Цели и задачи преподавателя академического вокала (на основе современной музыкальной психологии).
«Чертова дюжина» личностных качеств, необходимая преподавателю вокала:
1. Человек, обладающий высоким профессионализмом (музыкальность, талант, знания и навыки в своей области).
2. Интеллектуал, не ограничивающийся только своей областью знаний, любящий и знающий толк в искусстве в целом.
3. Высококультурная, воспитанная надлежащим образом личность, знающая и разбирающаяся в тонкостях этикета.
4. Личность высокой морали.
5. Философский образ мышления.
6. Умение думать своей головой, наличие воображения, фантазии и чувства юмора.
7. Тонкий психолог, знакомый со специальными отраслями этой науки не понаслышке.
8. Умение применять знания на практике.
9. Творческая личность.
10. Универсальная музыкальная одаренность и высокая степень чуткости.
11. Эмоциональность.
12. Любовь к людям, эмпатия, искренность и открытость.
13. Способность передавать свои ощущения посредством музыки другим людям.
«Кнут и пряник» для начинающего вокалиста:
1. Интерес и любовь к музыке.
2. Через любовь к успеху.
3. Уважение к личности маленького дарования, понимание, чуткость, уделение внимания его потребностям.
4. Создание уютной, доброжелательной обстановки для работы и творчества.
5. Выработка трудолюбия, терпения, ответственности.
6. Справедливость.
7. Сопереживание, развитие эмоциональности и открытости.
8. Дать возможность получить собственный опыт; не ругать, если что-то не получилось сразу.
9. Сдержанное, корректное отношение к ученику, даже если что-то не по плану.
10. Вера в способности ученика, внушение веры в себя.
11. Умение дать достойную критику и без лицемерия сказать, что здесь надо быть на полтона выше.
12. Особое внимание – развитию слуха.
13. Систематичность занятий, ответственность и пунктуальность.
14. Изучение музыкальной терминологии и грамоты с наслаждением, без принуждения.
15. Не стоит стесняться своих неудач. Даже если на тебя смотрят люди – едем дальше.
16. Не стоит переутомлять юное дарование. Во всем хороша «золотая середина».
17. Выбирать стоит хорошую программу с произведениями по душе.
18. Не стоит поддаваться успеху, так как, остановившись в своем развитии можно «вылететь в трубу».
19. Нужно стремиться к живой мелодичности, исполнение должно быть красивым, одухотворенным, запоминающимся.
20. В исполнение нужно вкладывать соответствующие эмоции.
21. У вокалиста должно быть свое мировоззрение, взгляд на жизнь и трактовка произведений.
22. Вокалист должен быть творческим человеком, умеющим высказать свою точку зрения и слышать точку зрения других; понимать, что для успеха необходимо реальное стремление каждого.
23. Желательно вести активно-пассивный образ жизни, т.е. активно изучать мир, жизнь, общество и т.д., искать суть явлений и процессов в этом мире, их причины, назначение и прочее посредством общения с обществом, наблюдения, участия в мероприятиях самого разного характера. И в то же время уметь уходить от мирской суеты для анализа увиденного и услышанного, изучения необходимой информации, систематизации знаний и созидания своего видения. А также в умении и терпении изучать мир не по собственному опыту, а по опыту предшествующих поколений, обобщенному в книгах, музыке, кинематографии, искусстве.
24. Концентрация усилий в выбранном направлении.
25. Поведение вокалиста на сцене, его внешний вид не должны шокировать публику. Нужно выглядеть уместно, аккуратно, презентабельно, охотно задерживать на себе взгляд слушателей, подчеркивать достоинства и скрывать недостатки внешнего облика. Иметь и развивать вкус во всем.