Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД | Виды проверки |
Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) | Долгожданный дан звонок Начинается урок. Приходи старание К нам без опоздания. – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? – А каким вы хотите, чтобы получился наш урок? – А что вы для этого должны делать? | – Ребята отвечают. – Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным… – Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы… | Личностный результат Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Для начала повторим то, что уже знаем. Использую слайд 1 Презентации. Посмотрите на экран. Спиши предложение: К празднику я сделал подарок матери, сестре и брату. Задание. 1.Обозначь имена существительные. 2.Определи падеж и окончание у существительных . – Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? | – Матери – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Сестре – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Брату – сущ., стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением. | Метапредметный результат Определение общей цели и путей их достижения. Предметный результат Использование опыта и знаний. Предметный результат. Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. | Проверка по экрану. |
Постановка учебной задачи | – Какова же цель нашего урока? | – Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. | Умение ставить цель и планировать свои действия. | |
«Открытие» нового знания. | – У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета) Задание. -Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу. Работаем в паре. Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло. – Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Проведите группировку по цвету: первый столбик – слова красного цвета, второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета. У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке. – Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов. – Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов. – Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов. – Кто может сформулировать вывод? Слайд 2. – Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 26. – Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? | – Это имена существительные в единственном числе, именительном падеже. – Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет. Ребята распределяют карточки в три столбика. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных. У доски работают учащиеся и отмечают признаки. – К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п. Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п. К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п. Дети делают вывод: склонение имен существительных определяем по роду. Вывод появляется на слайде 2. Читают правило в учебнике. -Определению склонения имен существительных. Тема урока: Определение склонения имен существительных. | Предметный результат Использование опыта и знаний. Метапредметный результат Умозаключение, обобщение, вывод. | Проверка по доске- эталон работы уч-ся |
Первичное закрепление. | – Следующее задание- Упражнение в определении типа склонения имен существительных. Работа в паре. Работа по карточкам. 1 уровень. Произвести группировку по склонениям имен сущ: Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь. 2 уровень. Придумать и записать по три сущ. каждого склонения. 3 уровень. Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ. Определи склонение имен сущ. Решил ……, подлетел к ……, купался в…… , перепрыгнул через ……… , висел над …, слез с ……, двигался по ……… . Слайд 3. – А теперь составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных. – Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже? Слайд 4. | Работа в паре: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания. Презентация работ группы. Ребята составляют устно в паре алгоритм – Нужно поставить слово в начальную форму. | Личностный результат Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметный результат Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. | 1уровень-проверка по эталону учителя на экране 2,3 уровни-фронтальная проверка Проверка по экрану. |
Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд 5 | Ребята выполняют упражнение под музыку. | Личностный результат Формирование установки на здоровый образ жизни. | |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой и сверкой по эталону (экран). | Слайд 6. Составь из слов два предложения о природе. Определи склонение имен существительных. Дымкой, лес, покрыт, синей, сосновый На, держалась, листва, дубе, могучем, ржавая . Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. | Самостоятельная работа, затем проверка. Ситуация успеха и ее самоощущение. | Предметный результат Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи. | Взаимопроверка |
Включение в систему знаний и закрепление. | Работа по учебнику. Упр.78 | Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: списывают текст, определяют склонение имен сущ. | Предметный результат. Представление знаний | Самопроверка по экрану. |
Включение в систему знаний. Поисковая работа.. | Слайд 7. Работа в паре. Ребята, сейчас вам нужно сосредоточиться при выполнении задания. Даю вам проблему. Задание. Найти ошибки в определении склонений. Упал с дерева(2скл), идут по площади(1скл), стучит в стекло(1скл), сидит за партой(1скл), заблудились в метель(3скл), скучаю без папы(2скл), затопила печь(3скл), укрылся от дождя(2скл), побывал в ущелье(3скл) | Работа в паре. Учащиеся находят ошибки и записывают правильный вариант ответа. Доказывают правильность своего ответа. 2 ученика работают на обратке. Идут по площади(3скл), стучит в стекло(2скл),скучаю без папы(1скл), побывал в ущелье(2скл) | Предметный результат. Выделение проблемы Представление знаний | Проверка по эталону уч-ся |
Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. - Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? – С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных? Дерево самооценки. На доске трёхцветная радуга. Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую. | – У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. | Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. | |
Рефлексия. | Радуга самооценки. На доске трёхцветная радуга. Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую. Д/з Написать 3 предложения про 8 Марта. Определить склонение имен существительных. | | Метапредметный и личностный результаты. Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. | По доске |
Домашнее задание. | 1уровень- Со словами дружба, солнце, помощь составить предложения, определить склонение имен сущ, определить падеж, выделить окончание. 2 уровень- Написать по 2 имени сущ. 1,2,3 скл. и составить предложения, определить падеж имен сущ, выделить окончание. | | Регулятивные –постановка и формулировка предстоящей работы, способность к преодолению препятствий Познавательные- строить логическую цепь рассуждения. | На следующий урок-фронтальный опрос. |
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.
Определи склонение имен сущ.