муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Агаповская детская художественная школа»
Методическая разработка урока
( Методика преподавания в 1 классе ДХШ)
НА ТЕМУ:
«Цвет как средство выражения.
Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте»
по дисциплине «Живопись»
Автор - составитель: Рыспаева Айгуль Бахчановна.
Преподаватель МКУДО «Агаповская детская художественная школа»
Тема: «Цвет как средство выражения»
Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте.
Цель урока: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности.
Задачи урока:
Художественно-творческие
изображения натюрмортов;
натюрмортов: по форме, цветовой гамме, тематической
направленности, композиции;
изображением натюрмортов;
познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета;
формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
заполнение подобранными цветами необходимых поверхностей изображаемого натюрморта;
упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета).
передавать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности;
анализировать цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой; изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;
смело наносить цветные рефлексы от соседних предметов;
‘лепить’ форму цветом;
последовательно вести работу.
Развивающие
развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции “Натюрморт” из разнообразных предметов;
развивать эмоциональную сферу детей;
развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающем нас мире;
формировать эстетические чувства
Воспитательные
деятельности;
любовь и любознательное отношение к окружающему миру;
чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группе.
Материалы и оборудование:
методическое пособие «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета», «Тёплые и холодные цвета», постановка - натюрморт в холодной цветовой гамме и теплой гамме, пособие «распределение света и тени на простых геометрических телах»; репродукции картин.
Материалы к уроку: для учащихся бумага формата А-3 с линейным рисунком натюрморта, гуашь, кисти, палитра, салфетка.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный момент
2. Объявление темы урока.
3. Этап усвоения нового материала. (Беседа)
4. Практическая работа.
5. Анализ урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)
2. Объявление темы урока
– Здравствуйте, ребята.
– Вы любите рисовать?
– Поднимите руки те, кто когда – либо посещал картинную галерею?
– Отлично, я тоже очень люблю рисовать, люблю живопись
Вам знакомо имя Пабло Пикассо? Однажды этот великий художник 20 века сказал:
«Художник – это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека»
Посмотрим на картину Архипа Куинджи:
- К какому жанру относится данная картина?
- Что отличает этот жанр от других изобразительных жанров?
(Да, здесь изображена природа, живая природа.)
- Как здесь хорошо! Опишите, что вы видите.
Учащиеся с интересом описывают все, включая при этом элемент фантазии.
Но сегодня мы будем говорить с вами о другом жанре изобразительного искусства.
Затем я перехожу к доске и предлагаю по одному учащимся подойти взять фрагмент картины, с магнитом, и на доске составить «пазлы» с картиной. Нужно сложить картину и сказать к какому жанру она относится.
- Что у нас получилось?
- Как называется это изображение?
Правильно – натюрморт.
На этом уроке вам предстоит узнать:
- что на самом деле представляет собой жанр живописи – натюрморт?
Кто – то из вас уже слышал это слово натюрморт?
Конечно, а вот что оно обозначает?
Правильно, это изображение предметов, овощей, фруктов. Скажите это все живые предметы? Нет.
3.Этап усвоения нового материала.
А вот у меня в руках – это яблоко. Оно живое, одушевленное. Нет. Но, оно настоящее. Потрогайте. А вот другое яблоко – оно не настоящее, как вы догадались. Теперь давайте посмотрим на цветок, вот растет в горшке – он живой? ДА. И показываю картину художника с изображением цветов. А на картине у художника, тоже цветы, но они уже какие? Да, уже не живые.
Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей.
Одни вещи аристократы – это дорогие, любимые, красивые вещи.
А другие – труженики – это каждодневные наши помощники.
- А как вы понимаете “неодушевленные предметы”?
- А можно ли так на самом деле говорить, что это мертвая природа?
- А зачем тогда придумали жанр – натюрморт? Для чего он нужен людям?
В переводе это слово обозначает:
С французского - «Мертвая натура»
С голландского - «Тихая, недвижная жизнь»
С английского – «Безмолвная натура»
Мы с вами дальше будем определять, какое из этих определений нам ближе и на наш взгляд больше подходит к определению натюрморта.
И я предлагаю совершить экскурсию по картинной галерее,
А ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым мы будем создавать свои натюрморты.
Итак, мы входим в первый зал:
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы.
В их картинах, отразились особое мироощущение, понимание ценности земной жизни, любовное и бережное отношение к миру вещей.
Жан Батист Симеон Шарден
Натюрморт с атрибутами искусств
Антонио де Переда
«Кухонный натюрморт»
В Голландии любили “завтраки”– так называли там натюрморты.
В Роттердаме – “кухонный натюрморт”, с изображением внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари.
В портовом городе Гааге – рыбные композиции, в университетском городке Лейдене – “ученые” натюрморты. Натюрморты, как и люди, были очень разные.
Первые русские натюрморты – «обманки» появились в России в XVIII веке
А, теперь мы проходим во второй зал:
Здесь нам представлены цветочные натюрморты, очень многие живописцы обращались к этому виду натюрморта. В основе интересах данной теме лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, выращивали самые разнообразные растения. Живописцы не могли равнодушно относится к такой красоте, они объединяли в своих композициях плоды и растения. В натюрморте отражено отношение человека к вещам, а через них – и к окружающему миру вообще. В нем очень важно как расположены предметы в пространстве.
В натюрмортах о цветах было много символов, например: сами цветы – обозначали – символ весны, колосья и фрукты – лето, виноград и овощи – осень, лимоны – зима.
В следующем зале представлены натюрморты, на которых изображены фрукты, овощи и предметы домашнего обихода.
Каждый элемент натюрморта имел свое значение. Они объединены темой. Композиция, есть главный предмет.
XIX век натюрморты в картинах художников импрессионистов
(П.Сезанн, Ван Гог, А.Матисс)
Три картины с натюрмортом разные по цвету (колорит).
XX век натюрморт в авангардной живописи
Оказывается наше настроение, передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый – грусть,
покой, размышление. Цвета темные, холодные – создадут настроение горя, несчастья.
Натюрморт – это внимательный взгляд на вещи, связанные с жизнью и деятельностью человека...
А так ли просто составить натюрморт?
Натюрморт не может быть составлен из случайных выбранных предметов.
Показываю натюрморт с ошибкой (рассматривается композиция, симметрия, что лишнее по теме, по диагонали, форма и объем предметов).
А что помогает каждому художнику в натюрморте показать свое настроение и отношение к предмету? Правильно, цвет.
4. Практическая работа учащихся.
1. Учащиеся выполняют упражнение на цветовое соотношение (в холодном квадрате рисуем теплый и холодный предмет и наоборот)
2.Учащиеся выполняют упражнение на смешивание цветных красок с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.
3.Учащиеся выполняют учебный натюрморт теплый и холодный. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге.
Уточняю о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой краске, Слежу за правильным использованием учащимися палитры и разных видов кистей. При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, методические таблицы.
5. Анализ результатов работы. Рефлексия:
В чем же особенность «языка» цвета при написании натюрморта?
Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем написании натюрморта?
С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?
Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся ваши натюрморты, которые вы нарисовали?
6. Анализ детских работ, выставка, просмотр.
У живописи особый язык – язык цвета. Сегодня наш урок напоминал творческую мастерскую современных художников. Художники разговаривают со зрителями своими картинами.
На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком. Вы создавали работу в жанре натюрморта в теплой и холодной цветовой гамме, используя технику мозаики. Любая работа ведется последовательно, и решить все задачи, поставленные на этом уроке, сразу мы не сможем. Основная задача: передать ощущение теплого света в холодном натюрморте. Кто справился? Кто не справился, почему? (небольшое обсуждение).
Используемая литература
Алексеев С.С. Цветоведение. – М., 1952.
Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1962.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1976.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Бернштейн М. Проблемы учебного рисунка. – М.: Искусство, 1940. 16
Болотина. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. – М., 1989.
Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. – Казань, 1922.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
Дерибере М. Цвет в деятельности человека. – М., 1964.
Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М., 1986.
Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М., 1960.
Кантор Предмет и среда в живописи. – М: Советский художник, 1981.
Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1995. – 160 с.
Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX – начала XX века. – М., 1970.
Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи. – М.: Наука, 1980.
Советы мастеров. Живопись и графика. – Л., 1973.
Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Акварель. – М., 1976.
Смирнов Т.Е., Соловьев А.М. Начинающему художнику о рисовании с натуры. – Л.: Художник РСФСР, 1962. – 99 с.
Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М., 1980.
Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью. – М., 1980.
Унковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983.
Щеголь Г. М. Колорит в живописи: Заметки художника – М., 1957.
Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985.
Список электронных ресурсов
http://www.rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презентаций
http://ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК
http://www.poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству