СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тропинка к своему я

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"  для обучающихся 7-8 класса

Просмотр содержимого документа
«программа по внеурочке 7 -8класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хабарская средняя общеобразовательная школа №1





«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора по воспитательной работе ___________________(Богданова О.Н.)



«УТВЕРЖДЕНО»

директор МБОУ «Хабарская СОШ №1» ____________(Коростелев Н.Н.)


Приказ № ___ от _­­­____201 г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

общеинтеллектуальное направление

основное общее образование (7-8 кл.)







Составитель: Судос Е.Г., педагог - психолог





Хабары

Пояснительная записка.

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.

Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.

Рабочая программа разработана на основе:

- Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Должностной инструкции педагога-психолога;

-. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.;



Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Программа «Тропинка к своему Я» разработана для обучающихся 7 – 8 класса, рассчитана на 1 час занятий в неделю в каждом классе, 34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 формирование ответственного отношения к учению, готовности способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной учебно- исследовательской,творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;

  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;

  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;

  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;

  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;

  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;

  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;

  • адекватно воспринимать оценки учителей;

  • уметь распознавать чувства других людей;

  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;

  • уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;

  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;

  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

Тематическое планирование


Класс

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические

1

7

Эмоциональная сфера человека.

10

5

5

2

7

Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

13

7

6

3

7

Межличностная привлекательность: любовь, дружба.

10

5

5

4

7

Обобщение.

1

-

1

5

8

Я-концепция и её ключевые компоненты




6

8

Основные состояния человека: Ребенок,взрослый,родитель.




7

8

Эмоциональный мир человека




Содержание курса.

№ занятия

Тема занятия

Формы работы

Основное содержание темы

Основные виды деятельности

Эмоциональная сфера человека. (10 часов)


1

Почему нам нужно изучать чувства?

Работа в группе, работа в паре, практическая работа, беседа.

  1. Разыгрывание ситуации»;

  2. Упражнение «Почему нужно обращать внимание на чувства людей»;

  3. Упражнение «Копилка чувств»;

  4. Упражнение «Загадочные чувства»;

  5. Упражнение «Что чувствовала Вика»;

  6. Упражнение «Чьи глаза»;

  7. Упражнение «Коллективный рисунок»;

Рефлексия занятия.


Познавательная

Игровая

2

Почему нам нужно изучать чувства?

3

Слово и чувство

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Чувства в словах»;

  3. Упражнение «Клубочек»;

  4. Упражнение «Пожелания»;

  5. Упражнение «Услышь слова»;

  6. Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая

4

Основные законы психологии эмоций.

Беседа, работа в группе, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Какое слово не подходит»;

  3. Упражнение «Основные законы психологии эмоций»;

  4. Сказка «Чертёжик»;

  5. Игра «Ассоциации»;

  6. Игра «Царевна Несмеяна»;

Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая

5

Запреты на чувства.

Беседа, работа в группе, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Комплексы»;

  3. Упражнение «Составь комплекс»;

  4. Упражнение «Ты прав и ты не прав…»;

  5. Упражнение «Запреты на чувства»;

  6. Упражнение «Определи запреты»;

  7. Упражнение «Куда уходят чувства»;

  8. Игра «Калейдоскоп чувств»;

  9. Упражнение «Педсовет»;

Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая

6

Запреты на чувства.

7

Эффект обратного действия.

Беседа, работа в группе, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Учёный, поэт, балерина, сказочник»;

  3. Упражнение «Что чувствует человек, если…»;

  4. Упражнение «Эффект обратного действия»;

  5. Упражнение «Как помочь человеку»;

  6. Упражнение «Ассоциации»;

Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая

8

Передача чувств по наследству.

Беседа, работа в группе, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Каждый смотрит по-своему»;

  3. Упражнение «Что чувствует человек, если…»;

  4. Упражнение «В чём отличие»;

  5. Упражнение «Могут ли чувства передаваться «по наследству»?»;

  6. Упражнение «Дети нацистских преступников»;

  7. Упражнение «Задумай чувство»;

  8. Упражнение «Букет моих чувств»;

Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая

9

Передача чувств по наследству.

10

Психогигиена эмоциональной жизни.

Беседа, практическая работа, работа в группе.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «и это грустно, и это весело…»;

  3. Упражнение «Что чувствует человек, если…»;

  4. Упражнение «Какое чувство повышает…»;

  5. Упражнение «Необходимость контакта с чувствами»;

  6. Сказка «Портфельчик»;

  7. Игра «Перепутаница»;

Рефлексия занятия.

Познавательная

Игровая


Социальное восприятие: как узнавать другого человека. (13 часов)


11

Как мы получаем информацию о человеке.

Беседа, работа в группе, работа в парах, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Что чувствует человек, если…»;

  3. Упражнение «Что чувствует человек, если он сделал…»;

  4. Упражнение «Понимать окружающих»;

  5. Упражнение «Всегда ли можно получить информацию о человеке с помощью слов?»;

  6. Упражнение «Почему вербальная коммуникация много говорит о человеке»;

  7. Игра «Я тебя понимаю»;

  8. Игра «Покажи состояние жестом»;

  9. Игра «Как мы друг друга понимаем»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

12

Как мы получаем информацию о человеке.

13

Учимся понимать жесты и позы.

Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Что чувствует человек, если ему в голову приходят мысли о…»;

  3. Упражнение «Узнай чувство»;

  4. Упражнение «Жесты и позы всегда говорят о чём-то»;

  5. Упражнение «Жесты, отражающие состояние человека»;

  6. Притча «Похожий на всех»;

  7. Игра «Придумай ситуацию»;

  8. Игра «Разговор по телефону»;

Рефлексия занятия.


Познавательня

Игровая

14

Учимся понимать жесты и позы.

15

Жесты

Жесты.

Беседа, работа в группах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди лишнее слово»;

  3. Притча «Песенка»;

  4. Упражнение «Вспомним жесты»;

  5. Игра «Живое зеркало»;

  6. Игра «Фотография на память»;

Рефлексия занятия

Игровая

16

17

Невербальные признаки обмана.

Беседа, практическая работа, работа в парах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия; упражнение «Найди закономерность»;

  2. Упражнение «Определи причину»;

  3. Упражнение «О чём говорят жесты»;

  4. Игра «Искренний комплимент»;

  5. Игра «Врунишка»;

  6. Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

18

Понимание причин поведения людей.

Понимание причин поведения людей.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди объединяющее слово»;

  3. Упражнение «Определи причину»;

  4. Упражнение «Почему необходимо уметь понимать причины поведения других людей»;

  5. Упражнение «Как сказать о причинах своего поведения, чтобы нас поняли»;

  6. Упражнение «Как не делать ошибок в понимании»;

  7. Игра «Если я Ника»;

  8. Игра «Что я сейчас чувствую, о чём думаю»;

Рефлексия занятия

Познавательня

Игровая

19

20

Впечатление, которое мы производим.

Беседа, работа в группах, работа в парах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Первое впечатление»;

  3. Упражнение «Как произвести впечатление»;

  4. Игра «Я устраиваюсь на работу»;

  5. Игра «Я меняю школу»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

21

Из чего складывается первое впечатление о человеке.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Что нужно делать»;

  3. Упражнение «Что мы помним о человеке»;

  4. Упражнение «Характеристики впечатлений»;

  5. Игра «Впечатление»;

  6. Игра «Новый учитель»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

22

Способы понимания социальной информации.

Беседа, работа в парах, работа в группах, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди аналогии»;

  3. Упражнение «Понимание социальной информации»;

  4. Упражнение «Какая информация легче запоминается?»;

  5. Игра «Рекламные агенты»;

  6. Игра «Шпионы»;

Рефлексия занятия

Познавательня

Игровая

23

Влияние эмоций на познание.

Беседа, практическая работа, работа в парах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди аналогию»;

  3. Упражнение «Найди слово»;

  4. Упражнение «Какая информация лучше запоминается»;

  5. Игра «Сердитое лицо»;

  6. Игра «Мы все похожи»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

Межличностная привлекательность: любовь, дружба. (10 часов)


24

Привлекательность человека.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди синоним»;

  3. Упражнение «Что привлекает в человеке»;

  4. Упражнение «Какая привлекательность важнее»;

  5. Игра «Звезда привлекательности»;

  6. Игра «Волшебное превращение»;

Рефлексия занятия

Познавательня

Игровая

25

Взаимность или обоюдная привлекательность.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Продолжи ряд»;

  3. Упражнение «Найди слово»;

  4. Упражнение «Взаимная симпатия»;

  5. Упражнение «Легко ли проявлять симпатию?»;

  6. Игра «Передай взглядом»;

  7. Игра «Самый лучший комплимент»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

26

Дружба. Четыре модели общения.

Беседа, практическая работа, работа в парах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Найди лишнее слово»;

  3. Упражнение «Модели общения»;

  4. Упражнение «Что для тебя значимо»;

  5. Упражнение «Твоё мнение»;

  6. Упражнение «Три качества»;

  7. Упражнение «На приёме у психолога»;

  8. Игра «Живые руки»;

  9. Игра «Вопрос для Лизы»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

27

Дружба. Четыре модели общения.

28

Романтические отношения или влюблённость.

Беседа, практическая работа, работа в парах.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Продолжи ряд»;

  3. Упражнение «Влюблённость и любовь»;

  4. Упражнение «Как поступить»;

  5. Упражнение «На приёме у психолога»;

  6. Игра «Кто признается в любви лучше всех»;

  7. Упражнение «Чья фраза лучше»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

29

Романтические отношения или влюблённость.

30

Любовь.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Какие слова подходят»;

  3. Упражнение «Как я понимаю любовь»;

  4. Упражнение «Приведи пример»;

  5. Упражнение «Ф это любовь?»;

  6. Игра «Портреты»;

Рефлексия занятия.


31

Половая идентичность и её развитие у подростков.

Беседа, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Может ли быть так…»;

  3. Упражнение «Я – философ»;

  4. Упражнение «На приёме у психолога»;

  5. Игра «Подарок»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

32

Что помогает и что мешает любви.

Беседа, работа в парах, практическая работа.

  1. Рефлексия предыдущего занятия;

  2. Упражнение «Какие слова подходят»;

  3. Упражнение «Может ли быть так…»;

  4. Упражнение «Что помогает и что мешает любви»;

  5. Упражнение «Я тебя люблю»;

  6. Упражнение «Психологическая задача»;

  7. Игра «Любимый цветок и цвет галстука»;

Рефлексия занятия.

Познавательня

Игровая

33

Что помогает и что мешает любви.

Обобщение. (1 час)


34

Тренинг «Я учусь владеть собой».

Беседа, практическая работа.

  1. Приветствие;

  2. Упражнение «Когда люди злятся друг на друга»;

  3. Упражнение «Агрессивное существо»;

  4. Притча «Небеса и ад»;

  5. Упражнение «Лист гнева»;

  6. Упражнение «Эмоции правят мной или я ими?»;

  7. Притча «Про царя»;

  8. Упражнение «Как управлять своими эмоциями»;

  9. Упражнение «Вверх по радуге»;

  10. Упражнение «Выкинь»;

Упражнение «Пушинка».

Досуговое общение





Календарно - тематический план курса внеурочной деятельности

7 класс, 1 час в неделю

Тема занятия

Дата проведения

По плану

По факту

1

Почему нам нужно изучать чувства?

07.09


2

Почему нам нужно изучать чувства?

14.09


3

Слово и чувство

21.09


4

Основные законы психологии эмоций.

28.09


5

Запреты на чувства.

05.10


6

Запреты на чувства.

12.10


7

Эффект обратного действия.

19.10


8

Передача чувств по наследству.

26.10


9

Передача чувств по наследству.

09.11


10

Психогигиена эмоциональной жизни.

16.11


11

Как мы получаем информацию о человеке.

23.11


12

Как мы получаем информацию о человеке.

30.11


13

Учимся понимать жесты и позы.

07.12


14

Учимся понимать жесты и позы.

14.12


15

Жесты


21.12


16

Жесты.

28.12


17

Невербальные признаки обмана.

11.01


18

Понимание причин поведения людей.


18.01


19

Понимание причин поведения людей.

25.01


20

Впечатление, которое мы производим.

01.02


21

Из чего складывается первое впечатление о человеке.

08.02


22

Способы понимания социальной информации.

15.02


23

Влияние эмоций на познание.

22.02


24

Привлекательность человека.

01.03


25

Взаимность или обоюдная привлекательность.

15.03


26

Дружба. Четыре модели общения.

22.03


27

Дружба. Четыре модели общения.

05.04


28

Романтические отношения или влюблённость.

12.04


29

Романтические отношения или влюблённость.

19.04


30

Любовь.

26.04


31

Половая идентичность и её развитие у подростков.

03.05


32

Что помогает и что мешает любви.

10.05


33

Что помогает и что мешает любви.

17.05


34

Тренинг «Я учусь владеть собой».

24.05




































Календарно - тематический план курса внеурочной деятельности

8 класс, 1 час в неделю

Тема занятия

Дата проведения

По плану

По факту

1

Я-концепция

04.09


2

Самоуважение

11.09


3

Самоконтороль

18.09


4

Самоэффективность

25.09


5

Пол как ключевой аспект Я

02.10


6

Личностные особенности мужчин и женщин

09.10


7

Три состояния личности : ребенок, взрослый, родитель.

16.10


8

Внутренний ребенок, какой он?

23.10


9

Внутренний ребенок бывает разный- естественный и приспособившийся

13.11


10

Внутренний родитель может быть разный- заботливым и контролирующим.

20.11


11

Внутренний взрослый – истинный и мнимый

27.11


12


04.11


13


11.12


14


18.12


15


25.12


16


15.01


17


22.01


18


29.01


19


05.02


20


12.02


21


19.02


22


26.02


23


05.03


24


12.03


25


19.03


26


02.04


27


09.04


28


16.04


29


23.04


30


30.04


31


07.05


32


14.05


33


21.05


34


28.05





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!