СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг личностного роста для подростков "Я - лидер"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий с упражнениями для разных категорий детей подросткового возраста. Задания направленны на групповое сплочение, развитие коммуникативных навыков, творческого мышления, принятия себя и других.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг личностного роста для подростков "Я - лидер"»

Занятие 1.

«Творческое мышление»


Упражнение «Бейджики»


Участникам предлагается подготовить именные бейджики с собственным дизайном, для того, чтобы во время выполнения заданий малознакомые ребята могли обращаться к друг другу по имени.


Упражнение «Разминка»


Время проведения: 5-7 минут.

Описание упражнения: Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка ит. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.

Обсуждение:

Какие самые необычные сходства вы заметили?

Можно ли быть на 100 процентов одинаковыми?

Так ли это страшно – отличаться?


Как вы помните наш курс называется «Я - лидер». Давайте вспомним, а каким должен быть лидер? Нужно ли несколько лидеров? Могут ли все быть лидерами? В каких ситуациях важно брать на себя ответственность и занимать лидирующие позиции?


Упражнение «Творческие силы»


Время проведения: 5 минут.

Описание упражнения: Каждый человек в той или иной степени обладает определенным запасом творческих сил. Каждый человек, безусловно, индивидуален в своем творчестве. Но в то же время у всех есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой личности. Для этого каждый из вас сначала должен написать не менее десяти признаков, характеризующих творческую личность. При этом вы можете думать о тех людях, которых вы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого мышления. На эту работу вам отводится 7 минут.

На втором этапе мы объединимся в круг и обсудим ваши предложения. Путем голосования наша группа составит обобщенный портрет творческой личности.

На третьем этапе каждый из вас будет оценен по этому обобщенному перечню качеств.

Обсуждение

Насколько полезно обладать творческим мышлением в командной работе?

Какие черты характера мешают быть творческим человеком?

Как вы развиваете свое творческое мышление?


Упражнение «Коллективная сказка»


Время проведения: 10 минут.

Описание упражнения: Группа придумывает сказку. Первый говорит одно предложение. Второй говорит второе предложение, представляющее собой продолжение сказки, и т. д. по кругу.

Обсуждение

О чем получилась ваша сказка?

Получились ли главные герои и злодеи?

Какая у нее мораль?

Хочется ли кому-то изменить какие то детали уже в конце сказки?



Упражнение «По секрету»


Время проведения: 10 минут.

Описание упражнения: У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. Сегодня вы сформулируете основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее.

Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому выскажите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить секреты. Будьте откровенны с собой и с тем человеком, которого вы выберете в качестве партнера для этого этюда.

Обсуждение

Насколько страшно было делиться своими целями с другими? Почему так получается?

Почему важно ставить конкретные шаги по достижению цели?

Хотелось ли кому-то разделить цели людей, которые с вами поделились?


Упражнение «Принцип»


Время проведения: 10 минут.

Время проведения: Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Мы начнем с того, что выясним, что именно вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград — от простого неумения думать о себе до внутренних конфликтов и проблем настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, Желании заняться чем-нибудь другим. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...»

Обсуждение:

Для чего нужно говорить себе «хочу», «могу», «буду» ?

Бывало ли в вашей жизни когда вы думали что «это нереально», но в итоге у вас все равно получалось? Можете поделиться?

Насколько достижение ваших целей зависит от вас?




Упражнение «Кодовая фраза»


Время проведения: 15 минут.

Описание упражнения: Упражнение выполняется в парах. Каждый партнер получает от ведущего какую-либо «кодовую фразу» — несложную, но довольно странную, не очень вписывающуюся в обычный разговор. Например, это могут быть такие фразы: Сборную по хоккею дисквалифицировали за выход на лед без КОНЬКОВ - По новым футбольным правилам, вратарю нельзя будет играть руками. На новых долларах написано: «Храните деньги в сберкассе». Играя на валютном рынке, можно приобрести подводный ресторан. Мягкие игрушки теперь будут содержать вакцину от птичьего гриппа.

Простуду можно вылечить, направив на горло и нос лунный свет.

Участники не говорят друг другу, какие фразы им достались. Им отводится 3 минуты на то, чтобы свободно беседовать о чем угодно. Задача каждого из них — использовать в разговоре свою «кодовую фразу» раньше, чем это сделает партнер, и таким образом, чтобы собеседник не понял, что именно эта фраза является кодовой. Ее нужно гак встроить в беседу, чтобы она прозвучала вполне логично и естественно, не вызвала у собеседника подозрений.

Если кому-то из игроков показало ей, что собеседник употребил «кодовую фразу», он сразу после этого может спросить: «Это та фраза?». Если он угадал, то объявляется победителем. Если он задал этот вопрос дважды, но оба раза ошибся, победителем объявляется соперник. Если фраза была использована, а собеседник этого не заметил — побеждает тот, кто использовал ее. Если в течение 3 минут ни один партнер так и не употребил свою фразу, это считается поражением обоих игроков.

Обсуждение

Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения?

На что ориентировались участники, принимая решение о том, какое именно высказывание является «кодовым»?

А какие способы были использованы, чтобы скрыть эти фразы, сделать их незаметными?

Когда человек хочет исподтишка повлиять на собеседника, он обычно тоже встраивает в свою речь какие-либо утверждения и требования таким образом, чтобы партнер этого не заметил, это прозвучало бы как нечто само собой разумеющееся.

Можете ли вы привести такие примеры из своего жизненного опыта? Как научиться распознавать такие «скрытые сообщения»?


Игра «Разведчики»


Время проведения: 1 час.

Описание игры: Всех обучающихся делят на 2-3 команды. Каждая команда получает список вопросов, на которые необходимо ответить. Вопросы составляются таким образом, чтобы командам необходимо было перемещаться по школе и выяснять информацию любыми доступными способами.

Список вопросов:

1. Любимое блюдо охранника.

2. Количество дверей на 3 этаже.

3. Количество стульев в актовом зале.

4. Сколько столов в столовой?

5. Сколько обучающихся в 5-х классах?

6. Узнать когда день рождения у Арины Сергеевны.

7. Узнать сколько лет, месяцев и дней самому взрослому ученику нашей школы.

8. Посчитать сколько ступенек на главной лестнице школы.

9. Количество кабинетов в которых есть цифра 1.

10. Количество НЕ пластиковых окон в школе (окна целиком, не стекла).

11. Сколько зубов мудрости у Анастасии Андреевны?

12. Любимая песня Ивана Александровича?

13. Любимые цветы Марианны Николаевны?

14. Любимый вид спорта у Павла Алексеевича?

15. Сколько стоит школьная форма?

16. Сколько одинаковых фотографий висит в кабинете психолога?

17. Количество крючков в раздевалке.

18. Любимое животное у Виктора Павловича?

19. Любимый цвет у Лилии Сергеевны?

20. Любимые духи у Марины Витальевны.

21. Количество высших образований у Александры Анатольевны.

22. Любимая историческая личность Станислава Сергеевича?

23. Модель телефона у Дарьи Витальевны

24. Количество первых классов.

25. Сколько заместителей директора в школе?

26. Сколько человек состоит в профсоюзе?

27. Сколько всего педагогов в школе?

28. Любимый напиток у вахтера.

29. Как зовут дворника? (имя, отчество)

30. Что было последний раз на обед в столовой?


Занятие 2. Любовь к себе. Зал хореографии


Упражнение «Бип!»


Время проведения: 5 минут.

Описание упражнения: Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом (на стульях или в креслах). Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участникам на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул.

Сидящий должен сказать «Бип!», желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.


Упражнение «Чепуха»


Время проведения: 10 минут

Описание упражнения: Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. д. Когда вопросы закончились, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов:

Кто?

Где?

С кем?

Чем занимались?

Как это происходило?

Что запомнилось?

И что в итоге получилось?

Смысл упражнения

Внешне упражнение напоминает шутку, однако получившиеся тексты иной раз оказываются весьма неожиданными и заставляют задуматься над теми проблемами, которые значимы для участников.

Обсуждение

Какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным и чем именно?


Упражнение «Не могу полюбить себя»


Время проведения: 15 минут.

Описание упражнения: В течение ближайших 15 минут вы должны составить как можно более подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дальше, но ни в коем случае не меньше. Написали?

Теперь вычеркните все то, что относится к общим правилам, принципам типа: «Любить себя нескромно», «Человек должен любить других, а не себя». Мы уже выясняли, что подобные высказывания — лишь ширма, за которой неудачник прячется от реальных причин своих неудач. Поэтому пусть в списке останется лишь то, что связано лично с вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков. Этот список, короткий или длинный, список того, что портит вам жизнь. Прежде всего подумайте: если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них вы простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не могли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть.

Почему бы вам не сделать то же самое для себя?

Почему не помочь самому себе?

Выпишите их в отдельный список, а из этого вычеркните. Ну что, много ли осталось?

Давайте поступим с ними таким образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Обсуждение

Почему начать любить себя так важно?

Согласны ли вы с таким утверждением: “Если человек не может полюбить себя сам, то его не сможет полюбить никто”?

Есть ли такие качества, которые невозможно изменить?

Стоит ли винить себя за те качества, которые невозможно изменить?


Упражнение «Зеркало»


Время проведения: 10 минут.

Описание упражнения: Вы можете встать или сесть перед зеркалом — как вам удобнее, важно, чтобы это зеркало позволило видеть вам себя целиком. Если такого зеркала у вас нет, можно взять любое, которое ничем не загорожено и в котором вы ясно и отчетливо увидите свое лицо (зеркальная полочка в ванной не годится).

Ваша задача — спокойно несколько минут постоять перед зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя но имени: «Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть».

Просто, не правда ли? Только не надо корчить рожи, разглядывать невесть откуда взявшийся прыщик или играть, как в плохой самодеятельности, просто посмотреть и просто сказать. После этого еще немного постоять, глядя себе в глаза открыто и доверительно, и повторить еще раз: «Я люблю тебя... таким, какой ты есть».

То, что мы сейчас с вами сделали, — очень простая проба на любовь к себе или, пользуясь принятым в научной литературе выражением, принятие себя.

Обсуждение

Какие чувства вы испытали во время данного упражнения?

Почему любовь к себе так важна?


Упражнение «Я в лучах солнца»


Время проведения: 5-7 мин

Описание упражнения: Нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. «Задача — написать о себе как можно лучше.

Носите этот листочек всюду с собой. Добавляйте лучи. А если вам станет особенно мерзко на душе и покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом своем качестве. Приводите как можно более конкретные примеры, выражающие это качество.

Одно предупреждение все же необходимо. Любить себя — это не значит все время гладить себя по головке и все прощать. Любить себя — это значит понимать свои слабости и недостатки и даже отвратительные черты, для того чтобы иметь силы и возможности их преодолевать, становиться лучше, сильнее, независимее. А значит, быть готовым к тем трудностям, которые обязательно выпадут на вашу долю.

Обсуждение:

За какие недостатки можно продолжать себя любить?

Чего вы бы себе никогда не простили?


Упражнение «Художественный фильм»


Время проведения: 15-20 минут.

Описание упражнения: Станьте режиссером своей жизни, вместо того чтобы быть актером. Поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлагает это сделать московский психолог Н.Н. Толстых: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сценарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события». А дальше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере.

Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем. Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все еще можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь.

Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильм про победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно незнакомой вам «эпохи бесконфликтности», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим.

Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно. Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это должен быть сценарий про победителя. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных трудностей.

Если вы выберите для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится. Запишите этот сценарий и вспоминайте его почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя.


Упражнение «Я подарок для человечества»


Описание упражнения: 10 минут.

Описание упражнения: Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...»

Обсуждение

Почему мы иногда вместо похвалы себя переходим на критику?

Почему себя стоит хвалить чаще?

Какой совет вы бы дали человеку для того чтобы начать ценить себя больше?

Упражнение «Мои секретные фишки»


Время проведения: 10 минут.

Описание упражнения: Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота — вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности.

Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?

Обсуждение

Всегда ли ваши фишки являются чем-то полезным?

Мог бы кто-то кроме вас догадаться о том что вы это вы? Кто?

Бывало ли в вашей жизни что вы смотрите на какого-то знакомого человека и совсем его не узнаете?


Игра «Мафия»


Время проведения: 1 час.

Описание игры: Рекомендованное количество игроков — от 9 до 20 человек. Если менее 9 — игра перестает быть интересной, более 20 — игра усложняется из-за большого количества обсуждений и становится сложно управляемой.

Ночь Судьбы — распределение ролей.

Выбор производится с помощью игральных карт. Каждая карта обозначает определенную роль в игре. Перед началом игры из общего комплекта карт выбирается необходимое количество карт, равное количеству играющих, и из них составляется колода

для игры. Игроки рассаживаются на любые места. Ведущий тасует колоду карт и просит всех игроков закрыть глаза — наступает «Ночь судьбы» — все жители города «засыпают». Поочередно подходя к каждому из игроков, Ведущий просит открыть глаза и наугад вытянуть карту из колоды, что определяет в соответствии с выбранной мастью статус игрока.

День Спокойствия

Ведущий просит всех открыть глаза и предлагает игрокам начать «знакомство» друг с другом — с жителями города. Каждый игрок должен посмотреть свою карту для того, чтобы узнать свою игровую роль. Показывать другим игрокам свою карту строго запрещается. Никакие обсуждения в этот день не допускаются.

Ночь Знакомства

После того как жители познакомились, ведущий объявляет «Ночь Знакомства». Все игроки закрывают глаза. Ведущий говорит: «Мафия проснулась и знакомится». После этих слов «мафиози» открывают глаза и узнают, кто принадлежит клану «мафии». Делать это следует крайне осторожно, т.к. любое движение может навлечь подозрение соседних игроков. После этого ведущий объявляет: «Мафия познакомилась и уснула». «Мафия» закрывает глаза.

Основной игровой цикл

Ведущий объявляет: «Наступил день. Все жители города проснулись». Все игроки открывают глаза. Начинается обсуждение. У игроков есть следующая информация: кто как себя вел при раздаче, как и что говорил накануне, движения в ночью, изменение настроения и поведения и т.д. На основании всего этого можно делать какие-либо заключения и предположения. Применять можно любые аргументы, как правдивые, так и

нет.

Высказывания могут быть любые, например:

— Что-то Александр слишком веселый, не иначе, как «мафия»;

— Сергей подмигнул Свете, наверное, сговорились за ночь;

— справа от меня было какое-то движение ночью;

— Василий мне не нравится, слишком умное лицо, не иначе он «мафия».

На обсуждения желательно отвести какое-то определенное время, или ведущий, по своему усмотрению (например, когда обсуждение переходит в драку или, наоборот, начало затухать), прекращает обсуждения и просит тишины. После этого ведущий предлагает выдвинуть подозреваемых в причастности к «мафии». Выдвигаются кандидатуры. После чего ведущий предоставляет каждому «кандидату» последнее слово, которое может оказаться решающим при голосовании.

Проводится голосование. Игрок, который в результате голосования признан виновным, открывает и показывает всем свою карту и покидает игровое поле.

После того, как «убитый» игрок покинул игровое поле, ведущий объявляет: «Наступила ночь. Все жители города уснули». Все игроки закрывают глаза. Ночь Ночью ведущий поочередно пробуждает специальных персонажей игры, и они тайно сообщают свое действие. Например, это может выглядеть так:

Ход «мафии»

Ведущий: «Мафия проснулась и выбирает свою жертву». «Мафия» открывает глаза и знаками договаривается, какого игрока надо «устранить». Указывают на него ведущему. После этого ведущий объявляет: «Мафия сделала свой выбор и уснула». «Мафия» закрывает глаза.

Ход комиссара

Ведущий объявляет: «На расследование выходит комиссар». Комиссар открывает глаза и указывает ведущему на одного из игроков. Ведущий показывает палец вверх, если проверка была удачной и выбранный человек является мафией, и вниз – если проверка неудачная и житель мирный. После этого ведущий объявляет: «Комиссар провел расследование и уснул». Комиссар закрывает глаза.

Ход доктора

Ведущий объявляет: «Доктор выходит, чтобы оказать помощь». «Доктор» открывает глаза и указывает ведущему на любого игрока. После этого ведущий объявляет: «Доктор оказал помощь и уснул». «Доктор» закрывает глаза.

Утренние новости

Ведущий объявляет: «Наступил день. Все жители города проснулись». Все игроки открывают глаза. После этого ведущий освещает все события, которые произошли ночью. Далее идет все по кругу, но с учетом того, что у игроков для обсуждения появляются новые аргументы. Требуется запоминать, кто кого выдвигал, кто за кого голосовал




































Занятие 3. «Ответственность перед другими и перед собой»



Упражнение «Поднять стулья»


Время проведения: 5 минут.

Описание упражнения: Участники сидят на стульях в кругу. По команде ведущего каждый из них встает и поднимает перед собой свой стул на высоту 1 м. После этого перед ними ставится задача всем одновременно опустить стулья, не переговариваясь между собой. Фиксируется количество потребовавшихся попыток.

Упражнение требует от участников оценки намерений других людей и координации совместных действий, проявления решительности, действий в соответствии с быстро меняющейся ситуацией.

Обсуждение

Кто чем руководствовался, принимая решение, в какой момент начинать опускать стул?

Кто выжидал, когда это начнут делать другие, а кто сам стремился задать инициативу?

Насколько свойственны участникам такие позиции в других жизненных ситуациях?

В чем плюсы и минусы каждой из этих стратегий поведения (следовать за другими или самому проявлять инициативу)?


Упражнение «Должен или выбираю?»


Время проведения: 20-30 минут.

Описание упражнения: Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации, а также собственные моральные установки. Очень часто какая-то часть личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя ее.

Он говорит себе: «Я должен быть гордым» — и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом, или: «Я должен поддерживать их. Я должен быть заботливым» и заботится о людях, предпочитающих жить за счет чужой активности. Если человек руководствуется в основном «долженствованием» — это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то убеждения. Эти авторитетные «должен» могут совсем не соответствовать конкретной ситуации. Часто они бывают сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней «тусовке» во дворе, среди сверстников, вами руководит «тусовка». Если вы идете в школу только потому, что должны туда ходить, вами руководит школа. И в том и в другом случае бывает так, что решение принято не вами.

Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить это в «хочу». Мама может думать: «Я должна идти смотреть футбольный матч, в котором участвует сын, хотя хотелось бы, конечно, сходить в магазин за покупками». Дети без труда распознают, что родители делают по своей воле, а что — из чувства долга. Если мама сможет превратить «я должна» в «я хочу», она скажет себе: «Я предпочитаю поболеть за сына, другие дела могут и подождать».

Качество общения неизмеримо возрастает, если решения принимаются сознательно, а не под давлением чувства долга (качество учебы или работы тоже, если вы научились находить в них удовольствие). «Когда моя мама говорит "ты должен", внутри вас может сразу само по себе звучать "не буду", и это касается разных ситуаций. Нам кажется, что мы можем только подчиниться или восстать. Если мы подчиняемся, остается чувство обиды. Если восстаем, возникает неприязнь и та же обида.

Оба способа реагирования толкают нас к какой-то форме мести. Если мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Для этого надо сознательно сосредоточиться на наилучшей мотивации для данного дела или каких-либо действий. Замените утверждения, вынуждающие вас на что-либо, на утверждение, содержащие личный выбор.

Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что вам будет легче бороться не только со своими «долгами», но и с «долгами», возложенными на вас другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, все равно занимаетесь ими, почему бы не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки или раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений.

Влияние личности быстро начинает расти, когда желания и действительность начинают совпадать. Бессильное, серое существование превращается в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору.

Обсуждение

Насколько важно позитивное мышление в жизни? Какие преимущества оно дает?

Можно ли всегда думать позитивно? В каких случаях?



Упражнение «»Моя прелесть»


Время проведения: 12-15 минут.

Описание упражнения: Участников просят, проведя -«ревизию» содержимого своих сумок и карманов,, найти какой-либо предмет, который им нравится, про который они могли бы сказать «Моя прелесть!» (так говорил про Кольцо Всевластья Голум — персонаж книг Толкиена). В течение 4 6 минут они размышляют над вопросами:

Чем именно мне нравится этот предмет?

Что он для меня символизирует, почему я нощу его с собой?

Чем этот предмет может понравиться другим?

Потом каждый из участников поочередно получает слово для того, чтобы провести публичную презентацию «своей прелести» (1-2 минуты каждому), в которой были бы представлены ответы на эти вопросы. Форма презентации может быть различной — устный рассказ или, по желанию участника, небольшая пантомима, рисунок: комментариями и т. п.

Обсуждение:

1. Чьи презентации вам понравились больше всего?

2. На что бы вы могли обменять вашу прелесть?

3. Как можно было бы улучшить этот предмет?

А теперь выберете свое личностное качество и сделайте такую же презентацию.

Чем именно мне нравится этот качество?

Что он для меня символизирует, почему я обладаю им?

Чем это качество может понравиться другим?

Обсуждение 2:

1. Чьи презентации вам понравились больше всего?

2. На что бы вы могли обменять вашу прелесть?

3. Как можно было бы улучшить эту черту?








Я должен


Я хочу


Мать разозлится, если я не пойду с ней


Я хочу доставить радость маме,

пойдя с ней


Я должна выгладить белье на всю семью


Я выглажу белье, чтобы моя семья

была опрятно одета


Я должен работать в саду


Это прекрасный способ почувствовать

себя взрослым












































































Я должен


Я хочу


Мать разозлится, если я не пойду с ней


Я хочу доставить радость маме,

пойдя с ней


Я должна выгладить белье на всю семью


Я выглажу белье, чтобы моя семья

была опрятно одета


Я должен работать в саду


Это прекрасный способ почувствовать

себя взрослым













































































Упражнение «Необитаемый остров»


Время проведения: 20-30 минут.

Описание упражнения: В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткие, но жестокие холода, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача — создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно, или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выполнение?

Под страхом наказания, смерти? Как будет распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других? Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению конфликтов и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие правил дается время и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.

Обсуждение

В чем заключается важность следования нравственно-этическим правилам?

Как давно они сформировались в нашей жизни? Могут ли они меняться?

В чем связь нравственности и закона?


Игра «Кладоискатели»


Время проведения: 1 час.

Описание игры: Перед началом игры подготавливается карта школы с различными местами (столовая, актовый зал, центральный вход и т.д.) и разрезается на части. На каждом элементе карты пишется загадка, ответ на которую будет являться подсказкой к тому месту где искать следующий клочок карты. Таким образом группы должны будут ходить по разным частям школы и искать обрывки карты для того чтобы найти «сокровища». Обучающихся делят на 2-3 команды, каждая команда получает свой элемент карты определенного цвета и отправляются на поиск следующего элемента. Забирать и перепрятывать карты другой команды – запрещено.




Занятие 4. Вперед к моим целям.

Упражнение «Слушаем голоса»

Время проведения: 5-10 минут.

Заранее готовятся карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух ит. п.), — по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Для усложнения игры можно также добавить несколько карточек, на которых изображены животные, не издающие характерных звуков (например, рыбы).

Ведущий раздает группе карточки с названиями животных. Участники, никому их не показывая, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз; собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных». Например: те, у кого изображена кошка, мяукают и собираются вместе.

Обсуждение:

Что помогло собрать всю «семью», не растеряв по ходу участников?

Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом шуме?

Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?


Упражнение «Шесть шляп мышления»


Время проведения: 40 минут.

Описание упражнения: Участников делят на 6 равных команд разных цветов и предлагают им определенную «форму мышления» (шляпу).

1. Белая команда – информация. Люди этой команды сосредотачиваются на имеющихся в распоряжении данных. Пытаются понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Надевая белую шляпу, участники определяют известные факты и идентифицируют информацию, которой не хватает. Во многих сессиях это происходит сразу после начальной синей шляпы и представляет собой этап, на котором собираются детали о предмете обсуждения и относящихся к нему вопросах.

Должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

  • оценить уместность и точность информации;

  • отделить факты от предположений;

  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;

  • узнать о настроениях и эмоциях.

Пример: «Мы знаем, что во времена Пушкина дуэли были запрещены законом»

2. Красная команда - интуиция и чувства. Задача этой команды ответить что подсказывает внутренний голос. Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Надевая красную шляпу, участники высказывают интуитивные реакции или эмоциональные переживания. Ее можно использовать для интуитивного выбора варианта ответа на вопрос или оценки итогового дизайна. Также красную шляпу можно включать, если вопрос вызывает много эмоций и участникам нужно высказаться.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;

  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;

  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;

  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;

  • применять после принятия решения.

Пример: «Я не могу понять, зачем нужно было решать вопрос на дуэли, это же глупо».

3. Чёрная команда – в ней участники должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Черная шляпа — это риски и опасности, критическое осмысление, направленное на поиск проблем и несовпадений. Участники часто переходят к критике, будучи в других шляпах. Такой процесс нужно останавливать.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;

  • в чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;

  • указывает на сложности;

  • исследует слабые моменты;

  • может совпадать с белой шляпой;

  • исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Пример: «Пушкин не мог не пойти на дуэль. Тогда его бы перестали уважать в обществе».

4. Жёлтая команда - оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Их задача выделять сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Участники выявляют преимущества, связанные с действиями в рамках рассматриваемого примера. Этот режим мышления противоположен черной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо. Результатом могут быть утверждения о преимуществах, которые могут иметь место, позитивные ожидания, определение поддержки и т.п.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.

Пример: «Если бы Пушкин отказался от дуэли, его поклонники были бы ему благодарны».

5. Зелёная команда - отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Эта шляпа используется для поиска новых идей, творческих и необычных. Во время использования этой шляпы можно применять любые техники креативного мышления.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Пример: «А что, если такая ситуация случилась бы в наши дни?»

6. Синяя команда – отвечает за процесс, но не связана непосредственно с выработкой решения. Руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Ведущий не высказывается по поводу содержания, но обозначает, кто и когда будет говорить. А также описывает ситуацию и ставит задачу в начале обсуждения и подводит итоги в конце.

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.

Под синей шляпой мышление:

  • фокусирует и перенаправляет внимание;

  • фиксирует требования к мыслительному процессу;

  • запрашивает резюме;

  • принимает или запрашивает решения.

Примеры: «Давайте будем высказываться в таком порядке, согласны?», «Сейчас высказывается белая шляпа, давайте оставим критику до очереди черной».


Ситуация для решения


В школе номер 921 имеется большое количество ребят, которым ну совсем не хочется учиться. Многие из них не приходят на первые уроки, ссылаясь на то, что проспали. Общая успеваемость ребят снизилась по сравнению с прошлым годом. Они все чаще отказываются от участия в школьных мероприятиях, говорят что в школе скучно и неинтересно. Что можно сделать чтобы ситуация изменилась?




Пёс Собака Кошка Кот


Кролик Кролик Лиса Лиса


Курочка Курочка Корова Корова


Рыба Рыба Лошадка Лошадка


Рысь Рысь





Белая команда – информация. Люди этой команды сосредотачиваются на имеющихся в распоряжении данных. Пытаются понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Надевая белую шляпу, участники определяют известные факты и идентифицируют информацию, которой не хватает. Во многих сессиях это происходит сразу после начальной синей шляпы и представляет собой этап, на котором собираются детали о предмете обсуждения и относящихся к нему вопросах.

Должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:

  • какая информация имеется;

  • какая информация необходима;

  • как и где получить недостающую информацию.

Ключевые моменты:

  • отметить конфликтующие/противоречащие точки зрения;

  • оценить уместность и точность информации;

  • отделить факты от предположений;

  • определить действия, необходимые для устранения пробелов;

  • узнать о настроениях и эмоциях.

Пример: «Мы знаем, что во времена Пушкина дуэли были запрещены законом»










Красная команда - интуиция и чувства. Задача этой команды ответить что подсказывает внутренний голос. Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Надевая красную шляпу, участники высказывают интуитивные реакции или эмоциональные переживания. Ее можно использовать для интуитивного выбора варианта ответа на вопрос или оценки итогового дизайна. Также красную шляпу можно включать, если вопрос вызывает много эмоций и участникам нужно высказаться.

Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:

  • что я сейчас чувствую;

  • что мне подсказывает моя интуиция;

  • что говорит мне мой «внутренний голос».

Ключевые моменты использования красной шляпы:

  • ограничиться 30 секундами;

  • разрешено выражать чувства, подсказки интуиции и «внутреннего голоса»;

  • не нужно оправдываться и объяснять причины своих чувств;

  • использовать как часть мыслительного процесса, способствующего принятию решения;

  • применять после принятия решения.

Пример: «Я не могу понять, зачем нужно было решать вопрос на дуэли, это же глупо».






















Чёрная команда – в ней участники должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Черная шляпа — это риски и опасности, критическое осмысление, направленное на поиск проблем и несовпадений. Участники часто переходят к критике, будучи в других шляпах. Такой процесс нужно останавливать.

Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:

  • каковы возможные проблемы;

  • каковы вероятные сложности;

  • на что нужно обратить внимание;

  • в чем опасность.

Ключевые моменты. Мышление в Черной шляпе:

  • помогает в принятии правильного решения;

  • указывает на сложности;

  • исследует слабые моменты;

  • может совпадать с белой шляпой;

  • исключительно эффективный инструмент оценки при использовании после Желтой шляпы.

Пример: «Пушкин не мог не пойти на дуэль. Тогда его бы перестали уважать в обществе».




Жёлтая команда - оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Их задача выделять сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Участники выявляют преимущества, связанные с действиями в рамках рассматриваемого примера. Этот режим мышления противоположен черной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо. Результатом могут быть утверждения о преимуществах, которые могут иметь место, позитивные ожидания, определение поддержки и т.п.

Вопросы «под Желтой шляпой»:

  • каковы преимущества;

  • каковы положительные стороны;

  • в чем ценность;

  • привлекательна ли концепция данного предложения;

  • можно ли это воплотить в жизнь.

Пример: «Если бы Пушкин отказался от дуэли, его поклонники были бы ему благодарны».


Зелёная команда - отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Эта шляпа используется для поиска новых идей, творческих и необычных. Во время использования этой шляпы можно применять любые техники креативного мышления.

Вопросы «под Зеленой шляпой»:

  • какие творческие идеи имеются;

  • каковы возможные альтернативы;

  • как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.

Пример: «А что, если такая ситуация случилась бы в наши дни?»



Синяя команда – отвечает за процесс, но не связана непосредственно с выработкой решения. Руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Ведущий не высказывается по поводу содержания, но обозначает, кто и когда будет говорить. А также описывает ситуацию и ставит задачу в начале обсуждения и подводит итоги в конце.

Вопросы «под Синей шляпой»:

  • с чего начать;

  • что на повестке дня;

  • каковы цели;

  • какие шляпы использовать;

  • как подвести итог;

  • что делать дальше.

Под синей шляпой мышление:

  • фокусирует и перенаправляет внимание;

  • фиксирует требования к мыслительному процессу;

  • запрашивает резюме;

  • принимает или запрашивает решения.

Примеры: «Давайте будем высказываться в таком порядке, согласны?», «Сейчас высказывается белая шляпа, давайте оставим критику до очереди черной».










Ситуация для решения


В школе номер 921 имеется большое количество ребят, которым ну совсем не хочется учиться. Многие из них не приходят на первые уроки, ссылаясь на то, что проспали. Общая успеваемость ребят снизилась по сравнению с прошлым годом. Они все чаще отказываются от участия в школьных мероприятиях, говорят что в школе скучно и неинтересно. Что можно сделать чтобы ситуация изменилась?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!