СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокий уровень сложности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочная работа по русскому языку. Вариант 4»


Инструкция

по выполнению работы


Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов

не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!













Вариант 4

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1)У некоторых насекомых – например, у цикад и стрекоз – на крыльях есть настоящее антибактериальное покрытие в виде крохотных наношипиков – бактерии, попав на эти наношипики, быстро погибают. (2)Ранее предполагалось, что шипики дырявят бактериальные клетки и наносят им физические повреждения, несовместимые с жизнью, однако, по утверждению исследователей из Бристольского университета, фокус тут в другом: хотя шипики и деформируют бактериальные клетки, проникая в них, но на части их не рвут – просто бактерии при этом перестают делиться, в них резко повышается уровень реактивных форм кислорода – агрессивных молекул-окислителей; то есть бактерии гибнут от мощного окислительного стресса. (3)Авторам исследовательской работы удалось воспроизвести антибактериальный эффект крыльев насекомых на поверхности с наношипиками из титана – бактерии, упавшие на титановые шипики, тоже погибали, поэтому, возможно, в будущем такие антибактериальные покрытия с наноколючками появятся повсеместно, если удастся найти метод, который позволит делать их быстро и дёшево.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Изучение наношипиков, имеющихся на крыльях некоторых насекомых и обладающих особым антибактериальным эффектом (бактерии гибнут от мощного окислительного стресса), привело учёных к эксперименту с титановой поверхностью, покрытой наноколючками, что открывает новые возможности по созданию эффективных антибактериальных покрытий.

2) У цикад и стрекоз на крыльях имеется мощное антибактериальное

покрытие – крохотные шипики, сталкиваясь с которыми бактерии

травмируются, перестают делиться, в них повышается уровень

агрессивных молекул-окислителей, в результате чего бактерии гибнут от сильнейшего окислительного стресса.

3) Исследователи, занимавшиеся изучением строения крыльев цикад и

стрекоз, пришли к выводу, что поверхность крыльев этих насекомых,

покрытая наношипиками, обладает антибактериальным эффектом:

бактерии, сталкиваясь с этими крошечными колючками, получают

повреждения, несовместимые с жизнью, и очень быстро погибают.

4) Благодаря изучению антибактериального эффекта шипиков на крыльях некоторых насекомых, когда бактерии при столкновении с наноколючками погибают под воздействием молекул-окислителей, учёные создали антибактериальную поверхность с наношипиками из титана, которая, при условии быстрого и недорогого производства такого покрытия, будет, возможно, использоваться повсеместно.

5) Имеющиеся у некоторых насекомых наношипики обладают мощным

антибактериальным эффектом за счёт того, что в бактериях при

столкновении с такими шипиками повышается уровень реактивных форм кислорода – агрессивных молекул-окислителей, приводящих в конечном счёте к гибели бактерий.

2. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста.

Запишите эту частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

слова НАНОСИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено

во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую

этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НАНОСИТЬ, несов.

1) что и чего. Приносить какое-нибудь количество чего-нибудь в несколько

приёмов. Наносить валежника.

2) (1 и 2 л. не употр.), кого-что на кого-что. Наталкивать (течением,

ветром). Лодку наносило (безл.) на мель.

3) что. Отмечать, чертить на чём-нибудь. Наносить знаки на карту.

4) что на что. Покрывать чем-нибудь какую-нибудь поверхность. Наносить лак.

5) что. Причинять, делать (то, что обозначено существительным).

Наносить оскорбление. Наносить поражение. Наносить удар.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

пОручни ворвалАсь дОнельзя кровоточАщий зАгнутый закУпоренный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав

к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Небо, река, ЛЕСИСТЫЙ берег, сливаясь, обволакивали её одиночество, и

утренний туман, как упаковочная вата, защищал от всякого человека.

Мебель в комнате была затейливая, из ЦЕЛОСТНОГО дерева.

Человек любознательный и ПРАКТИЧНЫЙ, Шишкин с энтузиазмом изучал

технические новинки своего времени, особо интересовался различными

способами получения изображения.

ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после

очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был

привлечён к административной ответственности.

Посылка была запакована в ЖЁСТКИЙ картон.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

Правда состоит в том, что большинство людей никогда не перестаёт нуждаться в потребности родительской заботы и родительского тепла.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

после ТЫСЯЧИ двадцатого года ОКРЕП после болезни много ШИЛЬЕВ нет НОСКОВ НОВАЯ кроссовка

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Гоша, обращаясь к маме, процитировал всего-навсего одно предложение из повести, которую он закончил читать пару дней назад, но мать сразу поняла, что он хотел сказать, и расплакалась, бросилась обнимать сына.

2) Оказавшись на пристани и увидев десятки белобоких теплоходов,

обещающих увлекательную прогулку по заливу, мы всей компанией решили воспользоваться этой возможностью и уже через полчаса любовались большой водой, стоя на корме теплохода «Антона Чехова».

3) Коллекционеров Сотников не особо жаловал, хотя и понимал, что благодаря именно этой категории людей имел в течение многих лет солидный приработок, выступая в качестве уникального эксперта по изделиям «Дома Сотникова», знаменитого ювелирного предприятия, основанного ещё в самом конце восемнадцатого века.

4) Смотря на водную гладь, возникает ощущение свободы, хочется прыгнуть с этой скалы в кристально чистую воду и поплыть вперёд, навстречу приключениям.

5) Когда наконец семёрка велосипедистов вырвались вперёд, оставив далеко позади остальных соперников, Никита и Егор, поначалу не особенно внимательно следившие за ходом состязания, буквально прильнули

к экрану телевизора.

6) Вопреки обычного многолетнего порядка, из-за реки по мостам, обтекая

собор, на площадь стали вливаться бесчисленные людские массы, заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами.

7) Знакомство славян, расселившихся в VI–VII вв. на территории Греции,

с римской культурой не только проявлялось в сельскохозяйственной

лексике, но и в терминологии, связанной со строительством, обработкой металлов и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством.

8) В последующем некоторые учителя успешно проводили эту экскурсию со

своими учениками на одном из близлежащих к Москве верховых болот,

акцентируя внимание учащихся на необходимости сохранения болот ввиду их огромного биосферного значения.

9) Поклонники автоспорта даже придумали легенду, согласно которой своё название, в переводе означающее «серебряный камень», это место

получило именно благодаря автодрому, ставшему одной из самых больших драгоценностей в сокровищнице британского автоспорта.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) растеряться; пировать (весь день); росистый (луг);

2) зацепиться; роскошный; косой (край);

3) выращенный; преподавать; трамплин;

4) постирать (одежду); дешевизна; поглощать;

5) элементарный; ароматный; сиреневый

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр_поднести ( в дар); пр_пирательство; пр_сыщенный;

2) о_быть (по назначению); по_ковать (коня); на_кусить;

3) ин_екция; кон_юнктивит; ад_ютант;

4) бе_костный; бли_сидящий; чере_чур;

5) двух_гольчатый; пост_мпрессионизм; сверх_нтеллектуальный

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) потреб_вать; выклад_вать; развед_вать;

2) преусп_вать; эмал_вый; карамел_вый;

3) раскрепощ_нность; ноч_вка; корч_вка;

4) (хрустальный) графинч_к; пружин_стое (кресло); гусен_чка;

5) изворотл_вый (торговец); выздоравл_вая; (болезнь) обессил_ла (девочку)

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) трепещ_щий (листок); скач_щий; хлопоч_щая (хозяйка);

2) закашля_шься; замеш_нное (тесто); неприемл_мый;

3) (газон) выгор_т (на солнце); устро_вший (встречу); обла_нный (собакой)

4) понаде_вшийся (на удачу), беспоко_щийся; самокле_щаяся (лента);

5) муч_щий (меня вопрос), (участки) гранич_т (с лесом); тащ_щаяся (электричка);

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По мере приближения к морю всё яснее был слышен (НЕ) УМОЛКАЮЩИЙ

ни на минуту шум беспокойных волн.

Отношения с соседями были вовсе (НЕ) ПРОСТЫМИ, и всё же Николай

о каждом из них всегда говорил уважительно.

Температура воздуха в течение дня менялась очень (НЕ) ЗНАЧИТЕЛЬНО.

Произведение (НЕ) ПЕРЕВЕДЕНО на европейские языки, поэтому иностранному читателю оно плохо знакомо.

Наташа сама себя считала простой, заурядной, но Антон знал, что это

совершенно (НЕ) ТАК.

Девушка покорила Фёдора (НЕ) ВОСПИТАННОСТЬЮ и красотой, а необычайно острым умом.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Старик смотрел (ИС) (ПОД) ЛОБЬЯ, (ЗА) ТО внук выглядел довольным.

Всё ТАК (ЖЕ) дул ветер, и люди (В) МЕСТО маек надели свитера.

Ночью шторм вдруг (ПО) МАЛЕНЬКУ начал стихать, (В) СВЯЗИ с чем поступило распоряжение готовить судно к отплытию.

Света педант, Оля ТО (ЖЕ), а Ирина всегда была (НА) РЕДКОСТЬ несобранной и неорганизованной.

Полощите горло отваром КАКОЙ (НИБУДЬ) противовоспалительной травы, а ТАК (ЖЕ) раствором соды.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Грустная песня о тяжкой доле труже(1)ика в устах ребёнка звучала какой-то эпической, спокойной печалью, и детское личико певицы, склонё(2)ое над гитарой, было не по летам серьёзно и умно. Её тоненький, комари(3)ый голосок звенел так хорошо и тихо, что казалось, будто это пела невидимая крохотная фея, порхающая в лу(4)ом свете. А всё кругом было залито этим нежным серебря(5)ым светом.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений

1) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз конверт и записку и ей

тут же захотелось рассказать об этом своей матери.

2) А солдат улыбается себе в усы да глаза щурит ест похлёбку да хозяйку

нахваливает.

3) За первый день экскурсанты успели посетить не только Ливадийский

дворец и парк Харакс но также «Ласточкино гнездо» и знаменитую

«Поляну сказок».

4) Инвестор хочет переоборудовать штамповочный цех и цех упаковки

готовой продукции и планирует полностью финансировать этот проект.

5) В конце августа жара спадает и с моря начинает дуть постоянный и очень

сильный ветер.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Размякшая под дождём (1) земля легко поддавалась лопате, и (2)

в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь

бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых

листьев (7) стала затекать вода.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),

на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Так начался изнурительный кошмар этих двух недель (1) в продолжение (2) которых (3) он пытался заставить себя решиться на проверку (4) что ему давалось с огромным трудом (5) и одновременно уговорить докторов (6) что здоров (7) и ни в какой проверке не нуждается.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

Некоторые историки стесняются и даже сердятся (1) когда им доказывают (2) что они тоже люди определённой эпохи (3) и (4) что этот факт должен обязательно отразиться на их взглядах (5) поскольку (6) если бы они жили раньше или позже (7) то и ХI, ХVII, XIX века в их статьях и книгах были бы несколько иными.

21. Найдите предложения, в которых в которых ЗАПЯТАЯ (-ые) ставится(-ятся) ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Остров Врангеля – российский остров в Северном Ледовитом океане

между Восточно-Сибирским и Чукотским морями, назван он в честь

российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля. (2)Этот остров входит в состав

одноимённого заповедника, который является объектом всемирного

наследия ЮНЕСКО. (3)Постоянно обитают на острове белый медведь,

песец, росомаха, волк, сибирский лемминг, лемминг Виноградова, северный

олень, овцебык; временами заходит красная лисица. (4)Археологические находки в районе стоянки Чёртов овраг свидетельствуют о том, что первые люди (палеоэскимосы) охотились на острове ещё за 1750 лет до н. э. (5)В это время здесь ещё могли встречаться последние мамонты – представители особой карликовой разновидности, хотя прямые доказательства их взаимодействия с древнейшим населением острова пока не обнаружены.

(6)По предположениям учёных, ко времени открытия острова европейцами

он был необитаем. (7)Тем не менее существуют серьёзные основания

полагать, что как минимум до начала XIX века остров служил перевалочным

пунктом, обеспечивавшим связь между эскимосами Аляски и арктического

побережья Чукотки, и что на нём могли существовать устойчивые поселения с этнически неоднородными обитателями. (8)Из ряда источников известен следующий факт: на западном побережье острова в 30-х годах ХХ века

были обнаружены остатки нескольких жилищ – свидетельство проживания

осёдлых племён коренных жителей Чукотки, которые оставили следы

своего пребывания в виде жилищ и предметов: изделий из дерева и кости.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда. (2)Последние годы она уезжала зимовать к дочери в город. (3) Возраст: трудно каждый день печку топить да воду носить из колодца. (4)По грязи да в гололёд. (5)Упадёшь, расшибёшься. (6)И кто поднимет? (7)Но с хутором, с гнездом насиженным нелегко расставаться. (8)Да и о доме душа болела. (9)На кого его оставишь? (10)Вот и думала: ехать, не ехать?.. (11)А тут ещё телефон привезли на подмогу — «мобилу». (12)Долго объясняли про кнопки: какие нажимать, а какие не трогать.

(13)Обычно звонила дочь из города по утрам.

(14)Запоёт весёлая музыка, вспыхнет в коробочке свет

— (15)Мама, здравствуй! (16)Ты в порядке? (17)Молодец. (18)Вопросы есть? (19)Вот и хорошо. (20)Целую. (21)Будь-будь.

(22)Не успеешь опомниться, а уже свет потух, коробочка смолкла. (23)А тут, то есть в жизни хуторской, стариковской, было много всего, о чём рассказать хотелось.

— (24)Мама, слышишь меня?

— (25)Слышу!.. (26)Это ты, доча? (27)А голос будто не твой. (28)Ты не хвораешь? (29)Гляди одевайся теплей. (30)Здоровье береги.

— (31)Мама, — донеслось из телефона строгое. — (32)Говори по делу. (33)Мы же объясняли: тариф.

— (34)Прости Христа ради, — опомнилась старая женщина. (35)Её ведь предупреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче — о самом главном.

(36)Но что в жизни главное? (37)Особенно у старых людей...

(38)Прошёл ещё один день. (39)А утром слегка подморозило. (40)Деревья, кусты и сухие травы стояли в лёгком белом пушистом инее. (41)Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. (42)Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище груши... (43)Неловко начался день да так и не пошёл на лад. (44)Как всегда поутру засветил и запел телефон мобильный.

— (45)3дравствуй, моя доча, здравствуй. (46)Одно лишь звание, что живая. (47)Я нынче так ударилась, — пожаловалась она. — (48) Не то нога подвернулась, а может, скользко.

(49)Во дворе, пошла воротца отворять, а там груша... (50)Я из неё вам компот варю. (51)Ты его любишь. (52)А то бы я её давно убрала. (53)Возле этой груши...

— (54)Мама, говори, пожалуйста, конкретней. (55) О себе, а не о груше. (56)Не забывай, что это мобильник, тариф. (57)Что болит? (58)Ничего не сломала?

— (59)Вроде бы не сломала, — всё поняла старая женщина. — (60)Приложила капустный лист.

(61)На том и закончился с дочерью разговор. (62) Остальное самой себе пришлось досказывать. (63)И от мыслей разных старая женщина даже всплакнула, ругая себя: «Чего ревёшь?..» (64)Но плакалось. (65)И от слёз вроде бы стало легче.

(66)А в обеденный неурочный час, совсем неожиданно, заиграла музыка и засветился мобильный телефон. (67)Старая женщина испугалась.

— (68)Доча, доча, чего случилось? (69)Не заболел кто? (70)Ты на меня, доча, не держи сердце. (71)Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. (72)Но я ведь и вправду чуть не убилась...

(73)Издалека, через многие километры, слышался голос дочери.

— (74)Говори, мама, говори...

— (75)Прости, моя доча. (76)Ты слышишь меня?..

(77)В далёком городе дочь её слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. (78)Увидела, но почувствовала вдруг, как всё это зыбко и ненадёжно: телефонная связь, видение.

— (79)Говори, мама, — просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвётся и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь.

— (80)Говори, мама, говори... (По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — российский прозаик и публицист.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старой женщине хотелось многое рассказать своей дочери, но ей приходилось говорить только самое главное.

2) Пожилые люди особенно нуждаются в помощи своих детей.

3) Дочь бабки Катерины забеспокоилась о её здоровье, поэтому позвонила в

«неурочное» время.

4) Русские деревни скоро исчезнут с лица земли.

5) В деревнях зимой почти не осталось жителей, а летом все дома в деревне заполнялись дачниками.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3-6 объясняют содержание предложения 2.

2) В предложениях 7-9 представлено повествование.

3) В предложениях 14-22 содержится пояснение предложения 13.

4) В предложении 40 содержится описание.

5) В предложении 77 представлено рассуждение.

24. Из предложений 68-71 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 31-37 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

26.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-26.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Б. Екимов стремится передать особенности речи главного персонажа - бабки Катерины. С этой целью в тексте использованы такая форма речи, как (А)___ (предложения 24—34, 45—60), и лексическое средство — (Б)____ (“хвораешь” в предложении 28; “нынче” в предложении 47, “ревёшь” в предложении 63). Передавая читателю горькие размышления старой женщины, автор использует синтаксическое средство (В)___ (например, предложения 6, 9) и такой приём, как (Г)___ (предложения 3—4)».

Список терминов:

1) парцелляция 2) фразеологизм 3) эпитет 4) анафора 5) метафора 6) разговорная лексика 7) диалог 8) риторический вопрос 9) ряд однородных членов.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения – не менее 150










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!