СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Третье склонение имён существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок для учащихся 4 классов по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Третье склонение имён существительных»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина»

города Белогорска Республики Крым





Конспект урока русского языка 4- Г класс,

УМК «Школа России»





«Третье склонение

имён существительных»





подготовила учитель

начальных классов

Игнатьева Оксана Александровна








Г. Белогорск

2017 г.


Тема урока: «Третье склонение имён существительных».

Тип урока: урок «открытие» нового знания.

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению  третьего склонения имён существительных. 

Обучающие цели:

Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;

Воспитывающие:

воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.

  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  • Формировать универсальные учебные действия:

  1. Личностные УУД:

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.

Предметные УУД:

знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.

Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, презентация.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь.


Структура и содержание урока.

I Организационный момент.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.


- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, как гостеприимные хозяева повернёмся к ним и улыбнёмся.


Игровое приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Мы умные, мы дружные,

  • Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)

Обращение к учащимся

(Слайд 2)

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку
« пять» !

Девиз дня: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

(Дети объясняют значение пословицы)

II Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках.

Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.

(Слайд3)

1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … и … (Падежам и числам)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)

- Определите падеж существительного у дороги. (Р.п.)

- Предлоги к, по относятся к существительным, стоящим в … падеже. (Д.п.)

- На какие вопросы отвечает Т.п.? (Кем? Чем?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- Изменение существительных по падежам называется … (склонением)

2. Словарная работа.

(Слайд4)

-Повторим словарные слова. Внимание на экран. Читаем слово и называем закрытую орфограмму. Я «открываю» безударную гласную и проверяем орфограмму.

Вставить пропущенную букву.


(Ученики называют в слове пропущенную букву, «открываю» окошко)

- Молодцы, очень хорошо справились с заданием!

-С какой целью мы на каждом уроке повторяем словарные слова?


III Определение темы и цели урока:

  1. Постановка проблемы. Исследовательская работа
    Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.

Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД: целеполагание.

Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного.

- Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.

Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.

(Проверка по эталону) (Слайд 5)


IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)

- Что вы заметили? (остались слова)

- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

- Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).

Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?

- 3 склонение имён существительных.

(Слайд6)


2. Целеполагание.

- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).

- Будем учиться определять склонение у имён существительных.

-Что мы должны знать в конце урока?

- Как определить 3 склонение существительных.


3.Открытие нового знания
Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных.

Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.

Метапредметные УУД : владение правильной речью.

Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках.

- Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.


(Слайд 7)

- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению? Сколько склонений у имён существительных?


4. Кластер. (Работа в группах)

(Слайд 8 - 9)




V. Релаксация. Физминутка.

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни

Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим.

(Музыкальная физкульминутка)

VI. Первичное закреплениеУУД

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.

Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.

Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.

Предметные УУД : умение применять знания на практике.


- Тему новую опять

Надо нам запоминать.

1. Поиск способов определения склонения имени существительного

УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей.

  1. Игра «Не ошибись»

(Слайд 10)


Записать существительные третьего склонения.

  1. Работа в паре Составление алгоритма.

Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.

- Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) ( учащиеся составляют алгоритм по этапам)


(Слайд 11)


-Если существительное стоит в косвенной форме, то как определить склонение?

– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.

(Слайд 12)

1 карточка

приближался к деревне (1 скл.)
освещался солнцем (2 скл.)
в снежную пыль (3 скл.)

2 карточка

скакал на лошади (3 скл.)
раздавался в тишине (1 скл.)
сверкает солнце (2 скл.)



VIII. Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайды 13 – 14)

1.Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.

  • Телеграмма для______________.

  • Рассказ о __________________.

  • Сидит на __________________.

  • Сок из _____________________.

  • Гулял в ____________________.

Самопроверка



2.Работа в парах (Если останется время)

(Слайд 15)



IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 

- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?

Как вы думаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?

Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).

Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)


X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Развивать рефлексивные умения.

Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


(Слайд 16)

- Прокомментируйте.


XI. Контроль и оценка

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.


«Дерево успеха».

Предлагаю на дереве успеха показать, насколько оказался доступной и усвоенной тема урока .

Дети берут фигурки человечков и закрепляют их на дереве


Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).


XII Информация о домашнем задании по выбору

Цель: дифференцируемый выбор.

Предлагаю выполнить задание на карточках определить склонение у имён существительных.


Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.

Вспомним девиз нашего урока «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

Вы получили сегодня частичку мудрости, и я рада за вас.


(Слайд 17)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!