СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет в произведениях живописи

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит конспект и презентацию. Данный урок позволяет в игровой форме закрепить основы цветоведения, полученные на предыдущем уроке, а также вспомнить о влиянии цвета на человека. В основной части урока происходит знакомство учащихся с тем, как художнику удается передать цветовое многообразие природы, не копируя "натуральные" цвета предметов, т.е. с цветовым построением произведений живописи. В качестве самостоятельной работы учащиеся выполняют живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение. Во время самостоятельной работы в презентации звучит Симфония № 40  В. Моцарта. Из данной презентации музыка была исключена,т.к. размер файла превышал 30М.

Просмотр содержимого документа
«цвет в произведениях живописи. 6 класс. здоровьесберегающие технологии»

Конспект открытого урока в 6 классе

Предмет: изобразительное искусство

Тема: «Цвет в произведениях живописи».

Тип урока: урок-формирование новых знаний и умений.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 6 класс.

Технологии: компьютерная, групповая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

Оборудование:

для учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация «Цвет в произведениях живописи» (собственная); таблицы: «Цветовой круг», «Изменение насыщенности цвета», «Изменение светлоты цвета»; «Дополнительные цвета»; листки бумаги (1/2 листа) на команды, дидактический материал (конверты с цветными квадратиками);

для учеников: краски, кисти, палитра, баночка с водой, альбом, салфетка.


Цели: знакомство с цветовым построением произведений живописи.

Задачи:

- закрепить понятия: цвет, хроматические и ахроматические цвета, основные, составные, дополнительные цвета, холодные и теплые цвета, светлота и насыщенность цвета;

- познакомить с понятиями: локальный цвет, колорит, гармония;

- познакомить с цветовой композицией;

- формирование навыков работы с красками;

- формирование потребности в самовыражении;

- развивать творческую фантазию;

- воспитывать художественный вкус и наблюдательность;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей учеников.


Ход урока.

1. Организационный момент.

1) Проверка готовности класса к уроку.

2)Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Слайд 1.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Обратите внимание в теме нашего урока пропущено одно слово. Чтобы узнать, какое слово пропущено, послушайте стихотворение:

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию – оранжевой,

Желтым – одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

Итак, какое слово должно стоять в названии темы урока?

Ученики. Цвет.


Слайд 2.

Учитель. Как вы думаете, почему живопись так называется – живое письмо?

(живопись означает писать жизнь живо, то есть полно и убедительно передавать действительность).

Ответы учеников


Учитель. Цвет в жизни бесконечно изменчив, зависит от состояния света и передает наше живое ощущение реальности – воздействие цвета на наши чувства.

Наше восприятие цвета связано со многими причинами, оно зависит даже от нашего настроения. Когда нам радостно на душе, то и все краски вокруг как бы светлеют, становятся ярче, звонче. А станет нам грустно, и мир вокруг сереет, его краски как бы выцветают или темнеют.

Нас окружает бесконечное множество цветовых явлений, и художник стремится рассказать о них своим особым языком – живым смешением красок.


2. Основная часть.

1) Актуализация знаний.

Учитель. Наш урок, как видите, начинается сегодня не совсем обычно, вы разделены на две группы. Каждая группа сейчас будет выполнять задания сообща. У вас на партах лежат конверты с разноцветными квадратиками, выньте их оттуда и приготовьтесь к работе.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с основами цветоведения. Давайте вспомним то, о чем мы с вами говорили.

1. Смотрите внимательно на доску, перед вами будут вопросы, на которые надо ответить. Отвечает один из членов команды.


Слайд 3.

Один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.

а) цвет; б) форма; в) размер; г) колорит.


Давайте вспомним с вами о том влиянии, которое цвет оказывает на нас.

Слайд 4.

КРАСНЫЙ цвет психологически действует раздражающе - возбуждающе, в зависимости от человека и обстановки он либо активизирует, придает сил, делает более жизнерадостным и способствует общению, либо вызывает беспокойство и нервозность.


Слайд 5.

ЖЕЛТЫЙ цвет является хорошим цветом для поднятия настроения и борьбы с депрессией. У него есть свойство возбуждать внимание и повышать готовность человека к общению и принятию новой информации, улучшает память.


Слайд 6.

СИНИЙ цвет обладает успокаивающим и расслабляющим свойствами. Синее окружение помогает лучше справиться с душевными проблемами. Этот цвет любят, поскольку из него излучается чистота и покой.


Слайд 7.

ЗЕЛЁНЫЙ цвет воздействует спокойно и нейтрально, он успокаивает, но не так сильно, как синий. В психологическом смысле зеленый цвет вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Содействует концентрации и мышлению.


2. Для выполнения следующих заданий вам нужно, прочитав тест, выложить квадратики нужных цветов.

Слайд 8.

К ахроматическим цветам относятся (выбрать из списка нужные):

а) черный; б) красный; в) желтый; г) белый; д) серый; е) синий.


Слайд 9.

Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности:

а) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

в) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;

Г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый.


Слайд 10.

Красный, оранжевый, желтый – это:

а) ахроматические цвета; б) холодные цвета;

в) основные цвета; г) теплые цвета.


Слайд 11.

Холодные цвета – это:

а) синий, зеленый, фиолетовый; б) изумрудный, желтый, голубой;

в) синий, голубой, изумрудный; г) белый, голубой, синий.


Слайд 12.

Основные цвета – это:

а) красный, синий, желтый; б) красный, желтый, зеленый;

в) оранжевый, красный, синий; г) красный, желтый, фиолетовый.


3. Молодцы. А теперь найдите мне, пожалуйста, составные цвета и покажите, из каких цветов они состоят.


Ученики выполняют задание


4. А теперь давайте вспомним, что такое дополнительные цвета и найдем эти пары цветов.


Ученики выполняют задание


На прошлом уроке вы выполняли задание, связанное с получением новых оттенков цвета. Кто может напомнить, как эти оттенки мы получали?

Ученики. Добавляя белый и черный цвет.

Учитель. Правильно, и т.о. цветовой тон отличался у вас светлотой и насыщенностью.


2) Работа по теме урока.

1. Беседа по теме урока.

Учитель. Мы уже не раз говорили, что изобразительное искусство – это искусство соотношений и контрастов.

В основе живописи – цветовые отношения.

Очень часто вы, ребята, на уроках, взяв краски, рисуете траву – зеленой, небо – голубым, а морковку – оранжевой.


Слайд 13.

Почему? Это знак цвета, который обозначает собственный, неизменный цвет предмета, без влияния на него реального окружения. Он называется локальным цветом.

Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да, и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже с красным оттенком (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатление снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит, потому что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых.


Слайд 14.

Перед вами картины двух выдающихся русских художников-колористов: В. Сурикова и К. Коровина. Обратите внимание на картину Константина Коровина « Зимой». Эта картина сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца 19 века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатейливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изгородь, дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа.

Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать такой цвет, который на картине в окружении других цветов убедительно будет восприниматься как верный и точный. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые соотношения. Именно правильно взятые цветовые отношения и лежат в основе реалистической живописи.


Слайд 15.

При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. А на ярком свете он высветляется и обесцвечивается.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени. Так, например, в тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствует тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.


Слайд 16.

Также надо помнить, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока приобретет оттенок зеленого цвета.


Слайд 17.

Таким образом, художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.

Такое гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.


Слайд 18 - 19.

Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным. Колорит может быть теплым и холодным, светлым и темным.

Посмотрите на доску и скажите, как вы можете охарактеризовать колорит этих картин.


2. Выполнение живописного упражнения по теме урока.

Слайд 20. Живописное упражнение.

А теперь внимание!

Чтобы внимание ваше привлечь, надо ушки как следует нам растереть.


Ученики растирают свои ушки.

Слайд 21.

Сейчас вы должны будете командно выполнить живописное упражнение: за 5 минут сделать выкраски цветов (5,6), доминирующего цветового колористического решения, пытаясь как можно точнее подобрать эти цвета на палитре. По моему хлопку упражнение заканчиваем.


Ученики выполняют задание


Слайд 22.

3) Физкультминутка.

Учитель. Молодцы, с упражнением справились. А теперь мы немного отвлечемся и гимнастикой займемся. Встали все около своей парты.


Выполнение физкультминутки


Поднимаем кверху руки,

Опускаем их на плечи.

Поднимаем, опускаем,

От урока отдыхаем.

Руки все перед собой,

Позвоночник выпрямляем.

Локти сводим, распрямляем,

Организм оздоровляем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись

И за парты все вернулись.


Ну что же сами мы взбодрились. Но вы знаете, что для художников зоркие глаза – это самое важное. Поэтому надо обязательно сделать упражнение для глаз. Каждое упражнение делаем как обычно 3 раза.


1. Просмотрите на зеленый круг на доске, а потом на кончик носа.

2. Смотрим вверх, а потом вниз.

3. Вправо, влево побыстрей и закроем их скорей.

4. Глазки открываем, сначала обводим глазами овал, затем круг.

5. Смотрим прямо и вперед.

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули.


3. Практическая работа.

1) Постановка художественной задачи.

Вам надо сделать по воображению и памяти живописное изображение осеннего букета периода золотой осени, передающее радостное, праздничное настроение. Подумайте, какие цветы, веточки, плоды могут тебе пригодиться. Это могут быть ветки с золотыми листьями, поставленные в вазу, ветка алой рябины с веселой листвой, яркие осенние цветы, например, астры и хризантемы. Свой букет можете дополнить спелыми фруктами, положенными на стол.


Слайд 23-24.

Давайте вспомним выставку наших осенних букетов, это может вам помочь в вашей работе.


2) Практическое выполнение задачи (индивидуальная работа учеников).

А чтобы работалось вам веселее, для вас будет звучать музыка, которая, надеюсь, поможет вам справиться с заданием.


Самостоятельная работа учащихся


Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.


4. Подведение итогов.

1) Выставка готовых работ учащихся.

2) Заключительное слово учителя.

У вас было одно и то же задание, одинаковый формат бумаги, но работы получились разные, каждая по-своему интересна, своеобразна по подбору красок, по композиции. Вы пытались передать свое настроение средствами рисунка и живописи. Это уже говорит о том, что вы учитесь понимать возможности цвета, что, в свою очередь, помогает вам создавать художественный образ, выразить собственное отношение к изображаемому.

В заключении хочу, чтобы вы вспомнили, как использовалось влияние цвета на уроке.

- Как вы думаете, почему я использовала красный цвет для тестовых вопросов?

(красный цвет активизирует наше внимание).

- Почему перед выполнением живописного упражнения акцент был сделан на желтом цвете? (желтый цвет повышает концентрацию внимания и повышает настроение).

- Почему для выполнения физкультминутки использовались фигуры зеленого цвета, а не синего? (синий цвет успокаивающий и расслабляющий, зеленый успокаивает, но не так сильно, как синий, дает отдых глазам, способствует концентрации и мышлению).


5. Домашнее задание.

Посмотреть и подобрать репродукции скульптур животных из разных материалов. Принести пластилин.

11


Просмотр содержимого презентации
«цвет в произведениях живописи. 6 класс»

… в произведениях живописи Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? Ромашку сделай белой, Гвоздику сделай красной, Лилию оранжевой, Желтым одуванчик. И мы увидим тоже: Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер, Поймем какого цвета Огромная планета!

в произведениях живописи

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

Цвет в произведениях живописи 6 класс Презентацию выполнила: Учитель ИЗО Голубева И.В.

Цвет в произведениях живописи

6 класс

Презентацию выполнила:

Учитель ИЗО Голубева И.В.

Один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение – это:

Один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение – это:

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

КРАСНЫЙ цвет психологически действует раздражающе - возбуждающе, в зависимости от человека и обстановки он либо активизирует, придает сил, делает более жизнерадостным и способствует общению, либо вызывает беспокойство и нервозность.

КРАСНЫЙ цвет психологически действует раздражающе - возбуждающе, в зависимости от человека и обстановки он либо активизирует, придает сил, делает более жизнерадостным и способствует общению, либо вызывает беспокойство и нервозность.

ЖЕЛТЫЙ цвет является хорошим цветом для поднятия настроения и борьбы с депрессией. У него есть свойство возбуждать внимание и повышать готовность человека к общению и принятию новой информации.

ЖЕЛТЫЙ цвет является хорошим цветом для поднятия настроения и борьбы с депрессией. У него есть свойство возбуждать внимание и повышать готовность человека к общению и принятию новой информации.

СИНИЙ цвет обладает успокаивающим и расслабляющим свойствами. Синее окружение помогает лучше справиться с душевными проблемами. Этот цвет любят, поскольку из него излучается чистота и покой.

СИНИЙ цвет обладает успокаивающим и расслабляющим свойствами. Синее окружение помогает лучше справиться с душевными проблемами. Этот цвет любят, поскольку из него излучается чистота и покой.

ЗЕЛЁНЫЙ цвет воздействует спокойно и нейтрально, он успокаивает, но не так сильно, как синий. В психологическом смысле зеленый цвет вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Содействует концентрации и мышлению.

ЗЕЛЁНЫЙ цвет воздействует спокойно и нейтрально, он успокаивает, но не так сильно, как синий. В психологическом смысле зеленый цвет вызывает чувство чистоты, свежести и обновления. Содействует концентрации и мышлению.

К ахроматическим цветам относятся (выбрать нужные): А) черный Б) красный В) желтый Г) белый Д) серый Е) синий

К ахроматическим цветам относятся (выбрать нужные):

А) черный

Б) красный

В) желтый

Г) белый

Д) серый

Е) синий

Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности: А) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой; Б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; В) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый; Г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый

Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности:

А) желтый, красный, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой;

Б) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый;

Г) фиолетовый, синий, голубой, зеленый, оранжевый, красный, желтый

Красный, оранжевый, желтый - это А) ахроматические цвета Б) холодные цвета В) основные цвета Г) теплые цвета

Красный, оранжевый, желтый - это

А) ахроматические цвета

Б) холодные цвета

В) основные цвета

Г) теплые цвета

Холодные цвета – это: А) синий, зеленый, фиолетовый; Б) изумрудный, желтый, голубой; В) синий, голубой, изумрудный; Г) белый, голубой, синий.

Холодные цвета – это:

А) синий, зеленый, фиолетовый;

Б) изумрудный, желтый, голубой;

В) синий, голубой, изумрудный;

Г) белый, голубой, синий.

Основные цвета – это: А) красный, синий, желтый Б) красный, желтый, зеленый В) оранжевый, красный, синий Г) красный, желтый, зеленый

Основные цвета – это:

А) красный, синий, желтый

Б) красный, желтый, зеленый

В) оранжевый, красный, синий

Г) красный, желтый, зеленый

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний

В.И. Суриков Боярыня Морозова К.А. Коровин зимой

В.И. Суриков

Боярыня Морозова

К.А. Коровин

зимой

Схема получения цвета тени

Схема получения цвета тени

  • В тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному
  • Кроме этого, в каждой тени присутствует тон, чуть темнее самого предмета
  • Синий тон
Воздействие окружения на локальный цвет предмета Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета

Воздействие окружения на локальный цвет предмета

Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета

Колоритом называется гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине

Колоритом называется гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных

цветов в картине

Живописное упражнение

Живописное упражнение

К одной из картин сделать выкраски цветов (5,6) доминирующего цветового колористического решения

К одной из картин сделать выкраски цветов (5,6) доминирующего цветового колористического решения

Физкультминутка

Физкультминутка

Осенний букет

Осенний букет

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!