КГУ «Средняя школа № 40 имени Д.М. Карбышева»
Тренинг
«Формирование позитивных жизненных установок»
подготовила: Галкина Т.В
Петропавловск 2022 год
«Формирование позитивных жизненных установок»
Цель тренинга: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Цель занятия: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
Целевая группа: подростки 13-14 лет в количестве 10 человек.
Продолжительность: 55 минут.
Вступительное слово педагога-психолога (3 мин.)
Цель: знакомство с темой и целью занятия.
Ребята, в жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя,
как он будет жить в дальнейшем. В подростковом возрасте – это проблема выбора не только
профессии, но и круга общения, возможностей реализации себя и своих способностей в жизни. На нашем
занятии сегодня мы с вами будем продолжать учиться понимать себя и других людей и в
соответствии с этим строить свои жизненные планы.
Принятие правил групповой работы. (5 мин)
Цель: знакомство и принятие правил групповой работы на занятии.
Несмотря на то, что раньше в нашей группе принимались правила, теперь они будут особенными, потому что на занятиях данного блока будут происходить разговоры об очень сокровенном,
о мечтах и планах участников.
- мы равны в возможности высказываний
- мы свободны в выборе своей точки зрения
- мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор
- мы соблюдаем конфиденциальность вне группы
- мы оставляем все игровые ситуации в этих стенах и не выносим их в нашу жизнь вне группы
- мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом своей группы.
3. Ожидания (7 мин.)
Цель: развитие самопонимания и вербализация ожиданий.
Каждому из участников надо написать на стикере и озвучить свои ожидания от этого занятия. Это может быть одно-два слова, которые выразят ваши чувства и желания. Долго не раздумывайте.
Ребята по-очереди выходят со стикерами, зачитывают содержание и приклеивают на парусник
(паруса).
4.Упражнение-активатор «Это я!» (5 мин.)
Цель: эмоциональный разогрев.
Один участник выходит на середину круга. Его задача – одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.
5. Притча «Человек» (3 мин)
6. Упражнение «Мои цели» (10 мин.)
«Возьмите 4 листка бумаги и ручку. На первом листе напишите: «Мои жизненные цели». Две
минуты можете отвечать на этот вопрос. Пишите все, что приходит в голову. Это могут быть
личные,
семейные, профессиональные, социальные, общественные или духовные цели. Проверьте
написанное. Отложите первый лист в сторону. На втором листе напишите сверху: «Как я хотел бы провести ближайшие 3 года?». Потратьте две минуты на ответ. Чтобы узнать о своих целях под
другим углом, напишите на 3 листке: «Если б я узнал, что мне осталось жить полгода с
сегодняшнего дня, как бы я прожил их?». Цель этого вопроса – выяснить, нет ли чего-нибудь
важного для вас,
но чего вы не делаете, о чем даже не задумываетесь в суете повседневных дел. Пишите также в
течение 2 минут.
На четвертом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных. Рассмотрите ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-то одной категории, например, к личным или духовным? Есть ли одинаковые цели на первых трех листках? Отличаются ли чем-нибудь от
всех других те три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?
Это упражнение – хороший способ обнаружить отношения между вашими целями и вашей
повседневной деятельностью. Полезно повторять его каждые полгода, чтобы посмотреть,
происходят ли какие-нибудь изменения». Дети по желанию 1-3 человека озвучивают свое мнение по
заданным вопросам.
7. Упражнение «Мои ресурсы» (10 мин.)
Цель: развитие способности нахождения ресурсов для достижения цели.
Подросткам предлагается подумать, что может им помочь в достижении своих самых важных целей. Чем они уже обладают для их достижения? Ребята пишут свои личные ресурсы на полосках цветной бумаги (лучиках солнца), выходят к плакату с изображением парусника и прикрепляют лучики к солнышку, которое освещает дорогу паруснику. Озвучивают свои ресурсы.
8. Упражнение «Дотянись до звезд» (5 мин)
Цель: повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей.
Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу. Ведущий: «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться
до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите себе в карман. Можно
сорвать несколько звезд.»
По окончании участники рассказывают, трудно ли было достать свою мечту? Какие чувства они испытывали, когда она оказалась в кармане? Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми. Но нельзя забывать, что для их достижения надо
прилагать усилия и большое желание.
9. Рефлексия (5 мин.)
Цель: получение обратной связи.
Ребята делятся впечатлениями о занятии.
Оправдались ли ожидания. Что понравилось, что оказалось полезным и важным?
В заключение хочу пожелать вам легких и интересных дорог, страстного желания в достижении
ваших целей и устойчивой мотивации. Помните, что дорогу осилит идущий.
Спасибо за участие!