СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие "Полезные навыки общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг направлен на развитие полезных навыков общения, в ходе выполнения упражнений у подростков формируются полезные коммуникативные навыки, ребята учатся психологическим приемам переключения беседы на другую тему, имправизации, правилам взаимодействия с людьми.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Полезные навыки общения"»



Тренинговое занятие на развитие коммуникативных навыков

Тема тренингового занятия: «Полезные навыки общения»

Педагог-психолог Волина Ю.В.

Дата: 31.01.2020

Участники: волонтерский отряд «Альтернатива»

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков, сплочение группы активистов, формирование конструктивных форм общения подростков.

Задачи тренинга:

– развитие коммуникативных навыков подростков;

– создание положительного эмоционального фона в группе;

– сплочение группы;

– преодоление коммуникативных барьеров;

– развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми.


Занятие № 1 «Приветствие»

I. Вступление

Общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. При помощи него мы получаем, передаем различного рода информацию, взаимодействуем с другими людьми, развиваемся. Общение должно приносить радость и удовольствие, но, к сожалению, бывает и наоборот. Это связано с тем, что мы не всегда можем правильно и четко выразить свои мысли и чувства, стесняемся или не умеем налаживать новые контакты, то есть не умеем правильно общаться, что впоследствии может существенно усложнить нашу жизнь. Этот тренинг направлен на предотвращение развития этой проблемы, в ходе него мы будем развивать наши коммуникативные навыки, учиться правильно и конструктивно взаимодействовать с людьми. Итак, приступим...

II. Основная часть

1. «Поздороваемся!»

Цель: Создание групповой атмосферы.

Время проведения: 8 мин.

Содержание: Участникам предлагается  необычно поздороваться друг с другом по именам.

Обсуждение: что вы чувствуете когда к вам обращаются по имени?


2.«Правила работы в группе»

Цель: Вспоминаем правила работы в тренинговой группе.

Время проведения: 2 мин.

Содержание: Участники принимают правила

Правила:

  1. «Здесь и теперь».

  2. Не оцениваем друг друга.

  3. Уважение к говорящему.

  4. Конфиденциальность

  5. Активное участие в происходящем.

  6. Искренность в общении.


3.Игра «Поменяйтесь местами»

Цель: сплочение группы, нахождение общего среди участников.

Время проведения: 6 мин.

Содержание: Ведущий стоит в центре круга и говорит признак, который относиться к нескольким участникам, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!»

Рефлексия.


4. Упражнение «Ассоциации»

Цель: развитие навыков общения, умения быстро реагировать на вопрос.

Время проведения: 8 мин.

Содержание: Ведущий называет ситуации, участники по очереди отвечают то что им первое приходит в голову. Затем участники по кругу говорят слово, следующий участник говорит возникшую с этим словом ассоциацию. Главное правило не задумываясь надолго, сразу же предлагать ответ.

Рефлексия.


5. Упражнение «Импровизация»

Цель: развитие навыков общения, умения быстро менять направление беседы.

Время проведения: 12 мин.

Содержание: участники придумывают историю и импровизируют, когда кто не будь из участников предлагает новое слово в рассказ. Каждый из участников по очереди рассказывает свою историю, и импровизирует на предложенные слова.

Рефлексия.


4. Спутанные цепочки

Цель: сплочение группы, создание положительного настроя.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Рефлексия.


III. Заключительная часть

Время проведения: 5 мин.

Получение обратной связи. Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?», «Менялось ли оно в ходе упражнений?», «Что понравилось в тренинговом занятии?», «Что не понравилось?».

Ритуал прощания. Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

 

Занятие № 2 «Устанавливаем контакт»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

  1. Разминка

1. «Пожелания»

Цель: создание положительного настроя на работу

Время проведения: 5 мин.

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест [9].

Рефлексия.


II. Основная часть

2. Игра «Сто мячей»

Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Время проведения: 15 мин.

Содержание: Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.

1 этап: Все участники встают в круг. В руках у ведущего – мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймает мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.

2 этап: Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.

Примечание: В очень сплоченной аудитории (или в группе 
школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих [9].

3. «Интервью»

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Время проведения: 10 мин

Содержание: Выполняется в парах. «У вас есть 20 минут, в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке» [5].

Рефлексия.


4. «Толстое стекло»

Цель: отработка навыка невербального общения

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о встрече при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя [12].

Рефлексия.


III. Заключительная часть

Время проведения: 5 мин.

Релаксация. Используется метод последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. После выполнения упражнения участники рассказывают о своем опыте, отмечая, что хорошо получилось, а что было трудно расслабить.

Получение обратной связи Ответы на вопрос: «Какое настроение у участников?»,  «Что понравилось в занятии?», «Что не понравилось?».



Занятие № 3. «Вместе мы сильнее»

Цель: сплочение группы.

  1. Разминка 

        1. «Атомы»

Цель: раскрепощение участников.

Время проведения: 10 мин.

Инструкция: Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Возможная модификация: скорость движения атомов и собранных молекул зависит от температуры окружающей среды. Если тренер называет отрицательную температуру, движение замедляется или даже останавливается, при повышение – ускоряется [1].

Рефлексия.


  1. Основная часть

2. «Станьте в круг»

Цель: сплочение коллектива на эмоциональном уровне.

Время проведения: 10-18 мин.

Содержание: Все собираются тесной кучей вокруг ведущего. Когда он говорит «начали», закрывают глаза и начинают двигаться хаотичным образом в разные стороны, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом участники жужжат как пчёлы. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши. Все должны замолчать и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками необходимо попробовать выстроится в круг. Это должно происходить в полной тишине. Когда все участники заняли свои места и остановятся, ведущий хлопает в ладоши три раза, они открывают глаза и смотрят, какую фигуру удалось построить [7].

Рефлексия.


3. «Посылка»

Цель: повышение сплоченности группы.

Время проведения5 минут.

Содержание: Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан, как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений)[2].


4.  «Слепая прогулка»

Цель: развитие доверительных отношений.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники разбиваются на пары.

В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

«Один из участников пары закроет глаза как будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор спуститься — подняться по лестнице и т. д.) После того как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями» [11].

Рефлексия.

Заключительная часть

5. «Сегодня я…, сегодня мне…»

Цель: рефлексия всего тренинга.

Время: 5-7 мин.

Материалы: мяч

Ход упражнения

Участникам предлагается завершить фразу «Сегодня я…, сегодня мне…».




Занятие № 4 «Я тебя понимаю»

Цель: создание доверительных отношений и развитие навыков общения.

  1. Разминка

1. «Строй»

Цель: разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.

Время проведения: 5 мин.

Содержание: Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе [8].

Рефлексия.


II. Основная часть

2. «Доверяющее падение»

Цель: опыт преодоления недоверия и страха. Опыт доверительного отношения и поддержки.

Время проведения: 10 мин.

Ход упражнения

Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения [4].

Рефлексия.

3.  «Коллективный счет»

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

Рефлексия.

5. « Молчащее и говорящее зеркало»

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения понять собеседника.

Время проведения: 15 мин.

Содержание: Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

– Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» – говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

– «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну – только одну! – фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова – можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее [2].

Рефлексия.


III. Заключительная часть

5. «Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения: 5мин.

Ход упражнения

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче [6].



Занятие № 5 «Только без слов»

Цель: развитие навыков невербального общения.

  1. Разминка

1. «Танцевальный»

Цель: создание положительного настроя на работу.

Время проведения: 5 мин.

Содержание: Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.[9].

Основная часть

2. «Найди пару»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10-15 мин.

Содержание: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом [2].

Рефлексия.

3. «Коллективный счет»

Цель: развитие умения «чувствовать» окружающих.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Процедура такова: участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток [4].

Рефлексия.


4. Зоопарк

Цель: развитие навыков невербального общения.

Время проведения: 10 мин.

Содержание: Участники садятся в круг. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» [11].

Рефлексия.


  1. Заключительная часть

5. «Аплодисменты по кругу»

Цель: рефлексия тренинга.

Время проведения: 5мин.

Содержание: Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче 



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!