СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие "Позитивное мироощущение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия - открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые, ситуации в жизни подростков. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Позитивное мироощущение"»

Тренинговое занятие «Позитивное мироощущение»


Цель занятия - открыть, привести в действие, автоматизировать позитивно окрашенные реакции на различные, в том числе стрессовые, ситуации в жизни подростков.

Задачи занятия - научить подростков самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций, позитивные вербальные и действенные формы общения в трудные моменты жизни; научить некоторым приемам саморегуляции эмоциональных состояний.

Оборудование и материалы: флип-чарт, маркеры, чистые листы бумаги, заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников, декоративный мешочек, граненый стакан с водой, зеркало.



План занятия:

I. Организационно-мотивационный этап 

1.Приветствие участников тренинга.

2. Вступительное слово ведущего.

3. Эмоциональнй настрой. (Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…», Упражнение «Пожелание другу»).


II. Введение в тему.

1. Упражнение «Жизненная прямая»

2. Работа над притчами «Две лягушки и горшок с молоком», «Лягушка на вершине горы»

3. Упражнение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни» (работа в группах)

4. Знакомство с понятиями «оптимист-пессимист». Упражнение «Стакан с водой»


III. Упражнения на формирование у выпускников жизнеутверждающих установок

  1. Игра «Найди хорошее».
2. Игра «наоборот» – в желаемом и не достижимом видеть «плохое».

3. Упражнение «Художник-оптимист» 

4. Упражнение «Зеркало»

5. Упражнение «Цепочка» 

6. Упражнение «Якорь»



IV. Заключительный этап.

Упражнение «Принимаю пожелание».



Ход занятия

I. Организационно-мотивационный этап (в общем круге).

Участники усаживаются на стулья, расположенные по кругу.

1. Оргмомент. Приветствие участников тренинга.

2. Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы с Вами будем говорить о позитивном отношении к жизни и научимся находить позитивные выходы из различных трудных ситуаций.

3. Эмоциональнй настрой.

Упражнение «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый…».

Цель: Знакомство, повышение и активизация настроения участников группы, создание условий для повышения самооценки.

Инструкция: Я – ведущий, начинаю, а вы продолжите по кругу:

«Я – Таня – умная», следующий участник повторяет имя предыдущего и называет свое имя и качество «Ты Таня – умная, а я Вася – добрый» и так далее по кругу.

Вывод: Каждый человек уникален, и поэтому надо учиться говорить о себе положительно. Это в свою очередь придает уверенности. Надо любить себя и уважать, и тогда людям уважать тебя будет легче. Чем меньше комплексов, тем ты проще, и, как известно, будь проще и люди к тебе потянутся.



Упражнение «Пожелание другу».

Цель: создание позитивного эмоционального фона.

Необходимые материалы: Заготовки листочков в форме сердечка и ручки – по количеству участников. Декоративный мешочек.

Инструкция: На сердечке напишите приятную фразу другу. Можете начать так: «От всей души желаю тебе…»

Ведущий собирает в декоративный мешочек сердечки с пожеланиями. Сердечки перемешиваются. Затем, в конце занятия каждый участник вынимает из мешочка пожелание.

II. Введение в тему.

1. Упражнение «Жизненная прямая»

Цель: формирование жизнеутверждающих установок.

Выпускникам предлагается нарисовать линию и представить, что это - символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными.

Резюме: в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но..(привести примеры, когда терпение побеждало).

2. Работа над притчами «Две лягушки и горшок с молоком», «Лягушка на вершине горы» (см. Приложение)

3. Упражнение «Трудности, которые могут встретиться на данном этапе вашей жизни» (работа в группах)

Цель: формирование жизнеутверждающих установок

Каждой группе дается трудная ситуация, участники должны найти как можно больше выходов из каждой ситуации.

Заметить, что победит тот, кто предложит больше вариантов. Победит и здесь, в группе, и, безусловно, в жизни. При обсуждении ситуации и способов ее разрешения ключевой должна быть мысль о том, что жизнь-это высшая ценность. Что пока мы живы, все можно исправить и преодолеть.


4. Знакомство с понятиями «оптимист-пессимист». Упражнение «Стакан с водой»


Психологи привыкли делить людей по взглядам на любое обстоятельство жизни на две категории: оптимисты и пессимисты. Сейчас мы выполним упражнение и посмотрим, к какой категории относитесь вы и познакомимся с этими понятиями.


Участникам показывают стакан, наполовину наполненный водой. Ведущий: вот стоит стакан с водой. Вот вы как думаете? Он наполовину полон или на половину пуст? (Каждый участник выбирает ответ).


Информационная справка.

Пессимист – это чаще всего печальный человек, который в жизни замечает в основном плохое и обесценивает хорошее. Он всем и всеми недоволен. Когда у него неприятности или что-то не получается, он или злится и паникует, или «складывает лапки», ничего не делая, и страдает вместо того, чтобы действовать по улучшению ситуации или поднимать себе настроение с помощью методов саморегуляции. Например, пессимист, когда смотрит на дерево, обращает внимание не на его красоту, зеленые листья или плоды, а на свинью, лежащую в грязной луже под этим деревом. Оптимист – человек, который умеет радоваться светлым сторонам жизни. Он не пугается трудностей и не «впадает в злость» от трудностей и неприятностей, а старается их преодолеть. Он знает, что в жизни есть не только плохое, но и хорошее. (И если плохого больше, а хорошего меньше – все равно качество не сравнить с количеством). Если же внешние неприятности преодолеть не удалось, он умеет сам себя успокоить и не ухудшает себе жизнь еще и своим плохим настроением. Поэтому и в случае внешней неудачи оптимист все равно становится победителем, так как главный успех в жизни – оптимизм и умение управлять собой. Все остальное не столь важно.


Детям предлагается одно и то же явление или предмет рассмотреть сначала с позиции пессимиста, потом оптимиста (например, цветок розы; дождь; солнце; щенок напачкал на ковер и т.д.).


Давайте учиться быть оптимистами. Главное помнить: события в жизни происходят разные, да и люди встречаются нам разные и только  наше отношение к ним делает их хорошими или плохими.




III. Упражнения на формирование у старшеклассников жизнеутверждающих установок

1. Игра «Найди хорошее».

Компьютер сломался, не поиграть, ни в интернет не выйти.

( Отлично пообщаюсь с друзьями, погуляю, почитаю книгу).


Девушка ушла к другому парню. Грустно и обидно.

(Возможно, это предупреждение, что с ней ты счастлив не будешь. Значит так надо. Да и неизвестно кому повезло – тебе или тому парню.Есть возможность знакомиться с другими с чистой совестью).

Как только мы научимся сразу видеть в «плохом» хорошее, жить станет легче.

2. Игра «наоборот» – в желаемом и не достижимом видеть «плохое».

Ситуация. Хочу большой дом. Очень хочу. Но понимаю, что с моими возможностями это почти невозможно. Но это так расстраивает, что не нахожу себе места.


Ищем недостатки этого желания. Задаем вопросы: Если бы у меня сейчас был большой дом, смогла бы я его содержать? Там много комнат, могу ли я нанять прислугу (самой с этим не справиться)? Кто будет жить в этом доме и что делать с пустующими? Понемногу желание начинает остывать. Так во всем можно найти недостатки, которые вам не нравятся.



  1. Упражнение «Художник-оптимист»

Цель: обучение позитивным действенным формам общения в трудные моменты жизни.

Разбиться на пары. Роли: художник, «портрет».

«Портрет» изображает лицом, позой, статичными жестами отрицательное эмоциональное состояние. «Художник» «стирает» это изображение и исправляет его на позитивный антипод, давая словесные инструкции: «уголки губ подними кверху. Разверни плечи и т.д.» Обсуждается, какая роль была самой трудной и почему. Трудно ли регулировать выражение своего лица и состояние, следуя чужим указаниям? Отражается ли на внутреннем состоянии изменение «маски»?

4. Упражнение «Зеркало»

Цель: обучение позитивным действенным формам общения в трудные моменты жизни.



Перед зеркалом отрепетируйте непринужденную улыбку, утвердитесь в ней, привыкните. Представьте, что вы позируете фотографу для обложки журнала. Затем, контролируя улыбку. Вспомните какую-либо неприятную ситуацию, случившуюся с вами. Отбросьте воспоминания. Переключитесь на что-то хорошее. Отрефлексируйте: трудно ли контролировать выражение лица, если оно противоречит вашим мыслям; повлияла ли внешняя благость на восприятие и оценку былой неприятности?

5. Упражнение «Цепочка» 

Цель: тренировка невербальной передачи эмоционально-положительной информации)

Все строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фраза («Ты мне нравишься»). Тот поворачивает к себе перед ним и жестами и мимикой пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация передается до конца. Последний в колонне должен произнести то, что до него донесли предыдущие игроки.

6. Упражнение «Якорь»

Сядьте удобно, закройте глаза и вспомните ситуацию, когда у вас все было хорошо, что-то получилось или вас и ваши заслуги были признаны окружающими, в этот момент вы, действительно, были счастливы. Как только почувствуете ощущение счастья, сомкните между собой большой и указательный пальцы, зафиксируйте это движение,  одновременно запоминая ощущение счастья. Откройте глаза. Теперь в любой ситуации, когда необходимо поднять себе настроение, просто сомкните большой и указательный пальцы. Таким способом можно менять свое внутреннее состояние.



IV. Заключительный этап.

Упражнение «Принимаю пожелание».

Цель: Создание позитивного эмоционального фона, завершение на позитивной ноте.

Необходимые материалы: декоративный мешочек с пожеланиями (сердечками).

Каждый получил пожелание. Говорите, чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания!



























Приложение Притча первая «Две лягушки и горшок с молоком»


Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и  стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая  думает: «Нет,  утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю.  Может быть, что-нибудь и выйдет».

Но только все зря.  Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся!..»

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается.

Бог не посылает человеку испытаний больше, чем тот может выдержать. Так что все в наших руках, у нас есть все ресурсы.

Ты способен на большее, чем думаешь!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.


Вторая притча «Лягушка на вершине горы»

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто из них первый взберется на вершину высокой горы.

Желающих лягушек поучаствовать в этом состязании оказалось не мало.

Собралось очень много разных зверей со всего леса, чтобы посмотреть, как эти лягушки потерпят фиаско. Им очень хотелось посмеяться над маленькими лягушками, так как задание казалось невозможным.

И как только прозвучала команда “Старт!”, лягушки бросились взбираться на вершину.

И тут же начались насмешки со стороны лесных зверей:

- “Вы посмотрите на них, они же сейчас все упадут!”

- “Это же не возможно, что они о себе думают!”

- “Вы никогда не сможете добраться до вершины!”

Лягушки услышав зверей начали падать с горы одна за другой.

Наблюдатели продолжали кричать:

- “Вы посмотрите как высоко лезть, а Вы такие маленькие и слабые!”

- “Это же очень тяжело, а у Вас такие маленькие и скользкие лапки!”

Под эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции, сдаваясь и падая вниз.

Прошло еще немного времени, и практически все лягушки попадали и отказались от пути.

Только одна лягушка продолжала карабкаться на вершину. Несмотря на насмешки и громкие высказывания что это “Невозможно!” и тяжелый путь, она взбиралась все выше и выше.

И вот настал тот момент, когда лягушка которая продолжала карабкаться на вершину, достигла своей цели. Она была на вершине!

Все были удивлены и шокированы: “Как же эта маленькая  лягушка смогла добраться до вершины такой большой и огромной горы?”

Когда она спустилась, то к ней подошла одна из лягушек и спросила: “Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?”

А все просто…

Она оказалась ГЛУХОЙ….

Мораль:

Никогда не слушай тех, кто подрывает твою веру в себя, потому что они крадут у тебя твои  мечты и надежды.

Всегда помни о силе слова. Любое слово, написанное или произнесенное, оказывает влияние на твои поступки!

И поэтому:  ВСЕГДА мысли ПОЗИТИВНО! Гони прочь негативные мысли! Ты победитель! И вера день за днем должна крепнуть несмотря на обстоятельства.

Прежде всего: будь просто ГЛУХ, когда тебе говорят, что ТЫ не можешь осуществить Свои Мечты.

Возможно все. что возможно представить!


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!