СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровой образовательный ресурс "Методическое пособие по классическому танцу"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс (методическое пособие) поможет студентам и преподавателям СПО грамотно оформлять уроки по классическому танцу.

Просмотр содержимого документа
«Цифровой образовательный ресурс "Методическое пособие по классическому танцу"»

Музыкальное оформление уроков классического танца.


Н.Б Кирюшина, преподаватель хореографического отделения

И.М Кривченко, концертмейстер хореографического отделения

ТОГБПОУ «Тамбовский колледж искусств»

Тамбов


В образовательном процессе на уроке классического танца для учащихся любого возраста, начиная с первого года обучения и заканчивая выпускным курсом, очень важна совместная работа преподавателя с концертмейстером. Во время изучения классического танца именно музыкальная основа урока играет огромную роль. Ведь от качественного музыкального сопровождения зависит успех урока, тем более любая форма отчетности, включая годовой экзамен. Музыкальный материал должен быть доступен для восприятия учащимися каждой возрастной группы. В нем должна быть четко слышна сильная доля, ритмический рисунок для учащихся должен быть понятен. Вместе с тем на уроке классического танца музыка по своей форме должна подчиниться движению.

Годовой экзамен, в особенности выпускной должен выстраиваться по законам драматургии и следовать «от простого к сложному». Для зрителя по восприятию экзамен, а в частности выпускной, должен восприниматься как мини спектакль. Женский класс, как правило, состоит из 4 разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro и экзерсис на пальцах( пуантах). Мужской класс состоит из 3 разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro. Экзерсис у станка также должен выстраиваться по законам драматургии. В данном разделе кульминацией служит grand battement. Petit battement является частью станка, которая развивает скоростные качества, координацию и подготавливает ноги для мелкой техники, как затишье перед кульминацией. В целом сам урок должен быть организован по принципу сюитного построения, основанного на контрасте. Чем больше будет контрастов, тем интереснее будет урок. Это касается каждого раздела всего урока классического танца.

В хореографии (это касается любой дисциплины) урок начинается с поклона. Поклон на уроке классического танца можно играть концертмейстеру в различных жанрах. Это будет зависеть от того, с каким классом в данный момент работает преподаватель и концертмейстер.

В женском классе в основном используется вальс, который исполняется размеренно, подчеркивая значимость данного движения. Ведь поклон – это приветствие. В классе, обычно, исполняются 2 поклона. Первый предназначен для преподавателя, а второй – для концертмейстера. На экзаменах, особенно в старших классах поклон исполняется чаще всего один раз и сразу после этого идет переход к plie. Все присутствующие, которые не заняты в учебном процессе, должны встать во время исполнения поклона в знак уважения к исполнителям.

В мужском классе для поклона используется марш с пунктирным ритмом. Музыкальное сопровождение должно подчеркивать физиологическую природу юношей.

Если классический танец преподается в младших классах, то в данном случае уместно использовать музыкальный фрагмент с размером 2/4.

Для каждого жанра, который используется в качестве сопровождения на поклон, существуют свои музыкальные фактуры, оформляющие мелодическую линию:

  1. Вальсовая фактура (аккомпанемент – бас и 2 аккорда).

  2. Марш имеет аккордовую фактуру (когда все звуки воспроизводятся одновременно).

  3. Арпеджированная фактура.

  4. Бас-аккорд (используется в польках и галопах с музыкальным размером 2/4.

Распространенная ошибка педагога, когда он просит играть вступление на поклон, особенно это касается старших классов. В данном случае должен быть ярко выраженный затакт, который служит сигналом для начала поклона.

Если рассматривать поклон для старших классов, то он должен исполняться на 8 тактов с предшествующим затактом. Иначе говоря, поклон можно представить по следующей формуле:

А 8т

(а + а1)

4т. + 4т.

Для составления комбинаций преподаватель должен руководствоваться следующими знаниями о построении музыкального произведения. Лучше всего для работы в классе брать музыку, которая имеет так называемый квадратный музыкальный период (8 тактов). Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (1 – 2 такта).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (2 – 4 такта). Фразы объединяются в предложения (4 – 8 тактов). Из предложений составляется период (8 –16 тактов). Период – законченная, самостоятельная музыкальная форма.

Фраза может состоять из нескольких мотивов, которые могут повторяться, а могут отличаться.

В музыке существуют два лада: мажорный и минорный. Если вновь обратиться к поклону, то для него используется мажорный лад. Само движение носит торжественный характер, поэтому его хочется слышать в мажорном ладу.

Также необходимо учитывать, что в музыке есть такое понятие, как ритм. Ритм – это разные длительности и их сочетание. В практике музыкального оформления уроков классического танца встречаются марши, ритмической особенностью которых является пунктирный ритм – чередование удлинённой сильной и укороченной слабой долей.

Все упражнения у станка исполняются в различных музыкальных темпах. Темп – это скорость музыкального исполнения. Необходимо отметить, что крайние темпы в уроках классического танца не предусмотрены. Largo и presto обычное никогда не используют в экзерсисе. Темп largo настолько медленный, что танцевать под него невозможно. Темп presto настолько быстрый, что учащиеся не будут успевать выполнять движения. Поэтому для уроков классического танца используются в основном 2 темпа – это andante (не спеша, спокойно) и moderato (умеренно).

Не все музыкальные фрагменты, используемые в экзерсисе у станка, идут ровно или монотонно. Часто в музыке используются синкопы. Синкопа – это смещение акцента сильной доли на слабую.

Так же в музыке есть такое понятие, как артикуляция. Артикуляция – это способ передачи мелодии (legato и staccato).

Клавиатура фортепиано имеет 3 регистра: низкий, средний и высокий. Как он применяется на практике? Если рассматривать поклон, то для девочек берется средний регистр, а для мальчиков – низкий. Далее рассмотрим характерные особенности отдельных упражнений экзерсиса у станка:

  1. Plie. Движение состоит из demi и grand plie. Demi plie в переводе с французского означает «неполное приседание». Термин grand plie означает «полное, глубокое приседание». Музыкальный размер, характерный для данного упражнения ¾, 4/4, 6/8. Обычное plie сочетается с port de bras. Рort de bras – это перегибы туловища, наклоны вперед и назад, в сторону, то же самое и в растяжке. Музыкальный материал, используемый для данного упражнения: колыбельная, ноктюрн, элегия, романс (в данном случае используется жанр инструментального романса). Динамические оттенки, характерные для исполнения plie –piano и mezzo-piano, creshendo, diminuendo.

  2. Battement tendu – в переводе означает «вытянутый». Battement tendu - скользящее движение стопой в положение вытянутой ноги на носок вперед, в сторону и назад и последующим возвращением ее в исходное положение. Или иными словами отведение и приведение вытянутой ноги. Музыкальный размер, используемый для данного движения 2/4 или 4/4. Характер упражнения – четкий, бодрый. Жанры, используемые для музыкального сопровождения к данному упражнению: ригодон, полька в спокойном темпе, стилизация старинной музыки, аранжировка, марш (такой жанр можно использовать, но концертмейстеру необходимо брать облегченный вариант). Динамические оттенки - mezzo-piano и mezzo-forte.

  3. Battement tendu jete переводится как «бросок». Battement tendu jete - бросок ноги, взмах в положение книзу на 25 или 45 градусов (предельно допустимая высота ноги) во всех направлениях. Музыкальный размер, рекомендуемый для исполнения battement tendu jete 2/4 или 6/8. Музыкальный жанр, который следует использовать для данного движения – полька, тарантелла (в данном случае из музыкальных штрихов используется staccato). По количеству тактов battement tendu jete может быть меньше, чем battement tendu, особенно, если эти два движения совмещены в одну комбинацию. Но допустимо, что оба эти упражнения могут иметь одинаковое количество тактов. Все зависит от того, какую задачу ставит педагог в классе. Таким образом, соотношение тактов упражнений battement tendu и battement tendu jete можно выразить следующей схемой:

battement tendu

battement tendu jetе


64

32

32

16

32

32

Динамические оттенки для данного упражнения - mezzo-piano и mezzo-forte.

  1. Rond de jamb par terre – переводится как «круг носком по полу» или «круговое движение носком по полу». Характер движения плавный, связный. Темп исполнения – умеренный. Музыкальный размер, используемый в данном упражнении - это ¾ или 4/4. В старших классах движение начинается из затакта, потому сильная доля приходится на I позицию. Упражнение сочетается с различными перегибами корпуса вперед и назад, в сторону, с поднимание ног в различных направлениях, а также с grand battement. Для данного упражнения характерно музыкальное сопровождения, согласно музыкальному размеру: вальс или инструментальный романс с короткой музыкальной фразой. Динамические оттенки для rond de jamb par terre - piano и mezzo-piano.

  2. Battement fondu – переводится как «мягкий», «тающий». В экзерсисе у станка выглядит как медленное одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах. Battement fondu может сочетаться с такими движениями, как battement soutenu, различными поворотами pirouettes и fоuettes и т.д. Battement fondu, так же, как и plie, начинается в такт, на сильную долю. Характер движения плавный, связный, певучий. В музыкальном оформлении наиболее соответствует определениям cantabile, semple legato. Музыкальный размер, характерный для данного упражнения ¾ или 4/4. Но по музыкальному сопровождению, по характеру музыки, battement fondu звучит и исполняется легче, чем предыдущее упражнение rond de jamb par terre. Жанры, характерные для данного движения: вальс и инструментальный романс. Если забегать немного вперед, то battement fondu, особенно в старших классах, нередко сочетается с battement frappes. В этом случае необходимо использовать музыкальный размер 4/4. По исполнению battement fondu в московской школе классического танца отличается от петербургской. Если в петербургской школе движение исполняется ровно на 2 такта при музыкальном размере ¾ (сгибание ног росно на 3 доли и разгибание ног ровно в такой же последовательности), то в московской существует значительный нюанс в исполнительской практике: сгибание ног следует на 1 такт по ¾, а на сильную долю следующего такта – уже разгибание ног и соответствующая готовая поза с последующей паузой на 2 оставшиеся четверти. Динамические оттенки для rond de jamb par terre - piano и mezzo-piano.

  3. Battement frappes. Переводится как «удар». В данном упражнении воспроизводится короткий удар о голеностопный сустав опорной ноги и быстрое разгибание в коленном суставе носком в пол или на высоту 30 градусов. Музыкальный размер данного движения 2/4. Музыкальный жанр, подходящий для аккомпанемента – галоп, полька (пиццикато, используется верхний регистр). В комбинацию старших классов нередко включается вращение, например pirouette. В данном случае толчок на вращение должен совпадать с толчковым затактом. Штрих исполнения музыкального фрагмента для battement frappes наиболее соответствует определениям energico, semple staccato. Зачастую используются фаршлаги. Динамика данного упражнения - mezzo-forte.

  4. Rond de jamb en l’air. Означает «круг ногой в воздухе». При исполнении этого упражнения необходимо стоять на опорной ноге, а голенью работающей ноги совершать круговые движения наружу или внутрь. Характер движения четкий. В данном упражнении при подборе музыкального материала большую роль играет выбор музыкального размера. Движение может исполняться на 2/4, ¾ или 4/4. Rond de jamb en l’air может комбинироваться с petit battement, тогда в данном случае необходимо воспользоваться размером 2/4. Rond de jamb en l’air также может сочетаться с battement fondu, тогда здесь можно остановиться на размере ¾ или 4/4. Также движение может исполняться самостоятельно. Музыкальные жанры, подходящие для данного упражнения: вальс, гавот, регтайм. Динамические оттенки для rond de jamb en l’air - mezzo-piano и mezzo-forte.

  5. Adagio. Это медленная часть танца. В экзерсисе у станка является самостоятельным движением. Может включать в комбинацию grand plie, battement relevelent, battement developpes, pirouettes, различные повороты. Характер движения – плавный, медленный, связный. В качестве аккомпанемента в данном случае может служить арпеджио, а также бас аккорд. Музыкальный размер обычно ¾ или 4/4. Основа музыкального материала должна быть вокальная с длинной мелодической линией. В старших классах аdagio может быть быстрым. Например, когда battement developpes может исполняться на сильную долю, т.е. на затакт начинается движение, а на «1» нога уже открыта в заданном направлении. Динамика аdagio - - mezzo-piano и mezzo-forte.

  6. Petit battement. Переводится как «маленький удар». Движение представляет собой поочередно мелкие, короткие удары стопой в положении sur le coup de pied спереди и сзади опорной ноги. Характер - четкий, отрывистый. В музыкальном оформлении он соответствует определению grasiozo, staccato. Музыкальный размер 2/4. Petit battement – последовательное движение одинаковых длительностей. Чем старше класс, тем больше шестнадцатых длительностей. Музыкальный жанр – полька, инструктивный этюд. Может соединяться с rond de jamb en l’air, battement frappes. Динамика данного упражнения - mezzo-piano.

  7. Grand battement jetes. Переводится как «большой бросок» на 90 градусов и выше. Характер этого движения – четкий, отрывистый. Музыкальный размер для данного упражнения ¾ или 4/4. Используемые жанры марш, мазурка, энергичный вальс, в котором содержится синкопа и пунктирный ритм. Характер музыки наиболее соответствует определению moderato, energico, staccato (сдержанно, энергично, отрывисто). Динамические оттенки для данного упражнения - mezzo-forte и forte.


Экзерсис на середине зала

Экзерсис на середине зала представляет собой непрерывное зрелищное воспроизведение отдельных движений, которые взаимосвязываются между собой. Особенно это касается оформления Государственного экзамена, где музыкальное сопровождение выстраивается следующим образом: все движения связываются между собой большим вступлением, за счет которого происходит смена исполнителей. Получается так, что первая группа исполнителей уходит в это время, а вторая выходит. Получается как бы целостно выстроенная композиция.

По музыкальному оформлению отдельно взятых движений на середине зала особых рекомендаций нет. Все происходит по тем же принципам, что и в экзерсисе у станка. Единственное лишь замечание относится к большому адажио. Это важный раздел для учащихся старших классов и студентов старших курсов.

Впервые большое адажио появляется в старших классах (8 – 9 год обучения) ДШИ, а также на старших курсах (3 – 4, хореографического отделения СПО). Если сравнить по темпу маленькое и большое адажио, то в маленьком темп медленный, а в большом адажио он ускоряется. В композиционном построении происходит продвижение по площадке. В маленьком адажио внимание акцентируется на устойчивости, правильном исполнении движений и поз, то в большом адажио идет развитие, и внимание уделяется выразительности исполнения. На старших курсах колледжа искусств большое адажио по количеству тактов достигает от 48 до 56. В нем выделяют как бы 3 части: экспозиция (медленная часть), развитие и разрешение (успокоение).

Итак, большое адажио должно быть достаточно объемным по количеству тактов. По своему воспроизведению оно должно восприниматься как отдельный концертный номер. По своей структуре большое адажио имеет свои каноны. По музыкальному оформлению здесь подойдет инструментальная миниатюра или пьеса лирического содержания.

  1. Экспозиция. Вначале движения должна присутствовать статика, так называемая «созерцательная лирика», где большой акцент сделан на движение ног.

  2. Развитие. Следующим этапом идет развитие. В данном случае педагог, отталкиваясь от музыкального материала, делает разработку своего движения в определенной композиции, что также должно способствовать развитию музыкального материала, для того, чтобы все вместе привести к яркой кульминации.

  3. Разрешение. Реприза: повторяется тематический материал 1 части, как в мелодии, так и в движениях.

Развитие (2 часть) может быть наполнена различными renverse, pas de bouree suivi, различные забеги, большие прыжки (jete entrelace, grand battement jete passé и другие). Также наполнение может состоять из вращений, flic-flac, различные связующие элементы. Также очень важно, чтобы большое адажио имело рисунок.

Заканчивается большое адажио следующим образом. Перед кодой необходимо большое вступление. Это предполагает выход всех исполнителей вместе. Таким образом, большое адажио можно исполнять отдельными группами. Каждая группа исполняет свою часть. Важно, чтобы начало и финал были общие. Исходя из возможностей класса, можно его делить на более и менее сильных исполнителей, тем самым выстраивая большое адажио по его канонам, выигрышно показывая обучающихся. Как рекомендация по музыкальному оформлению: не стоит брать медленную музыку размером ¾, т.к. большое адажио включает в себя элементы больших прыжков и вращений.

На выпускном курсе адажио еще увеличивается по размеру. Дл того класс можно разделить на две группы. Экспозицию исполняет первая группа, развитие – вторая группа (можно вперемешку), разрешение исполняют все вместе. Также встречаются варианты большого адажио, где ставится актерская задача.


Allegro

В уроке классического танца в разделе allegro существуют маленькие, средние и большие прыжки по своей амплитуде. Маленькие прыжки по количеству тактов исполняются от 16 до 32. Музыкальный размер 2/4. В качестве музыкального сопровождения сюда подойдет полька, staccato. Концертмейстеру необходимо помнить, что в данном случае при музыкальном сопровождении должно быть минимальное количество педалей и ровный ритм.

Для средних и больших прыжков подходит музыкальный размер на ¾.


Вращения

В старших классах и на старших курсах СПО важную роль играют вращения. Необходимость их введения определяет готовность опорной ноги, которая должна к моменту изучения вращений укрепиться.

  1. Сначала pirouette у станка разучивается в один оборот, затем в два и т.д.). Когда вращение исполняется en dehor, то активна работающая сторона (нога, рука, плечо). Когда вращение идет en dedan, активна опорная сторона. Локти на вращении надо сильно держать. Не следует делать предварительного demi plie, достаточно обеспечить короткий толчок, который должен дать упорный жим перед началом вращения. Preparaсion для pirouette визуально копчик надо «посадить» на пятки для обеспечения хорошего «стержня» и стабильного вращения. В самом начале этапа изучения pirouette с V позиции рекомендуется использовать высоту 45 градусов (стопа работающей ноги находится у середины икры). В дальнейшем обучающиеся поднимают ногу под колено непроизвольно, что допустимо. При исполнении pirouette необходимо следить за спиной (не складываться в пах), за углом, который обеспечивает работающая нога в соотношении с корпусом. Также при исполнении pirouette из V позиции en dehor и en dedan следует отталкиваться от станка. Начало pirouette: работающая рука из I позиции будто скользит по столу, открываясь в сторону II позиции.

  2. Рiruette со II позиции имеет схожую методику исполнения с рiruette из V позиции, только вес тела при исполнении preparacion находится больше на опорной ноге. Рiruette со II позиции может также сочетаться с pas echappes.

  3. При исполнении рiruette en dehor и en dedan из grand plie у станка из V позиции пятки на пол не ставятся. При исполнении tour en dehor и en dedan из grand plie на середине зала из I позиции с окончанием в большие позы нога поднимается сразу прямая.

  4. Рiruette с IV позиции en dehors и en dedan на первоначальном этапе разучивается без поворота. Preparaсion исполняется на demi plie без дополнительного толчка на один такт музыкального размера 2/4. Далее на один такт следует battement retire. Рiruette с IV позиции en dedans dв женском классе можно исполнять как с замахом работающей ногой так и без замаха. В мужском классе Рiruette с IV позиции en dedans исполняется с замахом.

  5. Повороты fouette исполняются у станка:

    • Pointee, когда работающая нога находится носком в пол. В данном случае теоретически при повороте вытянутая стопа должна остаться на месте носком в пол, но на практике получается небольшое смещение ноги.

    • На высоте 45 градусов. При повороте работающая нога не должна терять своей высоты.

    • На высоте 90 градусов. Здесь также надо следить за высотой работающей ноги.

    • На середине поворот fouette может осуществляться с шага. В женском классе на середине распространен поворот fouette sauté. В мужском классе поворот fouette усложняется cabriole.

    • Grand battement с fouette может исполняться как у станка, так и на середине зала. Он бывает с прыжком (temps leve sauté), может исполняться из demi plie и заканчиваться в demi plie, может начинаться из demi plie и заканчиваться на полупальцы.

  6. При исполнении tour fuette на 45 градусов необходимо следить за тем, чтобы колено работающей ноги не уходило, также следует держать подтянутыми бедра и угол соответствующий работающей ноги. При исполнении tour fouette на 45 градусов en dehor форс дает левая рука (если вращение идет вправо). И наоборот, если tour fouette на 45 градусов исполняется en dedan, форс дает правая рука (поворот исполняется влево).

  7. Tour fouette на 90 градусов можно делать у станка без предварительного demi plie. На первом этапе изучения нога после tour открывается в сторону. Затем ее можно открывать в позу ecartee назад.

  8. Flic-flac en tournant: при исполнении поворота подъем на полупальцы происходит после второго мазка. Движения стопы должны быть очень цепкие, будто «пол царапнуть». Движение начинается из затакта и заканчивается на сильную долю в позу.

  9. При исполнении итальянского grand fouette очень активна опорная нога. Если вращение исполняется с правой ноги, то поворот идет влево. Здесь особое внимание стоит уделить работе рук. При первоначальном изучении, когда нога выбрасывается в позу ecartee вперед, руки принимают соответствующее положение ecartee, затем при повороте в attitude croise руки можно раскрыть следующим образом: левая рука – в III позицию, правая рука – в I позицию. Затем при дальнейшем совершенствовании данного вращения руки можно взять следующим образом: правую – III позицию, левую руку – в I позицию.

  10. При исполнении поворотов tour lent необходимо следить за повышением ноги.

  11. Tour chaine. При исполнении данного вращения следует помнить о том, что ноги идут по I невыворотной позиции. В настоящее время появилась тенденция вращать по V позиции. Но данное новаторство неоправданно и не имеет широкого применения.

  12. Tour pique исполняется в продвижении по диагонали и по кругу. Необходимо помнить, что при исполнении tour pique надо шагать вдаль за ногой, подбирая ягодицы. Нога должна открываться всегда вперед, как стрела. Положение задней ноги на sur le coup de pied – на уровне середины икры. В старших классах обучающиеся сами завышают положение работающей ноги. Допустимо положение работающей ноги под икру – это более сценический вариант, когда в музыке быстрый темп. При исполнении tour pique по кругу нет ни одной точки, чтобы нога повторно открывалась в одну и ту же точку. Взгляд и нога очень цепко должны открываться вперед. Необходимо сохранять крепкую I позицию рук, голова должна работать четко, чтобы не потерять точку. Если tour pique вращают по кругу одновременно 4 человека, то каждый должен пройти через «точку» соседа.

  13. Glissade en tournant разучивается по прямой линии. На затакт необходимо сделать preparacion, исполнив plie soutenue вперед. На «1» - скользнуть носком вперед на полупальцы, ставя заднюю ногу вперед в V позиию, при этом руки собираются в I позицию; на «2» - следует поворот; на «1» - demi plie, на «2» - preparacion.



Таким образом, в процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока, которая позволяет преподавателю-хореографу решать учебные задачи.


Литература

  1. Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета. Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром / Г. Безуглая. – СПб. : 2005. – 215 с.

  2. Ваганова А. Я.Основы классического танца. 9-е изд., стер. – СПб: «Лань», 2007. – 192 с.:ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература)/А.Я.Ваганова. – СПб, Лань, 2007. – 192 с .

  3. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах, 1989. – 160 с., ил./С.Н. Головкина, Искусство, 1989. – 160 с.

  4. Ревская, Н. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис: методика музыкального оформления урока классического танца / Н. Ревская. – СПб. : Композитор, 2005. – 64 с.

Другие источники

1. https://www.liveinternet.ru/users/anna_bale/post143266743

2. https://propianino.ru/nyuansy-v-muzyke-shtrixi-urok-13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!