Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
- Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.;
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
формирование ответственного отношения к учению, готовности способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной учебно- исследовательской,творческой и других видов деятельности.
№ занятия | Тема занятия | Формы работы | Основное содержание темы | Основные виды деятельности |
Эмоциональная сфера человека. (10 часов) |
1 | Почему нам нужно изучать чувства? | Работа в группе, работа в паре, практическая работа, беседа. | Разыгрывание ситуации»; Упражнение «Почему нужно обращать внимание на чувства людей»; Упражнение «Копилка чувств»; Упражнение «Загадочные чувства»; Упражнение «Что чувствовала Вика»; Упражнение «Чьи глаза»; Упражнение «Коллективный рисунок»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
2 | Почему нам нужно изучать чувства? |
3 | Слово и чувство | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Чувства в словах»; Упражнение «Клубочек»; Упражнение «Пожелания»; Упражнение «Услышь слова»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
4 | Основные законы психологии эмоций. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Какое слово не подходит»; Упражнение «Основные законы психологии эмоций»; Сказка «Чертёжик»; Игра «Ассоциации»; Игра «Царевна Несмеяна»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
5 | Запреты на чувства. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Комплексы»; Упражнение «Составь комплекс»; Упражнение «Ты прав и ты не прав…»; Упражнение «Запреты на чувства»; Упражнение «Определи запреты»; Упражнение «Куда уходят чувства»; Игра «Калейдоскоп чувств»; Упражнение «Педсовет»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
6 | Запреты на чувства. |
7 | Эффект обратного действия. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Учёный, поэт, балерина, сказочник»; Упражнение «Что чувствует человек, если…»; Упражнение «Эффект обратного действия»; Упражнение «Как помочь человеку»; Упражнение «Ассоциации»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
8 | Передача чувств по наследству. | Беседа, работа в группе, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Каждый смотрит по-своему»; Упражнение «Что чувствует человек, если…»; Упражнение «В чём отличие»; Упражнение «Могут ли чувства передаваться «по наследству»?»; Упражнение «Дети нацистских преступников»; Упражнение «Задумай чувство»; Упражнение «Букет моих чувств»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
9 | Передача чувств по наследству. |
10 | Психогигиена эмоциональной жизни. | Беседа, практическая работа, работа в группе. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «и это грустно, и это весело…»; Упражнение «Что чувствует человек, если…»; Упражнение «Какое чувство повышает…»; Упражнение «Необходимость контакта с чувствами»; Сказка «Портфельчик»; Игра «Перепутаница»; Рефлексия занятия. | Познавательная Игровая |
Социальное восприятие: как узнавать другого человека. (13 часов) |
11 | Как мы получаем информацию о человеке. | Беседа, работа в группе, работа в парах, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Что чувствует человек, если…»; Упражнение «Что чувствует человек, если он сделал…»; Упражнение «Понимать окружающих»; Упражнение «Всегда ли можно получить информацию о человеке с помощью слов?»; Упражнение «Почему вербальная коммуникация много говорит о человеке»; Игра «Я тебя понимаю»; Игра «Покажи состояние жестом»; Игра «Как мы друг друга понимаем»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
12 | Как мы получаем информацию о человеке. |
13 | Учимся понимать жесты и позы. | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…»; Упражнение «Узнай чувство»; Упражнение «Жесты и позы всегда говорят о чём-то»; Упражнение «Жесты, отражающие состояние человека»; Притча «Похожий на всех»; Игра «Придумай ситуацию»; Игра «Разговор по телефону»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
14 | Учимся понимать жесты и позы. |
15 | Жесты Жесты. | Беседа, работа в группах. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди лишнее слово»; Притча «Песенка»; Упражнение «Вспомним жесты»; Игра «Живое зеркало»; Игра «Фотография на память»; Рефлексия занятия | Игровая |
16 |
17 | Невербальные признаки обмана. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | Рефлексия предыдущего занятия; упражнение «Найди закономерность»; Упражнение «Определи причину»; Упражнение «О чём говорят жесты»; Игра «Искренний комплимент»; Игра «Врунишка»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
18 | Понимание причин поведения людей. Понимание причин поведения людей. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди объединяющее слово»; Упражнение «Определи причину»; Упражнение «Почему необходимо уметь понимать причины поведения других людей»; Упражнение «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли»; Упражнение «Как не делать ошибок в понимании»; Игра «Если я Ника»; Игра «Что я сейчас чувствую, о чём думаю»; Рефлексия занятия | Познавательня Игровая |
19 |
20 | Впечатление, которое мы производим. | Беседа, работа в группах, работа в парах. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Первое впечатление»; Упражнение «Как произвести впечатление»; Игра «Я устраиваюсь на работу»; Игра «Я меняю школу»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
21 | Из чего складывается первое впечатление о человеке. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Что нужно делать»; Упражнение «Что мы помним о человеке»; Упражнение «Характеристики впечатлений»; Игра «Впечатление»; Игра «Новый учитель»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
22 | Способы понимания социальной информации. | Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди аналогии»; Упражнение «Понимание социальной информации»; Упражнение «Какая информация легче запоминается?»; Игра «Рекламные агенты»; Игра «Шпионы»; Рефлексия занятия | Познавательня Игровая |
23 | Влияние эмоций на познание. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди аналогию»; Упражнение «Найди слово»; Упражнение «Какая информация лучше запоминается»; Игра «Сердитое лицо»; Игра «Мы все похожи»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
Межличностная привлекательность: любовь, дружба. (10 часов) |
24 | Привлекательность человека. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди синоним»; Упражнение «Что привлекает в человеке»; Упражнение «Какая привлекательность важнее»; Игра «Звезда привлекательности»; Игра «Волшебное превращение»; Рефлексия занятия | Познавательня Игровая |
25 | Взаимность или обоюдная привлекательность. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Продолжи ряд»; Упражнение «Найди слово»; Упражнение «Взаимная симпатия»; Упражнение «Легко ли проявлять симпатию?»; Игра «Передай взглядом»; Игра «Самый лучший комплимент»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
26 | Дружба. Четыре модели общения. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Найди лишнее слово»; Упражнение «Модели общения»; Упражнение «Что для тебя значимо»; Упражнение «Твоё мнение»; Упражнение «Три качества»; Упражнение «На приёме у психолога»; Игра «Живые руки»; Игра «Вопрос для Лизы»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
27 | Дружба. Четыре модели общения. |
28 | Романтические отношения или влюблённость. | Беседа, практическая работа, работа в парах. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Продолжи ряд»; Упражнение «Влюблённость и любовь»; Упражнение «Как поступить»; Упражнение «На приёме у психолога»; Игра «Кто признается в любви лучше всех»; Упражнение «Чья фраза лучше»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
29 | Романтические отношения или влюблённость. |
30 | Любовь. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Какие слова подходят»; Упражнение «Как я понимаю любовь»; Упражнение «Приведи пример»; Упражнение «Ф это любовь?»; Игра «Портреты»; Рефлексия занятия. | |
31 | Половая идентичность и её развитие у подростков. | Беседа, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Может ли быть так…»; Упражнение «Я – философ»; Упражнение «На приёме у психолога»; Игра «Подарок»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
32 | Что помогает и что мешает любви. | Беседа, работа в парах, практическая работа. | Рефлексия предыдущего занятия; Упражнение «Какие слова подходят»; Упражнение «Может ли быть так…»; Упражнение «Что помогает и что мешает любви»; Упражнение «Я тебя люблю»; Упражнение «Психологическая задача»; Игра «Любимый цветок и цвет галстука»; Рефлексия занятия. | Познавательня Игровая |
33 | Что помогает и что мешает любви. |
Обобщение. (1 час) |
34 | Тренинг «Я учусь владеть собой». | Беседа, практическая работа. | Приветствие; Упражнение «Когда люди злятся друг на друга»; Упражнение «Агрессивное существо»; Притча «Небеса и ад»; Упражнение «Лист гнева»; Упражнение «Эмоции правят мной или я ими?»; Притча «Про царя»; Упражнение «Как управлять своими эмоциями»; Упражнение «Вверх по радуге»; Упражнение «Выкинь»; Упражнение «Пушинка». | Досуговое общение |
№ | Тема занятия | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Почему нам нужно изучать чувства? | 07.09 | |
2 | Почему нам нужно изучать чувства? | 14.09 | |
3 | Слово и чувство | 21.09 | |
4 | Основные законы психологии эмоций. | 28.09 | |
5 | Запреты на чувства. | 05.10 | |
6 | Запреты на чувства. | 12.10 | |
7 | Эффект обратного действия. | 19.10 | |
8 | Передача чувств по наследству. | 26.10 | |
9 | Передача чувств по наследству. | 09.11 | |
10 | Психогигиена эмоциональной жизни. | 16.11 | |
11 | Как мы получаем информацию о человеке. | 23.11 | |
12 | Как мы получаем информацию о человеке. | 30.11 | |
13 | Учимся понимать жесты и позы. | 07.12 | |
14 | Учимся понимать жесты и позы. | 14.12 | |
15 | Жесты | 21.12 | |
16 | Жесты. | 28.12 | |
17 | Невербальные признаки обмана. | 11.01 | |
18 | Понимание причин поведения людей. | 18.01 | |
19 | Понимание причин поведения людей. | 25.01 | |
20 | Впечатление, которое мы производим. | 01.02 | |
21 | Из чего складывается первое впечатление о человеке. | 08.02 | |
22 | Способы понимания социальной информации. | 15.02 | |
23 | Влияние эмоций на познание. | 22.02 | |
24 | Привлекательность человека. | 01.03 | |
25 | Взаимность или обоюдная привлекательность. | 15.03 | |
26 | Дружба. Четыре модели общения. | 22.03 | |
27 | Дружба. Четыре модели общения. | 05.04 | |
28 | Романтические отношения или влюблённость. | 12.04 | |
29 | Романтические отношения или влюблённость. | 19.04 | |
30 | Любовь. | 26.04 | |
31 | Половая идентичность и её развитие у подростков. | 03.05 | |
32 | Что помогает и что мешает любви. | 10.05 | |
33 | Что помогает и что мешает любви. | 17.05 | |
34 | Тренинг «Я учусь владеть собой». | 24.05 | |