СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская. Написание сочинений разных жанров

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская. Написание сочинений разных жанров»

Написание сочинений разных жанров



С основными видами сочинений и правилами их написания вы уже знакомы. Существуют разнообразные жанры сочинений, многие из которых вы будете осваивать в течение нескольких школьных лет. Это литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо, путевые заметки, интервью и др. Элементы разного жанра могут присутствовать в одном сочинении. Например, оно может начинаться и заканчиваться как эссе, а в основной части представлять собой литературно-критическую статью. Выбор жанра зависит от литературного материала, темы и цели работы, от вкуса и настроения её автора. Остановимся на некоторых формах сочинения.

Эссе – жанр сочинения, в центре которого не события, факты, явления, а впечатления от них, ассоциации, раздумья, чувства автора. Это, как правило, сочинения небольшого объёма, для которых характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, образность языка, свободная композиция. Для усиления эмоциональной выразительности речи в эссе часто используют интонационное тире, восклицательные и вопросительные знаки, многоточия. Однако важно эмоциональностью изложения не прикрывать пустоту содержания, отсутствие мыслей.

Эпистолярный жанр – сочинение в форме письма, переписки. Это могут быть письма героев изучаемого произведения, письма воображаемого современника писателя или чьи-то ещё. Этот жанр требует от автора фантазии и перевоплощения. Нужно следовать образу, от лица которого написано письмо: представлять его социальное положение, характер, образ мыслей, душевное состояние, особенности речи, отношение к тому, о чём он пишет. Необходимо помнить и о предполагаемом адресате. Иначе не избежать случайностей и не добиться художественной убедительности в сочинении.

Эпистолярный жанр хорошо известен в литературе: это «Поучение» Владимира Мономаха, Письма Феофана Затворника, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.). Знакомство с этими произведениями, а также с письмами русских писателей поможет вам в освоении данной формы сочинения.

С жанром дневника, возможно, многие из вас знакомы. Это отрывочные записи от первого лица, как правило, с указанием даты, когда они сделаны. В личном дневнике фиксируются мысли и чувства, вызванные тем или иным событием, наблюдения, анализ поступков. В форме дневника может быть написано целое произведение («Дневник» святого праведного Иоанна Кронштадтского). Многие писатели вели дневники, чтение которых даёт нам представление о личности автора и о его эпохе. Сочинению в форме дневника, как и жанру эссе, свойственны предельная искренность, категоричность и субъективность оценок, эмоциональная насыщенность.

Интервью – это беседа корреспондента с каким-либо лицом, построенная по заранее подготовленным вопросам. Подобная форма используется не только в журналистской практике, но и в школьных сочинениях. При этом вы выступаете в роли корреспондента, а вашим собеседником становится литературный герой, писатель, критик, общественный деятель или ваш родственник, знакомый. Для написания сочинения в этом жанре вам необходимо сначала определить тему предстоящей беседы, продумать систему вопросов, в которых будет раскрываться эта тема, понять, как на эти вопросы ответит ваш собеседник. В его ответах важно подчеркнуть мировоззрение и характер героя, передать своеобразие его речи. Перед диалогом, в качестве вступления, вы можете представить читателю человека, с которым будете общаться, рассказать его историю, обстоятельства вашей встречи, дать портретную характеристику.

Жанр путешествия предполагает описание увиденного во время реальной или придуманной поездки, которое сопровождается размышлениями автора по поводу наблюдаемых явлений. В этом жанре созданы многие произведения («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «В краю непуганых птиц» М. М. Пришвина и др.). При написании сочинения в форме путешествия продумайте «маршрут», сформулируйте цель, т. е. то, ради чего вы будете писать, затем расскажите об увиденном и передайте своё отношение к этому.

Успехов в освоении новых жанров творческих работ!


Скачать

© 2022, 51 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!