СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковь как институт духовно-нравственного воспитания

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество нуждается в людях, обладающих не только знаниями, но и нравственной культурой

Просмотр содержимого документа
«Церковь как институт духовно-нравственного воспитания»

ГОУ ЛНР «Свердловская гимназия №2»









Церковь как институт духовно-нравственного воспитания



Статью подготовила учитель русского языка, литературы

Антипова Наталья Владимировна









2019

 В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы человечества. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, вместе делали великое дело.

1. Церковь – это многовековой институт духовного воспитания и образования.

2. Семья – это малая Церковь.

3. Школа - образовательная система. Образование (от греч.) - образ. Образование-это созидание личности. Образ и подобие, к которому надо стремиться. Образовываться, т.е. уподобляться Первообразу.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных   качеств  личности школьника. Сейчас нельзя сказать с полной уверенностью, что само по себе образование гарантирует высокий уровень духовно-нравственной воспитанности современного школьника, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к  другим людям на основе уважения и доброжелательности. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают все.  Независимо от возраста и социального положения люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности. Православное образование должно охватить все общество, нести ему духовное возрождение и нравственное обновление.

В условиях усиливающихся во всем мире процессов экономической интеграции, взаимного проникновения культур и унификации сознания людей особенную тревогу вызывает демографическая ситуация в нашей стране, население которой ежегодно сокращается на миллион человек. Устойчивое снижение численности жителей ставит перед нашим народом задачу сохранения себя как самостоятельного этноса. Как уникален исторический путь каждого народа, так уникальны и те основы общественного развития, которые на протяжении веков формируют национальное самосознание и культурное своеобразие того или иного этноса. Если мы не хотим прекратить свое историческое существование, то должны строить нашу общественную и частную жизнь на основе собственных вековых духовных традиций - Православии. Эту задачу сегодня ставит перед нами начавшийся XXI век, и выполнить ее возможно только общими усилиями общества, государства и Церкви.  

 Непосредственно на процесс созидания будущего нашей страны оказывают влияние конкретные люди, которые преподают в школе, составляют семью, образуют церковную среду. В этом процессе школа призвана не только передавать знания, но и воспитывать будущих граждан своей страны, прививать им любовь к Родине, патриотизм, ответственность, укорененность в культуре своего народа. Семья, со своей стороны, обязана закладывать в личность ребенка основы веры и христианской жизни. Церковная среда должна привлекать человека ко Христу, увлекать его высотой христианского подвига и возжигать ревность о богоугождении.

Обобщая всё сказанное, приведём такой пример.. Устойчивая конструкция должна стоять минимально на 3-х опорах. В деле духовно-нравственного воспитания детей в школе такими опорами являются семья, государство и общественные структуры, в том числе Русская Православная Церковь, другие российские традиционные религиозные организации. Если выбить хотя бы одну, вся конструкция нормально стоять не сможет. Давайте будем строить воспитание детей в школе, не забывая о роли государства, об участии семьи, и не исключая из этого процесса и Русскую Православную Церковь.        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом.  

Еще более важная — имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось к подлинной церковной жизни — вероучению, богослужению, таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководством пастырей. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир.
Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни.

В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают все.  Независимо от возраста и социального положения люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности. Православное образование должно охватить все общество, нести ему духовное возрождение и нравственное обновление. Наши учащиеся получают определенную сумму знаний, но они не приносят эффективного результата. Необходимо, чтобы молодой человек не только получал знания о Боге, о Церкви, о нормах христианской жизни, но и в жизни становился христианином. 

В нашей гимназии накоплен и продолжает развиваться богатый и эффективный опыт совместной работы школы, церкви и семьи в вопросах нравственного воспитания детей. Содержательной основой такого взаимодействия является понимание общности основных ценностей. Только такое единство помогает сохранить мир в семье, в стране.

В стенах нашей школы создается возможность для приобщения детей к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.

Запомнились ребятам праздничные мероприятия, посвящённые Дню народного единства, дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе, Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности. В школьной библиотеке организованы тематические выставки православной литературы, которую дети создавали сами. Были интересны дискуссионные площадки по актуальным вопросам духовной жизни современного общества, проводились встречи представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне. Доброе стремление к сотрудничеству, живой диалог помогут решить возникающие вопросы и проблемы.

Самое благотворное влияние на ребят оказывают встречи со священнослужителями города, которые бывают и включены в сценарий урока, и выступают с добрыми напутствиями на торжественных линейках, присутствуют на классных часах. Шаг за шагом преподавание курса «Основ православной культуры» обогатило всё содержание учебно-воспитательного процесса в школе

В школе неоднократно совершаются молебны: на начало учебного года, на его конец школа была освящена настоятелем Бирюковского храма Отцом Александром, выпускником нашей школы.

Ко Дню семьи, любви и верности в библиотеке проведены мероприятия: праздничная акция «За любовь и верность», беседа о семейных ценностях и традициях «Семья – единство помыслов и дел», исторический час «О любви и верности», час истории «Покровители семьи и брака»

Уроки русской литературы. Их воспитательную значимость трудно переоценить.

В четвертом веке Тертуллиан высказал замечательную мысль: душа любого человека уже по природе своей  – христианка. Любой человек тоскует по Истине. Если даже он и живет по лжи, то ощущение Абсолютной Истины все равно не исчезает и нет-нет да и прорывается в человеке. В своем временном поведении человек может быть весьма далек от Истины, но природа его все равно остается христианской.

Так и русская литература. Она тоже по природе своей христианская. Хотя в реальности она этот принцип очень часто искажает. «Стремиться к небу должен гений», - пишет Пушкин в «Египетских ночах». «Русская литература ищет истину. Истина находится в Евангелии. Нельзя изучать литературу, игнорируя Евангелие. А вот Евангелие вполне обходится без литературы. Вера без культуры обойтись может, а вот культура без веры неизбежно погибает»

Ни одному из учеников не нравится старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Но многие из нас в жизни живут по законам этой старухи и смеются над стариком. Зачем же Пушкину понадобилось писать сказку? Разве он не знал, как живут люди? Знал. Но оставил для нас Евангельский критерий. И вся русская классика такая же. Разве мало среди нас Чичиковых разного масштаба? Зачем понадобилось Гоголю рисовать своего героя? Да потому что его интересует искажение Идеала. «Все книги наших великих классиков с одной целью написаны: чтобы читатели стали христианами»

Литературу невозможно оторвать от процесса формирования духовно- нравственной личности. Из всех предметов школьного цикла она является главным помощником в этом нелегком деле.

Хочется привести еще один пример- работа МАН ученицы 11 класса Рубцовой Марины, тема которой - «Христианские мотивы в творчестве русских писателей». Ученица доказывает, что Библия – это источник сюжетов и образов для искусства. Через всю нашу литературу проходят библейские мотивы. Литература обращается к внутреннему миру человека, его духовности. Главным героем становится человек, живущий по евангельским принципам, человек, основным в жизни которого является работа его духа, свободного от влияния среды.

Вся русская литература 19 века была проникнута евангельскими мотивами, представления о жизни, основанные на христианских заповедях, были естественны для людей прошлого века

Таким образом, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь ребенка . Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Этот триединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей и юношества.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Следует помнить, что наши дети нуждаются в любви, в ласке, в поддержке, во внимании, понимании, добром отношении. А кто должен дать им все это? Конечно же, родители и близкие люди. Но нельзя ограничиваться только на родительских ласках. Школа также обязана поддерживать детей, играть в их жизни одну из главных ролей. Семья и школа – это самые первые социальные институты для детей, где их воспитывают и обучают. Церковь, которая проявляет желание помочь в воспитании ребят, совершает доброе дело. Нельзя сказать, что, беря на себя долю заботы о наших детях, она облегчает жизнь учителям и родителям. Нет. Священник и педагоги религиозных дисциплин помогают своей деятельностью в воспитании подрастающего поколения для того, чтобы наше общество отказалось от алкоголизма, курения, наркотиков, от зла, агрессии и беззакония.

Но вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями школа и церковь определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. Проводятся совместные учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов, открытые мероприятия, уроки

Необходимо помнить, что православие – это не система, это жизнь в любви; и духовно-нравственным наше воспитание получится только тогда, когда мы начнем совершать его в любви.

От духовного состояния человека, его нравственного поведения зависит то, станет ли он личностью, ориентированной на такие ценности как милосердие, сострадание, терпимость, забота, целомудрие, Любовь, уважение. На протяжении последних десятилетий атеистическая позиция педагогики привела к тому, что духовная основа нравственного поведения либо игнорировалась, либо отрицалась. В современном обществе понятие «духовность» зачастую трактуется поверхностно или превратно, что существенно осложняет решение основной задачи школы – воспитать личность, готовую к человеческому общежитию, делающую в самостоятельной жизни правильный нравственный выбор. В связи с этим актуальным для нас, педагогов, в настоящее время является переосмысление теоретических основ и практических методов духовно-нравственного воспитания учащихся с позиции традиционных народных принципов нравственности, основанных на незыблемых христианских православных ценностях.
Именно любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями – личностных характеристик, формированию которых современная школа придает большое значение.

Итак, процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье. В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства нашей республики , не может обойти вниманием естественные особенности бытия, многократно являвшие себя на тысячелетнем пространстве истории. Наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования. Народ хранил религиозно–нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра 



Литература


1. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России /И.А. Ильин //Родина и мы. – М.:1995

2. Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк [и др.]. - М. : Просвещение, 2009.

  1. Рублик, В. И. Особенности нравственных представлений у учащихся светской и православной общеобразовательных школ [Текст] / В. И. Рублик // Иннокентиевские чтения «Православие. Образование. Культура». - 2008.

  2. Э. Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь. Библия для всех, 2001,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!