Тренажер по русскому языку 1-3 класс
Учитель-логопед: Муль А.В
МБОУ СОШ №188
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
задания
Составь предложение из данных слов. Запиши его.
Проверь
Мы летом жили на даче.
мы, на, летом, даче, жили
Составь предложение из данных слов. Запиши его.
Проверь
По тропинке прыгал птенец.
тропинке, по, птенец, прыгал
Составь предложение из данных слов. Запиши его.
Проверь
березке, появились, листики, на
На березке появились листики.
Отредактируй текст. Запиши его. Проверь.
За городом красивый парк в парке растут липы, клены, березки на клумбах цветут яркие цветы.
За городом красивый парк. В парке растут липы, клены, березки. На клумбах цветут яркие цветы.
Проверь
Отредактируй текст. Запиши его. Проверь.
Дети выбежали в сад они играли в мячик малыши смеялись.
Дети выбежали в сад. Они играли в мячик. Малыши смеялись.
Проверь
Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его. Проверь.
Мы любили ходить в лес за ягодами. За деревней речка и еловый лес. Летом мы жили в деревне.
Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Правила переноса
- Переноси слова по слогам.
2. Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую.
Вспомни правила переноса. Найди в каждом столбике «лишнее» слово. Проверь.
заяц
кукла
голова
шарики
глаз
олень
мяч
щёки
ёжик
Проверь
Выпиши только те слова, которые можно перенести. Проверь.
Ольга, Оля, Ирина, Ира, Пётр, Петя, Тая, Таисия, Варвара, Варя.
Ольга, Ирина, Петя, Таисия, Варвара, Варя.
Проверь
Выпиши только те слова, которые можно перенести. Проверь.
Ольга, Оля, Ирина, Ира, Пётр, Петя, Тая, Таисия, Варвара, Варя.
Ольга, Ирина, Петя, Таисия, Варвара, Варя.
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Звуки букв
ГЛАСНЫЕ
а
я
о
СОГЛАСНЫЕ
у
й
ё
л
ю
э
м
ы
е
Ударные, безударные
н
и
р
б
в
п
ф
г
д
к
ж
т
з
ш
с
х
ц
ч
щ
Звонкие
Глухие
Согласные мягкие
[й , ] [ч , ] [щ , ] [б , ] [в , ] [г , ] [д , ] [з , ] [к , ] [л , ] [м , ] [н , ] [п , ] [р , ] [с , ] [т , ] [ф , ] [х , ]
Согласные твердые
[ж] [ш] [ц] [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Выпиши слова, в которых есть только буквы твердых согласных звуков. Каким одним словом можно заменить слова каждой строчки? Проверь.
Чашка, ложка, нож, тарелка -
Ложка, нож – посуда.
Стол, шкаф, диван, кресло -
Стол, шкаф - мебель.
Проверь
Хурма, слива, груша, персик -
Хурма, груша - фрукты.
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Сделай схему слова. Проверь.
- Трав копытами касаясь,
- Ходит по лесу красавец,
- Ходит смело и легко,
- Рога раскинув широко.
ОЛЕНЬ
Проверь
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Сделай схему слова. Проверь.
ЖЁЛУДЬ
- В золотой клубочек
- Спрятался дубочек.
Проверь
Отгадай загадку. Запиши отгадку. Сделай схему слова. Проверь.
ЗМЕЯ
- Шелестя, шурша травой,
- Проползает кнут живой.
- Вот он встал и зашипел:
- Подходи, кто очень смел.
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Буквы, которые не обозначают звуков
Ь
Ъ
Разделительный
ВЪЕЗД
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Показатель мягкости
Разделите-
льный
КОНЬ
КОНЬКИ
ВАРЕНЬЕ
ВЬЮГА
Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв. Проверь.
Сеть, июль, конь, новость, янтарь, ель, тень, тополь, пень, коньки, ехать, зверь, яблонька, мельница.
Сеть, конь, новость, тень, тополь, пень, коньки, зверь, мельница.
Проверь
Запиши слова, разделив их на слоги и для переноса. Проверь.
Паль-чик, крыль-цо, силь-ный, ма-лень-кие, жи-тель-ни-ца, вальс, сель-ский.
Пальчик, крыльцо, сильный, маленькие, жительница, вальс, сельский.
Проверь
Измени слова по образцу. Проверь.
день -
стальной
сталь -
деньки
зверьки
зверь -
больной
боль -
пыльный
пыль -
огоньки
огонь -
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Опасности при обозначении звуков буквами
- Безударные гласные звуки.
Звуки похожие – буквы разные:
Тр а ва
Гр и бы
К о за
Л е са
М я чи
и
а
е
о
я
Запиши слова в три столбика: в первый – с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором слоге, в третий – с ударением на третьем слоге. Проверь.
ЯБЛОКИ
МАЛИНА
ЕЖЕВИКА
ГРУШИ
РЯБИНА СМОРОДИНА
ЗЕМЛЯНИКА
Малина, яблоки, груши, ежевика, рябина, смородина, вишня, земляника.
ВИШНЯ
Проверь
Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить.
Весело, машина, стрижи, смешной, петух, солить, пятерка, плясать, пальто, большой, линейка.
В é с е ло, м а ш ú на, стр и ж ú , см е шн ó й, п е т ý х, с о л ú ть, п я т ё рка, пл я с á ть, п а льт ó , б о льш ó й, л и н é йка.
Проверь
Запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы в проверяемых словах. Проверь.
…… .. – м..сты
м о ст - м о сты
с а д - с а ды
…… .. – с..ды
…… .. – з..ма
з ú мы - з и ма
…… .. – заш..гал
ш а г - з а ш а г á л
б о ль - б о льной
г ó л о д - г о л о д á ть
…… .. – б..льной
…… .. – г..лодать
…… .. – зап..лнять
п ó лный - з а п о лн я ть
…… .. – пч..ловод
пч ё лы - пч е л о в ó д
…… .. – н..чное
н о чь - н о чн ó е
…… .. – дв..ры
дв о р - дв о ры
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Опасности при обозначении звуков буквами
2. Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ пиши только так.
ЛЫ ЖИ ШИ НА
ЧА ША РО ЩА
ЧУ ДО ЩУ КА
Измени слова по образцу. Выдели орфограмму. Проверь.
Сережа – у Сере жи
лужа – лу жи
Сережа – у Сере жи
лужа – лу жи
Алеша – у Але ши
Алеша - …………..
мышь - мы ши
мышь - …….
нож - но жи
Гриша – у Гри ши
нож - ………
Гриша - ……………
Саша – у Са ши
шалаш - шала ши
шалаш - …..
Саша - …………….
груша - гру ши
Миша - ……………
груша - …….
Миша – у Ми ши
чиж - ……….
Маша - ……………
чиж - чи жи
Маша – у Ма ши
стриж - …….
стриж - стри жи
Проверь
Спиши текст, вставь пропущенные буквы. Выдели орфограммы. Проверь.
За наш..м уч..стком рощ.. . Мы ч..сто ходим туда собирать щ..вель. В траве кач..ются жёлтые и голубые цветы. Стуч..т дятлы. Но вот солнце закрыла большая туч... . Пора домой!
За на ши м у ча стком ро ща . Мы ча сто ходим туда собирать ща вель. В траве ка ча ются жёлтые и голубые цветы. Сту ча т дятлы. Но вот солнце закрыла большая ту ча . Пора домой!
Проверь
Собери слова. Запиши их. Выдели орфограмму.
ЧУ
ЩУ
чело
шь
чка
пать
довище
пальца
лок
дак
рится
ка
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Опасности при обозначении звуков буквами
3. Парные согласные по глухости-звонкости на конце слов и перед другими парными согласными. Звуки одинаковые – буквы разные:
ДУ Б - СУ П
ВАРЕ Ж КА - БАБУ Ш КА
Напиши проверочные слова, вставь орфограммы.
Кру… - ……… пля… - ………
эта… - ………. сторо…- ………
Кру г - кру г и пля ж – на пля ж е
лебе….- ……… хле… - ……….
эта ж - эта ж и сторо ж - сторо ж ить
су…- …… гла… - …….
лебе дь - лебе д и хле б – нет хле б а
чи… - …… ду…-………
су п –кормить су п ом гла з - гла з а
чи ж - чи ж ик ду б - ду б ы
Проверь
Из двух слов выбери проверочное:
Рассказ – сказка, сказочник.
Голос – голосистый, голоски.
Увяз – вязкий, завязнуть.
Брошь – броши, брошка.
Прорубь – рубка, порубил.
Проверь
Спиши слова. Подчеркни только те парные согласные, которые нужно проверить.
Голубь, морковь, рассказ, арбуз, лошадь, рукав, камыш, насос, сторож, овраг, шалаш, сапог, гараж, медведь, горб, шкаф.
Голу бь , морко вь , расска з , арбу з , лоша дь , рука в , камы ш , насо с , сторо ж , овра г , шала ш , сапо г , гара ж , медве дь , гор б , шка ф .
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Предложения и слова
Дождь идет? (Спрашиваю.)
Дождь идет. (Утверждаю.)
Дождик, дождик перестань. (Побуждаю.)
Дождь идет! (Выражаю сильные чувства.)
Спиши текст. Поставь в конце предложений точки. Подчеркни подлежащее и сказуемое.
Наступило чудесное теплое утро. Подул свежий ветерок. Журчал по камням ручей. В тенистых кустах пели соловьи. Яркое солнце поднималось все выше и выше.
Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах пели соловьи яркое солнце поднималось все выше и выше
Проверь
Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары связанных между собой слов.
Бегут по небу легкие облачка.
Что?
Что делают?
Бегут по небу легкие облачка .
Легкие облачка; бегут по небу.
Проверь
Вставь в тексте пропущенные слова. Запиши текст по правилам орфографии.
Пчелы.
… весело гудят. … сели на клевер. … пили сок.
Слова для справок:
Пчелы, они, пчелки.
Пчелы.
Пчелы весело гудят. Они сели на клевер. Пчелки пили сок.
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Родственные слова
д о ж д ь д о ж д ик д о ж д евой
предд о ж д евой д о ж д ливый
Выпиши только родственные слова. Выдели корень.
Водяной, вода, подводный, водитель,
водовоз, водичка.
Водяной, вода,
подводный,
водовоз, водичка.
Проверь
Давай повторим все, что ты узнал на уроках обучения грамоте!
Слова, близкие по смыслу
дождь - ливень
Слова, противоположные по смыслу
(день) дождливый - ясный
Подбери слова, близкие по смыслу:
- недруг, неприятель.
- ребята, детвора.
- ключ, родник.
- еда, кушанье.
- ужас, испуг.
- Враг
- Дети
- Источник
- Пища
- Страх
Проверь
Запиши слова, противоположные по смыслу:
ответ.
- Вопрос –
- Богач –
- Плюс –
- Правда –
- Польза –
- Мир -
бедняк.
минус.
ложь.
вред.
война.
Проверь
Литература, использованная при создании презентации:
- Н.В.Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский до «Федоров»
- Т.В.Шклярова. Сборник упражнений по русскому языку для 1 класса. М.: «Грамотей», 1999.
- Л.И.Тикунова. Диктанты и творческие работы по русскому языку. 1 класс.- М.: «Дрофа», 2002