16
Тренинг
1. Работа с хронологией.
Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату. (Таблица дается с ответами).
| Событие | Дата (до 1.02.1918 по юлианскому календарю, после – по григорианскому) | Порядковый номер |
Путь большевиков к власти | Взятие большевиками власти в Петрограде | (3) | |
Возвращение В.И. Ленина в Россию | (2) | |
Второй кризис ВП | (2) | |
Корниловский мятеж | (2) | |
Первый кризис ВП | (2) | |
Свержение монархии | (2) | |
Третий кризис ВП | (2) | |
Формирование ВП | (2) | |
«Триумфальное шествие» и гражданская война | II съезд Советов | (2) | |
Борьба большевиков с «демократической контрреволюцией» | (1) | |
Брестский мир, начало интервенции Антанты | (2) | |
Германское наступление на Петроград | (2) | |
Заседание Учредительного собрания | (3) | |
Кронштадтский мятеж | (2) | |
Мятеж Чехословацкого корпуса | (2) | |
Принятие Конституции РСФСР | (2) | |
Решающие сражения между белыми и красными | (1) | |
Советско-польская война | (1) | |
Экономическая политика большевиков | Введение проддиктатуры, создание комбедов | (2) | |
Введение продразверстки | (2) | |
«Декрет о земле» | (2) | |
«Красногвардейская атака на капитал» | (1) | |
Отмена продразверстки | (2) | |
Принятие плана ГОЭЛРО | (1) | |
2. Работа с персоналиями.
Заполните таблицу (дается с ответами).
Исторический деятель | Кто такой? | Важные факты биографии (1917–1921 гг.) |
А.И. Гучков | | |
А.Ф. Керенский | | |
В.И. Ленин | | |
В.И. Чапаев | | |
В.М. Чернов | | |
Г.Е. Львов | | |
Деникин, Колчак, Юденич, Врангель | | |
Каледин, Дутов, Краснов, Семенов | | |
Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев | | |
Л.Г. Корнилов | | |
Л.Д. Троцкий | | |
М.А Спиридонова | | |
Н.И. Бухарин | | |
Н.И. Махно | | |
П.Н. Милюков | | |
Петлюра, Пилсудский, Маннергейм | | |
Ф.Э. Дзержинский | | |
Фрунзе, Буденный, Тухачевский | | |
Я.М. Свердлов | | |
3. Работа со схемой и графиком.
А. Определите, что обозначено цифрами на схеме «Органы Советской власти в РСФСР в 1918–1921 гг.». Укажите руководителей органов власти, номера которых выделены жирным шрифтом. Какой орган власти на схеме не указан, но играл в период гражданской войны руководящую роль? Почему его нет на схеме?
Б. Определите, результаты каких партий обозначены цифрами на графике итогов выборов в Учредительное собрание.
4. Работа с картой.
Напишите
1) территории, отторгнутые Германией по Брестскому миру;
2) театры боевых действий Красной Армии против войск Комуча, Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, в советско-польской войне;
3) территории, на которых к весне 1921 г. установилась власть большевиков.
5. Работа с понятиями и аббревиатурами.
А. Дайте определение понятий и терминов.
1. Двоевластие —
2. Рабочий контроль —
3. Национализация —
4. Гражданская война —
5. Проддиктатура —
6. Белое движение —
7. Военный коммунизм —
8. Продразверстка —
9. Зеленые (в гражданской войне в России) —
10. Милитаризация труда —
Б. Расшифруйте аббревиатуры и сокращения.
1. РКП(б) —
2. ВЦИК —
3. ЦК —
4. ВРК —
5. СНК —
6. ВСНХ —
7. ВЧК —
8. Комбеды —
9. Коминтерн —
10. РВС —
11. РСФСР —
12. ДВР —
13. ГОЭЛРО —
6. Работа с источниками.
Определите последовательность появления документов, дайте их названия.
А. Хозяйственная политика большевиков.
А1. «Теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров… вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства».
А2. «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена».
А3. «Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Совдепами, при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного комиссариата продовольствия и Центрального Исполнительного Комитета. Всем Совдепам предлагается немедленно приступить к проведению в жизнь настоящего декрета».
А4. «Задачей ВСНХ является организация народного хозяйства и государственных финансов. С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны… Образуется из Всероссийского совета рабочего контроля; из представителей от всех народных комиссариатов».
Б. Внешняя и внутренняя политика большевиков.
Б1. «Россия незамедлительно произведет полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, вновь образованные ее теперешним правительством. Кроме того, свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит».
Б2. «Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракции большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен».
Б3. «Убийство Володарского, убийство Урицкого, покушение на убийство и ранение председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина, массовые, десятками тысяч расстрелы наших товарищей, постоянные открываемые заговоры в тылу наших армий, открытое признание правых эсеров и прочей контрреволюционной сволочи в этих заговорах, и в то же время чрезвычайно ничтожное количество серьезных репрессий и массовых расстрелов белогвардейцев и буржуазии со стороны Советов, показывают, что, несмотря на постоянные слова о массовом терроре против эсеров, белогвардейцев и буржуазии, этого террора на деле нет. С таким положением должно быть решительно покончено».
Б4. «Рабочее и крестьянское правительство… предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире».
проверочный контроль
Часть А
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.
A1. В период «двоевластия»:
были приняты «Декрет о земле» и «Декрет о мире»;
большевики выдвинули лозунг «Вся власть Советам!»;
произошел разгон Учредительного собрания;
произошел Корниловский мятеж.
A2. Период с ноября 1917 г. по февраль 1918 г. характеризует:
установление власти большевиков на большей части территории страны;
масштабное изъятие хлеба у крестьян в рамках продовольственной диктатуры;
создание военно-политического союза советских республик;
развертывание интервенции Антанты.
A3. Причина победы большевиков в 1917 г.:
последовательное выступление большевиков за продолжение «войны до победного конца»;
привлекательность и доступность большевистских лозунгов и призывов для большинства населения;
мощная поддержка со стороны основной массы населения – крестьянства;
помощь (финансовая и моральная) со стороны Антанты.
A4. С военными действиями на Восточном фронте в годы гражданской войны связана борьба большевиков с:
генералом Врангелем;
петлюровцами;
наступлением чехословаков;
Нестором Махно.
A5. Обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды в годы военного коммунизма называлась:
трудовая повинность;
национализация;
продразверстка;
продналог.
A6. Советский государственный и партийный деятель, первый руководитель ВЧК:
А.Ф. Керенский;
Ф.Э. Дзержинский;
Л.Д. Троцкий;
Н.И. Бухарин.
A7. К периоду с марта по июль 1917 г. имеет отношение термин:
милитаризация труда;
третьеиюньская система;
Белое движение;
аграрный вопрос.
A8. В течение всей гражданской войны противникам большевиков не удавалось занять город:
Нижний Новгород;
Екатеринбург;
Казань;
Архангельск.
A9. Народные комиссары – это аналог в дореволюционной системе управления:
губернаторов;
министров;
сенаторов;
депутатов Государственной Думы.
A10. Прочтите отрывок из обращения и укажите год, в котором оно было принято.
«Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю: Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности».
1917 г.;
1918 г.;
1919 г.;
1920 г.
A11. В апреле 1917 г. В.И. Ленин провозгласил курс на:
защиту социалистического Отечества;
электрификацию России;
борьбу с голодом;
социалистическую революцию.
A12. По Брестскому миру Россия утратила:
государственный суверенитет;
значительные территории;
золотой запас;
все вышеназванное.
A13. Л.Д. Троцкий в разное время занимал должности:
наркома иностранных дел;
главы Реввоенсовета;
председателя Петросовета;
все вышеназванные.
A14. Первая Конституция РСФСР была принята в:
1917 г.;
1918 г.;
1919 г.;
1921 г.
A15. Политику «военного коммунизма» характеризует:
введение самоокупаемости и самофинансирования;
национализация промышленности;
поощрение свободной торговли;
быстрый экономический рост.
A16. Революционные события в Петрограде в 1917 г. связаны с такими объектами, как:
А. Таврический дворец.
Б. Зимний дворец.
В. Училище Фидлера.
Г. Дом купца Ипатьева.
Д. Смольный институт.
Е. Здание Ставки Верховного Главнокомандования.
Укажите верный ответ:
АБД;
АДЕ;
АВД;
ВГЕ.
A17. Прочтите отрывок из декрета и укажите дату события, о котором идет речь.
«В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее: 1) распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий; 2) оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев».
1917 г.;
1918 г.;
1919 г.;
1920 г.
A18. Период с осени 1918 г. по конец 1920 г. характеризует:
борьба в партии большевиков между ленинцами и троцкистами;
политика изъятия продовольствия у крестьян;
укрепление и развитие многопартийности;
союз большевиков с левыми эсерами.
A19. Один из лидеров Белого движения, контролировавший в годы гражданской войны юг России:
М.Н. Тухачевский;
А.И. Деникин;
Н.Н. Юденич;
А.В. Колчак.
A20. Причина неудач меньшевиков и эсеров в 1917 г.:
борьба за власть между этими двумя партиями;
подозрения в финансовой поддержке со стороны Германии;
непоследовательность в вопросе войны и мира;
отсутствие ярких лидеров, хороших ораторов.
Часть В
Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.
B1. Расположите в хронологическом порядке факты истории России. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ.
А. Кронштадтский мятеж.
Б. Мятеж Чехословацкого корпуса.
В. Левоэсеровский мятеж.
Г. Корниловский мятеж.
B2. Установите соответствие между политическими деятелями и местами их смерти (гибели) в годы Гражданской войны. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.
Деятель | Место смерти (гибели) |
1. А.В. Колчак | А. Екатеринбург |
2. Николай II | Б. Москва |
3. Л.Г. Корнилов | В. Париж |
4. Я.М. Свердлов | Г. Иркутск |
| Д. Екатеринодар |
B3. Прочтите отрывок из воззвания и напишите фамилию его автора.
«Русские люди, великая Родина наша умирает! Вынужденный выступать открыто, я… заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба…».
B4. Установите соответствие между политическими деятелями и политическими течениями, к которым они принадлежали (возглавляли). При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.
Деятель | Политическое течение |
1. Н.И. Махно | А. Левые эсеры |
2. Н.И. Бухарин | Б. Правые эсеры |
3. В.М. Чернов | В. Анархисты |
4. М.А. Спиридонова | Г. Монархисты |
| Д. Левые коммунисты |
B5. Прочтите отрывок из стихотворения В.В. Маяковского и напишите фамилию человека, о котором идет речь.
Царям дворец построил Растрелли.
Цари рождались, жили, старели.
Дворец не думал о вертлявом постреле,
не гадал, что в кровати, царицам вверенной,
раскинется какой-то присяжный поверенный.
От орлов, от власти, одеял и кружевца
голова присяжного поверенного кружится.
Часть С
Прочтите цитату из официального документа и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Вся земля по ее отчуждению поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные органы самоуправления… Земельный фонд подвергается периодическим переделам».
C1. Определите время принятия документа, его общепринятое название и орган власти, принявший документ.
C2. Программные положения какой партии отразил документ, и какая партия настояла на его принятии?
C3. Какие последствия имело принятие документа?
Задание С4 проверяет умение сравнивать.
С4. Сравните первую российскую (1905-1907 гг.) и февральскую (1917 г.) революции. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
ОТВЕТЫ
Ответы по заданиям 1—2 см. в ТРЕНИНГЕ.
3. Работа со схемой.
А. 1 – губернские и городские съезды Советов; 2 – Всероссийский съезд Советов; 3 – ВЦИК (Каменев, Свердлов, Калинин); 4 – СНК (Ленин); 5 – ВСНХ; 6 – ВЧК (Дзержинский).
Б. 1 – правые эсеры; 2 – большевики; 3 – левые эсеры; 4 – кадеты; 5 – меньшевики.
5. Работа с понятиями.
1. Двоевластие — традиционное название периода с февраля по май 1917 г., характеризующегося существованием двух основных центров власти и влияния (Временное правительство и Петроградский совет).
2. Рабочий контроль — система надзора рабочих над владельцами предприятий, установленная в ноябре 1917 г.
3. Национализация — переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.
4. Гражданская война — война между политическими силами внутри одного государства, которая охватывает значительную часть населения.
5. Проддиктатура — политика большевиков по насильственному изъятию хлеба у крестьян через систему продотрядов и комбедов.
6. Белое движение — собирательное наименование политических движений, организаций и воинских формирований, противостоявших большевикам в годы Гражданской войны на общей платформе русского патриотизма.
7. Военный коммунизм — название экономической политики Советского государства в годы Гражданской войны.
8. Продразверстка — система заготовок сельскохозяйственной продукции, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству по твердым (значительно ниже рыночных) ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов.
9. Зеленые (в гражданской войне в России) — крестьянские повстанческие отряды, выступавшие против белых и красных.
10. Милитаризация труда — придание рабочим статуса солдат с обязательным соблюдением на производстве воинской дисциплины.
Аббревиатуры:
1. РКП(б) — Российская коммунистическая партия (большевиков).
2. ВЦИК — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
3. ЦК — Центральный Комитет.
4. ВРК — Военно-революционный комитет.
5. СНК — Совет Народных Комиссаров.
6. ВСНХ — Высший совет народного хозяйства.
7. ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия (по борьбе с контрреволюцией и саботажем).
8. Комбеды — комитеты бедноты.
9. Коминтерн — Коммунистический интернационал.
10. РВС — Революционный военный совет (Реввоенсовет).
11. РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
12. ДВР — Дальневосточная республика.
13. ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России.
6. Работа с источниками.
А2 (Декрет о земле) → А4 (декрет о создании ВСНХ) → А3 (декрет о создании комбедов) → А1 (декрет о замене продразверстки продналогом).
Б4 (Декрет о мире) → Б2 (декрет о роспуске Учредительного собрания) → Б1 (Брестский мир) → Б3 (декрет о красном терроре).