СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Осознанный выбор профессии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Осознанный выбор профессии"»

Ход занятия.

На земле очень много профессий.
О профессии каждый мечтал.
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то, 
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Ход мероприятия

I. Ориентировочный этап:

1. Вступительное слово.

Ведущий. Добрый день уважаемые гости и дорогие ребята. Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестат об основном среднем образовании и вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

Сегодня, на самом старте нелегкой, но интересной дистанции знакомство с профессиями, хочу пожелать вам от всей души терпения и трудолюбия. И если вы способные на это, если в вашем характере есть настойчивость и сила воли, то вы обязательно дойдете до цели. И наградой вам будет обретенный профессионализм.

Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, существует множество способов, чтобы добиться успеха в профессии необходимо владеть определенными качествами и чертами характера, определиться с направлением деятельности.



Педагог: Для начала давайте проведем с вами игровую разминку.

Разминка Имена. Давайте назовем профессию на первые буквы ваших имен. Начнем с меня.

Лариса – лаборант-аналитик, лингвист, логопед;

Александр – администратор, аналитик, актер, архитектор, архивариус;

Татьяна – таможенник, тракторист, театральный критик, товаровед.

Юлия – юрист, ювелир.

Арина – аналитик, автомеханик, администратор, актер/ актриса, агент страховой.

Дмитрий – дизайнер, декоратор, дошкольный педагог;

Илья – издатель, историк, инженер, искусствовед.

( имена участвующих детей)


II. Основной этап:

Притча «Рысенок и слон»

Рысенок, переняв от родителей их методы добывания себе на пропитание, старался в них преуспеть, но поначалу с небольшим успехом.

К нему подошел слон и сказал: "Методы, которые ты используешь, – это вчерашний день. Я тоже пробовал влезать на деревья, прятаться в кустах... Это не работает.

А потом я попробовал топать ногами что есть силы, и еда стала сама падать с деревьев к моим ногам. Так что бросай свои малоэффективные методы и учись у меня!"

Рысенок послушался слона и стал что есть силы топать ногами. Но его еда, почему начала не падать к его ногам, а дико смеяться над ним.

В этот день рысенок понял: "Что хорошо для одних, вовсе не обязательно хорошо и для других".

Он возобновил учебу себе подобных и вскоре стал куда более успешным.

Обсуждение притчи. Как вы думаете, о чём эта притча? (об успехе, цели).



Каждая команда дает свои варианты ответов.

Педагог: Что же влияет на наш выбор профессии? По каким мотивам (критериям) мы выбираем свою будущую профессию? (ответы детей)


Внутренним побудителем деятельности является мотив (от латинского « приводить в движение», «толкать»). Человек что-то делает только тогда, когда для этого есть причина, то, ради чего должны прилагаться усилия, другими словами, когда есть мотив.


« Мотив- это побуждение человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Например, мы готовим еду, потому что хотим есть. Спортсмен тренируется, потому что хочет победить. А если бы не было этого мотива(победить), стал бы спортсмен упорно тренироваться?

Пример: Грибники идут в лес. Какая у них цель?( «собрать грибы»). А какой у них мотив?(«любит грибной суп», «продаст потом на рынке»- прибыль, «любит ходить по лесу и т. д.).


Что касается профессии, то ее выбор должен быть осознанным и мотивированным. Необходимо четко для себя решить: чего я жду от той или иной профессии, какая заработная плата меня устроит, какие условия труда и т. д. Все это и есть мотивы выбора, и нужно определиться, какие из них важнее.

Педагог: Давайте мы сейчас с вами выясним, каким ведущий мотив будет у вас при выборе профессии?





Проводится Упражнение «Мой мотив» (раздается листок с мотивами каждому).


Инструкция: «Наша задача - выбрать мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой люди выбирают себе профессию. Раздается каждому по конверту со списком мотивов. Задача детей – выбрать из списка сначала 8 мотивов. Из 8 выбирается 4. Из 4 выбирается один. Затем каждый зачитывает свой мотив выбора профессии.


Список мотивов включает в себя 16 фраз:

  1. Возможность прославиться, получить известность.

  2. Возможность продолжить семейные традиции.

  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

  4. Возможность служить людям.

  5. Заработок.

  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

  7. Легкость поступления на работу.

  8. Перспективность работы.

  9. Позволяет проявить свои способности.

  10. Позволяет общаться с людьми.

  11. Обогащает знаниями.

  12. Разнообразная по содержанию работа.

  13. Романтичность, благородство профессии.

  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

  15. Трудная, сложная профессия.

  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Должен остаться один мотив.

У нас с вами остался один мотив, он у вас будет ведущим, по которому вы должны выбирать свою будущую профессию.

Игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)

  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая волосатая (парикмахер...)

  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая умная (ученый, профессор)

  7. Самая смешная (клоун, пародист...)

  8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

  10. Самая детская профессия

Педагог: Выбор профессии – один из самых ответственных моментов в вашей жизни. В мире много профессий, но где-то есть одна единственная, твоя… Считают, что счастлив тот, кто утром идет с удовольствием на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию. Как ее найти? Как не ошибиться?

Мы с вами подошли к главному вопросу нашей темы:

Как выбрать профессию по душе, чтобы нравилась и приносила удовлетворение, чтобы работать и зарабатывать, чтобы была престижной и востребованной?

Существует формула выбора профессии: Формула вывешивается на доске.

ХОЧУ – интересы, склонности человека, то, к чему лежит душа. Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание заниматься выбранным делом. Это занятия и действия, которые человек выполняет с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то человек будет работать с охотой, стремиться к повышению своей квалификации и, как следствие, будет пользоваться

МОГУ – это способности, возможности здоровья и профессиональная квалификация. Это уровень знаний и умений. В каких-то делах человек менее успешен, быстрее устаёт, начинает нервничать, злиться, теряться, а в других – за ним не угнаться, он занимается с удовольствием и не устаёт. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору.

НАДО – это, востребованность профессии на рынке труда, возможность трудоустройства. Рынок труда подобен любому другому рынку. На нем есть покупатель – «работодатель» и продавец – «работник». Товаром на таком рынке является труд работника, обладающего необходимыми умениями, способностями, знаниями и желанием работать. У такого товара есть и цена – заработная плата. Её величина зависит от спроса и предложения. Чем больше специалистов одной профессии будет на рынке труда, тем меньшую зарплату им будут предлагать. А вот труд человека с редкой профессией, скорее всего, будет оценен гораздо выше. Для правильного выбора профессии необходимо понимать какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Выбирая профессию важно ориентироваться не только на её спрос сейчас, но и учитывать прогноз на ближайшие пять-семь лет.

Изучив эту формулу, мы можем сказать, что сделать правильный выбор - значит найти профессию которая:

- интересная и привлекательная;

- доступная и посильная;

- имеет спрос на рынке труда.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

Выполняется упражнение   «Хочу, могу и надо».

Цель упражнения знакомство с правилами выбора профессии,  развитие способности объективно оценивать себя.

Задание:  Составить   свою   формулу  профессий. Раздаются  бланки  для  упражнения  (желательно трех цветов).



Хочу

Могу

Надо














Инструкция.  Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, надо сориентироваться всего в трех аспектах.   

Задание 1: определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Написать в  круге  первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии, свои  желания, цели, интересы, стремления.

Задание 2: написать то, что, по вашему мнению, вы можете.   Оценить  свои профессионально важные качества: здоровье, возможности, способности  и знания,  профессиональную пригодность.

Задание 3:  как вы считаете, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда. Определить и  написать, каково сегодня "Надо".

Презентация   работ. Обсуждение.

 Вывод. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.

Закончить наше занятие мне бы хотелось словами древнего мыслителя и философа Китая Конфуция:

«Выбери профессию, которую ты любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Удачи вам в выборе будущей профессии!





Мой мотив.



  1. Возможность прославиться, получить известность.

  2. Возможность продолжить семейные традиции.

  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

  4. Возможность служить людям.

  5. Заработок.

  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

  7. Легкость поступления на работу.

  8. Перспективность работы.

  9. Позволяет проявить свои способности.

  10. Позволяет общаться с людьми.

  11. Обогащает знаниями.

  12. Разнообразная по содержанию работа.

  13. Романтичность, благородство профессии.

  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

  15. Трудная, сложная профессия.

  16. Чистая, легкая, спокойная работа.





Хочу

Могу

Надо





















Мое настроение на занятии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!