СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговые занятия преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях « Мы вместе!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговые занятия преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях « Мы вместе!»»

Тренинговые занятия преодоления конфликтов

в детско-родительских отношениях 

« Мы вместе!»

Введение

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.

Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи специалиста-психолога или психотерапевта, практически невозможно.

Родители обращаются за психологической помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, сложностей в детско-родительских отношениях, а также эмоциональных затруднений у детей.

В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.

Предупреждая отрицательное влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных факторов путем коррекции ментального восприятия, можно оказать первичную психопрофилактическую помощь ребенку и реабилитационную поддержку его семье.














Тренинговые занятия преодоления конфликтов в детско-родительских отношениях

Цель тренинга:

- установление и развитие неконфликтных детско-родительских отношений партнерства и сотрудничества;

- выработка новых навыков неконфликтного взаимодействия с ребенком для раскрытия его личностного потенциала;

- формирование у детей и родителей навыков бесконфликтного общения.

Задачи тренинга:

- расширить возможности понимания ребенка, улучшить взаимоотношения и активизировать коммуникацию в семье;

- заинтересовать родителей в поиске контактов с ребенком, в готовности признать в нем личность и оценить его право быть самим собой;

- дать возможность проанализировать семейные ситуации, взглянуть на себя со стороны.

Ожидаемый результат:

- вооружение участников психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими возникающих проблем и конфликтов, способов личной подготовки к их решению;

-  обучение безусловного принятия родителями своего ребенка;

-   понимание родителями собственных стереотипов воспитания;

- повышение родителями и детьми уверенности в себе, оптимизма в успешном преодолении встречающихся в семейной жизни трудностей, веры в успех при столкновении со сложными жизненными ситуациями;

- развитие важных психологических личностных свойств и качеств и повышение на этой основе умения слушать друг друга, выражать свои чувства по отношению друг к другу, разрешать конфликты и трудности.

Занятие 1

Цель занятия: осознание семьи как одного целого, целостного организма в социокультурной среде; осознание факта глубокой взаимосвязи поведения всех членов семьи.

Разминка.

Упражнение «Закончи предложение». Участники вспоминают самое счастливое чувство — радость. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость — это...», «Для папы радость — это...», «Для мамы радость — это...», «Для родителей радость — это...».

Основная часть.

Упражнение «Семья и мир семьи». В этом упражнении предлагается паре «родитель-ребенок» нарисовать семью в виде метафорического образа на фоне окружающего мира. Необходимо попросить участников найти на рисунке себя и других членов семьи, рассмотреть, как взаимоотношения семьи и окружающего мира проявляются в композиции рисунка.


Занятие 2

Цель занятия: выработка умения принимать критику и похвалу.

Разминка.

Упражнение «Скажи мишке добрые слова». Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Участники тренинга придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, то есть «поглаживают» его. Основная часть.

Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше 10 и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Сначала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то новое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть упражнения - перебрасываясь мячом, говорить слова похвалы, поощрения. Правила те же - каждый повторяет всё, что было сказано до него и предлагает своё. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчёркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.

Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации достойно.

Занятие 3

Цель занятия: выработка умение обратиться к другому с просьбой, умение понимать другого.

Разминка.

Упражнение «Картинная галерея».Предлагается участникам выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув,  можно было рассмеяться.  Портреты развешиваются на доске,  и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.

Игра развивает воображение, мышление, а также умение обратиться к другому с просьбой, умение понимать другого.

Упражнение «Сила слова». Составляются три списка слов, характерных для уверенных, неуверенных и грубых ответов. Ведущий записывает слова на доске, участники - на листке бумаги.

Занятие 4

Цель занятия: развитие навыков регулирования эмоционального состояния; развитие навыков снятия раздражения.

Разминка.

Упражнение «Черная рука — белая рука». Предлагает представить и изобразить сначала «черную руку» — руку, готовую к агрессии, а затем, по сигналу, превратить ее в «белую руку», расслабленную, готовую приласкать.

Основная часть.

Упражнение «Чувствую себя хорошо». Назови 5 ситуаций вызывающих ощущение: «Чувствую себя хорошо». Воспроизведи их в своем воображении, запомни чувства которые при этом возникнут теперь представь, что ты кладешь эти ощущения в надежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь. Нарисуй это место и назови эти ощущения.

Упражнение     «Аукцион».  По типу аукциона предлагается  как можно больше   способов,   помогающих   справляться   с   плохим   настроением.  

Занятие 5

Цель занятия: формирование конструктивного реагирования в ситуации обиды.

Разминка.

Упражнение «Разозлились — одумались». По сигналу «разозлились» участники тренинга напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» — расслабляются и улыбаются.

Основная часть.

Проводится групповая дискуссия, театрализованная игра (обсуждение темы: Преднамеренные и непреднамеренные обиды. Анализ переживания обиды).

Упражнения «Детские обиды». Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду Вспомнить свои переживания и нарисовать, или описать их — в любой (конкретной или абстрактной) манере.

Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши)

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».

Обсуждение.

Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т.п.

Домашнее задание: Закончи предложение: «Я обижаюсь когда...», нарисуй выражение лица обиженного человека. Подумай и запиши, или нарисуй, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди. Упражнение «Как выразить обиду и досаду». Из «волшебного ящика» все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половишь записаны а) роль «обидчика», в чем состоит обида, б) роль «обиженного», как он реагирует на обиду как ведет себя (уверенно неуверенно грубо). Задача -соединить открытку

вместе (найти свою половинку) и разыграть сценку для всех. Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме, с подчеркнутым, акцентированным поведением. Предлагает школьникам самим решить, будут ли они разыгрывать сценки с куклами, или без них, указывая, что кукла — это в каком-то смысле способ уйти от себя, скрыться за маской. Сложность в том, что половинок с ролью «обидчика» в три раза меньше, чем с ролью обиженного». В результате должны получиться группки по 4 человека, в чем ребята убеждаются сами, как бы увидев воочию, что возможна разная реакция на одну и ту же ситуацию. В случае необходимости можно добавить «обиженного» например, людей с высоким и низким чувством собственного достоинства, наблюдателя и т.п. Дается 10-15 минут на подготовку выступления. Затем каждая группа проигрывает свою сценку. После каждого выступления проигрываются «удачные» и «неудачные» способы (т.е. дети в шаржированной форме изображают наиболее яркую черту своей роли -например, неуверенный начинает прожать или плакать, грубый - лаять). После того как все вые выступили, проводится обсуждение: о чем говорят те или иные формы поведения. Составляются и записываются на доске и в дневниках эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады.

Домашнее задание: Последи за собой в перерыве между занятиями как я реагирую на обиду. Описать это или нарисовать (в конкретной или абстрактной форме).

Занятие 6

Цель занятия: осознание, выработка участниками чувства собственного достоинства

Разминка.

Упражнение «Поссорились — помирились». Выбирается два участника, им необходимо представить, что их правые руки — это человечки, которые выполняют (на учительском столе) действия по команде ведущего: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут

играть вместе. Затем участники превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с добавлением звуков (ку-ка-ре-ку).

Основная часть.

Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные». Участникам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать, или описать, что такое «радость». Подчёркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Всё перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую участники тренинга рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит участников обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия «радость». Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик», перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно это было сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек - особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Обсуждение:

Что важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.

Домашнее задание. Выполнить упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Необходимо ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать своё имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, всё хорошее, что о себе знаешь. Постараться, чтобы было как больше лучей.

Занятие 7

Цель занятия: овладеть вербальными и невербальными формами выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства.

Разминка.

Упражнение «Закончи предложение». Участники вспоминают самое счастливое чувство — радость. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость — это...», «Для папы радость — это...», «Для мамы радость — это...», «Для родителей радость — это...».

Основная часть.

Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радости». Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, чем мы похожи и в чём различны, что даёт нам возможность и что мешает понимать друг друга.

Обсуждение:

Что такое - уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце.

Если в группе уже установились достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает своё самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с «Положением об обратной связи». Оно представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идёт об обратных связях.

Пример:

Положение об обратных связях

Обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нём думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у

меня вызывают его действия, поступки.

ПОМНИ:

Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.

Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова или поступки их вызвали.

Не говори о человеке в целом.

Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

Не давай оценок.

Не давай советов. Выражения «Я бы на твоём месте...», «Ты должен...» -под запретом.

ВНИМАНИЕ

Обратная связь - не повод свести счёты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, то «обратная связь» может быть введена позже, или даже не проводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять её возможные последствия. После того, как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит за тем, чтобы требования к обратной связи выполнялись, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:

Трудно или легко было выполнять это задание?

Понадобилось много лучей или мало?

Много ли понадобилось времени?

Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может описать себя ведущий.

Занятие 8

Цель занятия:    формирование самопринятия;    формирование навыков анализа представлений окружающих по заданной схеме.

Разминка.

Упражнение   «Ответь   на   вопрос   «Кто   Я?»,   закончив   предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Я словно птичка, потому, что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я - стакан воды...

Я чувствую, что я кусочек тающего льда...

Я — прекрасный цветок...

Я чувствую, что я - скала...

Я- песенка...

Я - мышь...

Я - словно буква «О»...

Я - интересная книжка...

Я - песенка...

Я - светлячок...

Я чувствую, что я вкусный завтрак...

Придумай своё начало аналогичных предложений, которые нужно закончить.

Основная часть.

Упражнение «Незаконченные предложения». Анализируются различия между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим.

Упражнение «Ассоциация». Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, кого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На какую песню?», и т.д. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задаёт оговорённое заранее число вопросов, после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим, если нет — уходит вновь. Обсуждение. Когда легче было угадывать: когда говорил тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?

Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!