Требования историко-культурного стандарта в части истории российского православия по 17 веку.
В настоящее время радикально изменились социальные функции учителя истории. В новой информационной ситуации он перестал быть основным носителем и транслятором некоторой совокупности «исторических фактов» — ретроспективной информации, на основе которой у подрастающего поколения, с одной стороны, формируется представление о прошлом своей страны и мира, а с другой, — вырабатывается умение принимать осознанные решения в условиях социального выбора. Теперь его основная задача — сориентировать учащихся в нарастающем потоке текстов, отдельных фактических сведений (порой вымышленных) и разнообразных (часто взаимоисключающих) оценок. При этом наиболее значимыми показателями профессиональной квалификации учителя истории становятся навыки источниковедческого анализа, способность верно понимать, грамотно интерпретировать и комментировать тексты исторических источников, давать им квалифицированную экспертную оценку, умение организовывать и самостоятельно проводить конкретно-исторические и конкретно-источниковедческие исследования, оформлять их результаты в виде научных и научно-популярных статей, учебных текстов, презентаций и, самое главное, предлагать оптимальную педагогическую инструментовку освоенным знаниям. Для этого учитель должен не только ознакомиться с теоретическими основами исторической науки, но и освоить аутентичные современные практики профессиональных ученых-историков.
В июле 2013 года Министерство образования и науки РФ вынесло на общественное обсуждение проект нового историко-культурного стандарта. Представленный проект включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, формирование единого культурно-исторического пространства России.
При анализе данного документа формулируются концептуальные основы нового исторического образования, среди которых я акцентирую внимание на следующем: «История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание курса истории». В то же время определяется основная задача стандарта – формирование гражданской общероссийской идентичности.
Что касается понятия «гражданская идентичность», то в социологии этот термин указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения).
Действительно, проблема национальной идентификации стоит достаточно остро в современном российском обществе. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство россиян находятся в условиях идентификационного вакуума, который вызван и многонациональностью государства, и поликонфессиальностью, и нынешним федеративным устройством, и поликультурным историческим прошлым нашей страны, и глобализационными процессами, которые так или иначе затронули современную Россию. Сегодня общество столкнулось с проблемой, что на вопрос «Кто мы, россияне? Какие мы? Чем мы отличаемся от других?» большинство из нас не может найти ответа.
И тут по замыслу авторов-разработчиков нового историко-культурного стандарта, большую роль должно сыграть изучение генезиса Русской Православной Церкви и основ православной идеологии на уроках истории. Опять, как и тысячу лет назад, православию предстоит стать связующей основой для амальгамизации российского общества, стать фактором осознания его экзистенциальных основ. Почему церковь? Дело в том, что для объединения нации требуются некие консолидирующие символы. Это не должны быть «новодельные» символы, они должны пронизывать историю России изначально. Таковых у российского общества осталось не много. Стоически несет их на протяжении веков Русская Православная Церковь. Председатель Синодального Совета по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин видит их в следующем: справедливость, патриотизм, нравственность, достоинство, честность, семья, национально-культурные традиции, свобода, мир, солидарность, права человека, трудолюбие, единство, самоограничение. Вот базовые ценности россиян!
Их формирование гармонично входит в канву преподавания отечественной истории, в том числе в контексте изучения аспектов православия.
Вернемся к предлагаемому проекту Историко-культурного стандарта. Я подвергла анализу главы Стандарта на предмет выявления тем, связанных с историей православия и православной культурой 17 века. Предлагаю их перечень:
Персоналии: Патриарх Гермоген, Патриарх Филарет, Патриарх Никон, Протопоп Аввакум.
Даты: 1589 – учреждение в России патриаршества;
1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола
Рассуждая над проблемой обращения к православной культуре в новом историко-культурном стандарте, я провела небольшое исследование уровня нынешнего состояния православной культуры школьников. Результаты моего мини исследования хотела бы предложить вашему вниманию. Но перед тем необходимо отметить, что вопросы истории Русской Православной Церкви и православной культуры на сегодняшний день занимают менее 2 % от всего содержания учебного материала в курсе отечественной истории. В то же время в курсе обществознания практически не уделяется внимание изучению основных положений христианства в контексте мировых религий. Изучение этой темы зависит от субъективного отношения самого учителя к ней, от его знания и понимания основ христианской религии.
Итак, практически никто из моих респондентов (в опросе принимали участие только ученики, относящие себя к православной религии) не смогли точно определить персоналии русских святых 17 века, включенных в историко-культурный стандарт по предлагаемым портретам и иконам. 100% точно назвали год принятия христианства на Руси и имя князя Владимира, который способствовал принятию и распространению религии, однако год раскола назвали точно всего 75%, чуть менее половины опрошенных респондентов аргументировано назвали причины раскола и последствия этого события. Основы православной идеологии известны около 50% опрошенных респондентов. Это говорит о том, что необходимость корректировки преподавания истории в контексте обозначения роли и места Русской Православной Церкви в истории России действительно назрела, чему и будет способствовать, на мой взгляд, новый историко-культурный стандарт.