СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговая форма работы с учащимися во внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговая форма работы с учащимися во внеурочной деятельности. - важная тема как на уроке, так и вовнеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Тренинговая форма работы с учащимися во внеурочной деятельности»

Тренинговая форма работы с учащимися во внеурочной деятельности Завитаева А.Н.

Тренинговая форма работы с учащимися во внеурочной деятельности

Завитаева А.Н.

Что такое тренинг? Тренинг – очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д. Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в познавательном процессе: сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний. Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.

Что такое тренинг?

  • Тренинг – очень популярный сегодня способ обретения не только теоретических, но и практических знаний. Он подразумевает активное обучение, в отличие от типичного получения знаний в обычных школах, ВУЗах, колледжах и т.д.
  • Во время тренинга ученикам предлагают активное участие в познавательном процессе: сначала излагается некая теоретическая информация, а затем приступают к упражнениям, направленным на лучшее усвоение знаний. Тренинги позволяют не только расширить представления о той или иной области жизни, но и получить определенные навыки.
Виды тренингов   Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа: бизнес-тренинг; личностно-развивающий; образовательный;  коррекционный.

Виды тренингов

Сегодня распространены разные тренинги, посвященные разнообразным тематикам, но в общих чертах их разделяют на 4 типа:

  • бизнес-тренинг;
  • личностно-развивающий;
  • образовательный;
  • коррекционный.

Структура тренинга

Главное, с чего нужно начинать работу над программой тренинга, — четко сформулировать его результат. Для этого определитесь с целями и задачами обучения. В зависимости от них вы и будете выбирать средства.

  • Чтобы подготовить эффективный тренинг, ответьте на несколько вопросов.
  • Чего мы хотим и чего сможем достичь в ходе тренинга
  • С какими навыками будем работать?
  • С помощью каких упражнений мы будем это делать?
  • Из каких блоков будет состоять тренинг?
  •   Какова цель именно этих блоков?
  • Именно так вы определитесь с самым важным:
  • Шаг 1.  О писание ожиданий и формулирование целей: определение навыков и знаний, которыми в результате должны овладеть слушатели.
  • Шаг 2.  Поиск информации: сбор необходимой для проведения тренинга информации.
  • Шаг 3.  Выбор методов: описание инструментов и средств для работы с этой информацией и навыками.
  • Шаг 4.  Написание сценария.
  • Шаг 5.  Тестирование и коррекция плана.
  • Шаг 6.  Проведение тренинга.
  • Шаг 7.  Работа с результатами.

·      знаниями, которые нужно передать участникам;

·      информацией, с помощью которой вы будете это делать.

  • Следующим этапом станет выбор необходимых упражнений,

Одной из новых форм обучения является педагогический тренинги( урок-тренинг)

Педагогический тренинг – это метод групповой учебной деятельности учащихся, при котором в результате многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию, проживанию и анализу проблемных учебных ситуаций у его участников не только формируются умения и навыки, но и создаются условия для личностного роста в целом. Педагогический тренинг применяется в основном в школах гимназического типа – гимназиях и проги назиях. Поиском нового содержания, методов и организационных форм объясняется интерес к использованию тренингового метода в общеобразовательных школах. На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к разнообразному толкованию этого метода обучения и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств, используемых как в психологической практике, так и в образовательном процессе. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: «обучение», «воспитание», «тренировка», «дрессировка». Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой или иной деятельности. В современной литературе встречаются разнообразные определения тренингов. Например, Ю.Н. Емельянов определяет тренинг как группу методов для раз- вития способностей к обучению и овладения любым сложным видом деятельности. И.В. Вачков – как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.Педагогический тренинг является эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностей на основе рассмотренных педагогических воз можностей, требований и условий его реализации в образовательном процессе.

Урок тренинг Что же такое уроки-тренинги? Отчего зависит эффективность уроков-тренингов? Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся. Форма - организационно-правовая. (В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.) 1. Высокая организация урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться: Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного. из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный);  с учетом их активности. Особенно целесообразно использование уроков-тренингов при обобщении и систематизации знаний. 2. Мастерство учителя Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание. Ученик – главное действующее лицо.

Урок тренинг

Что же такое уроки-тренинги?

Отчего зависит эффективность уроков-тренингов?

  • Это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся. Форма - организационно-правовая. (В 1 классе – работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.)
  • 1. Высокая организация урока (продуманность рабочих пар (четверок), опыт совместной работы учащихся). Пары (четверки) должны формироваться:
  • Тренинги могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении пройденного.

из детей с различным типом восприятия (зрительный, слуховой, моторный);

с учетом их активности.

  • Особенно целесообразно использование уроков-тренингов при обобщении и систематизации знаний.
  • 2. Мастерство учителя
  • Задача учителя на этом уроке переключать и концентрировать внимание. Ученик – главное действующее лицо.

СТРУКТУРА УРОКА-ТРЕНИНГА

  • 1. Постановка цели.
  • 3. Работа в парах (четверках).

Учитель вместе с учащимся определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с раскрытием “тайны слов”. Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в конце урока. Чтобы понять его, нужно “прожить” урок.

При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают, учащиеся удерживают в памяти 90% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает и объясняет. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Дети встают в круг, берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

  • 2. Самостоятельная работа.
  • 4. Выслушивание классом различных мнений.

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 ВАРИАНТА. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают “правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей.

Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли в свою речь.

Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

СТРУКТУРА УРОКА-ТРЕНИНГА

  • 5. Экспертная оценка.
  • 7. Подведение итогов.

После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие “тайны слов”. Этот прием помогает учителю выйти на проблемы нравственности взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.

В педагогической практике применяю образовательные тренинги, которые направлены на развитие познавательных процессов, здоровье сбережения и коммуникативных навыков.

  • 6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

Этому способствует система вопросов:

· Внимательно ли ты слушал товарища?

· Смог ли доказать правильность своего выбора?

· Если нет, то почему?

· Что получилось, что было трудно? Почему?

· Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Затем открывается новая карточка. Работа идет по этапам - от 2 к 6.

Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!