СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие для молодых специалистов "Педагог - это звучит гордо!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для молодых специалистов "Педагог - это звучит гордо!"»

Тренинговое занятие для молодых специалистов

«Педагог-это звучит гордо!»


Создай самого себя,

а затем воздействуй

на других тем,

что ты есть.


В. фон Гумбольдт


Цель: оказание психологической помощи молодым педагогам в период становления профессиональной деятельности


- Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге и надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружеской обстановке.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного пообщаться, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная деятельность и личные качества.

Данный тренинг носит ознакомительный характер и направлен выявить трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты на пути своего профессионального становления. Задача тренинга: способствовать снижению личностной тревожности и повышению уверенности в себе; способствовать формированию положительного Я-образа педагога.

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.

- Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

— Говорить от своего лица.

— Говорить о происходящем здесь и сейчас.

— Избегать оценок.

— Все активны.

— Слушать, не перебивая.

— Конфиденциальность.

— Право на личное мнение.

— Ко всем обращаться по имени.


  1. Упражнение «Я» и мое имя

- У каждого из нас есть одна уникальность – это наше имя, нас называют по-разному - по имени отчеству, близкие нам люди просто по имени. И я хочу вам предложить взять лист и карандаш. Напишите, пожалуйста свое имя так, как мы могли бы к вам обращаться на нашем занятии и добавьте к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. Например: «Активный Анатолий», «Терпеливый Толя» ...

  1. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

  • Сейчас в хорошем настроении.

  • Чувствует себя неуверенно (растерянным) в начале своего профессионального пути.

  • Считает, что профессия педагог - его призвание.

  • Любит участвовать в различных конкурсах.

  • Кто не боится публичных выступлений.

  • Кто стремиться к карьерному росту.

  • Кто умеет преодолевать трудности.

  • Кто работает в школе первый год.

  • Кто работает в школе 4-5 год.

  • Кто чувствует себя счастливым человеком.

  • Кто чувствует себя успешным человеком.

Информационный блок

- Уверенность в себе - изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врожденное качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как было бы просто, если бы все мы рождались с определенным уровнем уверенности - раз, и я верю в себя! А если у кого-то низкий уровень уверенности, то можно опустить руки и сказать: что уж поделать, я таким уродился.

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

  1. Упражнение «Уверенные в себе люди те, кто …»

- Предлагаю вам объединится в маленькие группы (выбор цвета листа: белый, малиновый, желтый). Методом «Ассоциативный куст» на листе бумаги пропишите, пожалуйста, какой на ваш взгляд уверенный в себе человек.

(потом они читают написанное)

Вывод: уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения

- Я желаю вам выработать в себе лидерские качества и не переставать стремиться к совершенству.

4. Упражнение «Профессионализм личности учителя»

Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаимодействие.

(Упражнение выполняется индивидуально, а затем в группах по 4-5 человек. В группе вырабатывается единство мнений по данному вопросу. Высказаться должен каждый, выдвигая аргументы в пользу выбора того или иного качества. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает групповой список выбранных качеств, аргументируя его).

Список личностных качеств учителя.

  1. Вспыльчивость.

  2. Прямолинейность.

  3. Торопливость.

  4. Резкость.

  5. Себялюбие.

  6. Упрямство.

  7. Обидчивость.

  8. Мстительность.

  9. Сухость.

  10. Педантичность.

  11. Медлительность.

  12. Необязательность

  13. Забывчивость.

  14. Нерешительность.

  15. Пристрастность.


  1. Придирчивость.

  2. Бестактность.

  3. Лживость.

  4. Беспринципность.

  5. Двуличие.

  6. Неискренность.

  7. Раздражительность.

  8. Благодушие.

  9. Амбициозность.

  10. Злобность.

  11. Агрессивность.

  12. Подозрительность.

  13. Злопамятство.

  14. Притворство.

  15. Равнодушие.


Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов. Работа ведется таким же образом, как в задании А.

Список личностных качеств учителя

1.Справедливость

2.Терпимость.

3.Тактичность.

4.Ответственность.

5.Оптимизм.

6.Принципиальность.

7.Требовательность к себе.

8.Требовательность к ребенку.

9.Самоуважение.

10.Уважение личности ребенка.

11.Доброжелательность.

12.Эмоциональность.

13.Самообладание.

14.Уравновешенность.

15.Демократичность.

16.Уверенность в себе.

17.Инициативность.

18.Имправизационность.

19.Решительность.

20.Доброжелательность.

21.Терпеливость

22.Артистизм.

23. Эмпатийность.

24.Целеустремленность.

25.Любовь к детям.

26.Аккуратность.

27.Энергичность.

28.Деловитость

29.Альтруизм.

30. Великодушие.

Вывод: важно понимать и чувствовать, как, где и с кем Вы говорите, учитывая все особенности ситуации, не забывая, что вы люди с высшим образованием и на Вас будут равняться. В воспитании важно учить, что дети смотрят на вашу манеру поведения больше, чем на слова.

Информационный блок

«Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности» - писал Алексей Александрович Бодалёв, советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. И поэтому мне хотелось бы с Вами изучить влияние цвета в одежде учителей на эмоциональное состояние учеников во время учебного процесса.

Известно, что цвета даже могут оказывать физиологическое воздействие на человека и менять его психоэмоциональное состояние.

5.Упражнение «Цвет и настроение»

(ранее распечатанный текст + презентация = читают участники тренинга)

Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению.

Синий и голубой. Эти цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный. Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм. Голубой — символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Фиолетовый — (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.

Красный. Увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения. Красный — активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует агрессию, активность, энергию и силу. В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Его нужно носить, но тогда, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.

Оранжевый. Вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Оранжевый — активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Зелёный. Действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости. Зеленый — изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включиться в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный – элегантный цвет, благородный, сделает ваш облик выразительным, авторитетным, дисциплинированным! Черный — неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное.

Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Розовый — (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток — потребность в защите, уход в мир грез.

Серый цвет подходит людям, желающим следовать принципу: «Быть, а не казаться». символе сдержанности, хладнокровия и мудрости. Цвет подходит для ситуаций, когда нужно выглядеть достойно. Женщин, предпочитающих различные оттенки серого, отличает скромность манер, принципиальность и порядочность. серый — это цвет баланса. Но в большинстве случаев человек в сером — это тот, кто не любит привлекать к себе внимание и сохраняет нейтральную позицию. Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. Дети в тёмно-сером или светло-сером ассоциируются с учениками престижных частных школ, производят интеллигентное впечатление.

Серебряный — женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.

Коричневый — консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.

Вывод: современные тенденции в стиле одежды надо совмещать с правилами внешнего вида педагога, что создавался веками и как бы там не было, важно обязательно придерживаться образа стиля педагога так как мы напрямую влияем на эмоциональное состояние обучающихся во время урока и на перемене.

Информационный блок

- Стиль общения учителя с учениками отражает коммуникативную компетентность педагога, его привычки в общении и взаимоотношениях с учениками, творческую сторону его личности.

Можно выделить следующие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;

  • пассивное положительное;

  • ситуативно-негативное;

  • активное положительное.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

  • Демократический стиль характеризуется широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия.

  • Авторитарный стиль отличается ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам.

  • Либеральный стиль характеризуется безответственностью, безынициативностью, непоследовательностью в принимаемых действиях и решениях, отсутствием решительности в трудных ситуациях.

6. Упражнение «Эмоциональный штурм»

Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которое может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Ну и почему вы зашуршали?! У нас еще 4 минуты до конца урока!», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных: понять,какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданную эмоцию.

Дополнительно участникам можно задать вопросы: а что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?

Вывод: всегда максимально нужно следить за стилем и манерой общения с обучающимися и коллегами.

- Уважаемые наши коллеги, мы плавно подошли к концу нашего тренинга на тему: «Педагог-это звучит гордо!»

7. Упражнение «Кто я»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

-Я горжусь собой, когда я…

-Я симпатичный человек, потому что…

-У меня есть два таких замечательных качества…

-Одна из самых лучших вещей, которые я сделал (а) в своей жизни…

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

  • Испытывали ли Вы затруднения, когда говорили о себе «хорошо»?




Приложение

Анкета для подведения итогов занятия

    1. По 5-балльной системе оцените, пожалуйста, следующее (отметьте нужный балл):

  • насколько Вы удовлетворены тренинговым занятием в целом: 1 2 3 4 5;

  • насколько Вы удовлетворены своей работой на занятии: 1 2 3 4 5

2.Что в содержании занятия Вам понравилось?

3.Что хотелось бы изменить в проведении тренинга?

4.Продолжите, пожалуйста, предложения (первое, что придет в голову):

  • Самым важным на тренинге для меня было…

  • Считаю, что тренинг помог мне…

  • Перед началом тренинга я…

  • Сейчас, после завершения тренинга, я…

Какие психологические вопросы Вам хотелось бы обсудить в дальнейшем?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!