СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Царства живых организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 5 -м классе "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. 

Просмотр содержимого документа
«Царства живых организмов»

Разнообразие живой природы.  Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого   Введение Урок 3 5 класс Учитель биологии  Чернецова Надежда Ивановна

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Введение

Урок 3

5 класс

Учитель биологии

Чернецова Надежда Ивановна

Задачи урока:   сформировать у учащихся знания о царствах живой природы;  показать, что объединяет все живые организмы и чем они отличаются от объектов неживой природы;  познакомить учащихся с требованиями к составлению плана параграфа.  Основные понятия урока :  царства живой природы, отличительные признаки живого.
  • Задачи урока:
  • сформировать у учащихся знания о царствах живой природы;
  • показать, что объединяет все живые организмы и чем они отличаются от объектов неживой природы;
  • познакомить учащихся с требованиями к составлению плана параграфа.
  • Основные понятия урока :
  • царства живой природы,
  • отличительные признаки живого.
I. Проверка знаний   1. Беседа по вопросам в конце параграфа 2. стр.13, в.1-3 2. Обсуждение необходимости соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии. 3. Заслушивание сообщений двух-трех учащихся о начале проведения фенологических наблюдений. Вспомним ……   Чем растения отличаются от животных? Какие признаки характерны для живых организмов?

I. Проверка знаний

  • 1. Беседа по вопросам в конце параграфа 2. стр.13, в.1-3
  • 2. Обсуждение необходимости соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии.
  • 3. Заслушивание сообщений двух-трех учащихся о начале проведения фенологических наблюдений.
  • Вспомним ……
  •   Чем растения отличаются от животных?
  • Какие признаки характерны для живых организмов?
 Царства живых организмов. Отличительные признаки живого 9.8.18

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

9.8.18

1. Царства живых организмов . Что представляет собой живая природа? Это огромное количество живых организмов – животных, растений, грибов, бактерий и так далее. Разнообразие их также велико и разобраться в нем бывает непросто. С целью упорядочивания всех знаний ученые занимаются классификацией живых организмов. То есть распределяют все живые организмы на Земле по группам для облегчения их изучения.  В одну группу могут войти организмы сходные по внешнему и внутреннему строению.  Классификация  – это распределение всех живых организмов на Земле по группам.  Систематика – это раздел биологии, занимающийся классификацией живых организмов.  Вид  объединяет  родственные  организмы, близкие по строению и особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство.

1. Царства живых организмов .

  • Что представляет собой живая природа? Это огромное количество живых организмов – животных, растений, грибов, бактерий и так далее. Разнообразие их также велико и разобраться в нем бывает непросто.
  • С целью упорядочивания всех знаний ученые занимаются классификацией живых организмов. То есть распределяют все живые организмы на Земле по группам для облегчения их изучения.
  • В одну группу могут войти организмы сходные по внешнему и внутреннему строению.
  • Классификация – это распределение всех живых организмов на Земле по группам.
  • Систематика – это раздел биологии, занимающийся классификацией живых организмов.
  • Вид объединяет родственные организмы, близкие по строению и особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство.
ВИД ВИД ВИД РОД РОД РОД РОД СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВО ОТРЯД КЛАСС КЛАСС КЛАСС ТИП ТИП ПОДЦАРСТВО ПОДЦАРСТВО ЦАРСТВО
  • ВИД
  • ВИД
  • ВИД
  • РОД
  • РОД
  • РОД
  • РОД
  • СЕМЕЙСТВО
  • СЕМЕЙСТВО
  • ОТРЯД
  • КЛАСС
  • КЛАСС
  • КЛАСС

ТИП

ТИП

  • ПОДЦАРСТВО
  • ПОДЦАРСТВО
  • ЦАРСТВО
II. Изучение нового материала  1. Царства живых организмов .   Всё разнообразие живых организмов объединяют в несколько царств. В курсе школьной биологии выделяют четыре  царства: Бактерии, Учебник §3 (рис. 8), стр. 16 Грибы, Растения  Животные . Царство –  самая крупная единица  классификации .

II. Изучение нового материала 1. Царства живых организмов .

  • Всё разнообразие живых организмов объединяют в несколько царств. В курсе школьной биологии выделяют четыре царства:
  • Бактерии, Учебник §3 (рис. 8), стр. 16
  • Грибы,
  • Растения
  • Животные .
  • Царствосамая крупная единица

классификации .

Работа в тетради Заполнить схему в рабочей тетради . Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Так, и слон, надоедливая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.
  • Работа в тетради
  • Заполнить схему в рабочей тетради .

Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Так, и слон, надоедливая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
  • ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
  • БАКТЕРИИ
  • ГРИБЫ
  • РАСТЕНИЯ
  • ЖИВОТНЫЕ
ВИРУСЫ Особое место в природе занимают вирусы.  Вирусы  – это неклеточная форма жизни, не имеющая ни ядра, ни цитоплазмы , ни вакуоли , ни клеточной мембраны , ни клеточной стенки.  Ученые не могут определить, к живой, или к неживой природе они относятся. Вирус табачной мозаики – повреждает растения. Вирус бешенства – губит животных. Вирусы СПИДа, оспы, кори, гриппа – опасны для человека.
  • ВИРУСЫ
  • Особое место в природе занимают вирусы.
  • Вирусы – это неклеточная форма жизни, не имеющая ни ядра, ни цитоплазмы , ни вакуоли , ни клеточной мембраны , ни клеточной стенки.

  • Ученые не могут определить, к живой, или к неживой природе они относятся.
  • Вирус табачной мозаики – повреждает растения.
  • Вирус бешенства – губит животных.
  • Вирусы СПИДа, оспы, кори, гриппа – опасны для человека.
Отличия живого от неживого ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы). Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений. Тела неживой природы (за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют . Клетка – это мельчайшая частичка живого организма, обладающая всеми признаками живого.
  • Отличия живого от неживого
  • ЖИВАЯ ПРИРОДА
  • НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
  • Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы).
  • Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.
  • Тела неживой природы

(за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют .

  • Клетка – это мельчайшая частичка живого организма, обладающая всеми признаками живого.
Основные  признаки живой природы 1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 2. РАЗДРАЖИМОСТЬ 3. ДВИЖЕНИЕ 4. РОСТ И РАЗВИТИЕ 5. РАЗМНОЖЕНИЕ
  • Основные признаки живой природы

1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

2. РАЗДРАЖИМОСТЬ

3. ДВИЖЕНИЕ

4. РОСТ И РАЗВИТИЕ

5. РАЗМНОЖЕНИЕ

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ Обмен веществ –  это потребление живыми организмами в пищу нужных ему веществ и удаление из организма ненужных. ЭНЕРГИЯ ТЕПЛА ВЕЩЕСТВА ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ ЭНЕРГИЯ
  • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
  • Обмен веществ – это потребление живыми организмами в пищу нужных ему веществ и удаление из организма ненужных.
  • ЭНЕРГИЯ ТЕПЛА
  • ВЕЩЕСТВА
  • ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
  • ЭНЕРГИЯ
РАЗДРАЖИМОСТЬ Раздражимость  –  это свойство живых организмов реагировать на изменение окружающей среды.  Пример:  1. Восприятие раздражения  2. Передача возбуждения от раздражения  3. Ответ организма на раздражение
  • РАЗДРАЖИМОСТЬ
  • Раздражимостьэто свойство живых организмов реагировать на изменение окружающей среды.
  • Пример: 1. Восприятие раздражения 2. Передача возбуждения от раздражения 3. Ответ организма на раздражение
ДВИЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
  • ДВИЖЕНИЕ
  • РАСТЕНИЯ
  • ЖИВОТНЫЕ
РОСТ И РАЗВИТИЕ Рост – это увеличение размеров тела.  Развитие – процесс приобретения организмом в течение жизни новых свойств .   Примеры:
  • РОСТ И РАЗВИТИЕ
  • Рост – это увеличение размеров тела.
  • Развитие – процесс приобретения организмом в течение жизни новых свойств .
  • Примеры:
РАЗМНОЖЕНИЕ Размножение – это воспроизведение себе подобных.
  • РАЗМНОЖЕНИЕ
  • Размножение – это воспроизведение себе подобных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. ОРГАНИЗМ орган орган орган орган  Орган  – это часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением.   Пример:
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
  • Организмэто живое существо, способное к самостоятельному существованию.
  • ОРГАНИЗМ
  • орган
  • орган
  • орган
  • орган
  • Орган – это часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением.
  • Пример:
III. Закрепление знаний Обсуждение требований к составлению плана параграфа.  (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.) Обсуждение требований к составлению плана параграфа.  (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.) Работа с текстом параграфа и составление его плана. Работа в парах. Обсуждение результатов работы с учащимися класса.

III. Закрепление знаний

  • Обсуждение требований к составлению плана параграфа. (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.)
  • Обсуждение требований к составлению плана параграфа.
  • (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.)
  • Работа с текстом параграфа и составление его плана.
  • Работа в парах.
  • Обсуждение результатов работы с учащимися класса.
IV. Задание на дом     Изучить § 3 «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого». Ответить на вопросы № 1-3 (устно). Выполнить задания, предложенные в конце параграфа, стр. 18  

IV. Задание на дом

  •   Изучить § 3 «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого».
  • Ответить на вопросы № 1-3 (устно).
  • Выполнить задания, предложенные в конце параграфа, стр. 18  
Интернет ресурсы Фон https:// avatanplus.com/files/resources/original/57876a40caefb155e8f70d3f.jpg Книги https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2014/08/shutterstock_73756861.jpg http://www.savio.it/img/ambiente-savio.jpg http://allgfx.net/uploads/posts/2011-05/1305893455_gmulajztzvpanym.jpeg Вензель http://www.otd-miory.vitebsk.by/images/zel2.png Подготовила учитель русского языка и литературы Тихонова надежда Андреевна, г.Костанай

Интернет ресурсы

Фон

https:// avatanplus.com/files/resources/original/57876a40caefb155e8f70d3f.jpg

Книги

https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2014/08/shutterstock_73756861.jpg

http://www.savio.it/img/ambiente-savio.jpg

http://allgfx.net/uploads/posts/2011-05/1305893455_gmulajztzvpanym.jpeg

Вензель

http://www.otd-miory.vitebsk.by/images/zel2.png

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Тихонова надежда Андреевна,

г.Костанай


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!