Тренинг
«Применение активных методов обучения для формирования читательской компетенции»
Цель: показать приёмы работы, применяя активные методы обучения для формирования читательской компетенции.
Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данной теме, стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал педагогов, вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на тренинге.
Практическая значимость: использование активных методов обучения дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые результаты: коллеги будут применять активные методы обучения на своих уроках., уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов.
Материалы и оборудование: столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 4 человека, ресурс с текстом для каждого участника, проектор для презентации.
Инструменты для работы: простые карандаши.
План тренинга
Метод «Поздороваемся ладошками»
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединим пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Всегда (безымянный)
Во всём (мизинец)
Метод «Ожидания и опасения»
- Прошу вас свои ожидания и опасения написать на пальчиках «ладошки».
- Прочитайте вслух свои ответы. В конце занятия мы вернёмся к «ладошкам».
Метод «Мозговой штурм»
- Определимся с понятием «активные методы обучения»(АМО).
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
- Из предложенных на доске методов, назовите те, которые относятся к активным методам обучения.
Метод «Предположение» или «Прогнозирование»
- О ком текст над которым мы будем работать?
Метод «Синквейн»
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
1. |
2. Многогранный, уникальный. |
3. Рисовал, изобретал, предвидел. |
4. Создал идеал женской красоты в картине «Мона Лиза». |
5. Гений. |
Метод «Джигсо»
Метод предназначен для того, чтобы обучающиеся помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Обучающиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из всех микротем.
Метод «Инсерт» или «Чтение с пометками»
Приём «инсерт» помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Для ребёнка становится важным не только найти информацию, а выделить то, что является новым и интересным. Прежде чем поставить тот или иной значок, ребёнок задумывается, просматривает текст, решает какой знак поставить.
V – уже знал
+ – узнал новое
! – не понял
? – меня удивило
Методическая игра «Мои предпочтения»
Рефлексия
-Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, покажите ладошки.