Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина»
города Белогорска Республики Крым
Конспект урока русского языка 4- Г класс,
УМК «Школа России»
«Третье склонение
имён существительных»
подготовила учитель
начальных классов
Игнатьева Оксана Александровна
Г. Белогорск
2017 г.
Тема урока: «Третье склонение имён существительных».
Тип урока: урок «открытие» нового знания.
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению третьего склонения имён существительных.
Обучающие цели:
Формирование понятия о третьем склонении имён существительных в единственном числе; определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;
Развивающие:
формирование учебно-познавательной деятельности; формирование готовности учащихся к разным видам деятельности; развитие речи, умения слушать, развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы; воспитание навыка работы в парах; воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
Создать условия для «открытия» учащимися понятия третьего склонения имён существительных.
Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
осознание учащимися ценности изучаемого способа определения склонения существительного; осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока - готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания, формулировать проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов.
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Предметные УУД:
знание признаков существительного; умение определять склонение имён существительных, умение применять полученные знания.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён сущ.
Основные методы: объяснительно-иллюстрированный, наглядный, сравнение, комментирование, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: формирование самооценки готовности к уроку, создание эмоционального настроя.
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, как гостеприимные хозяева повернёмся к ним и улыбнёмся.
Игровое приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные! (прикосновение всей ладонью)
Обращение к учащимся
(Слайд 2)
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку
« пять» !
Девиз дня: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
(Дети объясняют значение пословицы)
II Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализирование знания о части речи, морфологических признаках.
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
Метапредметные УУД : Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Предметные УУД : Знания о части речи, их признаках.
(Слайд3)
1. Интеллектуальнная разминка. Блиц-опрос
- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)
- Имя существительное изменяется по … и … (Падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)
- Определите падеж существительного у дороги. (Р.п.)
- Предлоги к, по относятся к существительным, стоящим в … падеже. (Д.п.)
- На какие вопросы отвечает Т.п.? (Кем? Чем?)
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)
- Изменение существительных по падежам называется … (склонением)
2. Словарная работа.
(Слайд4)
-Повторим словарные слова. Внимание на экран. Читаем слово и называем закрытую орфограмму. Я «открываю» безударную гласную и проверяем орфограмму.
Вставить пропущенную букву.
(Ученики называют в слове пропущенную букву, «открываю» окошко)
- Молодцы, очень хорошо справились с заданием!
-С какой целью мы на каждом уроке повторяем словарные слова?
III Определение темы и цели урока:
Постановка проблемы. Исследовательская работа
Цель: Формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.
Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные УУД: целеполагание.
Предметные УУД: затруднение в определении склонения существительного.
- Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку.
Выпишите из данной группы слов те, которые относятся к 1 склонению в первый столбик, те, которые относятся ко 2 склонению во второй столбик.
(Проверка по эталону) (Слайд 5)
IV. Изучение нового материала. (Поиск решения проблемной ситуации.)
- Что вы заметили? (остались слова)
- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
- Сделайте вывод: что это за существительные? (это существительные 3 склонения).
Итак, какую тему мы сегодня будем изучать на уроке?
- 3 склонение имён существительных.
(Слайд6)
2. Целеполагание.
- Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок? (ответы детей).
- Будем учиться определять склонение у имён существительных.
-Что мы должны знать в конце урока?
- Как определить 3 склонение существительных.
3.Открытие нового знания
Цель: Формулирование умения определять третье склонение имен существительных.
Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД : владение правильной речью.
Предметные УУД : понятие о части речи, их признаках.
- Запишите эти слова, выделите у этих существительных окончание и укажите род и склонение.
(Слайд 7)
- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 3 склонению? Сколько склонений у имён существительных?
4. Кластер. (Работа в группах)
(Слайд 8 - 9)
V. Релаксация. Физминутка.
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни
Вы сказали, что вы дружные и внимательные. Сейчас мы с вами это проверим.
(Музыкальная физкульминутка)
VI. Первичное закреплениеУУД
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения склонения имени существительного.
Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели.
Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно.
Предметные УУД : умение применять знания на практике.
- Тему новую опять
Надо нам запоминать.
1. Поиск способов определения склонения имени существительного
УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей.
Игра «Не ошибись»
(Слайд 10)
Записать существительные третьего склонения.
Работа в паре Составление алгоритма.
Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, установление аналогий и причинно - следственных связей.
- Давайте на доске составим алгоритм ( план, по которому будем определять склонение) ( учащиеся составляют алгоритм по этапам)
(Слайд 11)
-Если существительное стоит в косвенной форме, то как определить склонение?
– Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных. Объясните друг другу, как вы действуете.
(Слайд 12)
1 карточка приближался к деревне (1 скл.) освещался солнцем (2 скл.) в снежную пыль (3 скл.)
| 2 карточка скакал на лошади (3 скл.) раздавался в тишине (1 скл.) сверкает солнце (2 скл.)
|
VIII. Включение нового знания в систему знаний.
УУД: сформировать навык определения склонения сущ., опираясь на выведенные способы.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Слайды 13 – 14)
1.Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)
1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Самопроверка
2.Работа в парах (Если останется время)
(Слайд 15)
IX Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
- Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?
-Как вы думаете, совместными усилиями мы достигли цели?
Как вы думаете, зачем нужно уметь определять склонение имён существительных?
Чтобы правильно писать окончания у имён существительных (Выслушиваются предположения детей).
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное? (алгоритм)
X .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Развивать рефлексивные умения.
Личностные УУД: Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные УУД: умение сравнивать, делать выводы;
Предметные УУД: применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
(Слайд 16)
- Прокомментируйте.
XI. Контроль и оценка
Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Предметные УУД: предлагается вспомнить критерии оценивания, дается время для самооценки, выслушиваются результаты.
«Дерево успеха».
Предлагаю на дереве успеха показать, насколько оказался доступной и усвоенной тема урока .
Дети берут фигурки человечков и закрепляют их на дереве
Оцените результаты труда самых активных детей (дети высказывают своё мнение и оценивают товарищей).
XII Информация о домашнем задании по выбору
Цель: дифференцируемый выбор.
Предлагаю выполнить задание на карточках определить склонение у имён существительных.
Мне было приятно с вами работать на уроке, всем большое спасибо.
Вспомним девиз нашего урока «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»
Вы получили сегодня частичку мудрости, и я рада за вас.
(Слайд 17)