Просмотр содержимого документа
«Царства живых организмов»
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
Введение
Урок 3
5 класс
Учитель биологии
Чернецова Надежда Ивановна
- сформировать у учащихся знания о царствах живой природы;
- показать, что объединяет все живые организмы и чем они отличаются от объектов неживой природы;
- познакомить учащихся с требованиями к составлению плана параграфа.
- Основные понятия урока :
- царства живой природы,
- отличительные признаки живого.
I. Проверка знаний
- 1. Беседа по вопросам в конце параграфа 2. стр.13, в.1-3
- 2. Обсуждение необходимости соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии.
- 3. Заслушивание сообщений двух-трех учащихся о начале проведения фенологических наблюдений.
- Чем растения отличаются от животных?
- Какие признаки характерны для живых организмов?
Царства живых организмов. Отличительные признаки живого
9.8.18
1. Царства живых организмов .
- Что представляет собой живая природа? Это огромное количество живых организмов – животных, растений, грибов, бактерий и так далее. Разнообразие их также велико и разобраться в нем бывает непросто.
- С целью упорядочивания всех знаний ученые занимаются классификацией живых организмов. То есть распределяют все живые организмы на Земле по группам для облегчения их изучения.
- В одну группу могут войти организмы сходные по внешнему и внутреннему строению.
- Классификация – это распределение всех живых организмов на Земле по группам.
- Систематика – это раздел биологии, занимающийся классификацией живых организмов.
- Вид объединяет родственные организмы, близкие по строению и особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство.
ТИП
ТИП
II. Изучение нового материала 1. Царства живых организмов .
- Всё разнообразие живых организмов объединяют в несколько царств. В курсе школьной биологии выделяют четыре царства:
- Бактерии, Учебник §3 (рис. 8), стр. 16
- Грибы,
- Растения
- Животные .
- Царство – самая крупная единица
классификации .
- Заполнить схему в рабочей тетради .
Но всех их объединяет главное – это живые организмы. Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Оказывается, несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Так, и слон, надоедливая муха состоят из клеток. Клетка – это мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.
- Особое место в природе занимают вирусы.
- Вирусы – это неклеточная форма жизни, не имеющая ни ядра, ни цитоплазмы , ни вакуоли , ни клеточной мембраны , ни клеточной стенки.
- Ученые не могут определить, к живой, или к неживой природе они относятся.
- Вирус табачной мозаики – повреждает растения.
- Вирус бешенства – губит животных.
- Вирусы СПИДа, оспы, кори, гриппа – опасны для человека.
- Отличия живого от неживого
- Каждый живой организм состоит из клеток (исключение составляют вирусы).
- Все живые организмы сходны по химическому составу, то есть состоят из одних и тех же химических соединений.
(за исключением отмерших организмов) клеточного строения не имеют .
- Клетка – это мельчайшая частичка живого организма, обладающая всеми признаками живого.
- Основные признаки живой природы
1. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
2. РАЗДРАЖИМОСТЬ
3. ДВИЖЕНИЕ
4. РОСТ И РАЗВИТИЕ
5. РАЗМНОЖЕНИЕ
- Обмен веществ – это потребление живыми организмами в пищу нужных ему веществ и удаление из организма ненужных.
- Раздражимость – это свойство живых организмов реагировать на изменение окружающей среды.
- Пример: 1. Восприятие раздражения 2. Передача возбуждения от раздражения 3. Ответ организма на раздражение
- Рост – это увеличение размеров тела.
- Развитие – процесс приобретения организмом в течение жизни новых свойств .
- Размножение – это воспроизведение себе подобных.
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
- Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию.
- Орган – это часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением.
III. Закрепление знаний
- Обсуждение требований к составлению плана параграфа. (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.)
- Обсуждение требований к составлению плана параграфа.
- (Изучение инструкции по составлению плана параграфа на с. 18 учебника.)
- Работа с текстом параграфа и составление его плана.
- Работа в парах.
- Обсуждение результатов работы с учащимися класса.
IV. Задание на дом
- Изучить § 3 «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого».
- Ответить на вопросы № 1-3 (устно).
- Выполнить задания, предложенные в конце параграфа, стр. 18
Интернет ресурсы
Фон
https:// avatanplus.com/files/resources/original/57876a40caefb155e8f70d3f.jpg
Книги
https://www.firestock.ru/wp-content/uploads/2014/08/shutterstock_73756861.jpg
http://www.savio.it/img/ambiente-savio.jpg
http://allgfx.net/uploads/posts/2011-05/1305893455_gmulajztzvpanym.jpeg
Вензель
http://www.otd-miory.vitebsk.by/images/zel2.png
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Тихонова надежда Андреевна,
г.Костанай