МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43 г.ТОМСКА
634063, г.Томск, ул. Новосибирская, 38, тел.(3822) 67-53-90, 67-83-13,
e-mail:[email protected], httpHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"://HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"schoolHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"43.HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"tomskHYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/".HYPERLINK "http://school43.tomsk.ru/"ru
Тренинговое занятие
«Окно в мой мир»
(конспект внеклассного мероприятия для проведения в предшкольном летнем лагере)
Целевая группа: учащиеся начальных классов
Материал подготовила
Маркелова Светлана Ивановна
Педагог-психолог
г. Томск, 2020г.
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Актуальность.
Актуальность проведения данного мероприятия, проводимого в форме тренингового занятия обусловлена тем, что в предшкольном летнем лагере учащимся младших классов необходимо продолжать учиться взаимодействовать друг с другом, учиться в игровой форме развивать свои коммуникативные навыки, снимать психологическое напряжение, развивать эмоционально-волевую сферу, узнавать себя, свои сильные и слабые стороны; принимать свою индивидуальность, учиться распознавать границы своего Я и уважать индивидуальность и границы других участников. В условиях пришкольного летнего лагеря решение этих задач осуществляется намного гармоничнее и встраивается в воспитательную, педагогическую и психологическую деятельность.
Данное занятие ставит своей целью помочь раскрыть детям свою индивидуальность, познакомить детей с личными границами и пространством, формировать умение ориентироваться в личном и коллективном пространстве. Также дети имеют возможность снять мышечное и психологическое напряжение через выполнение различных релаксационных упражнений. Дети посредством применения элементов арт-терапии, имеют возможность развивать свои творческие способности, воображение, снимать внутреннее напряжение.
Конспект внеклассного тренингового мероприятия «Окно в мой мир».
Цель: Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков, формирование пространственного восприятия, формирование адекватной самооценки.
Задачи:
установление благоприятной психологической атмосферы;
содействие самораскрытию детей;
развитие индивидуальности и принятие своей ценности;
развитие эмпатии;
расширение представлений детей о личных границах и границах других;
развитие пространственного и квазипространственного восприятия;
способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;
способствовать открытому предъявлению себя
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов (10-15 человек)
Структура занятия: дети рассаживаются за столами. Столы стоят буквой «П» таким образом, чтобы было видно доску и была возможность свободно было подходить к ней. Также необходимо пространство для выполнения упражнений.
Оборудование: чистые листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, краски, «Экран настроения», цветные стикеры, классная доска, цветной мел, экран для просмотра с проектора, проектор, компьютер, музыкальное сопровождение.
План проведения занятия.
Вводная часть.
Знакомство, цели занятия, правила группы, установление контакта.
Игра «Здравствуй!»
Основной этап.
Выборочное прочтение сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери с просмотром слайдов с иллюстрациями к сказке.
Арт-терапевтическое упражнение «Моя планета».
Упражнение «Вселенная»
Упражнение на совместную деятельность «Звёздная карта».
Упражнение «Дотянись до звезд»
Заключительная часть (рефлексия).
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Приветствие, разминка.
Цель: Установление контакта с детьми.
Педагог-психолог представляется и говорит о целях тренинга.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня. И прежде, чем мы начнём наше занятие, я хочу предложить вам поиграть в игру. Эта игра называется «Здравствуй!»
Игра «Здравствуй!»
Цель: установление контакта.
Инструкция для участников:
Я предлагаю вам встать в круг. У меня есть мяч. Я кому-то из вас кину его со словами «Здравствуй! Как тебя зовут? Что ты любишь?» Ваша задача поймать мяч и назвать своё имя и кратко назвать одну вещь, которую вы любите делать. Затем, тот, у кого мяч, должен выбрать любого в группе, кто интересен ему, поймать его взгляд, перекинуть мячик, и сказать: «Здравствуй! Как тебя зовут? Что ты любишь?». И так дальше.
В какой-то момент перекидывания мяча, психолог уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто ещё не ловил».
После окончания игры детям предлагается сесть в круг на свои стулья.
Сегодня наше занятие называется «Окно в мой мир». Как вы думаете, что это значит? Про что мы с вами будем говорить, в какие игры играть?
-Ответы детей.
Я с вами согласна. Потому что сегодня мы с вами будем изучать себя, свой внутренний мир, какой он, есть ли у него границы. И также познакомимся с внутренним миром других детей, которые есть в вашем отряде. Мы будем с вами учиться взаимодействовать, общаться друг с другом, будем ходить друг к другу в гости, играть, слушать сказку и рисовать.
2.Правила работы в группе.
Ресурсы: доска с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно.
Но прежде, чем мы с вами начнём, я предлагаю вам вспомнить о правилах, которые необходимо соблюдать во время нашего занятия. Эти правила очень просты и они написаны на доске. Педагог -психолог зачитывает и поясняет правила тренингового занятия.
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться педагогом-психологом.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я – высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность.
7.Правило «СТОП»
8.Конфиденциональность.
Разминка – погружение
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Я предлагаю вам снова заполнить наш «Экран настроения».
На этом экране написаны ваши имена. На столе лежат стикеры различных цветов. Сейчас я предлагаю каждому из вас найти своё имя в «Экране настроения» и напротив него приклеить стикер, который соответствует вашему настроению. На доске написаны значения (психолог проговаривает вслух):
Красный цвет - восторженное настроение, активное;
оранжевый цвет - радостное;
желтый цвет – хорошее, весёлое;
зеленый цвет - спокойное;
синий цвет – грустное;
чёрный цвет - плохое, уныние;
фиолетовый цвет – тревожное;
белый цвет- усталость.
Когда вы выполните это задание, можно сесть на свои места.
(Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем у ребёнка. Это необходимо взять на заметку психологу и педагогам).
Дети выполняют задание, затем садятся на свои места.
Основной этап.
Сейчас я познакомлю вас со сказкой, которая называется «Маленький принц» и написал её французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
1.Выборочное прочтение сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц » (с просмотром иллюстраций на проекторе).
Цель: Познакомить детей с произведением, и на его примере показать, что у каждого человека есть свой внутренний мир, свои особенности, которые надо знать; есть своё место в жизни («планета»), есть близкие, за которых он должен учиться брать ответственность.
2.Упражнение «Моя планета»
Цель: развитие воображения, через элементы арт-терапии (рисунок) учиться выражать свою индивидуальность.
Инструкция участникам:
Давайте вспомним сказку, которую я вам читала, вспомним Маленького принца и других героев, у которых были свои собственные планеты. Представьте, что у каждого из вас тоже есть своя планета, и я предлагаю вам эту планету нарисовать. Вы можете пользоваться красками, карандашами, фломастерами, мелками. Прежде чем вы начнете рисовать, подумайте, какого размера ваша планета, что на ней есть , какого она цвета, как далеко она находится от Солнца, какая на ней температура… Дайте ей название. При обсуждении можно опросить детей, какого размера планета, кто на ней живет и можно ли добраться на эту планету.
Рефлексия: по желанию предложить детям показать свой рисунок и рассказать про свою планету. (Обратить внимание на то, как дети выполняют упражнение, есть ли сложности. Тем, кто не может начать, помочь, поддержать, чтобы ребёнок мог приступить к рисунку).
3.Упражнение «Вселенная ».
Цель: развитие пространственного и квазипространственного восприятия, определение понятия «границы», «свой уникальный путь».
Инструкция участникам: Сейчас я предлагаю вам встать из-за столов и выйти сюда, на пустое пространство. Давайте представим, что всё это пространство-это наша Вселенная, а вы – планеты. Помните, что у каждой планеты свой уникальный путь – орбита, и планеты не сталкиваются друг с другом. Я сейчас включу музыку, а вы почувствуйте себя планетами и попробуйте найти своё место и свой уникальный путь (орбиту). Слушайте музыку и начинайте потихоньку двигаться, не разговаривайте. Постарайтесь не сталкиваться, а передвигаться по пространству так, чтобы ваш путь отличался от других, но и не мешал другим. Почувствуйте свой путь и своё ощущение, и постарайтесь найти наиболее комфортное положение. После того, как я выключу музыку, остановитесь, посмотрите и послушайте, что происходит вокруг вас, где находитесь вы, и где находятся остальные «планеты», комфортно ли вам стоять, или вам хочется снова двигаться. Постойте ещё минутку и возвращайтесь на свои места на стульях. (Ведущий должен следить за безопасностью передвижения детей в пространстве, наблюдать за поведением детей, за тем, как они взаимодействуют).
Рефлексия: обсудить с детьми упражнение. Что они почувствовали, легко или трудно было быть в качестве планеты, которая движется по своему пути. Какой они получили опыт.
4.Упражнение на совместную деятельность «Звёздная карта».
Цель: развитие пространственного восприятия, развитие группового взаимодействия, формирование понятия «личные» границы».
Инструкция участникам: Представьте теперь, что наша классная доска – это карта нашей Вселенной. Я предлагаю вам расположить рисунки на карте Вселенной. Возьмите каждый цветной мел того цвета, который вам нравится. Я в центре нашей карты изобразила Солнце, а вы начертите своим мелом свою орбиту так, чтобы планеты не мешали друг другу, но и была возможность маленьким принцам летать друг к другу в гости. И поместите на свою орбиту рисунок вашей планеты с помощью скотча. Посмотрите, нравится ли вам, как вы начертили орбиту и поместили свою планету. Если чувствуете, что вам комфортно, можете сесть на место, если не комфортно, то можно переместить свою планету по орбите в другое место, чтобы вам было хорошо.
Наше путешествие с вами подходит к концу. Мы с вами сегодня играли, рисовали. И в завершении я вам предлагаю поиграть в игру «Дотянись до звёзд».
5.Упражнение «Дотянись до звезд»
Цель: развитие воображения, снятие физического и психологического напряжения; формирование умения формулировать цели и желания. Инструкция для участников: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей «звезды» будут лежать в воображаемых корзинках, можно продолжить.)
Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой еще одну сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде.
Комментарий ведущего. Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзинку.
Рефлексия: Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.
Заключительный этап.
Рефлексия занятия. Обсуждение занятия. Что детям запомнилось, понравилось, что было легко выполнять, а что было сложно. Как себя чувствуют сейчас?
Итак, ребята! Наше путешествие по Вселенной «Окно в мой мир» завершается. Я предлагаю вам снова подойти к «Экрану настроения» и приклеить на него стикер настроения того цвета, которое у вас есть сейчас. Может оно у вас изменилось, а может осталось прежним. После того, как вы приклеите стикер, можно сесть на своё место. И я прошу вас поделиться тем, что вам запомнилось на занятии. О чём мы с вами сегодня разговаривали. Что для вас было интересным и что вы узнали нового?
Я напоминаю вам, что мы не перебиваем друг друга, один говорит, а другие внимательно слушают.
-Ответы детей.
Я благодарю вас за интересную работу. За то, что вы были активными, что делились с другими своими чувствами и настроением! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам по звёзде! Пусть они напоминают вам, что внутри у вас есть свой мир, что у каждого из вас есть своя планета, своё место в жизни и свой индивидуальный путь, по которому вы идёте. Берегите себя и своих близких. А теперь мы с вами расстаёмся до следующего занятия.
Используемая литература:
1. Истратова О.Н. «Справочник по групповой психокоррекции», 2008г, «Феникс», Ростов-на Дону.
2. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - СПб.: Речь, 2003. - 256 с. Серия – психологический практикум.
3. Интернет –ресурс: https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/