СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Эти удивительные 7Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Эти удивительные 7Я"»

Психологический тренинг «Эти удивительные 7я»

во 2 классе для детей и их родителей

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей;

- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.


Цели и задачи:

  • формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений;

  • укреплять привязанность к членам своей семьи

  • прививать детям этические качества личности и нормы поведения в семье;

  • развивать коммуникативные возможности обучающихся, умение правильно общаться в обществе;

  • воспитывать у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;

  • воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи.




















Ход тренингового занятия

  1. Орг. момент

Добрый день ребята, родители и гости.

Чтобы узнать тему нашего тренинга, нужно разгадать ребус

7 я

- Итак, сегодня поговорим о семье.

В начале тренинга я предлагаю детям и родителям разделиться на 2 команды. У нас будут две семьи. У каждой семьи свой домик.

Членам семей нужно познакомиться друг с другом и обменяться энергией.

Игра “Ток”. Беремся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия


2. Разминка

Семья - Как вы понимаете это слово? Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
- Перечислите членов вашей семьи (перечисление учащимися)

  • Мама

  • Папа

  • Брат

  • Сестра

  • Дедушка

  • Бабушка

- Есть ещё понятие дальние родственники. Кто же относится к дальним родственникам?

  • Дяди

  • Тёти

  • Двоюродные братья, сёстры.

  • Прабабушки

  • Прадедушки.


- Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.

  • У кого есть младшая сестра.

  • У кого есть младший брат

  • У кого есть старшая сестра

  • У кого бабушка и дедушка живут в городе.

  • У кого бабушка и дедушка живут в деревне.

  • У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами.

  • У кого есть двоюродный брат

  • У кого есть двоюродная сестра

- Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.


Уважаемые родители!

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

- Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?


Упражнение «мой ребенок». Для эффективной работы я предлагаю Вам закончить одно из следующих предложений.


1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Если б мой ребенок был цветком, то каким


Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.


3. Обсуждение правил группы

Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам следующие правила:


1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.


Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.

Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике.

В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.


4. Основная часть

Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

Упражнение «Душа ребенка»

Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Ваша задача на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем зачитываете и кладете их в чашу.

-Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?


У каждой семьи есть дом.

- Но что такое дом? Это - красивая мебель, ковры, посуда?

Дом это там где тебя любят, ждут, понимают, где для тебя все родное.

  - Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.)

- Давайте построим дом, в котором будет жить семья.

(Учитель прикрепляет крышу дома со словом «Семья»)!!!

- Раньше дом называли «избой». В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Значит, в доме должно быть… (тепло)

(Учитель прикрепляет на доску крышу дома со словом «тепло»)

(Работа в 3 группах)

- Чтобы всем в доме было тепло, давайте подумаем, что нам для этого необходимо.

Выберите «кирпичики» со словами для нашего дома.

(РАЗДАТЬ ГРУППАМ ПО 4 СЛОВА)

1 группа выберет слова понимание, уважение, доброта (лишнее слово ссора)

2 группа - помощь, любовь, доверие (лишнее слово – раздоры)

3 группа - забота, дружба, традиции (лишнее слово – злоба)

- 1 группа, какие слова вы выбрали? Прикрепите их на наш дом.

- Какие слова выбрала 2 группа? Прикрепите их на наш дом.

- 3 группа, назовите ваши слова? Прикрепите их на наш дом.

(Дети прикрепляют на дом «кирпичики» со словами: понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба, традиции)

-  Вот мы построили ДОМ, в котором тепло. 

(Психологический тренинг)

- Соберите в ладони своё  т е п л о.

- Пусть его будет м н о г о.

- Почувствуйте э т о  т е п л о.

- Поделитесь своим теплом друг с другом. ( Дети прислоняются ладонями друг к другу).

Но не всегда все бывает благополучно в семье. Порой набегают и тучи.

(Учитель прикрепляет на доску «тучи»,

магниты заранее повесить на доску)

-  Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?

- Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме? (Ответы детей)

- А теперь разгоним тучи над домом (вызвать по 2 чел. из каждой группы

(Дети снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону. Надписи на тучах: ссора, раздоры, злоба, грубость, ложь, уп­рямство, вспыльчивость)

- Что же нужно делать, как себя вести, чтобы над домом не было таких туч?

- Попробуйте расшифровать правила поведения в семье.

Работа в группах (на карточках)


- Какие же правила поведения в семье у вас получились?

(Дети называют расшифрованные правила,

учитель прикрепляет на доске)

уважать старших

помогать по дому

делать работу вместе

заботиться о ближних

понимать друг друга

делать приятное


- Итак, мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом от нас самих и нашего поведения. Вот уже засияло солнышко.

(Учитель прикрепляет «солнце» над домом.)

- У каждого в семье должны быть свои обязанности. А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

(Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье)

ФИЗМИНУТКА

- Давайте поиграем в игру – “Распределение обязанностей в семье” - Если это обязанность мамы, то встает 1-я группа,

если это обязанность папы, то встает 2-я группа,

если это обязанность детей, то встает 3-я группа.

- Готовы?

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Заботиться друг о друге.


- На Руси к семье всегда относились с огромным уважением. Поэтому семьи были большие и дружные. Русский народ сложил немало пословиц о семье.

(Работа в группах)

- Перед вами лежат конверты со словами. Соберите из них пословицы.


предлагает детям закончить пословицу о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

- Ребенок учится тому, что (видит у себя в дому)

- Семья в куче – (не страшна туча)

- Не нужен клад, когда (в семье лад)

- Дети не в тягость, (а в радость.)


4. Итог

- Ребята! Как вы думаете, легко ли сохранить семью, т. е. жить вместе много лет?

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Как вы понимаете эти слова?

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушаться, в молодости- с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться.

Упражнение «Памятка на каждый день»

В течение трех минут заполните пожалуйста правила.

1. Я никогда не буду________________________________

2. Всегда буду знать________________________________________________

3. Всегда буду проявлять интерес к___________________________

4. Я должна_______________________________________________________

5. Я не могу________________________________________________________

6. Я не хотела бы ________________________________________________

7. Я хочу_________________________________________________________


5. Рефлексия

- Пусть ваш дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Пусть всегда в нём будет совет да любовь, и вы могли бы с гордостью сказать: "Моя семья - моё богатство".


Упражнение «Я люблю своего ребенка»

А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?


Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.


- Было трудно?

- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?

- Легко ли Вам было заполнять? Почему?



6. Постбеседа

-Я хотела бы вас спросить: А как вы думаете, можем ли мы наш класс назвать семьёй?


-Конечно, можем. Ведь школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.

- А можно наш класс назвать семьей?
- У нас с вами тоже школьная семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, понимание…

А для этого в нашей классной семье тоже надо жить по правилам.

- Какие надо соблюдать правила? (Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде, во время болезни; делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым, поздравлять друг друга с днем рождения; радоваться успехам друг друга, не обзывать и не обижать друг друга, уметь уступать; быть внимательными к другим)











9. «Пять путей к сердцу ребенка»

Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку

- прикосновение;

- слова поощрения;

- время;

- помощь;

- подарки.





Психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».

Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.


4. Упражнение «Живой дом»

Сейчас я проведу диагностику вашей семьи. Перед вами лист, на котором нарисован дом. Вспомните 6 – 7 имен членов семьи (мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки, тети, дяди и т.д.), которые влияют на вашу жизнь.

Обратите внимание, дом состоит из частей: фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход. Вам нужно каждой части дома дать имя конкретного человека из вашей семьи и подпишите.

Выводы. Закончили? Теперь я дам интерпретацию результатов. Методика «Живой дом» дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Дверь – информационный портал, тот, кто учил строить отношения с миром.

Дорога – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.



1 группа

Не нужен клад, когда в семье лад.

2 группа

Вся семья вместе, так и душа на месте.

3 группа

В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.


- Какие же пословицы у вас получились? Объясните их смысл.

(спросить по очереди каждую группу)



В) Кроссворд «Родственник»

1.  Сын моей матери. (брат)
2. Мой родитель. (отец)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (мать)
6. “Святая кровь” – мать мужа. (свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (тетя)
8. Сын моего ребенка. (внук)
9. Мой наследник. (сын)
10. Сын моей сестры или брата. (племянник)
11. Отец мужа. (свекр)

Родственниками называют людей, которые являются родными членам одной семьи.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!