СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не является авторским. Используется для внеурочных занятиий

Просмотр содержимого документа
««Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.»

Урок 12.13

Тема: «Твой выбор» Критическое мышление. Понятие «критическое мышление», его аспекты и нюансы. Навыки принятия критики, полезные для формирования критического мышления.

Знаете, я тут нашел(-ла) одну статью и хотел(-а) бы с вами ей поделиться.

Вот послушайте:

Зачитать этот текст с листа.

В начале 90-ых годов один ужасно научный и неимоверно популярный американский журнал опубликовал вот такую статью:

«В последнее время исследователи открыли факт заражения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный, не имеет запаха и полностью растворяется в воде. Правительство не предприняло никаких попыток регулирования этого опасного заражения. Данный химикат называется дигидрогенмоноксид (Dihydrogenmonoxide).

Химикат используется для следующих целей:

  • В производстве как растворитель и охладитель;

  • В ядерных реакторах;

  • В производстве пенопласта;

  • В огнетушителях;

  • В многих химио- и биолабораториях;

  • В производстве пестицидов;

  • В добавках к большинству известных продуктов.

Опасности, представляемые химикатом:

  • Химикат преобладает в кислотных дождях;

  • Действует на эрозию почвы;

  • Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов;

  • Долгий человеческий контакт с твердой формой химиката приводит к серьезным повреждениям кожи;

  • Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;

  • Вдыхание, даже небольшого количества, грозит смертельным исходом;

  • Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных образованиях;

  • Химикат развивает зависимость, жертвам при воздержании от потребления химиката грозит смерть в течение 168 часов.

  • Ни один известный очиститель не способен полностью очистить продукты питания и напитки от этого химиката.

Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется индустриальными гигантами. Многие корпорации ежедневно получают химикат тоннами через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа; отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря.

Мы призываем население проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использованию этого опасного химиката».

В течение недели статья вызвала взрыв негодования у населения. Тысячи демонстрантов вышли с плакатами с требованиями немедленно прекратить использование дигидрогенмоноксида, а один предприимчивый кандидат в мэры города Алисо Виеджо, штат Калифорния, даже выступил с обещаниями (в случае его избрания) запретить распространение химиката. Когда открылась правда, скандал был грандиозный. Опубликовавшего статью уволили из редакции, мэр с треском проиграл избирательную кампанию, а журнал даже хотели судить, но судья отклонил жалобу, учтя аргумент защиты, что все написанное в журнале – абсолютная правда.

Для тех, кто еще не догадался: дигидрогенмоноксид = Dihydrogenmonoxide = H2O = обыкновенная ВОДА.

Комментарий: После прочтения статьи можно разобрать ее и вместе убедиться, что все написанное действительно имеет отношение к воде.

А потом задать вопрос: Почему так произошло? Почему люди начали митинговать и требовали запретить использование этого «химиката»?

Ответы участников.

Подведите к ответу, что все поверили этому «ужасно научному и неимоверно популярному» журналу, так как привыкли доверять ему, и ни у кого не хватило ума проверить эту информацию и разобраться в ней.

К ритическое мышление. Анализ рекламы.

С нами это происходит по жизни сплошь и рядом:

Сейчас мы с вами внимательно посмотрим рекламу сигарет. (См. Приложение). Она взята из одного глянцевого журнала.

На рекламе изображен юноша, протягивающий и показывающий нам пачку сигарет. Слоган – «Удача внутри!». Давайте рассмотрим рекламу во всех подробностях и постараемся не упустить ни одной детали:

  • Какое выражение лица у юноши? (Радостное, ликующее и т.д.) Зубы? (Ровные, белоснежные). Что он, по всей видимости, говорит или выкрикивает? (ВАУ!)

  • Почему он одет именно в зеленую майку и фон тоже зеленый с разными оттенками? (Зеленый – цвет природы, естественности, здоровья).

  • Как изображена пачка сигарет? (Она неестественно крупная, изображена на переднем плане, приближена к нам – «на, возьми!, она - твоя, она тебе доступна!». В то же время, она – нечто очень важное и значимое).

  • Зачем по всему фону «как бы невзначай» разбросаны названия разных стран? (Как бы говорится: молодежь всего мира курит именно эти сигареты).

  • Какой смысл несет слоган? (Первый смысл – идет акция, и внутри пачки есть некий пароль, чтобы получить какой-то выигрыш. Второй – и главный! смысл – если будешь курить эти сигареты, удача по жизни тебе обеспечена).

А теперь давайте соберем воедино все скрытые смыслы этой рекламы:

Курение этих сигарет (якобы) приносит счастье, восторг, здоровье, отличный внешний вид и красивые зубы. Куря эти сигареты, ты (якобы) станешь частью крутой молодежи всего мира, сексуальным, модным и удачливым. Тебе это доступно!

Насколько эта информация соответствует истине? Что же такое курение на самом деле? Рак легких или гортани. Хронический бронхит. Болезни сердца и сосудов. Импотенция. Серая кожа, желтые зубы. Запах изо рта и т.д.

Реклама воздействует на подсознание человека, и нужно обладать острым критическим глазом и умом, чтобы не дать собой манипулировать.

На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться разбираться в обстоятельствах и формировать свое собственное мнение без оглядки на толпу или большинство. Сегодня мы поговорим с вами о критическом мышлении.

А пока…

А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.

По окончании блока, ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.

Чтобы плавно войти в тему нашего сегодняшнего занятия, давайте настроимся на работу и примем участие в тематической разминке. Ну, что ж, начнем.

Упражнение-разминка

« Запрещенные слова»

Пояснение: Это упражнение тренирует речевую гибкость, внимание и скорость реакции. Оно учит быть максимально сконцентрированным тогда, когда это необходимо, что очень важно для развития критического мышления (нужно не пропустить ни слова и правильно отреагировать, когда мне говорят что-то важное для меня). Также это упражнение позволяет научиться не терять голову и сохранять боевой дух, несмотря на текущие неудачи. Перед началом игры ведущий раздает всем участникам по пять горошин или аналогичных предметов типа маленьких камушков.

Инструкция: В этом упражнении нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» при ответе на вопросы, которые вам будут задавать.

Сейчас вам нужно будет ходить по комнате и заговаривать с другими участниками. У каждого из вас будет по пять горошин. Вы должны задавать вопросы любому в группе для того, чтобы «выманить» у них слова «ДА» или «НЕТ». Если вам это удастся, вы забираете одну горошину у своего соперника, забывшего, что в этой игре нельзя говорить запрещенные слова! Сохранить горошины может только тот, кто не нарушит правила. Когда кто-то заговаривает с вами и задает вам вопрос, вы должны быстро на него ответить. Если же вы не отвечаете или медлите с ответом больше пяти секунд, тогда вы также должны будете отдать одну из своих горошин. Если кто-то из вас проиграл все свои горошины, то он может продолжить упражнение дальше и попытаться заставить кого-нибудь ответить «ДА» или «НЕТ», чтобы таким образом вернуть себе горошины. Мы будем делать это упражнение 10 минут, а потом снова сядем на свои места и посмотрим, у кого будет сколько горошин.

Пример: «Ты ведь завтра пойдешь в школу?», «У тебя уже был День рождения?», «Тебя зовут Маша?» или «Я тебе нравлюсь?» и другие.

Инструкция понятна? Помните, какие слова нельзя произносить?… Тогда начинаем.


Анализ упражнения:

  • Сколько горошин осталось у вас к концу упражнения?

  • Какую тактику вы избрали?

  • Вы чаще сами подходили и задавали вопросы или ждали, когда к вам подойдут и спросят о чем-либо?

  • Было ли трудно отвечать быстро, контролировать себя все время, чтобы не ответить «да» или «нет»?

  • Сложно ли было искать другие слова вместо запрещенных? Довольны ли вы собой?

В этой разминке мы говорили о том, как важно быть максимально сконцентрированным, не пропустить ни слова и правильно отреагировать, когда говорят что-то очень важное для нас.

В нашей теме «Критическое мышление» есть две составляющие:

  1. Как быть самому критичным по отношению к поступающей информации?

  2. Как принимать критику от других?

Когда меня (нас/вас) критикуют, очень важно правильно принимать критику, потому что каждый человек видит ситуацию со своей стороны, а раз это так, то каждый по-своему прав. Научившись принимать критику, вы уменьшите недовольство вами, количество конфликтов, и вас будут воспринимать как динамического и умного человека, способного понимать других. А ведь все люди хотят, чтобы их понимали. Так дайте же им это, и к вам потянуться люди.

В начале занятия мы уже частично затронули первый пункт – как быть самому критичным. Быть самому критичным достаточно сложно, так как нам надо решить, кому доверять можно, а кому – нельзя. Иногда даже проверенному человеку не стоит доверять полностью и с закрытыми глазами. Чтобы решить – доверять или не доверять - необходимо обладать нужной информацией. А информацию можно получить, задавая вопросы. Об умении задавать вопросы вы узнаете сегодня чуть позже.

А сейчас мы сделаем с вами упражнение, в котором вы должны для себя определить, кому вы доверяете, а кому – нет. Интересно, сможете ли вы отличить «лапшу на уши» от правды?

Упражнение «Правда или вымысел?»

П ояснение: Для этого упражнения необходимо подготовить специальный реквизит – бумажки с написанными на них плюсами или минусами. Количество бумажек с «+» и «-» должно быть равное, а сумма соответствовать количеству участников в группе (если количество участников нечетное, допустимо сделать на одну бумажку больше). Все бумажки нужно завернуть и положить в мешок. Участники в начале упражнения вытаскивают из мешка листочки (тянут жребий): кому-то достается «плюсик», кому-то «минусик». О своем жребии все должны молчать до конца упражнения.

Комментарий: Не сообщайте участникам, сколько в мешке было бумажек с «плюсами», а сколько – с «минусами».

Инструкция: Сейчас, вытянув жребий, вы получили «плюс» или «минус». Я попрошу вас не сообщать никому до конца упражнения, что вам выпало. Если вам достался «плюс», то вы должны сейчас вспомнить какую-нибудь правдивую историю из своей жизни и чуть позже рассказать ее нам. Если вам достался «минус», то история, которую вы расскажете, должна быть выдумана или сильно приукрашена, она якобы с вами произошла, но на самом деле это не так. Но все-таки она должна быть похожа на правду, чтобы вас сразу не раскусили.

Я дам вам немного времени, чтобы вы подумали над тем, что вы расскажете, а потом мы начнем. Каждый по кругу расскажет свою историю. Прошу вас рассказывать кратко (вам дается 40-60 сек.), а в конце сказать заключительную фразу: «Вот и все!» или что-то в этом роде.

Наша с вами задача – после того как мы выслушаем историю участника, догадаться, правдивая она или нет.

Я напоминаю тем, кому достался «минус», придумать историю, которая могла бы с вами случиться на самом деле, но не случилась, чтобы мы не сразу догадались о вашем «минусе».

После каждого рассказа участники могут задавать вопросы рассказчику на уточнение (но только после истории, а не во время ее). Все по очереди дают оценку истории - правдивая она была или нет. Самое главное, чтобы каждый четко для себя определил, врет человек или говорит правду. Ни в коем случае после каждой истории автор не должен говорить, правдивая она на самом деле или нет.

Замотивируйте подростков тем, что в конце упражнения будет определен самый лучший «детектив», пообещайте ему приз (если, действительно, можете что-то подарить).


Пусть ребята заполняют для себя бланк. Бланки для участников лучше подготовить заранее

Имя рассказчика

Плюс или минус

На самом деле

1)




2)




3)




В конце упражнения попросите больше никого не делать никаких исправлений (можно даже собрать ручки), заполните со всеми последний столбец «На самом деле». Пусть каждый по очереди покажет свой листочек с «плюсом» или «минусом». Заполните последний столбик в выданном бланке. Подсчитайте, кто совершил меньше всего ошибок. Поаплодируйте ему и приступите к обсуждению.

Анализ упражнения:

  • Сколько ошибок вы совершили?

  • Почему вы поверили/не поверили кому-то?

Комментарий: Лучше разобрать историю каждого участника в отдельности.

Давайте подумаем, по каким признакам вы определяли, правду вам говорят или ложь?

Участники говорят о признаках (критериях доверия-недоверия к получаемой информации), а ведущий записывает их на доске в два столбика: Доверие и Недоверие.

Очень часто понять, кому доверять можно, а кому – нет, бывает трудно. Но это в наших силах. Вы не должны принимать поспешное решение, как бы на вас ни давили, если у вас мало информации для этого. Вы должны собрать достоверную информацию и только тогда сделать выбор или принять решение.

Если вас просят принять решение, попросите дать вам время подумать, даже если вы уже склоняетесь к какому-либо ответу. В этом нет ничего плохого, так работают в бизнесе многие партнеры. Скорее, дурным тоном считается просить кого-то принять решение немедленно.

Чтобы принять правильное решение, вам необходимо собрать как можно больше информации, а для этого вы должны уметь задавать вопросы. Кажется, это очень просто? Поверьте, это только так кажется! Сейчас мы поговорим об этом подробно.

Т еория «Какие бывают вопросы»

Давайте сначала разберемся в том, какие бывают вопросы. Их существует несколько типов:

Это информация, которую надо в виде плана записывать на доске.

1. Закрытые вопросы

Это такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Пример: «Тебе нравится рэп?» «Нет». «У тебя есть велосипед?» «Да».

Такие вопросы очень опасны, они требуют от человека четкого ответа, заставляют его принимать решение (а значит, нести потом ответственность), поэтому часто людям легче сказать «нет», чем «да». Следовательно, если вы не хотите получить отрицательный ответ, таких вопросов лучше не задавать.

Пример: «Ты останешься с нами ужинать?». Наиболее вероятный ответ, который вы получите «Нет». Если вы хотите, чтобы человек остался, лучше сказать: «Мама нас с тобой зовет ужинать. Как ты на это смотришь?». Здесь вопрос относится уже к следующему типу – открытых вопросов.

2. Открытые вопросы

Это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова (что, как, почему, когда и

т.д.). Пример: «Как тебя зовут?».

Ответы на эти вопросы обычно бывают развернуты. Следовательно, если вы хотите узнать субъективное мнение человека по какому-либо вопросу, узнать, что он думает, задайте ему открытый вопрос.

Пример: «Где ты живешь?», «Чем ты увлекаешься?».

Упражнение

« Задавание вопросов»

Сейчас мы проведем упражнение на закрепление этих вопросов. Нам предстоит переделать закрытые вопросы в открытые. Делать мы это будем так. Сейчас я положу в центр нашего круга вот эти листочки (листочки с вопросами нужно приготовить заранее) чистой стороной вверх, так что вы не будете знать, что внутри – как на экзамене.

Список вопросов на листочках для ведущего: Ты куришь? Ты выпиваешь?

  • Ты любишь заниматься спортом?

  • Тебя зовут Макс? Ты хочешь поехать в Англию?

  • У тебя есть компьютер?

  • Ты следишь за своим здоровьем? У тебя есть родители? Ты будешь продолжать учиться после школы? Ты любишь гулять по улице? Можно по внешнему виду человека определить, что у него ВИЧ? Ты умеешь плавать?

Ваши действия:

  1. Вам предстоит по очереди взять один листочек, на котором написан закрытый вопрос.

  2. Прочитать его вслух всей группе.

  3. Выбрать любого участника группы, которому бы вам хотелось задать этот вопрос, и прочитать этот вопрос вслух этому человеку.

  4. Далее тот, кому задан был этот вопрос, должен переделать его в открытый вопрос.

  5. Выбрать любого другого участника (кроме того, кто задавал) и задать этот вопрос.

  6. Ну и, наконец, тот, кому поступил открытый вопрос, на него и отвечает.

Пример: «Ты сегодня завтракал?» «Что ты ел сегодня на завтрак?». Все понятно? … Тогда – кто первый? … Начинаем.

Вот все листочки закончились, а мы переходим к знакомству с еще одним очень интересным и очень действенным типом вопросов.

3. Альтернативные вопросы

Это вопросы, которые требуют от отвечающего человека совершить выбор: выбрать одну из альтернатив («Ты пойдешь пешком или поедешь на автобусе?»). Это очень хитрые вопросы, их используют, когда хотят натолкнуть человека на определенную мысль, когда хотят, чтобы человек не думал про другие альтернативы, которые существуют, а выбирал из того, что предлагается («Ты сейчас выпьешь или закуришь?». У человека не спрашивают, чего он хочет вообще, а подталкивают совершить выбор из двух альтернатив). Альтернативные вопросы формируют у человека псевдомнение.

Бывали ли у вас в жизни ситуации, в которых вы хотели что-то узнать от других людей, но это не получилось? Были ли у вас в жизни случаи, когда трудно было задать вопрос, выяснить какую-то информацию?

Если участники затрудняются в нахождении таких случаев, стоит помочь наводящими вопросами: «Бывало ли так, что у вас возникали какие-то затруднения в школе, в транспорте, в магазине, в общении со сверстниками, со взрослыми, на уроке из-за того, что вы стеснялись или не знали, как вам прояснить что-то, получить ту или иную информацию?».

Если ребята все равно затрудняются, можно рассказать о трудной ситуации из своего опыта. Также можно обсудить с ребятами, почему бывает трудно задать вопрос, что мешает это сделать. Возможно, это страх, что тебя не поймут, возможно, ты не чувствуешь себя на равных с человеком, у которого хотел бы спросить. Какие могут быть последствия, если ты вовремя не задал вопроса?

Потренироваться в умении задавать вопросы нам поможет следующее упражнение. Правда, в нем, по правилам, вы сможете задавать только закрытые и альтернативные вопросы, но и это, как вы сейчас поймете, достаточно непросто.

Упражнение

« Детективная загадка»

Пояснение: Это загадка из серии «данетка». Подробнее можно посмотреть на сайте www.danetka.ru

Инструкция: Вам предстоит сейчас разгадать детективную историю. Вы сможете это сделать, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет», или же вопросы, в которых мне (ведущему) предлагается выбрать из нескольких вариантов ответа. Задавая вопросы и получая на них ответы, вы постепенно будете приближаться к разгадке. Чем больше вопросов вы зададите, тем быстрее вы разгадаете эту историю.

После этого ведущий рассказывает часть странной, запутанной истории (см. таблицу, столбец «Загадка»), а отгадывающие должны восстановить всю ситуацию.

Пример разгадывания:

Ведущий:

От тщеславия она лишилась пищи...

Участники:

— Она – человек?

Ведущий:

Нет.

Участники:

— Зверь/птица/рыба/другое?

Ведущий:

Птица.

Участники:

— Домашняя/дикая?

Ведущий:

Дикая.

Участники:

— Это ворона?

Ведущий:

Да.

Участники:

— Ворона и сыр?

Ведущий:

Да.

Загадка отгадана.

Задайте ребятам одну из загадок из столбца «Загадка» (Если решение «данетки» затягивается, скажите правильный ответ или доиграйте вне рамок данного занятия).

Загадка Разгадка

Мужик пошел в лес и умер. Как его звали? Иван Сусанин

Экзамен в военном училище. Студент берет билет, идет готовиться. Через минуту студент подходит к преподавателю. Тот, ничего не спрашивая, ставит 5. Счастливый студент уходит. Проясните ситуацию Преподаватель на языке азбуки Морзе набивал карандашом по столу: «Кому нужна пятерка, подходите, поставлю». Всего один студент был по-военному бдителен и обратил внимание на шифровку преподавателя. За это

он и получил 5.

Анализ упражнения:

  • Трудно ли было формулировать вопросы?

  • А найти нужный путь к решению загадки?

Не бойтесь задавать вопросы, они помогут вам сделать выбор, принять правильное решение или просто в чем-то разобраться. От себя скажу, что, на мой взгляд, королем всех вопросов является вопрос: «ПОЧЕМУ». Его можно задавать до бесконечности и получать все больше и больше информации.

Ну вот, с вопросами мы вроде как разобрались, а теперь переходим ко второй части нашей сегодняшней темы – принятие критики.

Т еория «Учимся принимать критику»

Знаете, что говорят про того, кто не умеет принимать критику? Он похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые очень легко наступить.

Шаги (в виде краткого конспекта записать на доске):

1. Выслушай, что тебе говорят, и постарайся остаться спокойным.

Здесь можно привести образное сравнение. На вас наводят пушку и стреляют. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашего хладнокровия и ответной реакции.

2. Попроси разъяснения

Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику зададите простой вопрос: «Что вы имеете в виду?».

  1. Скажи, с чем ты согласен, а с чем - нет и почему.

Пример: «Я согласен с тем, что я иногда не выполняю своих обещаний, но не согласен, что я ВСЕГДА так поступаю» (при этом надо чувствовать себя свободно).

Этот шаг дается нам нелегко. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть неприятных слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. И важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим я позволяю и другим людям видеть себя несовершенным. Я могу

не нравиться кому-то, и я принимаю это, и тогда мне удается принять критику. Я с чем-то из сказанного соглашаюсь, а с чем-то - нет».

  1. Отметь реакцию партнера.

Посмотри, как партнер отреагировал на твои слова. Обычно после шага №3 беседа меняет свое русло, и критика становится более конструктивной, а беседа более добродушной. Если после шага №3 партнер еще сильнее начинает критиковать, повторите попытку: поступите так, как описано в шаге №3. Если не подействовало, сохраняйте спокойствие и невозмутимость и просто слушайте. Главное здесь – удержаться от скандала.

Как мы уже сказали, самое сложное – это признать, что кое-что из критики является правдой. Нам сразу хочется защититься, и это, на самом деле, нормальная реакция человека.

Давайте сейчас сделаем одно упражнение, в котором попытаемся разобраться в собственных достоинствах и недостатках.

У пражнение «Галерея достоинств и недостатков»

Пояснение: Упражнение позволяет ребятам задуматься о своих достоинствах и недостатках, осознать, что им дается сложнее – понимание своих достоинств или своих недостатков. И, в связи с этим, они смогут оценить свое поведение в ситуациях, когда их критикуют. Инструкция:Сейчас вам предстоит на листочках, которые я вам раздам, написать свои достоинства и свои недостатки. Вам необходимо будет вспомнить не меньше пяти своих достоинств и недостатков, не меньше (!), можно больше. Листочки для участников приготовить заранее.

Мои достоинства

Мои недостатки

  1. _________________________________

  2. _________________________________

  3. _________________________________

  4. _________________________________

  5. _________________________________

  1. _________________________________

  2. _________________________________

  3. _________________________________

  4. _________________________________

  5. _________________________________

Не торопитесь! Времени у вас будет достаточно. Эта работа индивидуальная, требующая максимальной концентрированности и самоотдачи. Не надо ни с кем советоваться, здесь важно именно ваше видение себя. Пишите искренне, будьте максимально открыты.

На все время упражнения включите музыку и следите за тем, чтобы ребята работали индивидуально. Если кто-то закончил достаточно быстро, попросите этого участника дополнить свой список. Если около половины группы все сделали, то дайте остальным 1 минуту на завершение, сказав это вслух. По окончании 1 минуты попросите остановиться в любом случае. После этого попросите их повесить свои листочки на стены комнаты, как картины, используя скотч и ножницы. Важно, чтобы к этим листочкам можно было легко подойти и без труда прочитать.

Сейчас вы будете ходить по комнате и изучать эти листочки, как будто вы - в картинной галерее.

Все это делается под музыку. Время на это определите сами. Главное, чтобы участники могли посмотреть и прочитать как можно больше листочков.

Следите (!), чтобы ребята делали эту часть упражнения молча и ни в коем случае не подшучивали друг над другом. По окончании упражнения сядьте в круг и приступите к обсуждению.

Анализ упражнения: Попросите высказаться каждого по кругу.

  • Что было сложнее всего писать: достоинства или недостатки?

  • Как вы справились с этой сложностью?

  • Какие чувства вы испытывали, когда ходили по комнате, а другие читали то, что вы написали?

  • Возникло ли у вас желание после прочтения того, что написали другие, дополнить свои списки?

  • Если вам труднее всего было написать достоинства, то на критику, скорее всего, вы реагируете пассивно, принимаете ее безропотно и вам тяжело ответить на нее.

  • Если же вам труднее было писать недостатки, то соответственно, вам тяжело их и признавать, а это значит, что когда вас критикуют вы, скорее всего, займете агрессивную позицию.

Обратите внимание на те достоинства/недостатки, которые вам захотелось дописать после прочтения других листочков, когда вы ходили по галерее. Скорее всего, именно эти качества не являются для вас заметными, и именно по поводу них вам труднее всего принять критику. Вы вроде бы о них знаете, но когда на них вам указывают другие, вы не признаете их и «отнекиваетесь», раздражаясь на человека, который вам на них указал.

Бывает так, что мы путаем наши достоинства и недостатки.

Было ли у вас при выполнении упражнения такое, что вы не знали, куда записать то или иное качество – в достоинства или недостатки?

Расскажите.

Все дело в том, что все наши качества – это две стороны одной медали. Наши недостатки часто бывают продолжением наших достоинств, и наоборот. Это лишний раз подтверждает наше мнение о том, что, формулируя ответ на критику, мы с чем-

то можем согласиться, а с чем-то нет.

Завершите занятие традиционными блоками:

Рефлексия всего занятия

Ч то запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

5-10 Если осталось мало времени от занятия и/ мин или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в программу)

Итоговый вывод:

Ну что ж, я в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спасибо за то, что вы были активными и любознательными.

Э та тема нужна для понимания себя в этом мире. Нас постоянно оценивают другие люди, с которыми мы встречаемся. И нам свойственно оценивать других, чтобы убедиться: мы что-то значим, и от нас что-то зависит. Поэтому критическое отношение к людям, их поступкам и мыслям будет всегда. А раз так, то надо спокойно относиться к этому. Критика, которую мы получаем – это «суперская» информация, помогающая нам стать лучше и мобильней. Она учит нас понимать мир. Но это не значит, что любая критика полезна. Надо уметь отстаивать и свое мнение. А для этого надо быть «профи» в том вопросе, о котором говоришь.

Информация стоит дорого и умение ее получить – это искусство. Вы приблизились к этому искусству, теперь вам надо научиться правильно его применять. И в этом я желаю вам и себе удачи!

Т радиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

В с е м с п а с и б о !

Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!