СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые, мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Просмотр содержимого документа
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.

  • Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

  • Осознавать роль языка и речи в жизни человека.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, раздаточный материал, снежинки.

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

2. Чистописание.

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь. 
Левая рука на месте, 
Правая рука на месте, 
 Можно начинать писать!!!

Запишите число в тетради: 13 декабря, классная работа.

- Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, найдите «Красавицу».

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…шебники.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

3. Работа над словарными словами (распределить в два столбика, вставить пропущенную букву)

Игра твёрдый - мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму. Давайте распределим их в два столбика. Вставьте пропущенную букву, поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Слова:  лисица, лопата, сорока, сентябрь, посуда, петух, медведь, малина, девочка, дорога.

К какой группе слов относятся эти слова? (словарные).

Где можно проверить правильность написания слов? (в орфографическом словаре). Проверяют самостоятельно.

Затем проговариваем «цепочкой».

- Произнесите каждый первый согласный звук в каждом столбике парой. В чем различие в произношении этих согласных звуков?

Это парные согласные звуки по твердости и мягкости.( слайд «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».)

Все ли звуки у нас – парные? (нет) Назовите их. (работа с лентой букв) Почему?



- Почему одни согласные звуки произносятся твердо, а другие – мягко? (Им придает твердость или мягкость предшествующий гласный звук). Назовите их. (снежинки с гласными буквами прикрепить к на доску к Тиму и Тому соответственно).

Обобщим. Свое обобщение сверим с правилом в учебнике: с.121. Какую букву не назвали? (Ь) Этой букве мы отведем отдельный особый урок.

- Игра «Выбери букву» (слайд)



3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4.Работа в группах:

А) «Найди ошибки» (+ списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

1 группа: На берозах стучат датлы.
2 группа: Серожа и Пета кормят индука.
3 группа: Ката грела утуг.

4 группа: У Вяли завали цвети.

5 группа: Сяна читает кныгу.

Проверка работы в группах.(Предложения записаны на доске заранее).

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Запишите предложения в тетрадь. (пишут).

Какое задание можно выполнить с этими предложениями? (Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения) . Давайте проверим, рассказывайте.

.Б) «Найди пару» 

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Словарад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Покажите смайликом насколько вы поняли тему урока.

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Д/З с.121, № 196

Примечание: на протяжении урока, после выполнения каждого задания, дети оценивают себя, ставя на полях тетради плюсы. В конце урока плюсы ими подсчитываются и ставится отметка за свою работу.



 Помоги лосям спуститься на землю.(слайд) Работа по вариантам: 1 в – корзина с твердыми согласными звуками, 2 в – корзина с мягкими согласными звуками. Проверка по слайду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!