СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Три склонения имен существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Три склонения имен существительных»»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Три склонения имен существительных»

УМК: «Школа России»

Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Номинация: проблемный урок с использованием ИКТ

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».

Учебные задачи, направленные на достижение  личностных результатов обучения:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.

  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

  • Самостоятельно находить несколько  вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.

  • Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: Учебник: "Русский язык 3 класс, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки  разного цвета с именами существительными, дифференцированные карточки с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

                            УУД

Виды проверки

Мотивация к учебной деятельности.
(Минутка вхождения в урок)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания
.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

– Ребята отвечают.

– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.


Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

– Для начала повторим то, что уже знаем.
Использую слайд 1 Презентации.

Посмотрите на экран.
Спиши предложение:  

К празднику я сделал подарок матери, сестре и брату.

 Задание.

1.Обозначь имена существительные. 2.Определи падеж и окончание у существительных .









Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?









 – Матери –  имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Сестре – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Брату – сущ., стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.





Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.









Проверка по экрану.

Постановка учебной задачи

Какова же цель нашего урока?

– Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

Умение ставить цель и планировать свои действия.


«Открытие» нового знания.

– У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета)

Задание.

-Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.


Работаем в паре.

Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло.

Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.

– Проведите  группировку по цвету:  первый столбик – слова красного цвета,  второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета.


У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

– Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.




–  Кто может сформулировать вывод?

Слайд 2.



–  Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 26.






Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

 

–  Это имена существительные в единственном числе, именительном падеже.

–  Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.


Ребята распределяют карточки в три столбика.



Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.

У доски работают учащиеся и отмечают признаки.



–  К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.
Дети делают вывод: склонение имен существительных определяем по роду. Вывод появляется на слайде 2.


Читают правило в учебнике.



-Определению склонения имен существительных.







Тема урока: Определение склонения имен существительных.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.














Проверка по доске- эталон работы уч-ся

Первичное закрепление.

– Следующее задание- Упражнение в определении типа склонения имен существительных.

Работа в паре.

Работа по карточкам.

1 уровень.

Произвести группировку по склонениям имен сущ:

Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь.

2 уровень.

Придумать и записать по три сущ. каждого склонения.

3 уровень.

Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.

Определи склонение имен сущ.

Решил ……, подлетел к ……, купался в…… ,

перепрыгнул через ……… , висел над …, слез с

……, двигался по ……… .



Слайд 3.

– А теперь составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.


Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Слайд 4.

Работа в паре: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Презентация работ группы.



 

 

























Ребята составляют устно в паре алгоритм



– Нужно поставить слово в начальную форму.

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.






1уровень-проверка по эталону учителя на экране

2,3 уровни-фронтальная проверка














Проверка по экрану.

Физкультминутка.

Музыкальная разминка. Слайд 5

Ребята выполняют упражнение под музыку.

Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.


Самостоятельная работа с взаимопроверкой и сверкой по эталону (экран).

Слайд 6.

Составь  из слов два предложения о природе. Определи склонение имен существительных.

Дымкой, лес, покрыт, синей, сосновый

На, держалась, листва, дубе, могучем, ржавая

. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.


Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.

Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

Взаимопроверка

Включение в систему знаний и закрепление.

Работа по учебнику.

Упр.78

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: списывают текст, определяют склонение имен сущ.


Предметный результат.
Представление знаний

Самопроверка по экрану.

Включение в систему знаний.

Поисковая работа..

Слайд 7.

Работа в паре.

Ребята, сейчас вам нужно сосредоточиться при выполнении задания. Даю вам проблему.

Задание.

Найти ошибки в определении склонений.

Упал с дерева(2скл), идут по площади(1скл), стучит в стекло(1скл), сидит за партой(1скл), заблудились в метель(3скл), скучаю без папы(2скл), затопила печь(3скл), укрылся от дождя(2скл), побывал в ущелье(3скл)



Работа в паре.
Учащиеся находят ошибки и записывают правильный вариант ответа. Доказывают правильность своего ответа.

2 ученика работают на обратке.


Идут по площади(3скл), стучит в стекло(2скл),скучаю без папы(1скл), побывал в ущелье(2скл)

Предметный результат.

Выделение проблемы
Представление знаний




Проверка по эталону уч-ся

Итог деятельности.

– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока.

- Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

Дерево самооценки. На доске трёхцветная радуга.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую.

 



– У них разные склонения.



– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.

Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.



Рефлексия.

Радуга самооценки. На доске трёхцветная радуга.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую.

Д/з  Написать 3 предложения про 8 Марта. Определить склонение имен существительных.


Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

По доске

Домашнее задание.

1уровень- Со словами дружба, солнце, помощь составить предложения, определить склонение имен сущ, определить падеж, выделить окончание.

2 уровень- Написать по 2 имени сущ. 1,2,3 скл. и составить предложения, определить падеж имен сущ, выделить окончание.


Регулятивные –постановка и формулировка предстоящей работы, способность к преодолению препятствий

Познавательные- строить логическую цепь рассуждения.

На следующий урок-фронтальный опрос.

Приложение 1

















Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло.

Приложение 2

1 уровень.

Произвести группировку по склонениям имен сущ:

Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь.

2 уровень.

Придумать и записать по три сущ. каждого склонения.

3 уровень.

Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.

Определи склонение имен сущ.

Решил ……, подлетел к ……, купался в…… ,

перепрыгнул через ……… , висел над …, слез с ……, двигался по ….. .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!