СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие «Окно в мой мир» (конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тренинговое занятие "Окно в мой мир" разработано для проведения в предшкольном летнем лагере для детей младшего школьного возраста. Цель этого занятия - создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, формирование пространственного восприятия, формирование адекватной самооценки через знакомство со сказкой Антуана-де-сент Экзюпери "Маленький принц" и использование элементов арт-терапии, и  упражнений .

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие «Окно в мой мир» (конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА

634063, г.Томск, ул. Новосибирская, 38, тел.(3822) 67-53-90, 67-83-13,

e-mail:[email protected], httpHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"://HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"schoolHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"43.HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"tomskHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/".HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"ru











Тренинговое занятие

«Окно в мой мир»

(конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)

Целевая группа: учащиеся начальных классов









Материал подготовила

Маркелова Светлана Ивановна

Педагог-психолог











г. Томск, 2020г.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.  В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Актуальность.

Актуальность проведения данного мероприятия, проводимого в форме тренингового занятия обусловлена тем, что в предшкольном летнем лагере учащимся младших классов необходимо продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, учиться в игровой форме развивать свои коммуникативные навыки, снимать психологическое напряжение, развивать эмоционально-волевую сферу, узнавать себя, свои сильные и слабые стороны; принимать свою индивидуальность, учиться распознавать границы своего Я и уважать индивидуальность и границы других участников. В условиях пришкольного летнего лагеря решение этих задач осуществляется намного гармоничнее и встраивается в воспитательную, педагогическую и психологическую деятельность.

Данное занятие ставит своей целью помочь раскрыть детям свою индивидуальность, познакомить детей с личными границами и пространством, формировать умение ориентироваться в личном и коллективном пространстве. Также дети имеют возможность снять мышечное и психологическое напряжение через выполнение различных релаксационных упражнений. Дети посредством применения элементов арт-терапии, имеют возможность развивать свои творческие способности, воображение, снимать внутреннее напряжение.













Конспект внеклассного тренингового мероприятия «Окно в мой мир».

Цель: Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, формирование пространственного восприятия, формирование адекватной самооценки.

Задачи:

  • установление благоприятной психологической атмосферы;

  • содействие самораскрытию детей;

  • развитие индивидуальности и принятие своей ценности;

  • развитие эмпатии;

  • расширение представлений детей о личных границах и границах других;

  • развитие пространственного и квазипространственного восприятия;

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

  • способствовать открытому предъявлению себя

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов (10-15 человек)

Структура занятия: дети рассаживаются за столами. Столы стоят буквой «П» таким образом, чтобы было видно доску и была возможность свободно было подходить к ней. Также необходимо пространство для выполнения упражнений.

Оборудование: чистые листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, краски, «Экран настроения», цветные стикеры, классная доска, цветной мел, экран для просмотра с проектора, проектор, компьютер, музыкальное сопровождение.

План проведения занятия.

  1. Вводная часть.

Знакомство, цели занятия, правила группы, установление контакта.

Игра «Здравствуй!»

  1. Основной этап.

  1. Выборочное прочтение сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери с просмотром слайдов с иллюстрациями к сказке.

  2. Арт-терапевтическое упражнение «Моя планета».

  3. Упражнение «Вселенная»

  4. Упражнение на совместную деятельность «Звёздная карта».

  5. Упражнение «Дотянись до звезд»



  1. Заключительная часть (рефлексия).



Ход занятия.



Вводная часть.

1. Приветствие, разминка.

Цель: Установление контакта с детьми. 

Педагог-психолог представляется и говорит о целях тренинга. 

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня. И прежде, чем мы начнём наше занятие, я хочу предложить вам поиграть в игру. Эта игра называется «Здравствуй!»

Игра «Здравствуй!»

Цель: установление контакта.

Инструкция для участников:

Я предлагаю вам встать в круг. У меня есть мяч. Я кому-то из вас кину его со словами «Здравствуй! Как тебя зовут? Что ты любишь?» Ваша задача поймать мяч и назвать своё имя и кратко назвать одну вещь, которую вы любите делать. Затем, тот, у кого мяч, должен выбрать любого в группе, кто интересен ему, поймать его взгляд, перекинуть мячик, и сказать: «Здравствуй! Как тебя зовут? Что ты любишь?». И так дальше.

В какой-то момент перекидывания мяча, психолог уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто ещё не ловил».

После окончания игры детям предлагается сесть в круг на свои стулья.



Сегодня наше занятие называется «Окно в мой мир». Как вы думаете, что это значит? Про что мы с вами будем говорить, в какие игры играть?

-Ответы детей.

Я с вами согласна. Потому что сегодня мы с вами будем изучать себя, свой внутренний мир, какой он, есть ли у него границы. И также познакомимся с внутренним миром других детей, которые есть в вашем отряде. Мы будем с вами учиться взаимодействовать, общаться друг с другом, будем ходить друг к другу в гости, играть, слушать сказку и рисовать.

2.Правила работы в группе.

Ресурсы: доска с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Но прежде, чем мы с вами начнём, я предлагаю вам вспомнить о правилах, которые необходимо соблюдать во время нашего занятия. Эти правила очень просты и они написаны на доске. Педагог -психолог зачитывает и поясняет правила тренингового занятия.


Список правил: (Каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом.)
1.Слушать друг друга. 
2.Не перебивать говорящего. 
3.Уважать мнение друг друга. 
4.Я – высказывание. 
5.Безоценочность суждений. 
6.Активность. 
7.Правило «СТОП» 
8.Конфиденциональность.

  1. Разминка – погружение


Цель:  Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнениявыравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.

Я предлагаю вам снова заполнить наш «Экран настроения».

На этом экране написаны ваши имена. На столе лежат стикеры различных цветов. Сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить стикер, который соответствует вашему настроению. На доске написаны значения (психолог проговаривает вслух):

  • Красный цвет - восторженное настроение, активное;

  • оранжевый цвет - радостное;

  • желтый цвет – хорошее, весёлое;

  • зеленый цвет - спокойное;

  • синий цвет – грустное;

  • чёрный цвет - плохое, уныние;

  • фиолетовый цвет – тревожное;

  • белый цвет- усталость.

Когда вы выполните это задание, можно сесть на свои места.

(Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем у ребёнка. Это необходимо взять на заметку психологу и педагогам).

Дети выполняют задание, затем садятся на свои места.

Основной этап.

Сейчас я познакомлю вас со сказкой, которая называется «Маленький принц» и написал её французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

1.Выборочное прочтение сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц » (с просмотром иллюстраций на проекторе).

Цель: Познакомить детей с произведением, и на его примере показать, что у каждого человека есть свой внутренний мир, свои особенности, которые надо знать; есть своё место в жизни («планета»), есть близкие, за которых он должен учиться брать ответственность.

2.Упражнение «Моя планета»

Цель: развитие воображения, через элементы арт-терапии (рисунок) учиться выражать свою индивидуальность.

Инструкция участникам:

Давайте вспомним сказку, которую я вам читала, вспомним Маленького принца и других героев, у которых были свои собственные планеты. Представьте, что у каждого из вас тоже есть своя планета, и я предлагаю вам эту планету нарисовать. Вы можете пользоваться красками, карандашами, фломастерами, мелками. Прежде чем вы начнете рисовать, подумайте, какого размера ваша планета, что на ней есть , какого она цвета, как далеко она находится от Солнца, какая на ней температура… Дайте ей название. При обсуждении можно опросить детей, какого размера планета, кто на ней живет и можно ли добраться на эту планету.

Рефлексия: по желанию предложить детям показать свой рисунок и рассказать про свою планету. (Обратить внимание на то, как дети выполняют упражнение, есть ли сложности. Тем, кто не может начать, помочь, поддержать, чтобы ребёнок мог приступить к рисунку).

3.Упражнение «Вселенная ».

Цель: развитие пространственного и квазипространственного восприятия, определение понятия «границы», «свой уникальный путь».

Инструкция участникам: Сейчас я предлагаю вам встать из-за столов и выйти сюда, на пустое пространство. Давайте представим, что всё это пространство-это наша Вселенная, а вы – планеты. Помните, что у каждой планеты свой уникальный путь – орбита, и планеты не сталкиваются друг с другом. Я сейчас включу музыку, а вы почувствуйте себя планетами и попробуйте найти своё место и свой уникальный путь (орбиту). Слушайте музыку и начинайте потихоньку двигаться, не разговаривайте. Постарайтесь не сталкиваться, а передвигаться по пространству так, чтобы ваш путь отличался от других, но и не мешал другим. Почувствуйте свой путь и своё ощущение, и постарайтесь найти наиболее комфортное положение. После того, как я выключу музыку, остановитесь, посмотрите и послушайте, что происходит вокруг вас, где находитесь вы, и где находятся остальные «планеты», комфортно ли вам стоять, или вам хочется снова двигаться. Постойте ещё минутку и возвращайтесь на свои места на стульях. (Ведущий должен следить за безопасностью передвижения детей в пространстве, наблюдать за поведением детей, за тем, как они взаимодействуют).

Рефлексия: обсудить с детьми упражнение. Что они почувствовали, легко или трудно было быть в качестве планеты, которая движется по своему пути. Какой они получили опыт.

4.Упражнение на совместную деятельность «Звёздная карта».

Цель: развитие пространственного восприятия, развитие группового взаимодействия, формирование понятия «личные» границы».

Инструкция участникам: Представьте теперь, что наша классная доска – это карта нашей Вселенной. Я предлагаю вам расположить рисунки на карте Вселенной. Возьмите каждый цветной мел того цвета, который вам нравится. Я в центре нашей карты изобразила Солнце, а вы начертите своим мелом свою орбиту так, чтобы планеты не мешали друг другу, но и была возможность маленьким принцам летать друг к другу в гости. И поместите на свою орбиту рисунок вашей планеты с помощью скотча. Посмотрите, нравится ли вам, как вы начертили орбиту и поместили свою планету. Если чувствуете, что вам комфортно, можете сесть на место, если не комфортно, то можно переместить свою планету по орбите в другое место, чтобы вам было хорошо.

Наше путешествие с вами подходит к концу. Мы с вами сегодня играли, рисовали. И в завершении я вам предлагаю поиграть в игру «Дотянись до звёзд».

5.Упражнение «Дотянись до звезд»

Цель: развитие воображения, снятие физического и психологического напряжения; формирование умения формулировать цели и желания. Инструкция для участников: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей «звезды» будут лежать в воображаемых корзинках, можно продолжить.)

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой еще одну сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде.

Комментарий ведущего. Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзинку.

Рефлексия: Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

Заключительный этап.

Рефлексия занятия. Обсуждение занятия. Что детям запомнилось, понравилось, что было легко выполнять, а что было сложно. Как себя чувствуют сейчас?

Итак, ребята! Наше путешествие по Вселенной «Окно в мой мир» завершается. Я предлагаю вам снова подойти к «Экрану настроения» и приклеить на него стикер настроения того цвета, которое у вас есть сейчас. Может оно у вас изменилось, а может осталось прежним. После того, как вы приклеите стикер, можно сесть на своё место. И я прошу вас поделиться тем, что вам запомнилось на занятии. О чём мы с вами сегодня разговаривали. Что для вас было интересным и что вы узнали нового?

Я напоминаю вам, что мы не перебиваем друг друга, один говорит, а другие внимательно слушают.

-Ответы детей.

Я благодарю вас за интересную работу. За то, что вы были активными, что делились с другими своими чувствами и настроением! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам по звёзде! Пусть они напоминают вам, что внутри у вас есть свой мир, что у каждого из вас есть своя планета, своё место в жизни и свой индивидуальный путь, по которому вы идёте. Берегите себя и своих близких. А теперь мы с вами расстаёмся до следующего занятия.

Используемая литература:

1. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции», 2008г, «Феникс», Ростов-на Дону.

2. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.

3. Интернет –ресурс: https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!