СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудовое воспитание в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач специальной коррекционной школы является трудовое воспитание обучающихся, которое должно быть целостной системой формирования личности воспитанников с нарушением интеллекта. В труде формируются моральные качества, мотивы поведения, мировоззрение, познавательная деятельность, воспитывается характер и сила воли. Школа должна готовить обучающихся к сознательному и активному труду.

Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных, образовательных задач специальной (коррекционной) школы.

Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание в коррекционной школе.»

Трудовое воспитание в коррекционной школе.

Одной из задач специальной коррекционной школы является трудовое воспитание обучающихся, которое должно быть целостной системой формирования личности воспитанников с нарушением интеллекта. В труде формируются моральные качества, мотивы поведения, мировоззрение, познавательная деятельность, воспитывается характер и сила воли. Школа должна готовить обучающихся к сознательному и активному труду.

Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных, образовательных задач специальной (коррекционной) школы.

Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания обучающихся с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Включаясь в трудовой процесс, воспитанник меняет свое представление о себе и об окружающем мире. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение воспитанника.

На протяжении всей истории организации педагогической работы с обучающимися с ОВЗ вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики. Прежде всего, рассматривалась роль труда, как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т. е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ.

Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности.

Следует отметить, что коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи. А именно - коррекция недостатков общего психического развития школьника с ОВЗ. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей - обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.

Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в коррекционной школе является формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

Цель трудового воспитания - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.

Обучающемуся с ОВЗ, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание педагога. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.

Следует иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего,  с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности  учащегося по окончании школы.

Психолог Зенков Л. В. (1953) отмечает, что такое осознание дается   ученику с ОВЗ с большим трудом, даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе. Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый результат: поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие обучающего.

Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У детей формируются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.   Включение учащихся в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в детей - уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с ОВЗ. Когда детям удается сделать нужную вещь правильно, они испытывают огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

В процессе трудовой деятельности формируется целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает ученика. В системе трудового воспитания важную роль играет воспитание трудолюбия. Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней, формируют трудовую мотивацию, ценностное отношение к трудовой деятельности, желание трудиться и трудолюбие.

В специальной (коррекционной) школе при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме.

Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.                                                                                                                                Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе.Так, например, специальное внимание на уроках ручного труда уделяется воспитанию у учащихся с ОВЗ: обдумывать задание, прежде чем приступать к его исполнению.

Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Этот труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.

Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы со школьниками с ОВЗ, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей.                                                                                     

Известно, что воспитанники с ОВЗ слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки.

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

Значительное место в общественно - полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками.

Задача воспитателей и учителей - воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за ее выполнение.

Трудовое воспитание в условиях специальной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но оно имеет коррекционную направленность.

Трудовая деятельность:

- способствует развитию коррекции дефектов в личностном развитии ребенка с ОВЗ;

- формирует волевую и эмоциональную сферы;

- вырабатывает социально - значимую мотивацию;

-  подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности;

-  осуществляет его социальную адаптацию.

Организация трудового воспитания ребенка с ОВЗ сложна в силу его психо -физиологических дефектов и должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

У воспитанников в процессе трудового воспитания формируются и развиваются такие социально - значимые личностные качества, как коллективизм, ответственность за результаты труда коллектива, практичность, самостоятельность, организованность, сопереживание окружающим.

В процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда ученик получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Таким образом, коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально- значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка.



 

 

 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!