СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет как средство выражения. Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте по дисциплине «Живопись».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по живописи может использоваться не только в художественной школе, но и на уроках изобразительного искусства, в творческих объединениях и изостудиях. Методическая разработка создана на основе личного опыта и проведенных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Цвет как средство выражения. Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте по дисциплине «Живопись».»


муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Агаповская детская художественная школа»



Методическая разработка урока

( Методика преподавания в 1 классе ДХШ)


НА ТЕМУ:

«Цвет как средство выражения.

Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте»

по дисциплине «Живопись»







Автор - составитель: Рыспаева Айгуль Бахчановна.

Преподаватель МКУДО «Агаповская детская художественная школа»





Тема: «Цвет как средство выражения»

Передача цветового соотношения в теплом и холодном натюрморте.


Цель урока: Формировать знания об изменении цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности.


Задачи урока:


Художественно-творческие

  • продолжить знакомство с основными видами и особенностями

изображения натюрмортов;

  • совершенствовать умения выделять характерные признаки у всех

натюрмортов: по форме, цветовой гамме, тематической

направленности, композиции;

  • продолжать формировать умение рассматривать репродукции с

изображением натюрмортов;

  • познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета;

  • формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;

  • заполнение подобранными цветами необходимых поверхностей изображаемого натюрморта;

  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;

  • формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета).

  • передавать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности;

  • анализировать цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой; изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности;

  • смело наносить цветные рефлексы от соседних предметов;

  • ‘лепить’ форму цветом;

  • последовательно вести работу.


Развивающие

  • развитие фантазии и мышления в составлении творческой композиции “Натюрморт” из разнообразных предметов;

  • развивать эмоциональную сферу детей;

  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающем нас мире;

  • формировать эстетические чувства


Воспитательные

  • воспитывать критическое отношение к результатам своей

деятельности;

  • любовь и любознательное отношение к окружающему миру;

  • чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе в группе.


Материалы и оборудование:

методическое пособие «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета», «Тёплые и холодные цвета», постановка - натюрморт в холодной цветовой гамме и теплой гамме, пособие «распределение света и тени на простых геометрических телах»; репродукции картин.


Материалы к уроку: для учащихся  бумага формата  А-3 с линейным  рисунком натюрморта, гуашь, кисти, палитра, салфетка.
































ПЛАН УРОКА:


1. Организационный момент

2. Объявление темы урока.

3. Этап усвоения нового материала. (Беседа)

4. Практическая работа.

5. Анализ урока. Рефлексия.


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку)

2. Объявление темы урока

– Здравствуйте, ребята.

– Вы любите рисовать?

– Поднимите руки те, кто когда – либо посещал картинную галерею?

– Отлично, я тоже очень люблю рисовать, люблю живопись

Вам знакомо имя Пабло Пикассо? Однажды этот великий художник 20 века сказал:

«Художник – это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека»


Посмотрим на картину Архипа Куинджи:



- К какому жанру относится данная картина?

- Что отличает этот жанр от других изобразительных жанров?

(Да, здесь изображена природа, живая природа.)

- Как здесь хорошо! Опишите, что вы видите.

Учащиеся с интересом описывают все, включая при этом элемент фантазии.

Но сегодня мы будем говорить с вами о другом жанре изобразительного искусства.

Затем я перехожу к доске и предлагаю по одному учащимся подойти взять фрагмент картины, с магнитом, и на доске составить «пазлы» с картиной. Нужно сложить картину и сказать к какому жанру она относится.

- Что у нас получилось?

- Как называется это изображение?

Правильно – натюрморт.

На этом уроке вам предстоит узнать:

- что на самом деле представляет собой жанр живописи – натюрморт?

Кто – то из вас уже слышал это слово натюрморт?

Конечно, а вот что оно обозначает?

Правильно, это изображение предметов, овощей, фруктов. Скажите это все живые предметы? Нет.

3.Этап усвоения нового материала.

А вот у меня в руках – это яблоко. Оно живое, одушевленное. Нет. Но, оно настоящее. Потрогайте. А вот другое яблоко – оно не настоящее, как вы догадались. Теперь давайте посмотрим на цветок, вот растет в горшке – он живой? ДА. И показываю картину художника с изображением цветов. А на картине у художника, тоже цветы, но они уже какие? Да, уже не живые.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. Эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи есть своя история и судьба, так же как и у людей.

Одни вещи аристократы – это дорогие, любимые, красивые вещи.

А другие – труженики – это каждодневные наши помощники.

- А как вы понимаете “неодушевленные предметы”?

- А можно ли так на самом деле говорить, что это мертвая природа?

- А зачем тогда придумали жанр – натюрморт? Для чего он нужен людям?

В переводе это слово обозначает:


С французского - «Мертвая натура»

С голландского - «Тихая, недвижная жизнь»

С английского – «Безмолвная натура»


Мы с вами дальше будем определять, какое из этих определений нам ближе и на наш взгляд больше подходит к определению натюрморта.

И я предлагаю совершить экскурсию по картинной галерее,

А ваша задача – внимательно слушать мой рассказ и определить основные критерии, по которым мы будем создавать свои натюрморты.

Итак, мы входим в первый зал:

В истории искусства сложились два основных типа натюрморта.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это произошло тогда, когда после тяжелых боев с испанскими завоевателями, люди острее и тоньше ощущали окружающий мир, очарование природы.

В их картинах, отразились особое мироощущение, понимание ценности земной жизни, любовное и бережное отношение к миру вещей.




Жан Батист Симеон Шарден

Натюрморт с атрибутами искусств

Антонио де Переда

«Кухонный натюрморт»




В Голландии любили “завтраки”– так называли там натюрморты.









В Роттердаме – “кухонный натюрморт”, с изображением внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари.

В портовом городе Гааге – рыбные композиции, в университетском городке Лейдене – “ученые” натюрморты. Натюрморты, как и люди, были очень разные.

Первые русские натюрморты – «обманки» появились в России в XVIII веке

А, теперь мы проходим во второй зал:

Здесь нам представлены цветочные натюрморты, очень многие живописцы обращались к этому виду натюрморта. В основе интересах данной теме лежит образ жизни голландцев, которые на маленьких участках земли, выращивали самые разнообразные растения. Живописцы не могли равнодушно относится к такой красоте, они объединяли в своих композициях плоды и растения. В натюрморте отражено отношение человека к вещам, а через них – и к окружающему миру вообще. В нем очень важно как расположены предметы в пространстве.

В натюрмортах о цветах было много символов, например: сами цветы – обозначали – символ весны, колосья и фрукты – лето, виноград и овощи – осень, лимоны – зима.

В следующем зале представлены натюрморты, на которых изображены фрукты, овощи и предметы домашнего обихода.

Каждый элемент натюрморта имел свое значение. Они объединены темой. Композиция, есть главный предмет.


XIX век натюрморты в картинах художников импрессионистов

(П.Сезанн, Ван Гог, А.Матисс)







Три картины с натюрмортом разные по цвету (колорит).

XX век натюрморт в авангардной живописи





Оказывается наше настроение, передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый – грусть,

покой, размышление. Цвета темные, холодные – создадут настроение горя, несчастья.









Натюрморт – это внимательный взгляд на вещи, связанные с жизнью и деятельностью человека...

А так ли просто составить натюрморт?

Натюрморт не может быть составлен из случайных выбранных предметов.

Показываю натюрморт с ошибкой (рассматривается композиция, симметрия, что лишнее по теме, по диагонали, форма и объем предметов).

А что помогает каждому художнику в натюрморте показать свое настроение и отношение к предмету? Правильно, цвет.


4. Практическая работа учащихся.

1. Учащиеся выполняют упражнение на цветовое соотношение (в холодном квадрате рисуем теплый и холодный предмет и наоборот)

2.Учащиеся выполняют упражнение на смешивание цветных красок с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

3.Учащиеся выполняют учебный натюрморт теплый и холодный. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге.

Уточняю о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой краске, Слежу за правильным использованием учащимися палитры и разных видов кистей. При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, методические таблицы.

5. Анализ результатов работы. Рефлексия:

  • В чем же особенность «языка» цвета при написании натюрморта?

  • Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем написании натюрморта?

  • С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?

  • Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся ваши натюрморты, которые вы нарисовали?

6. Анализ детских работ, выставка, просмотр.

У живописи особый язык – язык цвета. Сегодня наш урок напоминал творческую мастерскую современных художников. Художники разговаривают со зрителями своими картинами.

На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком. Вы создавали работу в жанре натюрморта в теплой и холодной цветовой гамме, используя технику мозаики. Любая работа ведется последовательно, и решить все задачи, поставленные на этом уроке, сразу мы не сможем. Основная задача: передать ощущение теплого света в холодном натюрморте. Кто справился? Кто не справился, почему? (небольшое обсуждение).










































Используемая литература



Алексеев С.С. Цветоведение. – М., 1952.

Алексеев С.С. О цвете и красках. – М., 1962.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1976.

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

Бернштейн М. Проблемы учебного рисунка. – М.: Искусство, 1940. 16

Болотина. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. – М., 1989.

Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. – Казань, 1922.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1984.

Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.

Дерибере М. Цвет в деятельности человека. – М., 1964.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М., 1986.

Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. – М., 1960.

Кантор Предмет и среда в живописи. – М: Советский художник, 1981.

Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М.: Пассим, 1995. – 160 с.

Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX – начала XX века. – М., 1970.

Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи. – М.: Наука, 1980.

Советы мастеров. Живопись и графика. – Л., 1973.

Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Акварель. – М., 1976.

Смирнов Т.Е., Соловьев А.М. Начинающему художнику о рисовании с натуры. – Л.: Художник РСФСР, 1962. – 99 с.

Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М., 1980.

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью. – М., 1980.

Унковский А.А. Цвет в живописи. – М., 1983.

Щеголь Г. М. Колорит в живописи: Заметки художника – М., 1957.

Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985.


Список электронных ресурсов


http://www.rusedu.ru/files.php?cat=41&cmd=all&sort=&order=&page=17 архив учебных программ и презентаций

http://ok-vip2010.narod.ru/internet_resursi_dlya_uchaschihsya_i_roditelei/ сайт учителя ИЗО и МХК

http://www.poznanie21.ru/current/39146.php разработки открытых уроков по изобразительному искусству








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!