выгоревшей серединкой.
(10) — Ух, спасены! — вздохнул он и(10) положив «гнездо» на землю, прикрыл его новым мхом, иголками и листьями. (11) И вдруг над всей кучкой, словно над маленьким чумом, заколебался едкий дымок.
(12) Вскоре мы разложили большой костер, для того чтобы обогреться, и маленький — для кастрюли с водой.
(13)Умывшись на роднике, мы сели завтракать, то есть выпили по стакану горячей воды с брусничным листом. (По И. Дику)
На месте каких цифр необходимо поставить недостающий знак препинания? Заполните данную ниже таблицу, вставив нужный знак препинания в соответствующую ячейку.
Таблица 1
№ пропущенного знака | (1) | (2) | (3) | (4) | (5) | (6) | (7) | (8) | (9) | (10) |
Ответ | | | | | | | | | | |
Какое название отражает главную мысль текста?
1) Покорители горных вершин
2) Лесной пожар
3) Чай из брусничного листа
4) Борьба за огонь
Ответ_________________________
Какое средство выразительности НЕВЕРНО проиллюстрировано примером из текста?
фразеологизм – промокшие до нитки
метафора – огненное гнездышко
сравнение – по одной из ниточек мха
эпитет – микроскопическая искорка
Ответ_________________________
Выпишите из предложений 4-6 страдательное причастие.
Ответ_________________________
Из предложений 10-13 выпишите возвратное деепричастие.
Ответ_________________________
Среди предложений 4-9 найдите предложение (-я) с деепричастным оборотом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ_________________________
Часть 2
Используя материал учебников, дополните Таблицу 2 примерами.
Таблица 2
Функции деепричастия в речи | Пример |
Деепричастие, обозначая добавочное действие, характеризующее другое действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим. | |
Возможность давать сочетание равноправных глаголов, с одной стороны, и устанавливать между ними перспективу, выделяя главное м второстепенное, с другой, служит удобным средством для выражения разнообразных взаимоотношений между несколькими действиями и состояниями. | |
Попытка заменить деепричастия глаголами разорвала бы связи между отдельными действиями, уничтожала бы различия между основным и дополнительным, сделала бы однообразным перечень отдельных действий. | |
Условием общепринятого в русском языке употребления деепричастий является то, чтобы действия, обозначаемые деепричастием, совершались тем же лицом, которому принадлежит действие, обозначаемое глаголом-сказуемым. | |
Подведение итогов
№ | Что делали? | Что наблюдали? | Оценка |
1 | | | |
2 | | | |
Вывод: выполняя эту работу, я узнал(-а) ____________________________________ ___________________________________________________________________________
научился (-лась) ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________