«Цифровые образовательные ресурсы на уроках ИЗО»
Выполнила:
учитель ИЗО
ИСАЕВА Н. В.
Современное образование меняется последние десятилетия постоянно и кардинальным образом. Перед учителем стоят новые цели в соответствии с ФГОС – не просто передать знания и умения, но сформировать личность «успешного» человека, помочь ему овладеть универсальными учебными действиями, научить учиться, мыслить творчески и критически, уметь работать с информацией и информационными технологиями, умения работать в коллективе в разных ролях, т.е. стать «уникальным» человеком, способным достигать своих целей и ориентироваться в окружающем мире и обществе.
Педагог использует все возможные педагогические технологии для достижения данных целей. Одним из интересных и важных ресурсов для достижения данных целей на уроках ИЗО и технологии является информатизация образования – создание такой образовательной среды, которая обеспечит учителей методологией, технологией использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Важный элемент развития современной школы – использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в соответствии с основной образовательной программы, определяемым ФГОС.
В соответствии с проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации и «Цифровая школа в школах должны быть созданы условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, а также возможность использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) во всех школах.
Использование данных технологий способствует повышению качества образования, достижению целей ФГОС, а также формированию устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему изучению не только предмета ИЗО и технологии, но других дисциплин.
Основная цель использования ЦОР и ИКТ в современной школе – это оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий на уроках ИЗО и технологии способствуют решению различных задач, таких как:
формирование эмоционально положительного настроя и интереса к изучению;
организация интересной, разнообразной образовательной среды;
формирование информационной грамотности учащихся
оптимизация времени и ресурсов, которые выделяются на подготовку к урокам
качественный и быстрый мониторинг (контроль) знаний и умений;
систематизация и планирование профессиональной деятельности учителя;
использование проектной деятельности на уроках;
усиление метапредметных связей и развитие УУД;
В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?
Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:
При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.
Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям:
Использование функций компьютера как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков;
Использование возможности компьютера в качестве администратора своей работы.
Использование компьютера с целью накопления учебной информации.
Необходимо постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат, т.е. создавать индивидуальное информационное пространство для оптимизации работы.
Применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий.
Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и технологические карты с алгоритмами работы, обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader. Создавать и распечатывать на каждого ученика листы - «раскраски», которые используются при знакомстве с новым материалом.
Применение функций компьютера для хранения всей необходимой документации по классам, материалов по внеурочной работе с учениками, по самообразованию и повышению педагогического мастерства и т.д..
Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного искусства. Учащиеся экономят время при выполнении графических заданий. Примеры творческих заданий: дорисовать изображение сказочного города на уроках изобразительного искусства - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.
Применение функций компьютера для организации проверки знаний.
Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком, например, в виде викторины. Каждый слайд содержит репродукцию картины. Учитель показывает на экране монитора последовательно слайды с изображением произведений искусства, дети записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим произведением. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за учебную четверть или полугодие.
Использование викторин способствует, помимо всего прочего, развитию у детей зрительной памяти. Викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие.
Примеры разработок для закрепления и контроля знаний:
Викторина «Своя игра»
Цель: развитие познавательного интереса к шедеврам мировой культуры.
Игра разработана наподобие телевизионной программы, имеет те же рубрики. Это интеллектуальная викторина с вопросами по искусству. Ученик должен не только указать правильный ответ, но и объяснить свой выбор. В создании этой игры задействованы гиперссылки, анимация, звуковые эффекты.
Игра «Аукцион».
Цель: усвоение учебного материала полученного на уроке; быстрая проверка знаний.
Игра подразумевает «продажу» произведений искусства. В качестве «стартового капитала» могут суммироваться предыдущие оценки или количество перечисленных художников, музыкантов (предложенной страны или эпохи). В презентации выставляется произведение искусства и три сопровождающих вопроса. «Купивший» данное произведение получает его в виде иллюстрации, которую в конце урока он «обменивает» на «5».
Такие игры создаются под номерами «Аукцион 1, 2, 3…» и т.д. Заставка игры не меняется (чтобы ребятам не приходилось объяснять вновь правила игры), а меняется лишь ее содержание, в зависимости от изученной темы.
Игра создана в программе Microsoft Power Point. Она может быть выполнена как презентация.
Практикумы-зачёты для проверки знаний
Цель: текущий контроль успеваемости обучающихся по предмету.
Практикум-зачёт содержит вопросы с вариантами выбора ответа, задания с развёрнутым, подробным ответом. Каждый слайд презентации пронумерован и содержит один вопрос или задание. Презентация выполнена в режиме демонстрации, время выполнения каждого задания строго регламентировано.
Использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока.
По слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей изобразительному искусству и приводит к целому ряду положительных результатов:
обогащает обучающихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
Все выше перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию школьниками сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Достоинства использования информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности.
Дидактические достоинства уроков-презентаций – это создание эффекта присутствия у обучающихся: «Я это видел, а значит, знаю!», появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.